- Ценностное отношение к окружающему миру формируется у человека в рамках определенной культуры, которая обусловливает последующее восприятие действительности и ее соответствующее понимание. Любые девиантные с точки зрения «своего» культурного сценария элементы приобретают в ходе перцептивного декодирования знаковый смысл для реципиента и занимают определенное положение на шкале его оценок, где точкой отсчета служат представления о нормативности используемой объектом восприятия коммуникативной модели, в том числе - престижности используемого варианта национального языка.
- С начала колонизации континента доминирование белых протестантов англо-саксонского происхождения предопределило общую оценочную направленность восприятия членов данной группы как элитарной категории людей. Язык, религия, идеология и физическая идентичность Воспов выступали как образцовые, прототипные черты стопроцентных американцев в сознании представителей разных этнических групп в культурно-историческом пространстве США двадцатого века.
- К двадцатому веку в результате внутренней миграции населения в Соединенных Штатах сложилось несколько территориальных диалектных зон, коррелирующих в обыденном сознании носителя американского варианта английского языка с одноименными культурными регионами и отраженными в региональных моделях коммуникативного поведения социально-значимыми оценками.
- Языковая ситуация наряду с локально-групповыми и национальной системами ценностей, культурными стереотипами / типажами способствовали формированию прототипа категории «американская языковая личность» в картине мира лингвокультурного сообщества и экстраполированные на разные уровни языковой личности варианты ее восприятия (южане, северяне, жители Среднего Запада и Запада США, представители Новой Англии).
- Основные черты американского характера - прагматизм, индивидуализм, свободолюбие, оптимизм, уверенность в собственных силах, устремленность в будущее - актуализировались в национальных культурных типажах жителей Севера США. Подобные черты воспринимались в процессе межкультурной коммуникации в двадцатом веке как находящиеся на базовом уровне категоризации. Черты, присущие характеру южан - как отличные от эталона американской модели поведения. Как следствие, речь северян (ассоциирующаяся с понятием General American Speech) выступала как образцовая, нормативная, а речь носителей южного территориального диалекта являлась маркером принадлежности говорящего к более низкому по статусу в обществе коллективу.
- Ценности, выработанные в границах культуры северного региона США, определяющие мотивы и движущие силы развития языковой личности, - индивидуализм, прагматизм, исключительность, - формировали в двадцатом веке наиболее значимый в познавательном отношении фрагмент культурной картины мира американцев. Ценности, созданные южной культурной традицией, рассматривались носителями языка преимущественно в исторической ретроспективе. Данные ценности-концепты обладали ярко выраженной региональной спецификой и воспроизводились в ограниченном пространственными и временными рамками «южном» фрагменте картины мира американского сообщества.
- Прототип языковой личности, или национально культурный прототип носителя языка, не является константной категорией. Прототипам как ментальным образованиям свойственны изменчивость (вариативность), темпоральность, детерминированность потребностями общения и прагматической направленностью человеческой когниции. В историческом пространстве каждой культуры можно определить свой прототип языковой личности, который является коммуникативно-релевантным для индивида как представителя определенного лингвокультурного сообщества, как говорящего и познающего субъекта.
1.Классические, прототипические и акцидентные категории / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, серия «Филология», 2010, № 5 (1). – С. 373 – 377.
2.Языковое восприятие как акт когниции и коммуникации / Вестник Поморского ун-та. – Серия «Гуманитарные и социальные науки», № 7 / 2010. – С. 254 – 259.
3.Американская языковая личность в романе Дж. Апдайка “In the Beauty of the Lilies” / Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 44, серия «Филология. Искусствоведение», № 17 (198) 2010. – С. 64 – 70.
4.Восприятие и оценка территориальных диалектов в межкультурной коммуникации региональных групп США / Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 47, серия «Филология. Искусствоведение», № 29 (210) 2010. – С. 92 – 98.
5.Лингвокогнитивные аспекты восприятия речи / Вестник Челябинского государственного университета. Выпуск 52, серия «Филология. Искусствоведение», № 10 (198) 2011. – С. 64 – 70.
6.Социумная пресуппозиция и модели социальных ситуаций / Научная мысль Кавказа. № 2 (62) 2010. – С. 98 – 104.
7.Язык и познание: биолого-социальная природа когнитивных процессов / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, серия «Филология», 2011, № 2 (1). – С. 365 – 370.
Монографии.
8.Онтология «американизма»: язык и национальное самосознание / Под общ. ред. Комовой Т. А. – Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2006. – 147 с.
9.Американская языковая личность в культурно-историческом пространстве США. Монография / Т. Ю. Ма. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2011. – 204 с.
Другие публикации по теме диссертации.
10.Специфика межкультурной коммуникации: аспект восприятия // От слова к тексту: Материалы Междунар. научн. конф., Минск, 13 – 14 ноября 2000 г.: В 3ч. Ч. 3 / Отв. редактор Н. П. Баранова. – Мн.: МГЛУ, 2000. – С. 75 – 76.
11.National vs. regional identity through the prism of dialects revisited / New Developments in Modern Anglistics. – M.: MAX Press, 2001. – С. 132 – 136.
