- Инвалидность, как особое интегральное свойство личности, обусловленное медицинскими, социальными, психологическими, экономическими и нравственными факторами, определяет положение человека в социальной структуре общества. Как социальное явление, она выступает основанием социальной дифференциации и представляет собой специфический статус, для которого характерен комплекс институционально обусловленных прав и обязанностей, особенности которых заключаются в необходимости дополнительных средств удовлетворения потребностей и в понижении ожиданий к уровню социальной ответственности лиц с инвалидностью, легитимируемых социальной политикой государства и культурой общества. Вместе с тем, указанные статусные особенности не способствуют улучшению социальной позиции инвалида.
- Методология институционализма является наиболее действенным методом формирования целостного представления об инвалидности как социальном явлении. Как явление социальной реальности инвалидность актуализируется одновременно на ее макро-, мезо- и микроуровнях, где устанавливаются общие, особенные и индивидуальные формы функционирования лиц с инвалидностью в обществе. На макроуровне осуществляется институциональная регуляция, упорядочивающая все социальные институты, социальные общности и группы и, в конечном итоге, статусно-ролевые позиции. На этом уровне устанавливаются общие формы институализированных социальных отношений, независимо от особых потребностей инвалидов, которые дополняются институциональными регуляторами и практическими мерами социальной политики в отношении инвалидов, принимаются национальные стратегии в области инвалидности, инициируются социальные движения в защиту прав и свобод инвалидов. Мезоуровень охватывает социальные институты, которым является также инвалидность. Он определяет место и роль людей с ограниченными возможностями в обществе, формирует модели поведения и стереотипы населения в отношении инвалидов и самих лиц с инвалидностью. Микроуровень представлен повседневной жизнью, связанной с удовлетворением разнообразных потребностей лиц с инвалидностью в тех или иных социальных практиках, на реализацию которых влияет социальная идентичность, социальные установки, ценности, уровень здоровья, ресурсный потенциал и многие другие факторы.
- Социальное конструирование феномена инвалидности, как коллективного факта общественного сознания, осуществляется институциональными средствами и в институциональных формах социальной реальности. Указанным критериям соответствует авторская институциональная модель, обеспечивающая системность изучения и анализа инвалидности, и представляющая собой трехуровневую конструкцию социальной реальности. В ней отражена взаимосвязь социальных институтов и практик, расположенных на макро-, мезо- и микроуровнях социальной реальности, в рамках которых конструируется и осуществляется жизнедеятельность инвалидов. Все элементы институциональной модели обладают различным уровнем формализации и выполняют определенные функции. Социальные институты устанавливают формальные и неформальные правила социальной деятельности, предписывающие определенные образцы поведения индивидам и группам. Посредством социальных практик создается и реализуется привычный социальный порядок. Связанные с ситуациями получения социального опыта и способами жизнедеятельности людей, практики характеризуют меру социальной активности лиц с инвалидностью и представляются важнейшими показателями их социальной компетенции. Все многообразие отношений, в поле которых попадают инвалиды, сегодня пронизывают практики социального исключения и реакции других членов общества на это исключение. В результате существенно осложняется, а порой становится и невозможным присвоение инвалидами уважение и признание их другими членами общества, высокое положение инвалидов в статусной иерархии общества.
- Вопросы, связанные с ювенальной инвалидностью, носят преимущественно социальный характер и определяются состоянием и деятельностью социальных институтов по преодолению существующих барьеров социальной среды, препятствующих полноправному функционированию инвалидов в социуме и приводящих к их социальной изоляции. Проблема ювенальной инвалидности, таким образом, не является проблемой только лишь физической несостоятельности индивидов. Она, формируясь в институциональной структуре общества, становится проблемой целого общества, в котором сложился комплекс правовых, экономических, трудовых, коммуникативных, психологических, социокультурных особенностей взаимодействия инвалидов с окружающим миром. Ее решение также должно осуществляться в институциональной структуре, а не только на уровне отдельных людей с инвалидностью.
