- философская антропология рассматривается здесь не отдельно, а в контексте других дискурсов и медиальных средств;
- впервые комплексно сравниваются между собой антропологические теории, получившие распространение в России, Германии и Франции конца 1920-50-х гг.;
- выявляется антропологическая составляющая в произведениях авторов, не называвших себя антропологами, но тем не менее занимавшихся проблемой человека вплотную. Таковы тексты Ж. Батая, Р. Кайуа, М. Лейриса, А. Кожева, С.М. Эйзенштейна, И.И. Иоффе, М.М. Бахтина и др.;
- предлагается философско-антропологический анализ произведений литературы и кино, подтверждающий наличие единой антропологической парадигмы середины 20-х - конца 50-х гг. ХХ в.;
- дается новое толкование таких ключевых понятий, необходимых для концептуализации эпохи, как «трансгрессия», «радикальность», «экстремальность», «тотальность».
1. Григорьева Н.Я. Anima laborans. Писатель и труд в России 1920-30-х гг. СПб.: Алетейя, 2005 (18,1 п.л.).
2. Григорьева Н.Я. Эволюция антропологических идей в европейской культуре второй половины 1920-40-х гг. (Россия, Германия, Франция). СПб.: Книжный Дом, 2008 (21,5 п.л.).
Статьи и рецензии в журналах, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук:
1. Григорьева Н.Я. Литературный труд // Вестник молодых ученых. – СПб., 2000. − С. 37-49. (0,7 п.л.).
2. Григорьева Н.Я. Метафикция как разновидность йогической дискурсивной практики // Новое литературное обозрение. − № 43. − М., 2000. − С. 279-285. (0,5 п.л.).
3. Григорьева Н.Я. Памятник русскому приему // Новое литературное обозрение – №53. – М., 2002. – С. 378-384. (0,4 п.л.).
4. Григорьева Н.Я. Маршруты существования у Мартина Хайдеггера и Андрея Платонова // Die Welt der Slaven. – 2007. - LII, 2. – С. 261-280. (1,2 п.л.).
5. Григорьева Н.Я. Философия в кризисе: антропологические идеи в западноевропейской культуре второй половины 1920-х – 1940-х гг. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 10 (57): Общественные и гуманитарные науки. – 2008. – С. 161-167. (0,5 п.л.).
6. Григорьева Н.Я. Смех и зрелище как предметы философской антропологии М. Бахтина и Х. Плесснера // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина (серия философия). - № 2 (11). - 2008. - С. 54-62. (0,6 п.л.).
7. Григорьева Н.Я. Идеи женщин-философов 1930-40-х гг. в контексте негативной антропологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. – Серия 6. Философские науки. – Вып. 4. Декабрь. – 2008 (0,6 п.л.).
Другие научные публикации:
1. Григорьева Н.Я. Коммуникативные стратегии писательского труда // Критика и семиотика. − № 3-4 − Новосибирск, 2001. − С. 181-201. (0,9 п.л.).
2. Григорьева Н.Я. Техномагический роман тридцатых // Wiener Slawistischer Almanach. − № 49 − Wien, 2003. − С. 173-211. (1,0 п.л.).
3. Григорьева Н.Я. К вопросу о «дематериализации» в авангарде 1920-х годов // Постсимволизм как явление культуры. − Вып. 4. Материалы международной научной конференции. Москва, 5-7 марта 2003 г. / Отв. ред. И.А. Есаулов. – М., 2003. − С. 10-15. (0,4 п.л.).
4. Григорьева Н.Я. Интимность труда в советском искусстве 1920-30-х годов // N. Grigor’eva, Sch. Schahadat, I. P. Smirnov (Hgg.). Nдhe schaffen, Abstand halten. Zur Geschichte der Intimitдt in der russischen Kultur. Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband 62. Mьnchen/Wien 2005. С. 459-481. (0,9 п.л.).
5. Григорьева Н.Я. Девятнадцатый теленок: диалектика дара и жертвы в техномагическом тексте // Grьbel R. (Hrsg.) Gabe und Opfer. Oldenburg, 2006. С. 440-462. (0,8 п.л.).
6. Григорьева Н.Я. Репрезентация труда в советских фильмах конца 1920-х – 1930-х годов // Х. Гюнтер/С. Хэнсген [H. Gьnther, S. Hдnsgen] (ред.). Советская власть и медиа. – СПб.: Академический проект, 2006. – С. 464-481. (0,9 п.л.).
7. Григорьева Н.Я. Aвангард в «Отчаянии» // Левинг Ю. (ред.) Империя N. Набоков и наследники. – M.: Новое литературное обозрение, 2006. – С. 363-386. (0,9 п.л.).
8. Григорьева Н.Я. Интермедиальная теория Иеремея Иоффе // И. Иоффе. Избранное / Под ред. Н. Григорьевой, М. Кагана, И. Смирнова. – СПб.: Петрополис, 2006. – С. 485-518. (1,2 п.л.).
9. Григорьева Н.Я. Тезисы к докладу «Историческая антропология 1920-40-х годов: подходы Плесснера и Бахтина» // Философская традиция как понятие и предмет историко-философской науки. – M., 2006. – С. 23-32. (0,6 п.л.).
10. Григорьева Н.Я. Мистическая антропология авангарда-2: Обэриу и французский парасюрреализм (часть 1) // Филологический журнал. - 2007. - № 3. – С. 115-136. (0,8 п.л.).
11. Григорьева Н.Я. Мистическая антропология авангарда-2: Обэриу и французский парасюрреализм (часть 2) // Филологический журнал. - 2007. - № 4. – С. 84-97. (0,7 п.л.).
12. Григорьева Н.Я. Второй авангард: ресакрализация мира (М. Бахтин и le Collйge de Sociologie) // Wiener Slawistischer Almanach. - 2007. – Bd. 59. – С. 47-76. (1,3 п.л.).
13. Григорьева Н.Я. Историческая антропология 1920-40-х гг: подходы Бахтина и Плеснера // Wiener Slawistischer Almanach. – 2008. – Bd. 61. – С. 141-170. (1,5 п.л.).
14. Григорьева Н.Я. Homo ludens 1930-40-х гг. как предвосхищение общества развлечений 1960-х гг. // Социокультурный феномен шестидесятых / Сост. В.И. Тюпа, О.В. Федунина; ред. Т.Ю. Журавлева. M.: РГГУ, 2008. – С. 179-194. (0,7 п.л.).
15. Григорьева Н.Я. Рабочий и комиссар: нарративизация радикальной антропологии в 1920-40-e гг. // Проблемы нарратологии и опыт формализма/структурализма. Материалы международных научных чтений. Ответ. редакторы В.М. Маркович, В. Шмид. – СПб., 2008. С. 363-386. (0,8 п.л.).
16. Григорьева Н.Я. Смех и зрелище в работах Бахтина и Плесснера // Семиотика скандала / Под ред. Н. Букс. – Москва-Париж: Издательство Европа, 2008. – С. 260-290. (1,5 п.л.).
17. Григорьева Н.Я. Киноантропология: подход Иеремии Иоффе // Интермедиальность в русской культуре XVIII – XX в. – Спб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – С. 47-65. (0,8 п.л.).