Научная тема: «МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТРАСЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Реализация социального потенциала физической культуры в стране лимитирована недостаточностью развития ее инфраструктуры, слабой включенностью СМИ и специалистов в процесс пропаганды ценностей физической культуры и физкультурно-оздоровительных технологий в отрасли и, соответствующей этому ментальностью населения;
  2. Социальный заказ требует не только расширения сферы услуг, оказываемых специалистами физической культуры, но и активного формирования положительного отношения населения к оптимальному двигательному режиму в повседневной жизни и, как следствие, - формирования рынка труда в отрасли.
  3. Реализация парадигмы компетентностной ориентации образования обусловлена необходимостью повышения эффективности процесса формирования организаторских и коммуникативных компонентов профессиограммы, способности к самосовершенствованию специалиста, что требует усиления деятельного участия студентов в учебно-воспитательном процессе в рамках спортивно-педагогических дисциплин, практики и других мероприятий, требующих организаторских качеств формирующих целостное представление о профессии.
  4. Модернизация профессионального образования в отрасли физической культуры и спорта является объективной необходимостью, обусловленной противоречием между традиционной системой подготовки кадров и коренными социально-экономическими и государственно-политическими преобразованиями в стране и стремлением России активно интегрироваться в мировое образовательное, социально-экономическое и культурное пространство.
  5. Многоуровневая структура подготовки физкультурных кадров, концептуальной основой которой является стремление к оптимальному сочетанию фундаментальной подготовки на первом уровне со специализированной подготовкой - на втором уровне образования в зависимости от профиля профессиональной деятельности, является действенным средством разрешения противоречия между реалиями социального заказа и системой подготовки специалистов в вузах физической культуры.
  6. Базовыми условиями, определяющими стратегию развития высшего профессионального образования в отрасли, являются:
    • соблюдение преемственности традиций отечественного образования в отрасли в соответствии с содержанием государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования первого и второго поколения;
    • обеспечение региональной «чувствительности» к динамике социально-культурных условий;
    • сохранение специфики отечественного образования с учетом опыта довузовской специализированной подготовки абитуриентов;
    • сохранение отбора абитуриентов с учетом подготовленности по избранному виду спорта и обучением на первом уровне с учетом спортивной специализации;
    • реализация обучения в рамках теории и методики избранного вида спорта и специальных дисциплин на принципах установления междисциплинарных связей и реализации компетентностного подхода в образовании;
    • обеспечение профильности обучения через вариативную и элективную части циклов учебных дисциплин;
    • адаптация зарубежного опыта активизации регулярной учебной деятельности студентов.
  7. Основные образовательные программы направления следует формировать с учетом синергетического потенциала отдельных дисциплин и повышения доли самостоятельной работы студентов;
  8. Мобильность траектории образования обеспечивается через посредство вариативной, элективной частей, дисциплин профессионального цикла, выбора специализации в курсе профессионально педагогического совершенствования и тематики выпускных квалификационных работ;
  9. Балльно-рейтинговая технологии оценки качества обучения является действенной мерой активизации образовательной деятельности студентов при условии предоставления им личностно значимых преференций.
Список опубликованных работ
I.Монографии

1.Орехов Е.Ф. Модернизация высшего профессионального образования в отрасли «Физическая культура и спорт»: Монография Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.- СПб [б.и.], 2011.- 246 с.

II. Учебные, учебно-методические, методические пособия

2.Орехов Е.Ф.Формирование двигательной функции у детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Е.Ф. Орехов, А.Д. Котляров ; УралГАФК .— Челябинск : УралГАФК, 1996 .— 37с.

3.Орехов Е.Ф. Научная и учебно-исследовательская работа студентов по курсу "Психология" : учеб. пособие / Т.В. Бондарчук, Е.Ф. Орехов, С.В. Павлов ; УралГАФК .— Челябинск : УралГАФК, 1998 .— 34с.

4.Экология личности : учеб.-метод. пособие / Я.С. Гальперин, В.Г. Камалетдинов, В.Р. Шакиров, Е.Ф. Орехов ; УралГАФК .— Челябинск : УралГАФК, 1998 .— 60с.