12.Американское национальное самосознание и его отражение в языке / Материалы международного научно-методического семинара «Проблемы обучения профессиональному общению на иностранном языке». – Москва, АФПС России, 6 февраля 2001 года. – С. 123 – 131.
13.Американизм как сложный культурный концепт / Материалы международной научной конференции «Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования». Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 25 – 27 октября 2001 года. – С. 127 – 129.
14.Роль самосознания в формировании концептуальной картины мира / Вестник АмГУ, 2004. – Вып. 24. – С. 21 – 23.
15.Восприятие языкового знака как знака культуры / Материалы региональной научно-практической конференции «Образовательное пространство России: проблемы взаимодействия языков и культур». – Благовещенск: АмГУ, 2006. – С. 77 – 78.
16.Оценка как лингвокультурный феномен / Вестник АмГУ, 2006. – Вып. 32. – С. 82 – 84.
17.Категоризация как лингвосоциокультурный феномен // Материалы научно-практической конференции (Благовещенск, 16 апреля 2007 г.) / Ред. кол. Н. Л. Глазачева, Е. А. Иващик, Л. Ф. Мещерова, И. В. Палаева, Е. А. Пожидаева, О. С. Плохотнюк. – В 2-х ч. – Ч. 2. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – С. 71 – 75.
18.Восприятие языкового знака как когнитивный процесс / Сборник научных статей по материалам международной научной конференции. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2007. – С. 112 – 119.
19.Оппозиция «свой / чужой» в культуре и языке // Россия-Восток-Запад: Проблемы межкультурной коммуникации: материалы международной научной конференции / отв. ред. З. Г. Прошина. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. – Ч. 1. – С. 18 – 20.
20.Динамика концепта «freedom» в лингвокультуре США / Вестник АмГУ, 2008. – Вып. 40. – С. 83 – 85.
21.Пресуппозиция как часть проблемы понимания текста // Язык как культура: мосты между Европой и Азией: сб. науч. Ст. по материалам международного лингвокультурологического форума (15 – 18 сентября 2009 г.) / под ред. В. В. Васюк, Н. Р. Максимовой, Н. А. Олейниковой. – Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2009. – С. 172 – 177.
22.Концепты и категории в лингвистических исследованиях // Язык. Культура. Коммуникация. Сборник научных трудов / ред. коллегия: Н. В. Зайчикова, Н. М. Залесова, И. Г. Ищенко, Т. Ю. Ма, А. В. Юнг. – Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2009. – С. 79 – 91.
23.Особенности использования прецедентных феноменов в текстах англоязычных и русскоязычных печатных СМИ // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета иностранных языков / Благовещенск, 26 февраля 2010 г. / Под общ. ред. И. В. Палаевой. – Благовещенск: Изд-во ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет», 2010. – С. 277 – 282.
24.Влияние региональной диверегенции на процесс формирования стереотипов в языке и культуре США / Вестник АмГУ, 2010. – Вып. 50. – С. 165 – 170.
25.Особенности использования прецедентных феноменов в инаугурационных речах президентов США в 1789 – 2009 гг. / Вестник АмГУ, 2010. – Вып. 52. – С. 118 – 123.
26.Лингвоцветовая картина мира Джона Апдайка (на материале тетралогии о Гарри Энгстроме по кличке «Кролик») / Вестник АмГУ, 2010. – Вып. 52. – С. 128 – 134.
27.Отражение языковой личности в стереотипах Севера и Юга США в рассказе Ф. С. Фицджеральда «Ледяной дворец» / Современные проблемы взаимодействия языков и культур. Материалы международной научно-практической конференции. Благовещенск, 12 – 13 ноября 2010 г. Благовещенск: Изд-во Амурского государственного университета, 2010. – С. 147 – 155.
28.Восприятие личности автора и личности персонажа в художественном тексте / Личность в межкультурном пространстве: Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию РУДН. Москва, 18 – 19 ноября 2010 г. Ч. II. – М.: РУДН, 2010. – С. 3 – 8.
29.Лингвокультурная оппозиция «свой / чужой»: категориальная природа перцептивных процессов // Язык. Культура. Коммуникация. Сборник научных статей. Вып. 2 / под ред. Н. В. Зайчиковой, И. Г. Ищенко, Т. Ю. Ма, О. Н. Русецкой, А. В. Юнг. – Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2011. – С. 55 – 59.
30.Особенности использования прецедентных феноменов в коротких рассказах О. Генри // Язык. Культура. Коммуникация. Сборник научных статей. Вып. 2 / под ред. Н. В. Зайчиковой, И. Г. Ищенко, Т. Ю. Ма, О. Н. Русецкой, А. В. Юнг. – Благовещенск: Изд-во Амурского гос. уни-та, 2011. – С. 59 – 68.
31.Восприятие социально-престижных диалектов в условиях межкультурной коммуникации // Язык как структура и социальная практика: межвузов. сб. науч. трудов / под ред. Т. П. Карпухиной. – Вып. 10. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2011. – С. 72 –74.