- Институт инвалидности возник в результате общественной потребности в создании специфических условий для жизнедеятельности лиц со стойкими нарушениями здоровья. Инвалидность, как и любой общественный институт, предстает в качестве элемента общественного целого, от которого другие элементы ожидают реализации определенных функций. Институализация инвалидности в российском обществе прошла длительный путь от отдельных родовых форм помощи увечным людям у славянских племен к социальному институту, нашедшему свое оформление в специфических организациях и учреждениях, системе статусов и ролей индивидов, нормативно-правовой базе, регулирующих и обеспечивающих социальную жизнедеятельность инвалидов. В ходе этого процесса изменились критерии восприятия инвалидов, оценки состояния инвалидности, подходы к оказанию социальной помощи и поддержке, осознанию роли и меры участия инвалидов в общественных процессах.
- Институциональное поле деятельности людей с инвалидностью включает в себя сложившуюся систему учреждений, нормативных документов, программ в области здравоохранения, социальной защиты, занятости, образования, культуры, спорта и т. д., в рамках которых создаются условия для осуществления практик лицами с инвалидностью в социум, в процессе которых чрезвычайно важными становятся их интегративные возможности, позволяющие реализовать принцип полного участия в общественной деятельности и концепцию нормализации жизни. Неэффективность функционирования социальных институтов российского общества, в рамках которых осуществляется жизнедеятельность инвалидов ювенальной категории, обусловлена следующими причинами: традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития по сравнению с мерами по поддержке семьи; изъятие детей, молодых людей с инвалидностью в специализированные учреждения социальной защиты; неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием представителей ювенальной инвалидности; непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих процессы их социальной реабилитации.
- Проблема социальной интеграции детей-, подростков-, молодых инвалидов непосредственно связана с социализацией, адаптацией, а также с реабилитацией, она является комплексной, многоплановой. Институциональное поле социальной интеграции, включая в себя институты социальной защиты, социального обеспечения, семьи, образования, культуры, спорта, социальной реабилитации и др., сегодня не обеспечивает условий для включения лиц с инвалидностью в социум. Оптимальные отношения инвалидов ювенальной категории с социальными институтами и группами, комфортное социальное и морально-психологическое самочувствие, как цели социальной интеграции, достигаются не только в результате создания особых условий в социуме, но прежде всего посредством развития ресурсных возможностей личности, осуществляемого в процессе первичной и вторичной социализации инвалидов ювенальной категории.
- Необходимым условием гуманизации российского общества является интегрированное (инклюзивное) образование. Однако доля инвалидов, обучающихся в массовых учебных заведениях, мала. Обучение инвалидов преимущественно проводится в специализированных образовательных учреждениях в условиях общения только с другими инвалидами, что впоследствии затрудняет их интеграцию в общество. Однако для категории детей и молодых инвалидов с тяжелыми нарушениями здоровья (например, психоневрологического профиля) обучение в специализированном учреждении является большим достижением и может рассматриваться как интеграция в общество. Таким образом, функция коррекционного и интеграционного образования в равной мере необходимы обществу. Их сочетание, а не противопоставление или взаимоисключение определяет перспективы развития образования для детей и молодых лиц с инвалидностью.
- Восприятие ребенка-инвалида в российском обществе характеризуется наличием большого числа стереотипов, приводящих к интолерантному отношению к данной категории лиц. Наиболее негативное восприятие лиц с инвалидностью в детско-юношеской среде, наименее - среди специалистов, работающих с инвалидами, и родителей детей с инвалидностью. Неадекватность населения в отношении к лицам с инвалидностью, затрудняющая их социальную интеграцию, связана с отсутствием опыта взаимодействий с данной категорией людей и с предрассудками.
- Лица ювенальной категории со стойкими нарушениями жизнедеятельности, включенные в систему образования, являются активными участниками разнообразных социальных практик и обладают соответствующими социальной норме знаниями, навыками, стремлениями и ценностями. Для них чувства неполноценности и недовольства собой не являются доминирующими. Дети и молодые люди с инвалидностью ощущают себя обычными людьми и имеют самые обычные человеческие желания и стремления. Социальная идентичность детей и молодых лиц с инвалидностью не отражает ситуации социального исключения. Напротив, социальное исключение закрепляется в сознании здоровых граждан, которые воспринимают лиц с инвалидностью как ущербных и неполноценных людей. Институты семьи, друзей, школы, досуга, в которых реализуются интересы представителей ювенальной инвалидности, являются основными объектами их идентификации. Именно в рамках данных институтов строятся жизненные стратегии и осуществляются их социальные практики, следовательно, через указанные институты необходимо осуществлять основную деятельность по социальной реабилитации и интеграции представителей ювенальной инвалидности.
