Научная тема: «ЮВЕНАЛЬНАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ В РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК»
Специальность: 22.00.04
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Инвалидность, как особое интегральное свойство личности, обусловленное медицинскими, социальными, психологическими, экономическими и нравственными факторами, определяет положение человека в социальной структуре общества. Как социальное явление, она выступает основанием социальной дифференциации и представляет собой специфический статус, для которого характерен комплекс институционально обусловленных прав и обязанностей, особенности которых заключаются в необходимости дополнительных средств удовлетворения потребностей и в понижении ожиданий к уровню социальной ответственности лиц с инвалидностью, легитимируемых социальной политикой государства и культурой общества. Вместе с тем, указанные статусные особенности не способствуют улучшению социальной позиции инвалида.
  2. Методология институционализма является наиболее действенным методом формирования целостного представления об инвалидности как социальном явлении. Как явление социальной реальности инвалидность актуализируется одновременно на ее макро-, мезо- и микроуровнях, где устанавливаются общие, особенные и индивидуальные формы функционирования лиц с инвалидностью в обществе. На макроуровне осуществляется институциональная регуляция, упорядочивающая все социальные институты, социальные общности и группы и, в конечном итоге, статусно-ролевые позиции. На этом уровне устанавливаются общие формы институализированных социальных отношений, независимо от особых потребностей инвалидов, которые дополняются институциональными регуляторами и практическими мерами социальной политики в отношении инвалидов, принимаются национальные стратегии в области инвалидности, инициируются социальные движения в защиту прав и свобод инвалидов. Мезоуровень охватывает социальные институты, которым является также инвалидность. Он определяет место и роль людей с ограниченными возможностями в обществе, формирует модели поведения и стереотипы населения в отношении инвалидов и самих лиц с инвалидностью. Микроуровень представлен повседневной жизнью, связанной с удовлетворением разнообразных потребностей лиц с инвалидностью в тех или иных социальных практиках, на реализацию которых влияет социальная идентичность, социальные установки, ценности, уровень здоровья, ресурсный потенциал и многие другие факторы.
  3. Социальное конструирование феномена инвалидности, как коллективного факта общественного сознания, осуществляется институциональными средствами и в институциональных формах социальной реальности. Указанным критериям соответствует авторская институциональная модель, обеспечивающая системность изучения и анализа инвалидности, и представляющая собой трехуровневую конструкцию социальной реальности. В ней отражена взаимосвязь социальных институтов и практик, расположенных на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, в рамках которых конструируется и осуществляется жизнедеятельность инвалидов. Все элементы институциональной модели обладают различным уровнем формализации и выполняют определенные функции. Социальные институты устанавливают формальные и неформальные правила социальной деятельности, предписывающие определенные образцы поведения индивидам и группам. Посредством социальных практик создается и реализуется привычный социальный порядок. Связанные с ситуациями получения социального опыта и способами жизнедеятельности людей, практики характеризуют меру социальной активности лиц с инвалидностью и представляются важнейшими показателями их социальной компетенции. Все многообразие отношений, в поле которых попадают инвалиды, сегодня пронизывают практики социального исключения и реакции других членов общества на это исключение. В результате существенно осложняется, а порой становится и невозможным присвоение инвалидами уважение и признание их другими членами общества, высокое положение инвалидов в статусной иерархии общества.