5.Орехов Е.Ф.Методика совершенствования скоростной подготовки пловцов : учеб. пособие / А.Д. Котляров, Е.Ф. Орехов ; УралГАФК .— Челябинск : УралГАФК, 2000 .— 27с.

6.Орехов Е.Ф.Организация обучения плаванию детей младших классов общеобразовательной школы : учеб. пособие / О.Б. Ведерникова, Е.Ф. Орехов ; УралГАФК .— Челябинск : УралГАФК, 1998 .— 79с.

7.Методика подготовки и проведения физкультурно-спортивных мероприятий : учеб.-метод. пособие / В.И. Жолдак, В.Г. Камалетдинов, Л.М. Куликов, Е.Ф. Орехов ; УралГАФК .— Челябинск : УралГАФК, 1999 .— 79с.

8.Прикладная экономика: содержание и преподавание : учеб. пособие / А.Н. Попов, А.Ф. Попова, В.Г. Лобачев, В.Г. Камалетдинов ; под ред А.Н. Попова ; УралГАФК .— Челябинск : УралГАФК, 1999 .— 100с.

9.Орехов Е.Ф. Подготовка и защита магистерской диссертации : метод.рек. / А.Я. Найн, Е.Ф. Орехов ; УралгАФК .— Челябинск : УралГАФК, 2000 .— 17с.

10.Орехов Е.Ф. Стратегическое планирование / В.М. Дьяков, Е.Ф. Орехов ;УралГАФК. - Челябинск, 2001. – 86 с.

11. Орехов Е.Ф.Подготовка и защита выпускной квалификационной работы бакалавров и специалистов / Е.Ф. Орехов, О.А. Сиротин ; Рек. Метод совет Урал ГАФК. УралГАФК. - Челябинск, 2002. – 29 с.

12. Орехов Е.Ф. Экономика спорта : учеб.пособие / Е.Ф. Орехов, А.В. Куликов ; Рек. Росспортом РФ. УралГАФК. - Челябинск, 2004. – 164 с.

13.Орехов Е.Ф. Экономическая составляющая педагогической культуры : учеб.пособие / Е.Ф. Орехов, В.Л. Бенин ; Рек. Росспортом РФ. УралГАФК. - Челябинск, 2004. – 178 с.

14. Орехов Е.Ф. Концепции и программа модернизации образования в Уральской государственной академии физической культуре / Е.Ф. Орехов, Л.М. Куликов, С.Г. Сериков ;УралГАФК. - Челябинск, 2005. – 38 с.

15. Орехов Е.Ф. Формирование установки на успех в профессиональной деятельности : учеб.пособие /Е.Ф. Орехов, А. Ф. Попова, И.Ю. Сазонов ; Рек. Минспорттуризм РФ. УралГАФК. - Челябинск, 2005. – 198 с.

16.Орехов Е.Ф. Формирование навыков экономического мышления в сфере предпринимательского менеджмента: учеб.пособие /Е.Ф. Орехов, А.Ф. Попова, Т.В. Михайленко, Т.В. Борисова ; Рек. Минспорттуризм РФ. УралГАФК. - Челябинск, 2005. – 168 с.

17.Орехов Е.Ф. Организация учебно-исследовательской работы студентов: учеб.пособие /Е.Ф. Орехов, Г.П. Ганченкова ; Рек. Метод совет УралГАФКУралГАФК. - Челябинск, 2005. -104 с.

18.Орехов Е.Ф. Физическая культура как фактор укрепления здоровья / Е.Ф. Орехов ; Здоровье для всех.-2010.-№1.- С.17-22

III. Научные статьи а) опубликованные в ведущих российских периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:

19.Орехов Е.Ф. Инновации в организации учебного процесса в старейшем российском вузе физической культуры. /Е.Ф. Орехов// Вестник Южно-Уральского университета . - №3 (58) – Серия «образование, здравоохранение, физическая культура». – вып. 7. – Т.2 – 2006. – с. 15-19 (реестр ВАКаМинобрнауки РФ)

20.Орехов Е.Ф. Реализация принципов Болонского процесса в Санкт-Петербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта / Е. Ф. Орехов [и др.]; Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта// Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 10. - С. 45-48. (реестр ВАКаМинобрнауки РФ)

21.Орехов Е.Ф. Мнгоуровневая система подготовки кадров для физической культуры и спорта в условиях модернизации российского образования / Е. Ф. Орехов// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 68-74. (реестр ВАКаМинобрнауки РФ)

22.Орехов Е.Ф. Государственные стандарты высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта третьего поколения: какими им быть? / В. Ф. Костюченко [и др.]; Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 12. - С. 2-7. (реестр ВАКа Минобрнауки РФ)

23.Орехов Е.Ф., Пигалова Л.В.Педагогическая диагностика уровня профессионально-педагогической готовности специалистов физкультурного образования к работе с подростками отклоняющегося поведения Уральский гос. ун-т физ. культуры, Санкт-Петербургский гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта// Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 3. - С. 37-39.