- Инвалиды, за исключением лиц с тяжелыми нарушениями функций организма, не позволяющих себя обслуживать и требующих постоянной помощи третьих лиц, как и здоровые индивиды, имеют определенные предрасположенности, способности и таланты, с помощью которых при должной организации их деятельности они способны приносить немалую пользу обществу. В этой связи детей, подростков и молодых инвалидов необходимо воспринимать как составляющую человеческого капитала российского общества и важнейший социальный ресурс, который необходимо использовать для развития страны.
- В настоящее время в российском законодательстве учитываются основные выработанные мировым сообществом принципы и подходы в отношении формирования социальной политики, адресованной инвалидам. Вместе с тем, реализация этих принципов - наглядное свидетельство того факта, что декларации социально ориентированных целей, не подкрепленных реальным ресурсным обеспечением и реальными механизмами их реализации малоэффективны. Наиболее уязвимое место социальной политики в отношении ювенальной инвалидности - отсутствие мер, обеспечивающих системное, комплексное решение проблем детства, юности и молодости в достижении равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
- В современной России большое значение в социальной интеграции и самореализации инвалидов имеют некоммерческие общественные организации. Взяв на себя ряд функций государства, общественные организации помогают детям и молодым инвалидам реализоваться во всех проявлениях жизни: в трудовой деятельности, культурном досуге, обучении, в дружеском общении. Однако эффективному выполнению организациями инвалидов их социальных функций препятствуют: недостаточное финансово-экономическое обеспечение этих организаций, вследствие чего они вынуждены направлять основные усилия на свое финансовое выживание, отсутствие признания общественных организаций инвалидов государством в качестве равноправного, независимого социального партнера, крайне ограниченный характер создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организаций инвалидов. Все это указывает на необходимость поддержки организаций инвалидов со стороны государства и организации социального партнерства, которое должно быть основано на разделении и взаимном дополнении функций государства и общественных организаций в решении социальных проблем инвалидов.
В изданиях перечня ВАК Минобрнауки РФ
1.Жигунова, Г.В. Народы Севера и северные поселенцы: современные тенденции / Г.В. Жигунова, Ю.В. Кузнецов // Социологические исследования. – 2008. - № 12. – С. 132. – 0,05 п.л.
2.Жигунова, Г.В. Толерантность как ценность гражданского общества // Власть: Общенациональный политический журнал / Г.В. Жигунова. – 2010. - №1. – С. 60 – 63. 0,47 п.л.
3.Жигунова, Г.В. Интеграция детей с инвалидностью в общество как социальная проблема / Г.В. Жигунова // Социология. – 2010. - № 1. – С. 135 – 142. 0,58 п.л.
4.Жигунова, Г.В. Интолерантность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде / Г.В. Жигунова // Гуманизация образования. – 2010. - № 1. – С. 24 – 30. 0,41 п.л.
5.Жигунова, Г.В. Образование детей с инвалидностью как фактор их социальной адаптации и интеграции / Г.В. Жигунова // Социология образования. - 2010. - № 3. - С. 84 - 92. 0,59 п.л.
6.Кузнецов, Ю. В. Распространенность вредных привычек в детдомах Мурманской области / Ю. В. Кузнецов, Г. В. Жигунова // Социологические исследования. - 2010. - № 11. - С. 148-150. 0,14 п.л.
7.Жигунова, Г.В. Образовательное пространство детей-инвалидов в российском обществе / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 3.1 (Экономика и инновационное образование). – С. 651 – 658. 0,42 п.л.