  4. Вопросы, связанные с ювенальной инвалидностью, носят преимущественно социальный характер и определяются состоянием и деятельностью социальных институтов по преодолению существующих барьеров социальной среды, препятствующих полноправному функционированию инвалидов в социуме и приводящих к их социальной изоляции. Проблема ювенальной инвалидности, таким образом, не является проблемой только лишь физической несостоятельности индивидов. Она, формируясь в институциональной структуре общества, становится проблемой целого общества, в котором сложился комплекс правовых, экономических, трудовых, коммуникативных, психологических, социокультурных особенностей взаимодействия  инвалидов  с  окружающим  миром. Ее решение также должно осуществляться в институциональной структуре, а не только на уровне отдельных людей с инвалидностью.
  5. Институт инвалидности возник в результате общественной потребности в создании специфических условий для жизнедеятельности лиц со стойкими нарушениями здоровья. Инвалидность, как и любой общественный институт, предстает в качестве элемента общественного целого, от которого другие элементы ожидают реализации определенных функций. Институализация инвалидности в российском обществе прошла длительный путь от отдельных родовых форм помощи увечным людям у славянских племен к социальному институту, нашедшему свое оформление в специфических организациях и учреждениях, системе статусов и ролей индивидов, нормативно-правовой базе, регулирующих и обеспечивающих социальную жизнедеятельность инвалидов. В ходе этого процесса изменились критерии восприятия инвалидов, оценки состояния инвалидности, подходы к оказанию социальной помощи и поддержке, осознанию роли и меры участия инвалидов в общественных процессах.
  6. Институциональное поле деятельности людей с инвалидностью включает в себя сложившуюся систему учреждений, нормативных документов, программ в области здравоохранения, социальной защиты, занятости, образования, культуры, спорта и т. д., в рамках которых создаются условия для осуществления практик лицами с инвалидностью в социум, в процессе которых чрезвычайно важными становятся их интегративные возможности, позволяющие реализовать принцип полного участия в общественной деятельности и концепцию нормализации жизни. Неэффективность функционирования социальных институтов российского общества, в рамках которых осуществляется жизнедеятельность инвалидов ювенальной категории, обусловлена следующими причинами: традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи; изъятие детей, молодых людей с инвалидностью в специализированные учреждения социальной защиты; неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием представителей ювенальной инвалидности; непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих процессы их социальной реабилитации.
  7. Проблема социальной интеграции детей-, подростков-, молодых инвалидов непосредственно связана с социализацией, адаптацией, а также с реабилитацией, она является комплексной, многоплановой. Институциональное поле социальной интеграции, включая в себя институты социальной защиты, социального обеспечения, семьи, образования, культуры, спорта, социальной реабилитации и др., сегодня не обеспечивает условий для включения лиц с инвалидностью в социум. Оптимальные отношения инвалидов ювенальной категории с социальными институтами и группами, комфортное социальное и морально-психологическое самочувствие, как цели социальной интеграции, достигаются не только в результате создания особых условий в социуме, но прежде всего посредством развития ресурсных возможностей личности, осуществляемого в процессе первичной и вторичной социализации инвалидов ювенальной категории.
  8. Необходимым условием гуманизации российского общества является интегрированное (инклюзивное) образование. Однако доля инвалидов, обучающихся в массовых учебных заведениях, мала. Обучение инвалидов преимущественно проводится в специализированных образовательных учреждениях в условиях общения только с другими инвалидами, что впоследствии затрудняет их интеграцию в общество. Однако для категории детей и молодых инвалидов с тяжелыми нарушениями здоровья (например, психоневрологического профиля) обучение в специализированном учреждении является большим достижением и может рассматриваться как интеграция в общество. Таким образом, функция коррекционного и интеграционного образования в равной мере необходимы обществу. Их сочетание, а не противопоставление или взаимоисключение определяет перспективы развития образования для детей и молодых лиц с инвалидностью.
