- Проектирование и реализация системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса основываются на особенностях и тенденциях его развития (бюджетообразующая способность, полиотраслевой состав, неоднородность технологического развития, интенсивная разработка и реализация новых технологий, переход к альтернативным источникам сырья, принципиальное изменение условий добычи природных энергоносителей ) и требованиях, которые предъявляются к качеству подготовки кадров (конкурентоспособность, универсальность, способность к работе в условиях реальных производств и их перспективного развития и др.).
- Организационно-структурная модель системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса отражает реальные связи и отношения всех ее субъектов, структуру и технологию осуществления образовательного процесса и обеспечивает эффективность опережающей профессиональной подготовки.
- Эффективная система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса базируется на принципах региональности, интеграции, интенсификации обучения, дифференциации, вариативности, опережающего развития профессионального образования, социального партнерства, мотивации, ориентации на саморазвитие.
- Эффективным средством реализации системы опережающей подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса является гармонизация профессионального самоопределения обучающихся, поскольку степень осознания и принятия личностью требований комплекса определяют готовность к инновационной деятельности и опережающему образованию, критериями которой являются cоциально-профессиональная направленность, профессиональное саморазвитие, профессионально-важные качества.
- Эффективность системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса обеспечивается совокупностью следующих организационно-педагогических условий: мониторинг требований инновационно развивающегося нефтегазохимического комплекса к уровню подготовки кадров; формирование профессионально-ориентированного контингента абитуриентов на этапе довузовской подготовки; организация инновационного образовательного процесса в условиях технологического вуза; совершенствование механизмов взаимодействия социальных партнеров регионального образовательно-научно-производственного комплекса; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; разработка нормативно-методического обеспечения опережающего образовательного процесса.
- Разработанный комплекс критериев и показателей готовности обучающихся к инновационной деятельности и опережающему образованию позволяет статистически достоверно подтвердить эффективность системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса.
1.Журавлева М.В. Непрерывная профессиональная подготовка кадров в региональном интегрированном образовательном комплексе нефтехимической отрасли: монография / Г.С.Дьяконов, Н.Ю.Башкирцева, М.В.Журавлева, Л.З.Рязапова, Э.Р.Хайруллина. – Казань: Центр инновационных технологий, 2009. – 248 с. (авт. – 40%)
2.Журавлева М.В. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтегазохимического комплекса (на примере Республики Татарстан): монография / М.В.Журавлева. – Казань: РИО ГУ «РЦМКО», 2011. – 228 с.
Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ
3.Журавлева М.В. Концептуальные и методические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса/ М.В.Журавлева, