- Государственное регулирование экономики - это совокупность закрепленных в законодательстве мер (форм) экономического, правового и организационного воздействия на экономику, в том числе путем государственной поддержки и защиты субъектов предпринимательской деятельности, а также государственного контроля за соблюдением требований законодательства субъектами такой деятельности. Предпринимательско-правовые основы государственного регулирования рыночной экономики представляют собой систему целей, принципов, методов и форм государственного регулирования экономики.
- Общая (главная) цель государственного регулирования экономики - обеспечение рационального хозяйствования, реализация и защита публичных интересов (интересов общества), таких как оборона страны и безопасность государства, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана окружающей среды, надлежащее осуществление функций социального государства, в том числе защита социально уязвимых слоев населения. В рамках этой общей цели могут ставиться специальные цели государственного регулирования как экономики в целом, так и ее конкретных сфер и видов предпринимательской деятельности.
- Обеспечение рационального хозяйствования одновременно выступает как составляющая общей (главной) цели государственного регулирования экономики и как цель предпринимательского (хозяйственного) права. Существенными признаками (элементами) рационального хозяйствования являются: развитие производства (производственная составляющая), максимальное использование достижений научно-технического прогресса (инновационная составляющая), эффективное и оптимальное использование природных ресурсов при минимизации вредного воздействия на окружающую среду, энергосбережение (экологическая составляющая), социальная направленность (социальная составляющая), нравственная направленность (нравственная составляющая).
- Рациональное хозяйствование можно определить как эффективное и оптимальное осуществление хозяйственной деятельности в условиях глобальных проблем, направленное на максимальное удовлетворение общественных потребностей при минимальных затратах, посредством инновационного развития производства и сферы услуг при строгом соблюдении требований охраны окружающей среды и энергосбережения, принципа партнерства хозяйствующих субъектов и других принципов государственного регулирования экономики и обеспечивающее надлежащее выполнение Российской Федерацией обязанностей социального государства. Данное определение рационального хозяйствования основано на удовлетворении общественных потребностей, и здесь можно условно говорить о рациональном хозяйствовании в объективном смысле. Рациональное хозяйствование в субъективном смысле предопределяется потребностями отдельных хозяйствующих субъектов. Категория рационального хозяйствования, будучи экономической, должна найти свое закрепление в праве и уже в таком виде она может служить в качестве универсальной правовой категории как для правоприменения, так и для совершенствования правового обеспечения государственного регулирования экономики.
- Уроки глобального финансово-экономического кризиса свидетельствуют о том, что тезисы о саморегулируемом рынке являются несостоятельными и не имеют под собой никакой реальной основы. Среди таких уроков необходимо отметить следующие: 1) нормальное функционирование современной экономики невозможно без активного государственного регулирования; 2) одной из основных форм государственного регулирования экономики в период кризиса является государственная поддержка; 3) без государственной поддержки не могут обойтись, в первую очередь, крупные финансовые структуры и корпоративные предприятия, хотя именно они являются столпами «саморегулируемого рынка»; 4) глобализация имеет не только и не столько позитивные, но и негативные стороны; 5) именно многоукладная экономика позволяет наиболее безболезненно преодолеть кризис; 6) активное государственное регулирование экономики должно осуществляться постоянно, а не только в период кризиса; 7) как в Российской Федерации, так и в других странах отсутствует эффективный правовой антикризисный механизм как система правовых средств.
- Институт правового антикризисного механизма может быть сконструирован как специальный режим хозяйствования. Необходим специальный нормативный правовой акт, например, закон о специальном режиме хозяйствования и государственной поддержке экономики в условиях финансово-экономического кризиса. Вместе с тем, основные положения о специальном режиме хозяйствования должны быть закреплены в качестве соответствующей главы предпринимательского (хозяйственного) кодекса.
- Сектор государственного регулирования экономики можно рассматривать в качестве определенной совокупности направлений (сфер), которые группируются в зависимости от степени достижения общей (основной) цели государственного регулирования экономики (обеспечения рационального хозяйствования, реализации и защиты публичных интересов). Группировка направлений (сфер) государственного регулирования экономики в секторы необходима для выявления общих подходов, определения тенденций и предпочтительных форм государственного регулирования. В диссертации выделяются три сектора государственного регулирования экономики: реальный, непроизводственный (инфраструктурный, обслуживающий) и виртуальный (сектор «фиктивного капитала»).
- Поскольку хозяйственно-правовая концепция основывается на необходимости единого регулирования горизонтальных и вертикальных предпринимательских отношений, все принципы предпринимательского (хозяйственного) права, в том числе принципы свободы предпринимательской деятельности, равенства хозяйствующих субъектов и партнерства хозяйствующих субъектов, одновременно выступают в качестве принципов государственного регулирования экономики и должны строго соблюдаться и учитываться при осуществлении этого самого государственного регулирования экономики. Принципы предпринимательского (хозяйственного) права являются универсальными оценочными категориями (критериями) для различных форм государственного регулирования экономики. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) принципы государственного регулирования экономики в комплексе с обеспечением рационального хозяйствования в объективном смысле как составляющей общей (главной) цели государственного регулирования экономики есть система эффективных критериев выбора и совершенствования правовых, экономических и организационных форм государственного регулирования экономики.
- Принцип партнерства хозяйствующих субъектов, применительно к вертикальным хозяйственным отношениям, должен предполагать деловое сотрудничество субъектов, регулирующих хозяйственную деятельность и субъектов, ее осуществляющих, их содействие друг другу в выполнении вертикальных хозяйственных обязательств, обеспечение рационального хозяйствования в объективном смысле. Именно принцип партнерства хозяйствующих субъектов должен, в первую очередь, обеспечивать реализацию нравственной составляющей рационального хозяйствования в объективном смысле.
- С помощью форм государственного регулирования экономики достигаются цели государственного регулирования. Система форм государственного регулирования экономики должна быть системой осуществления целей такого регулирования. Важнейшим условием эффективности форм государственного регулирования экономики является их соответствие целям государственного регулирования. Формы государственного регулирования должны быть пригодными и достаточными для достижения целей. Под формами государственного регулирования экономики следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на экономику.
- Государственная поддержка хозяйственной деятельности - это специфическая форма государственного регулирования экономики, заключающая в себе позитивную оценку деятельности хозяйствующих субъектов, применяемая с целью их стимулирования к рациональному хозяйствованию в объективном смысле и выражающаяся в конкретных мерах материального и морального характера. Государственная поддержка хозяйственной деятельности представляет собой антипод хозяйственно-правовой ответственности. Если основанием для применения к хозяйствующим субъектам санкций - мер ответственности - является хозяйственное правонарушение и в хозяйственно-правовой ответственности заключается негативная оценка деятельности хозяйствующих субъектов, то основанием для оказания государственной поддержки является рациональное хозяйствование в объективном смысле, а в государственной поддержке заключается позитивная оценка деятельности хозяйствующих субъектов. Государственная поддержка является не заботой о повышении прибыли субъектов предпринимательской деятельности и способом их дополнительного обогащения, о чем свидетельствует опыт преодоления кризиса, а формой государственного стимулирования рационального хозяйствования в объективном смысле.
- В диссертации обосновывается тезис о том, что недопустимо смешение форм государственного регулирования экономики и государственных услуг. Представляется, что в случае исполнения хозяйствующим субъектом какой-либо обязанности, касающейся регулирующего воздействия на него со стороны государства, не может и речи быть о предоставлении ему услуги - той услуги, о которой он не просил. С точки зрения рационального хозяйствования в субъективном смысле, хозяйствующий субъект вообще не нуждается в государственном регулировании своей деятельности. В таком регулировании нуждается общество, а государство это регулирование обязано осуществлять в интересах общества. Оказание государственных услуг не несет в себе регулирующего воздействия со стороны государства в отношении субъектов, которым таковые услуги оказываются. Там, где в вертикальных отношениях начинается обязанность хозяйствующего субъекта, заканчивается услуга.