  9. Восприятие ребенка-инвалида в российском обществе характеризуется наличием большого числа стереотипов, приводящих к интолерантному отношению к данной категории лиц. Наиболее негативное восприятие лиц с инвалидностью в детско-юношеской среде, наименее - среди специалистов, работающих с инвалидами, и родителей детей с инвалидностью. Неадекватность населения в отношении к лицам с инвалидностью, затрудняющая их социальную интеграцию, связана с отсутствием опыта взаимодействий с данной категорией людей и с предрассудками.
  10. Лица ювенальной категории со стойкими нарушениями жизнедеятельности, включенные в систему образования, являются активными участниками разнообразных социальных практик и обладают соответствующими социальной норме знаниями, навыками, стремлениями и ценностями. Для них чувства неполноценности и недовольства собой не являются доминирующими. Дети и молодые люди с инвалидностью ощущают себя обычными людьми и имеют самые обычные человеческие желания и стремления. Социальная идентичность детей и молодых лиц с инвалидностью не отражает ситуации социального исключения. Напротив, социальное исключение закрепляется в сознании здоровых граждан, которые воспринимают лиц с инвалидностью как ущербных и неполноценных людей. Институты семьи, друзей, школы, досуга, в которых реализуются интересы представителей ювенальной инвалидности, являются основными объектами их идентификации. Именно в рамках данных институтов строятся жизненные стратегии и осуществляются их социальные практики, следовательно, через указанные институты необходимо осуществлять основную деятельность по социальной   реабилитации и интеграции представителей ювенальной инвалидности.  
  11. Инвалиды, за исключением лиц с тяжелыми нарушениями функций организма, не позволяющих себя обслуживать и требующих постоянной помощи третьих лиц, как и здоровые индивиды, имеют определенные предрасположенности, способности и таланты, с помощью которых при должной организации их деятельности они способны приносить немалую пользу обществу. В этой связи детей, подростков и молодых инвалидов необходимо воспринимать как составляющую человеческого капитала российского общества и важнейший социальный ресурс, который необходимо использовать для развития страны.
  12. В настоящее время в российском законодательстве учитываются основные выработанные мировым сообществом принципы и подходы в отношении формирования социальной политики, адресованной инвалидам. Вместе с тем, реализация этих принципов - наглядное свидетельство того факта, что декларации социально ориентированных целей, не подкрепленных реальным ресурсным обеспечением и реальными механизмами их реализации малоэффективны. Наиболее уязвимое место социальной политики в отношении ювенальной инвалидности - отсутствие мер, обеспечивающих системное, комплексное решение проблем детства, юности и молодости в достижении равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
  13. В современной России большое значение в социальной интеграции и самореализации инвалидов имеют некоммерческие общественные организации. Взяв на себя ряд функций государства, общественные организации помогают детям и молодым инвалидам реализоваться во всех проявлениях жизни: в трудовой деятельности, культурном досуге, обучении, в дружеском общении. Однако эффективному выполнению организациями инвалидов их социальных функций препятствуют: недостаточное финансово-экономическое обеспечение этих организаций, вследствие чего они вынуждены направлять основные усилия на свое финансовое выживание, отсутствие признания  общественных организаций инвалидов государством в качестве равноправного, независимого социального партнера, крайне ограниченный характер создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организаций инвалидов. Все это указывает на необходимость поддержки организаций инвалидов со стороны государства и организации социального партнерства, которое должно быть основано на разделении и взаимном дополнении функций государства и общественных организаций в решении социальных проблем инвалидов.
Список опубликованных работ
Научные статьи и тезисы