24. Орехов Е.Ф., Пигалова Л. В.Методика целостного подхода к воспитанию подростков отклоняющегося поведения (статья) Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, Уральск.гос. ун-т физ. культуры// Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 1. - С. 22-23.

25. Орехов Е.В., Михайленко Т.В. Модель развития предпринимательского мышления в процессе обучения менеджеров Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - Вып. 3 (25). - С. 48-51.

26.Орехов Е.Ф., Попова А.А. Формирование установки на успех в педагогическом менеджменте Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - Вып. 2 (24). - С. 77-83.

27.Орехов Е.Ф.Инновационный подход к методике преподавания естественнонаучных дисциплин при формировании профессиональных компетенций специалиста в сфере туриндустрии / Е. Ф. Орехов, О. В. Котлярова// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - Вып. 10 (32). - С. 65-70. (реестр ВАКаМинобрнауки РФ).

б) опубликованные в международных, российских и региональных периодических изданиях, вузовских журналах и сборниках:

28.Орехов Е.Ф. Личность исследователя и творческий труд / Е.Ф. Орехов, Я.С. Галперин, А.П. Исаев, А.М. Кузьмин // Спортивная наука Южного Урала : перспективы и тенденции развития : Сб. науч.тр.молодых ученых/УралГАФК .— Б.м. — 1996 .— Вып.1 .— С.4-6.

29.Орехов Е.Ф. Использование прямого преднамеренного внушения в бодрствующем состоянии в методике воспитания физических качеств / Е.Ф. Орехов, Т.В.Бондарчук, С.В.Павлов // Теория и практика физической культуры .— Б.м. — 1997 .— №9 . – С. 13-19.

30.Орехов Е.Ф. Основные аспекты современной экологии в системе экологического образования в вузах физической культуры / Е.Ф. Орехов, В.Г. Камалетдинов, Е.В. Быков, Я.С. Гальперин, Е.В. Шестопалов // Проблемы трансформации социально-экономических отношений в российском обществе:Сб.науч.тр./Воронежский ГИФК .— Б.м. — 1999 .— Без номера .— С.57-61.

31.Орехов Е.Ф. Личностно-ориентированное обучение экономике в академии физической культуры: Результаты педагогического эксперимента /Е.Ф. Орехов, А.Н. Попов // Вестник института экономики / УралГАФК .— Б.м. — 1999 .— №1 .— С.10-20.

32.Орехов Е.Ф. Первый вуз физической культуры Урала на пороге третьего тысячелетия / Е.Ф. Орехов, Л.М. Куликов // Физическая культура : состояние, перспективы, проблемы : Сб.науч.ст. / УралГАФК .— Б.м. — 1999 . – С. 3 -8.

33.Орехов Е.Ф. Концепция модернизации образования в Уральской государственной академии физической культуры / Е.Ф. Орехов, Л.М. Куликов // Урал ГАФК // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2005. - № 1 (3).- С. 18-22.

34.Орехов Е.Ф. Формирование установки на успех в профессиональной деятельности /Е.Ф. Орехов, А.Ф. Попов, И.Ю. Сазонов // Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск :УралГАФК, 2005. - 160 с. - Библиогр .: с.151-158. - ISBN 5-93216-174-4.

35.Орехов Е.Ф. Логика формирования и проблемы реализации идей ФГОС высшего профессионального образования / Е.Ф. Орехов, В.Ф. Костюченко, М.Ю. Щенникова // Проблемы и перспективы развития физкультурного образования: Сборник научно-методических работ, СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2011. – С. 20-33.