- Цель предпринимательской деятельности в совокупности с рисковым характером этой деятельности с неизбежностью предопределяют эгоистическую направленность поведения субъектов предпринимательской деятельности. Такая эгоистическая направленность поведения предпринимателей должна быть аксиомой для государственного регулирования экономики, которое, в свою очередь, также не может не выступать в качестве определенной детерминанты эгоистического характера действий предпринимателей, например, «уводя» некоторые виды предпринимательской деятельности в «тень». Цель и рисковый характер предпринимательской деятельности, как и само государственное регулирование, представляют собой далеко не исчерпывающий перечень факторов, предопределяющих эгоистическую направленность поведения субъектов предпринимательской деятельности. Однако, в отличие от других факторов, например, морально-исторического порядка, эти факторы находятся в правовой плоскости - они подтверждены и закреплены в праве. Эгоистическая направленность поведения субъектов предпринимательской деятельности, основанная на обеспечении рационального хозяйствования в субъективном смысле, сама по себе еще не является чем-то противоправным, хотя и может носить безнравственный характер. Задача права вообще и предпринимательского (хозяйственного) права в частности - не допустить, чтобы такая направленность выходила за рамки правомерного поведения и, по возможности, придать правомерному поведению как можно более нравственный характер.
- Не являются идеальными обе стороны вертикали государственного регулирования экономики - государство и хозяйствующие субъекты. Совершенствование самого государства - сфера конституционного и административного права, совершенствование форм государственного регулирования экономики и, отчасти, совершенствование хозяйствующих субъектов (помимо того, что это и их собственная задача) - сфера предпринимательского (хозяйственного) права. Сами по себе, без адекватного государственного регулирования на предпринимательско-правовых (хозяйственно-правовых) основах, хозяйствующие субъекты не станут идеальными и даже не приблизятся к идеальности, и основной причиной этого является эгоистическая направленность их поведения.
1. Государственное регулирование экономики: предпринимательско- правовой аспект. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 256 с. (12,7 п.л.).
2. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) основы государственного регулирования экономики: монография / Российская акад. наук, Ин-т государства и права. Отв. ред. Н.И. Михайлов - М.: Инфотпропик Медиа, 2011. - 328 с. (20,5 п.л.).
Учебники и учебные пособия
3. Предпринимательское (хозяйственное) право: учебник под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского; Рос. акад. наук, Ин-т государства и права, Академ, правовой ун-т. - М.: Волтерс Клувер, 2006 (глава 12. «Государственное регулирование предпринимательской деятельности», глава 13. «Правовые основы конкуренции и ограничения монополистической деятельности» - 6,5 п.л.).
Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации
4.Правовые формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности // Труды Института государства и права РАН. 2007. № 2 (0,5 п.л.).
5.Государственное регулирование экономики: некоторые уроки глобального финансово-экономического кризиса // Бизнес, Менеджмент и Право. 2009. № 1 (0,6 п.л.).
6. Государственная поддержка предпринимательской деятельности // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. № 2. 2008 / Под ред. В.Ф. Попондопуло. - СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009 (0,6 п.л.).
7. Соотношение форм государственного регулирования предпринимательской деятельности и саморегулирования (на примере аудиторской деятельности) // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. № 3. 2009 / Под ред. В.Ф. Попондопуло. - СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2010 (0,8 п.л.).
8. О целях государственного регулирования экономики // Бизнес, Менеджмент и Право. 2011. № 1 (0,6 п.л.).
9.Необходимость усиления государственного воздействия на экономику (с учетом уроков глобального финансово-экономического кризиса) // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. № 4. 2010. / Под ред. В.Ф. Поподопудо. - СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2011 (0,6 п.л.).
10.Правовые методы и формы государственного регулирования экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2011. № 27 (0,6 п.л.).