8.Жигунова, Г.В. Становление системы социальной помощи лицам с инвалидностью в России: исторический аспект / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 4. (Гуманитарные и общественные науки). – С. 83 – 90. 0,45 п.л.
9.Жигунова, Г.В. Социальная идентификация лиц с инвалидностью / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 5.1. (Проблемы науки и образования). – С. 484 – 490. 0,35 п.л.
10.Жигунова, Г.В. Веб-сайты инвалидов как средство социальных взаимодействий / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2011. - № 7 (19) (Гуманитарные и общественные науки). – С. 262 – 270. 0,42 п.л.
11.Жигунова, Г.В. Роль негосударственных общественных организаций в самореализации представителей ювенальной инвалидности / Г.В. Жигунова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2011. - № 3 (07). - Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ «Информрегистр»: 0421100132/0068. URL : http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/ zhigunova.pdf 0,72 п.л.
12.Жигунова, Г.В. Ресурсный потенциал молодых инвалидов и практики его реализации / Г.В. Жигунова // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). – 2011. - № 3 (07). - Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ «Информрегистр»: 0421100132/0086. URL : http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/zhigunova.pdf 0,50 п.л.
13.Жигунова, Г.В. Личностная идентичность людей с инвалидностью / Г.В. Жигунова // Мир науки, культуры, образования. – 2011. - № 4 (октябрь). 0,69 п.л.
14.Жигунова, Г.В. Идентификационные предпочтения молодых людей с инвалидностью: по материалам социологического исследования / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий (Проблемы науки и образования). – 2011. - № 9.2. 0,30 п.л.
Монографии
15.Жигунова, Г.В. Исследование толерантности различных групп населения в отношении детей с ограниченными возможностями: монография / Г.В. Жигунова, Ю.В. Кузнецов, И.Ю. Салмина, А.Н. Кузнецов; под общ. ред. Г.В. Жигуновой. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. – 216 с. 9,0/8,0 п.л.
16.Инвалидность как социальное явление: теоретический анализ // Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура: монография / Г.В. Жигунова и др.; отв. ред. Я.А. Максимов. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - С. 103 – 123. 24,7/1,33 п.л.
17.Жигунова, Г.В. Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества / Г.В. Жигунова. - Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. – 180 с. 10 п.л.
В других изданиях:
18.Жигунова, Г.В. Толерантность как социальная проблема / Г.В. Жигунова // Актуальные проблемы современного общества : сборник материалов науч.-практ. конф. 29 ноября 2007 г.: в 2 ч. Ч. 1. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2008. - С. 118 – 125. 0,4 п.л.
19.Жигунова, Г.В. Формирование толерантности в современном мире / Г.В. Жигунова // Гуманитарные знания как условие прогресса науки и общества : всероссийская гуманитарного образования в российской высшей школе 8-14 февраля 2008 года : [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2008. – С. 381 – 384. 0,2 п. л.
20.Жигунова Г.В. Гуманизация образования как фактор интеграции детей группы риска / Г.В. Жигунова // Гуманитарные знания как условие прогресса науки и общества: всероссийская конференция 8-14 февраля 2008 года : [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. – С. 163 – 164. 0,10 п. л.
21.Жигунова, Г.В. Социокультурная обстановка на Кольском Севере / Г.В. Жигунова // Народы севера и северные поселенцы: ассимиляция и этническая самобытность: Всерос. науч.-практ. конф., Мурманск, 09-10 июня 2008 г.: сб. статей / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, М.Д. Розбицкой. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2008. – С. 74 – 77. 0,17 п.л.
22.Жигунова, Г.В. Технологии социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области / Г.В. Жигунова // Молодежь и социальные проблемы Северо-Западного региона : международная межвузовская науч.-практ. конф., МГТУ, 9-13 февраля 2009 года. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. – С. 505 – 508. 0,22 п.л.
23.Жигунова, Г.В. Проблема толерантности в условиях глобализации / Г.В. Жигунова // Социальное знание: теория и практика : межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, Л.И. Савинова. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2009. Ч. 1. - С. 30 - 36. 0,34 п.л.
