Научная тема: «РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
Специальность: 23.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Политизация есть процесс обретения политического статуса процессами, явлениями, проблемами изначально таковым не обладавшими, связанный с невозможностью решения проблемы традиционными способами; высокой общественной значимостью проблемы; искусственной политизацией. Политизация религии есть сложный, мультифакторный, комплексный процесс, связанный с использованием религиозных идей в политических целях, оправдании политических действий, мобилизацией людей в нерелигиозных целях.
  2. «Условия постмодерна», атмосфера возрастающей экономической, социальной и политической нестабильности, феномен «геополитики хаоса» создают условия и возможности для различных религиозных акторов связанные с усилением влияния на политическую область социальной жизни, включая вопросы социальной справедливости, влияния на политическую систему, систему властных отношений. Коммуникационная революция, как элемент глобализации и результат модернизации является фактором социально-политической активности широких слоев населения, связанной с отстаиванием своих прав, в том числе и на религиозную свободу.
  3. Механизмы старта «религиозного ренессанса» середины XX века связаны с попытками политической элиты переустроить политическое пространство с максимально выгодными для себя последствиями; с процессом освобождения колониального мира и стремлением этнической элиты перераспределить финансовые потоки и властные ресурсы. Данные процессы обострили противостояние пространств-цивилизаций по оси сопряжения метафакторов. Одним из факторов конфликтов по линии разлома являются религия и демографические изменения, связанные с миграционными процессами. Консолидирующим фактором местных мигрантских сообществ зачастую выступает религия.
  4. Религиозный фактор присутствует в политическом процессе ряда стран Востока в качестве основного элемента социального устройства (Умма, Сангха), что позволило политической элите превратить религиозную идентичность в доминирующую политическую категорию, которая используется политическими партиями на традиционном Востоке в своих стратегических интересах. Электоральные системы Шри-Ланки, Мьянмы и др. государств создали для политиков канал использования религиозных и этнических символов в политических целях, что в свою очередь ослабило секулярную природу государства и поддержало экстремистские организации.
  5. Политический ислам есть совокупность движений мусульманского мира, которые руководствуются шариатом, - от умеренных исламских партий до экстремистских групп. Популярность политического ислама в Умме заключается в том многообразии функций (политических, социальных, психологических и экономических), которые он играет в жизни исламского мира. Под «исламизмом» понимается радикальные политические движения, цель которых установить исламское государство в противовес государству западного типа. Его отличительной чертой является направленность на активное политическое действие. Движение за возвращение к первоначальному исламу представляется реакцией на неспособность элиты в исламских странах установить легитимный общественный порядок в рамках жизнеспособной политической структуры. Политический ислам резко активизировался в определенном социально-политическом контексте, отмеченном социальным крахом развития, проявившимся в резком усилении неравенства, росте угнетения со стороны властвующих элит в подавляющем большинстве мусульманских стран; в отчуждении и утрате жизненных ориентиров, возникающих в результате подражательной, имитирующей модернизации.
  6. В государствах Западной Европы наблюдается тенденция вовлечения во властные отношения представителей различных религиозных конфессий и использования религиозной идеологии в борьбе за достижение, сохранение и поддерживания власти. В современной Европе наблюдается резкое увеличение числа не традиционных для данной территории конфессий, вокруг которых происходит объединение выходцев-мигрантов из иных государств, регионов и начинает выстраиваться новая идентичность - не столько национальная, этническая, сколько конфессиональная (религиозная) в рамках одного государства, религиозные партии приобретают популярность, что позволяет социальным меньшинствам активно влиять на политических процесс, трансформировать политическую систему. Деятельность официальных государственных структур по интеграции «общества меньшинств» в европейское сообщество, по минимизации влияния на политические ценности, традиции, институты не эффективна, что привело к появлению «феномена Брейвика».
  7. В российском политическом процессе РПЦ, будучи отделенной от государства, выступает актором, что проявляется с одной стороны в клерикализации политики, а с другой стороны наблюдается использование политическими институтами церковного авторитета и религиозных идей для реализации своих политических интересов. Политизация ислама в РФ происходила на разных уровнях и в разных формах. С одной стороны, предпринимались попытки встраивания ислама в политическую макросистему через создание мусульманских общественно-политических организаций, с другой - спонтанная политизация, в том числе и радикализация ислама в малых социальных группах. Политизация буддизма в современной России была связана с борьбой между элитами с целью получения первенства в деле возрождения «традиционного» буддизма для выстраивания выгодных региональным элитам отношений с федеральными властями.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Станкевич Г.В., Косов Г.В. «Исламский мир» как субъект внутренней и мировой политики. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Параграф», 2010. – 160 с. (9,30/ 5,7 п.л.).