В изданиях перечня ВАК Минобрнауки РФ

1.Жигунова, Г.В. Народы Севера и северные поселенцы: современные тенденции / Г.В. Жигунова, Ю.В. Кузнецов // Социологические исследования. – 2008. - № 12. – С. 132. – 0,05 п.л.

2.Жигунова, Г.В. Толерантность как ценность гражданского общества // Власть: Общенациональный политический журнал / Г.В. Жигунова. – 2010. - №1. – С. 60 – 63. 0,47 п.л.

3.Жигунова, Г.В. Интеграция детей с инвалидностью в общество как социальная проблема / Г.В. Жигунова // Социология. – 2010. - № 1. – С. 135 – 142. 0,58 п.л.

4.Жигунова, Г.В. Интолерантность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде / Г.В. Жигунова // Гуманизация образования. – 2010. - № 1. – С. 24 – 30. 0,41 п.л.

5.Жигунова, Г.В. Образование детей с инвалидностью как фактор их социальной адаптации и интеграции / Г.В. Жигунова // Социология образования. - 2010. - № 3. - С. 84 - 92. 0,59 п.л.

6.Кузнецов, Ю. В. Распространенность вредных привычек в детдомах Мурманской области / Ю. В. Кузнецов, Г. В. Жигунова // Социологические исследования. - 2010. - № 11. - С. 148-150. 0,14 п.л.

7.Жигунова, Г.В. Образовательное пространство детей-инвалидов в российском обществе / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 3.1 (Экономика и инновационное образование). – С. 651 – 658. 0,42 п.л.

8.Жигунова, Г.В. Становление системы социальной помощи лицам с инвалидностью в России: исторический аспект / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 4. (Гуманитарные и общественные науки). – С. 83 – 90. 0,45 п.л.

9.Жигунова, Г.В. Социальная идентификация лиц с инвалидностью / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 5.1. (Проблемы науки и образования). – С. 484 – 490. 0,35 п.л.

10.Жигунова, Г.В. Веб-сайты инвалидов как средство социальных взаимодействий / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 7 (19) (Гуманитарные и общественные науки). – С. 262 – 270. 0,42 п.л.

11.Жигунова, Г.В. Роль негосударственных общественных организаций в самореализации представителей ювенальной инвалидности / Г.В. Жигунова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2011. - № 3 (07). - Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ «Информрегистр»: 0421100132/0068. URL : http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/ zhigunova.pdf 0,72 п.л.

12.Жигунова, Г.В. Ресурсный потенциал молодых инвалидов и практики его реализации / Г.В. Жигунова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2011. - № 3 (07). - Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ «Информрегистр»: 0421100132/0086. URL : http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/zhigunova.pdf 0,50 п.л.

13.Жигунова, Г.В. Личностная идентичность людей с инвалидностью / Г.В. Жигунова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 4 (октябрь). 0,69 п.л.

14.Жигунова, Г.В. Идентификационные предпочтения молодых людей с инвалидностью: по материалам социологического исследования / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий (Проблемы науки и образования). – 2011. - № 9.2. 0,30 п.л.

Монографии

15.Жигунова, Г.В. Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с ограниченными возможностями: монография / Г.В. Жигунова, Ю.В. Кузнецов, И.Ю. Салмина, А.Н. Кузнецов; под общ. ред. Г.В. Жигуновой. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. – 216 с. 9,0/8,0 п.л.

16.Инвалидность как социальное явление: теоретический анализ // Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура: монография / Г.В. Жигунова и др.; отв. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - С. 103 – 123. 24,7/1,33 п.л.

17.Жигунова, Г.В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества / Г.В. Жигунова. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. – 180 с. 10 п.л.

В других изданиях:

18.Жигунова, Г.В. Толерантность как социальная проблема / Г.В. Жигунова // Актуальные проблемы современного общества : сборник материалов науч.-практ. конф. 29 ноября 2007 г.: в 2 ч. Ч. 1. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2008. - С. 118 – 125. 0,4 п.л.

19.Жигунова, Г.В. Формирование толерантности в современном мире / Г.В. Жигунова // Гуманитарные знания как условие прогресса науки и общества : всероссийская гуманитарного образования в российской высшей школе 8-14 февраля 2008 года : [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2008. – С. 381 – 384. 0,2 п. л.

20.Жигунова Г.В. Гуманизация образования как фактор интеграции детей группы риска / Г.В. Жигунова // Гуманитарные знания как условие прогресса науки и общества: всероссийская конференция 8-14 февраля 2008 года : [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. – С. 163 – 164. 0,10 п. л.

21.Жигунова, Г.В. Социокультурная обстановка на Кольском Севере / Г.В. Жигунова // Народы севера и северные поселенцы: ассимиляция и этническая самобытность: Всерос. науч.-практ. конф., Мурманск, 09-10 июня 2008 г.: сб. статей / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, М.Д. Розбицкой. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. – С. 74 – 77. 0,17 п.л.

22.Жигунова, Г.В. Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области / Г.В. Жигунова // Молодежь и социальные проблемы Северо-Западного региона : международная межвузовская науч.-практ. конф., МГТУ, 9-13 февраля 2009 года. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. – С. 505 – 508. 0,22 п.л.