36.Орехов Е.Ф. Методика целостного подхода к воспитанию подростков отклоняющегося поведения / Е.ф. орехов, Л.В. Пигалова // Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, Уральск.гос. ун-т физ. культуры // Адаптивная физическая культура. - 2006. - № 1. - С. 22-23.

IV. Материалы научных, научно-практических международных и всероссийских конференций

37.Орехов Е.Ф. Подготовка физкультурных кадров с высшим образованием в современных условиях // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в УралГАФК:Материалы сообщ.науч.-метод.конф. — Б.м. — 1996 .— Вып.6 .— С.6-8.

38.Орехов Е.Ф. Перспективы расширения специальностей высшего профессионального образования в УралГАФК // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры : Материалы сообщ.науч.-метод.конф. — Б.м. — 1997 .— Вып.7 .— С.4-6.

39.Орехов Е.Ф.О подготовке магистров в сфере физической культуры // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры:Материалы сообщ.науч.-метод.конф./УралГАФК . — Б.м. — 1997 .— Вып.7 .— С.8-10.

40.Орехов Е.Ф. Резервы образовательной деятельности академии // Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах физической культуры: Материалы сообщ.науч.-метод.конф./УралГАФК .— Б.м. — 1998 .— Вып.8 .— С.7-9.

41.Орехов Е.Ф. О роли и месте УралГАФК в образовательной системе России / Е.Ф. Орехов, Л.М. Куликов // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: XI науч.-метод.конф. / УралГАФК. – Челябинск, 2001. – С. 3-6.

42.Орехов Е.Ф. Завтрашний день академии / Е.Ф. Орехов, Л.М. Куликов // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: XII науч.-метод.конф. / УралГАФК. – Челябинск, 2002. – С. 3-6.

43.Орехов Е.Ф. Подходы к разработке системы качества в УралГАФК / Е.Ф. Орехов, В.М. Карлышев // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: XII науч.-метод.конф. / УралГАФК. – Челябинск, 2002. - С. 21-25.

44.Орехов Е.Ф. Система подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму в Уральском Федеральном округе // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях физической культуры: XIII науч.-метод.конф. / УралГАФК. – Челябинск, 2003. – С. 3-13.

45.Орехов Е.Ф. Обучение студентов методике критериального подхода к нравственной воспитанности подростков / Е.Ф. Орехов, Л.В. Пигалова // Термины и понятия в сфере физической культуры : первый международный конгресс 20-22 дек. 2006 г. Россия, Санкт-Петербург : (доклады конгресса) / Федеральное агентство по физ. культуре и спорту РФ, С.-Петерб. гос. ун-т.физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2007. - С. 284-286.

46.Орехов Е.Ф.Качество образования в СПб ГУФК им. П. Ф. Лесгафта / / В.А. Таймазов, Е.Ф. Орехов, В.С. Степанов // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П. Ф. Лесгафта за 2007 г. (Санкт-Петербург, 26 фев. - 18 марта 2008 г.) / С.-Петерб. гос. ун-т. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2008. - С. 114-117.

47.Орехов Е.Ф. Логика формирования и проблемы реализации ФГОС ВПО третьего поколения по направлению Физическая культура // Здоровье для всех: Материалы II междунар. научно-практич. конф.Ч.2- Пинск, Беларусь, 20-22.05.2010: Полесский ГУ, 2010.- С.239-242

48.Орехов Е.Ф. Модернизация отраслевой системы подготовки кадров с высшим образованием // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта: в 3 ч. – Челябинск: издателтский центр ЮУрГУ, 2011г. – Ч. 3. – С. 83 – 86.

49.Орехов Е.Ф. Профильность в системе ВПО в контексте сохранения отечественных традиций в отрасли физической культуры и спорта / Е.Ф. Орехов, В.Ф. Костюченко, М.Ю. Щенникова, Ю. Войнар // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: матер. второго междунар. науч. конгресса. – Калининград: изд-во БФУ им. И.Канта, 2011. –С. 12 – 18.

50.Орехов Е.Ф. О традициях, логике и перспективах реализации профессионального образовательного стандарта по физической культуре / /Е.Ф. Орехов, В.Ф. Костюченко // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов: материалы докладов всероссийской научно-практической конференции (16-18 ноября 2011г.) – М.: Казан. ун-т, 2011. – С. 409 – 412.