11.Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые) принципы государственного регулирования экономики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2011. № 3 (13) (0,8 п.л.).
12.Проблемы правового обеспечения государственного регулирования экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2011. № 28 (0,6 п.л.).
13.Правовые основы государственного регулирования экономики // Бизнес, Менеджмент и Право. 2011. № 2 (0,6 п.л).
14. Государственная поддержка предпринимательской деятельности как специфическая форма государственного регулирования экономики // Предпринимательское право. 2011. № 4 (0,6 п.л.).
Основные публикации в иных изданиях
15. О системе экономических мер по компенсации ВАЗу ущерба за счет поставщиков (методическое пособие). - Тольятти, 1990 (1,5 п.л.)
16.О порядке приемки импортных грузов на ВАЗе. Методические рекомендации (разделы «Пределы ответственности», «Порядок предъявления претензий и исков», «Ответственность за причинение вреда»). - Тольятти, 1990 (0,6 п.л.).
17.Роль санкций в стабилизации хозяйственных связей // Тезисы докладов на теоретической конференции аспирантов Института государства и права РАН. - М.: ИГЛ РАН, 1992 (0,3 п.л.).
18.О социальной и юридической ответственности бизнеса в России // Труды Кировского филиала МГЮА. Киров, 1997 (0,4 п.л.).
19. Гражданский кодекс и законность в предпринимательских отношениях // Труды Кировского филиала МГЮА. - Киров, 1998 (0,5 п.л.).
20. Новый Гражданский кодекс и предпринимательское право // Тезисы докладов научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарного и экономического образования в негосударственных вузах». - Киров, 1998 (0,4 п.л.).
21. Проблемы ответственности в предпринимательских отношениях (основные понятия и границы исследования) // Труды Кировского филиала МГЮА. - Киров, 1999 (0,5 п.л.).
22.Проблемы ответственности предприятий в сфере валютного контроля в Российской Федерации в современный период (в соавторстве с Чеботарёвым Я.Е.) // Труды Кировского филиала МГЮА. - Киров, 1999. (0,6 п.л.).
23.О бесспорном (безакцептном) списании санкций // Труды Кировского филиала МГЮА. - Киров, 2000 (0,5 п.л.).
24. К вопросу об отраслевой идентификации ответственности предпринимателей по налоговому законодательству // Труды Кировского филиала МГЮА. - Киров, 2001 (0,6 п.л.).
25.Управление государственной собственностью в Кировской области (сборник документов) / под ред. Пентегова Г.А. (в соавторстве с Кононовым П.И., Колесниковым О.А., Малых А.В. Пентеговым Г.А. и др.) - Киров, 2001 (15,9 п.л.).
26.Вопросы ответственности в предпринимательских отношениях // Развитие хозяйственного законодательства на современном этапе: материалы Международной научной конференции 29 апреля 2004 года. - М.: ТК «Велби», Издательство «Проспект, 2004 (0,6 п.л.).
27. Государственное регулирование инновационной деятельности // Гражданин и право. 2006. № 5 (0,6 п.л.).
28. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Гражданин и право. 2006. JN"» 10 (0,6 п.л.).
29. Правовое обеспечение государственного регулирования экономической деятельности // Гражданин и право. 2007. № 9 (0,6 п.л.).
30. Государственная поддержка предпринимательской деятельности // Гражданин и право. 2007. № 11; № 12 (1,5 п.л.).
31.Государственное регулирование аудиторской деятельности // Гражданин и право. 2009. № 7 (0,9 п.л.).
32.Государственное регулирование экономики: некоторые уроки глобального финансово-экономического кризиса // Правничий часопис Донецького ушверситету. 2009. № 1-2 (0,5 п.л.).
33. Обеспечение рационального хозяйствования как цель предпринимательского (хозяйственного) права // Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права / отв. ред. В.В. Лаптев, С.С. Занковский. - М., 2011 (0,6 п.л.).