23.Жигунова, Г.В. Проблема толерантности в условиях глобализации / Г.В. Жигунова // Социальное знание: теория и практика : межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, Л.И. Савинова. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. Ч. 1. - С. 30 - 36. 0,34 п.л.

24.Жигунова, Г.В. Проблема толерантности учащихся массовых школ к детям с инвалидностью / Г.В. Жигунова // Актуальные проблемы социологии культуры, образования и молодежи: материалы международной науч.-практ. конф., УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 25-26 февраля 2010 г. - Екатеринбург : Изд-во УГТУ-УПИ, 2010. - С. 111 – 113. 0,29 п.л.

25.Жигунова, Г.В. Социальная реабилитация молодых инвалидов: региональный аспект / Г.В. Жигунова // Социально-гуманитарные чтения памяти профессора В.О. Гошевского: материалы всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, 8-12 февраля 2010 г. [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – С. 29 – 32. 0,18 п.л.

26.Жигунова, Г.В. Социальная поддержка инвалидов в Мурманской области / Г.В. Жигунова // Социально-гуманитарные чтения памяти профессора В.О. Гошевского: материалы всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, 8-12 февраля 2010 г. [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – С. 33 - 35. 0,14 п.л.

27.Жигунова, Г.В. Социальная интеграция молодых инвалидов в Мурманской области / Г.В. Жигунова // Актуальные проблемы социального развития российской молодежи и пути оптимизации государственной молодежной политики : материалы межрегиональной науч.-практ. конф., 23 апреля 2010 г., г. Краснодар. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2010. - С. 42 - 46. 0,18 п.л.

28.Жигунова, Г.В. Социальная среда жизнедеятельности инвалидов / Г.В. Жигунова // Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право: материалы международной научно-практической конференции (22 марта 2010 г.). В 5 ч. Ч. 2. / отв. ред. В.И. Долгий. – Саратов: КУБиК, 2010. С. 123 – 125. 0,16 п.л.

29.Жигунова, Г.В. Толерантность в отношении лиц с инвалидностью как фактор интеграции российского общества / Г.В. Жигунова // Проблемы национальной безопасности России в XX-XXI вв. Уроки истории и вызовы современности : материалы международной науч.-практ. конф. / отв. ред. С.А. Марков. – Краснодар: Традиция, 2010. - С. 165 – 168. 0,16 п.л.

30.Жигунова, Г.В. Проблема социальной интеграции детей с инвалидностью в современном российском обществе / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2010. - № 4 (10). - Ч. 3. - С. 58 - 60. 0,22 п.л.

31.Жигунова, Г.В. Инвалидность как реальное явление российской социальной действительности / Г.В. Жигунова // Социология социальной реальности: методология, теория, методика исследований явлений и процессов : сборник статей и материалов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры социологии Кубанского государственного университета. Т. 1 / под ред. В.Н. Петрова, Е.М. Куликова, В.Н. Ракачева. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. - С. 141 – 152. 0,74 п.л.

32.Жигунова, Г.В. Факторы формирования толерантного поведения учащихся в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Жигунова // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. В.Н. Крылова ; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2010. – С. 111 – 113. 0,16 п.л.

33.Жигунова, Г.В. Инвалид и общество: проблемы социального взаимодействия / Г.В. Жигунова // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2-6 октября 2010 г. (XVIII Адлерские чтения) / Администрация Краснодарского края; Краснодарская региональная организация Общества «Знание» России; Кубанский государственный университет; филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Краснодаре; отв. ред. С. А. Марков. – Краснодар: Традиция, 2010. - С. 146 – 149. 0,17 п.л.

34.Жигунова, Г.В. Нетерпимость в отношении лиц с инвалидностью как социальная проблема / Г.В. Жигунова // Развитие современного инновационного общества (экономические, социальные, философские, правовые тенденции) : материалы междунар. науч.-практ. конф. (4 октября 2010 г.). В 4-х ч. – Ч. 2 / отв. ред. В. И. Долгий. – Саратов: КУБик, 2010. - С. 58 – 59. 0,16 п.л.