24.Жигунова, Г.В. Проблема толерантности учащихся массовых школ к детям с инвалидностью / Г.В. Жигунова // Актуальные проблемы социологии культуры, образования и молодежи: материалы международной науч.-практ. конф., УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 25-26 февраля 2010 г. - Екатеринбург : Изд-во УГТУ-УПИ, 2010. - С. 111 – 113. 0,29 п.л.
25.Жигунова, Г.В. Социальная реабилитация молодых инвалидов: региональный аспект / Г.В. Жигунова // Социально-гуманитарные чтения памяти профессора В.О. Гошевского: материалы всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, 8-12 февраля 2010 г. [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – С. 29 – 32. 0,18 п.л.
26.Жигунова, Г.В. Социальная поддержка инвалидов в Мурманской области / Г.В. Жигунова // Социально-гуманитарные чтения памяти профессора В.О. Гошевского: материалы всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, 8-12 февраля 2010 г. [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – С. 33 - 35. 0,14 п.л.
27.Жигунова, Г.В. Социальная интеграция молодых инвалидов в Мурманской области / Г.В. Жигунова // Актуальные проблемы социального развития российской молодежи и пути оптимизации государственной молодежной политики : материалы межрегиональной науч.-практ. конф., 23 апреля 2010 г., г. Краснодар. - Краснодар: Изд-во КубГУ, 2010. - С. 42 - 46. 0,18 п.л.
28.Жигунова, Г.В. Социальная среда жизнедеятельности инвалидов / Г.В. Жигунова // Проблемы развития современного общества: экономика, социология, философия, право: материалы международной научно-практической конференции (22 марта 2010 г.). В 5 ч. Ч. 2. / отв. ред. В.И. Долгий. – Саратов: КУБиК, 2010. С. 123 – 125. 0,16 п.л.
29.Жигунова, Г.В. Толерантность в отношении лиц с инвалидностью как фактор интеграции российского общества / Г.В. Жигунова // Проблемы национальной безопасности России в XX-XXI вв. Уроки истории и вызовы современности : материалы международной науч.-практ. конф. / отв. ред. С.А. Марков. – Краснодар: Традиция, 2010. - С. 165 – 168. 0,16 п.л.
30.Жигунова, Г.В. Проблема социальной интеграции детей с инвалидностью в современном российском обществе / Г.В. Жигунова // В мире научных открытий. - 2010. - № 4 (10). - Ч. 3. - С. 58 - 60. 0,22 п.л.
31.Жигунова, Г.В. Инвалидность как реальное явление российской социальной действительности / Г.В. Жигунова // Социология социальной реальности: методология, теория, методика исследований явлений и процессов : сборник статей и материалов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры социологии Кубанского государственного университета. Т. 1 / под ред. В.Н. Петрова, Е.М. Куликова, В.Н. Ракачева. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. - С. 141 – 152. 0,74 п.л.
32.Жигунова, Г.В. Факторы формирования толерантного поведения учащихся в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Жигунова // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. В.Н. Крылова ; АГПИ им. А.П. Гайдара. – Арзамас: Изд-во АГПИ, 2010. – С. 111 – 113. 0,16 п.л.
33.Жигунова, Г.В. Инвалид и общество: проблемы социального взаимодействия / Г.В. Жигунова // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2-6 октября 2010 г. (XVIII Адлерские чтения) / Администрация Краснодарского края; Краснодарская региональная организация Общества «Знание» России; Кубанский государственный университет; филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Краснодаре; отв. ред. С. А. Марков. – Краснодар: Традиция, 2010. - С. 146 – 149. 0,17 п.л.
34.Жигунова, Г.В. Нетерпимость в отношении лиц с инвалидностью как социальная проблема / Г.В. Жигунова // Развитие современного инновационного общества (экономические, социальные, философские, правовые тенденции) : материалы междунар. науч.-практ. конф. (4 октября 2010 г.). В 4-х ч. – Ч. 2 / отв. ред. В. И. Долгий. – Саратов: КУБик, 2010. - С. 58 – 59. 0,16 п.л.