2.Станкевич Г.В. Политизация религии: теория и методология исследования проблемы. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Параграф», 2010. – 128 с. (7,44 п.л.).

3. Станкевич Г.В. Религиозный фактор современного политического процесса. – Ставрополь: Изд-во «Ставролит», 2012. – 268 с. (16,8 п.л.)

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, входящих в реестр ВАК РФ:

4.Станкевич Г.В. Политический ислам и современная Россия // Социально-гуманитарные знания .- 2009. - № 12. - С. 26-33. (0,7 п.л.).

5.Станкевич Г.В. Религия и современный политический процесс // Власть. - 2009. - № 12. - С.91-94 (0,3 п.л.).

6.Станкевич Г.В., Касевич Е.В. Государство в исламской концепции миропорядка // Общество и право. - 2010. - № 4. - С. 22-26 (0,5/0,25 п.л.).

7.Станкевич Г.В. Буддизм в политической жизни современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №7. - С. 48-53 (0,5 п.л.).

8.Станкевич Г.В. Неполитические факторы современного политического процесса (теоретический аспект) // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №12. - С. 130-134. (0,5 п.л.).

9.Станкевич Г.В. Политический ислам: сущность, причины «возрождения» // Политика и общество. – 2011. - №3. – С. 43-47. (0,5 п.л.)

10.Станкевич Г.В. Терроризм под исламским прикрытием: политологический аспект // Общество и право. – 2011. - №3. – С. 22-25. (0,5 п.л.).

11.Станкевич Г.В. Религиозные факторы в политике современных государств // Право и политика. - 2011. - №7. – С. 106-111. (0,5 п.л.).

12.Станкевич Г.В. Религия как актор политического процесса традиционного Востока (на примере Индии и Шри-Ланки) // Власть. - 2011. - №10. - С. 160-163. (0,5 п.л.).

13.Станкевич Г.В. Западноевропейский ислам: региональные измерения политической жизни Европейского Союза // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2011. - № 4. – С. 93-97. (0,6 п.л.).

Другие публикации:

14.Станкевич Г.В. Современное состояние правового государства в России //Политические, правовые и социально-экономические проблемы современного российского общества: Материалы IV научно-практической конференции Ставропольского университета. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1998. – С. 303-309 (0,3 п.л.).

15.Станкевич Г.В., Тараканова Е.С. Российский правовой менталитет и религия // Политические, правовые и социально-экономические проблемы современного российского общества: Материалы V научно-практической конференции Ставропольского университета. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1999. - С. 135-139. (0,2/0,1 п.л.).

16.Станкевич Г.В. Особенности российского правового сознания XIX века: религиозный контекст // Вестник Ставропольского университета. Выпуск 1,2. – Ставрополь: Изд-во Ставропольского университета, 1999. – С. 156-160. (0,2 п.л.).

17.Станкевич Г.В., Касевич Е.В. К истории правового регулирования прав человека: Великая Хартия Вольностей 1215г.: (светский и религиозный аспекты) // Всеобщая декларация прав человека: правовое регулирование и правоприменение: Материалы научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003.– С. 92-94. (0,1/0,05 п.л.).

18.Станкевич Г.В. Религиозная составляющая трансформационных процессов современного политического пространства. - Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2007. – 36 с. (2,1 п.л.).

19.Станкевич Г.В. Секуляризация и ее политические последствия для современных восточных политий //Аспирантский ежегодник. Актуальные проблемы политологии и социально-экономических дисциплин: сборник научных статей. Выпуск I. – Ставрополь: Изд-во «Ставролит», 2008. – С. 63-69. (0,5 п.л.).