35.Жигунова, Г.В. Система специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Жигунова // Межнациональные и межкультурные отношения в Российском Заполярье: состояние и перспективы развития : сб. материалов всеросс. науч.-практ. конф., Мурманск, 18 июня 2010 г. / под общ. ред. Ю. В. Кузнецова, К. Ф. Ляха, О. М. Звягиной. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2010. - С. 117 – 122. 0,32 п.л.

36.Жигунова, Г.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе / Г.В. Жигунова // Социальное знание: теория и практика / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, Л.И. Савинова. – Мурманск : Изд-во МГТУ. - 2010. - Ч. 2. - С. 37 – 46. 0,40 п.л.

37.Жигунова, Г.В. Движущие факторы и механизмы формирования установок толерантного сознания в детско-подростковой среде / Г.В. Жигунова // Социальное знание: теория и практика / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, Л.И. Савинова. – Мурманск: Изд-во МГТУ. - 2010. - Ч. 3. - С. 12 - 18. 0,29 п.л.

38.Жигунова, Г.В. Виртуальные коммуникативные практики лиц с инвалидностью / Г.В. Жигунова // Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке: сборник тезисов VI Всероссийской науч. конф. «Сорокинские чтения – 2010». – М.: МАКС Пресс, 2010. - С. 538 - 541. 0,17 п.л.

39.Жигунова, Г.В. Практики отвержения и социального исключения лиц с инвалидностью / Г.В. Жигунова // Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) : материалы межд. науч.-практ. конф. (27 декабря 2010 г.). В 5-ти ч. – Ч. 2 / отв. ред. В.И. Долгий. – Саратов: КУБиК, 2011. - С. 163 – 165. 0,20 п.л.

40. Жигунова, Г.В. Ювенальная инвалидность и ресурсный потенциал общества / Г.В. Жигунова // Современные исследования социальных проблем : материалы Общероссийской науч.-практ. конф. Вып. 1 «Общественно-социальные и политические исследования» / под общ. ред. Я.А. Максимова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - С. 187 – 190. 0,15 п.л.

41.Жигунова, Г.В. Социализация детей с инвалидностью как проблема / Г.В. Жигунова // Социально-гуманитарное знание: история и современность : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, 28 февраля-04 марта [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2011. – С. 333 – 335. 0,14 п.л.

42.Жигунова, Г.В. Особенности родительского восприятия ребенка с инвалидностью как фактора его социальной адаптации и интеграции / Г.В. Жигунова // Проблемы национальной безопасности России в XX-XXI вв.: уроки истории и вызовы современности: материалы международной науч.-практ. конф. 27-31 мая 2011 г., г. Сочи / отв. ред. С.А. Марков. – Краснодар: Традиция, 2011. – С. 108 - 110. 0,61 п.л.

43.Жигунова, Г.В. Институциональная организация инвалидности в России: история и современность / Г.В. Жигунова // Социальное знание: теория и практика / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, Л.И. Савинова. – Мурманск: Изд-во МГТУ. - 2011. - Ч. 4. – С. 45 – 56. 0,58 п.л.

44.Жигунова, Г.В. Институциональная теория как методология исследования инвалидности / Г.В. Жигунова // Мысль. Философские исследования: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 2 «Философские и социальные исследования» / под общ. ред. О.Д. Мачкариной, Н.Н. Никулиной. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2011. - С. 68 – 87. 1,03 п.л.

45.Жигунова, Г.В. Самоопределение представителей ювенальной инвалидности и их идентификационные предпочтения / Г.В. Жигунова // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 7-11 октября 2011 г. (XIX Адлерские чтения) / Администрация Краснодарского края ; Краснодарская региональная организация Общества «Знание» России; Кубанский государственный университет ; филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Краснодаре; отв. ред. С. А. Марков. – Краснодар : Традиция, 2011. - С. 111 – 114. 0,15 п.л.