35.Жигунова, Г.В. Система специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Жигунова // Межнациональные и межкультурные отношения в Российском Заполярье: состояние и перспективы развития : сб. материалов всеросс. науч.-практ. конф., Мурманск, 18 июня 2010 г. / под общ. ред. Ю. В. Кузнецова, К. Ф. Ляха, О. М. Звягиной. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2010. - С. 117 – 122. 0,32 п.л.
36.Жигунова, Г.В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе / Г.В. Жигунова // Социальное знание: теория и практика / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, Л.И. Савинова. – Мурманск : Изд-во МГТУ. - 2010. - Ч. 2. - С. 37 – 46. 0,40 п.л.
37.Жигунова, Г.В. Движущие факторы и механизмы формирования установок толерантного сознания в детско-подростковой среде / Г.В. Жигунова // Социальное знание: теория и практика / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, Л.И. Савинова. – Мурманск: Изд-во МГТУ. - 2010. - Ч. 3. - С. 12 - 18. 0,29 п.л.
38.Жигунова, Г.В. Виртуальные коммуникативные практики лиц с инвалидностью / Г.В. Жигунова // Стратегия инновационного развития России как особой цивилизации в XXI веке: сборник тезисов VI Всероссийской науч. конф. «Сорокинские чтения – 2010». – М.: МАКС Пресс, 2010. - С. 538 - 541. 0,17 п.л.
39.Жигунова, Г.В. Практики отвержения и социального исключения лиц с инвалидностью / Г.В. Жигунова // Управление современным инновационным обществом в посткризисный период (экономические, социальные, философские, правовые аспекты) : материалы межд. науч.-практ. конф. (27 декабря 2010 г.). В 5-ти ч. – Ч. 2 / отв. ред. В.И. Долгий. – Саратов: КУБиК, 2011. - С. 163 – 165. 0,20 п.л.
40. Жигунова, Г.В. Ювенальная инвалидность и ресурсный потенциал общества / Г.В. Жигунова // Современные исследования социальных проблем : материалы Общероссийской науч.-практ. конф. Вып. 1 «Общественно-социальные и политические исследования» / под общ. ред. Я.А. Максимова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. - С. 187 – 190. 0,15 п.л.
41.Жигунова, Г.В. Социализация детей с инвалидностью как проблема / Г.В. Жигунова // Социально-гуманитарное знание: история и современность : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием, 28 февраля-04 марта [Электронный ресурс] / ФГОУ ВПО МГТУ. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2011. – С. 333 – 335. 0,14 п.л.
42.Жигунова, Г.В. Особенности родительского восприятия ребенка с инвалидностью как фактора его социальной адаптации и интеграции / Г.В. Жигунова // Проблемы национальной безопасности России в XX-XXI вв.: уроки истории и вызовы современности: материалы международной науч.-практ. конф. 27-31 мая 2011 г., г. Сочи / отв. ред. С.А. Марков. – Краснодар: Традиция, 2011. – С. 108 - 110. 0,61 п.л.
43.Жигунова, Г.В. Институциональная организация инвалидности в России: история и современность / Г.В. Жигунова // Социальное знание: теория и практика / под общ. ред. Ю.В. Кузнецова, Л.И. Савинова. – Мурманск: Изд-во МГТУ. - 2011. - Ч. 4. – С. 45 – 56. 0,58 п.л.
44.Жигунова, Г.В. Институциональная теория как методология исследования инвалидности / Г.В. Жигунова // Мысль. Философские исследования: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 2 «Философские и социальные исследования» / под общ. ред. О.Д. Мачкариной, Н.Н. Никулиной. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2011. - С. 68 – 87. 1,03 п.л.
45.Жигунова, Г.В. Самоопределение представителей ювенальной инвалидности и их идентификационные предпочтения / Г.В. Жигунова // Личность. Общество. Государство. Проблемы развития и взаимодействия: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., 7-11 октября 2011 г. (XIX Адлерские чтения) / Администрация Краснодарского края ; Краснодарская региональная организация Общества «Знание» России; Кубанский государственный университет ; филиал Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права в г. Краснодаре; отв. ред. С. А. Марков. – Краснодар : Традиция, 2011. - С. 111 – 114. 0,15 п.л.