20.Станкевич Г.В. Общая характеристика исламского мира в ситуации глобализации по неолиберальному сценарию. - Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2008. – 32 с. (1,9 п.л.).

21.Станкевич Г.В., Касевич Е.В. Религиозная ментальность и правосознание россиян на современном этапе: проблемы науки и формирования // Интеграция личности в национальную и мировую культуру: проблемы науки и многоуровневого образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: РИО СФ МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. – С.193-199. (0,3/02 п.л.).

22.Станкевич Г.В., Атаян Г.Ю. Состояние правосознания россиян на современном этапе // Интеграция личности в национальную и мировую культуру: проблемы науки и многоуровневого образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: РИО СФ МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. – С. 200-206. (0,3/02 п.л.).

23.Станкевич Г.В. Политизация религии в глобализирующемся мире в контексте религиозной рыночной теории //Аспирантский ежегодник. Актуальные проблемы политологии и социально-экономических дисциплин: сборник научных статей. Выпуск II. – Ставрополь: Изд-во «Ставролит», 2009. - С. 68-75. (0,7 п.л.).

24.Станкевич Г.В., Косов Г.В. Религиозный фактор политической динамики: к вопросу о подходах к пониманию проблемы западной политической науки // Образование и религия в поликультурном сообществе: диалог и проблемы: сборник материалов Международной научной конференции. – Ставрополь: изд-во СевКавГТУ, 2009. – С.100-104. (0,4/0,2 п.л.).

25.Станкевич Г.В. «Исламский мир» в ситуации глобализации по неолиберальному сценарию // Современность: социокультурный и политико-экономический абрис: Сборник научных статей. – Вып.3. – Ереван: Изд-во РАУ, 2009. - С. 111-124. (0,8 п.л.).

26.Станкевич Г.В. Религиозный фактор современного политического процесса как отражение модернизационных волн // Россия в процессе модернизации: социально-политические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - В 3 т. - Т. 2 – Армавир: РИЦ АГПУ, 2010. - С. 284 – 289. (0,5 п.л.).

27.Станкевич Г.В. Идеальный правитель в политической концепции ислама // Современная наука: теория и практика: Материалы I Международной научно-практической конференции. - Том второй (часть 1). - Общественные науки. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2010. - С. 221-224. (0,5 п.л.).

28.Станкевич Г.В. Религиозный актор в мировом политическом процессе // Аспирантский ежегодник. Актуальные проблемы политологии и социально-экономических дисциплин: сборник научных статей. Выпуск I. – Ставрополь: Изд-во «Ставролит», 2010. - С. 39-44. (0,5 п.л.).

29.Станкевич Г.В. Модернизация ислама в контексте политизации религии: политологический анализ // Правовая действительность: состояние, перспективы, проблемы развития (на материалах СКФО): Материалы 55-й научно-методической конференции «Университетская наука-региону». - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Мысль», 2010. - С. 224-228. (0,6 п.л.).

30.Станкевич Г.В. К вопросу о неполитических факторах политического процесса. //Политическая идеология, модернизация и безопасность - факторы устойчивого развития современной России: сборник научных статей. - Ставрополь: Изд-во «Ставролит», 2010. - С.103-115. (0,7 п.л.).

31.Станкевич Г.В. Христианство в политической жизни современной России // Сборник научных статей института социальных исследования. - Назрань: Изд-во Ингу, 2010. - С. 261-265. (0,7 п.л.).

32.Станкевич Г.В. Религиозный фактор современного политического процесса // Национальная политика, этнополитика и этноконфликтология. Симпозиум 1. Геополитика, проблемы безопасности и миротворчества. Симпозиум 2. Социальное управление как средство достижения согласия, благосостояния и процветания. Симпозиум 3: Материалы 6 Международного конгресса «Мир через языки, образование, культуру: Россия - Кавказ - Мировое сообщество». - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2010. – С. 89-91. (0,6 п.л.).

33.Станкевич Г.В. Политическая жизнь современной России и христианство // Современные проблемы экономики и общества: материалы Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СИЭУ ФПГТУ, 2011. - С. 112-115. (0,4 п.л.).

34.Станкевич Г.В. Современная буддийская община и политические процессы в России // Исследование социально-экономических систем региона: материалы Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во «Альфа Принт», 2011. - С.125-129. (0,4 п.л.).

35.Станкевич Г.В. Политические концепции основных течений в исламе // Право и государство на этапе модернизации: задачи и пути решения: материалы 56-й научно-методической конференции «Университетская наука-региону». - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Мысль», 2011. - С. 208-214. (0,4 п.л.).

36.Станкевич Г.В. Конфессиональный фактор и его роль в модернизационном проекте современной России // Модернизационный проект современной России: проблемы и перспективы: сборник научных статей. - Ставрополь: Изд-во «Ставролит», 2011. – С. 59-64. (0,7 п.л.).

37.Станкевич Г.В. Политизация религии как отражения глобализационных тенденций в современном мире // Эффективные инструменты современных наук: материалы Международной научно-практической конференции. – Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o. 2011. – С.59-66. (0,9 п.л.).

38.Станкевич Г.В. Исламский радикализм и экстремизм // Борьба с терроризмом: идеология проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Армавир: РИЦ АГПА, 2011. – С.109-117. (0,8 п.л.).

39.Станкевич Г.В. Роль этноконфессионального фактора в конфликтах между цивилизациями // Россия в третьем тысячелетии: материалы XII научно-практической конференции. - Ставрополь: РИО Ставропольского института им. В.Д. Чурсина, 2011. – С.205-208. (0,5 п.л.).

40.Станкевич Г.В. Христианство и современные проблемы экосоциального развития // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. - Санкт-Петербург: РИЦ БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, 2011. – С. 303-307. (0,6 п.л.).

41.Станкевич Г.В. Виды религиозных акторов и их влияние на внешнюю политику государств // KANT.- 2011. - № 2.- С.169-172. (0,6 п.л.).

42.Станкевич Г.В. Ислам в структуре политической жизни современной Республике Дагестан // Региональные политические исследования. – 2011.- № 4.- С.21-27. (0,6 п.л.)

43.Станкевич Г.В. Политический ислам и coвременная Россия (на примере религиозной ситуации в Дагестане) // Россия и мусульманский мир. - 2011. -№ 5. - С. 29-43. (0,7 п.л.).

44.Станкевич Г.В. Принципы исламской политической теории // Материалы методологических аспирантских семинаров кафедры финансового, предпринимательского и информационного права. Выпуск II. - Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Параграф», 2011. – С. 11-14. (0,5 п.л.).

45.Станкевич Г.В. Конфессиональный фактор в политике: закономерность или случайность // Экстраординарность, случайность и протест в политике: тематическое и методологическое поле сравнительных исследований: сб. науч.ст. - Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та. 2011. - С. 393-397. (0,5 п.л.).

46.Станкевич Г.В. Исламский фактор и политические отношения в республиках Северного Кавказа // Политическая наука: состояние и перспективы развития в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции. - Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та., 2011. - С. 263-267. (0,5 п.л.).

47.Станкевич Г.В. Религиозные символы в избирательном процессе //Роль и значение института выборов в современной России: политико-правовые и социологические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Майкоп: Изд-во Адыгейский гос. ун-та., 2011. - С. 201-205. (0,5 п.л.).

48.Станкевич Г.В. Буддийский фактор в политических процессах современной России // Гуманитарная наука Юга России: международное и региональное взаимодействие: материалы Международной научной конференции. - Элиста: Изд-во КИГИ, 2011. - С.135-138. (0,6 п.л.).

49.Станкевич Г.В. Религия в контексте западных политических практик // Сборник научных статей Института социальных исследований. – Назрань: Изд-во «Пилигрим», 2011. - С. 112-119. (0,5 п.л.).

50.Станкевич Г.В. Конфликтный потенциал буддизма (на примере стран Юго-Восточной Азии) // Вестник Института стратегических исследований ПГЛУ: Сб. научных трудов. - Выпуск 1: Конфликты – безопасность – геополитика: стратегический анализ современного мирового развития. – Ставрополь: Изд-во «Ставролит», 2011. –– С. 91-105. (1 п.л.)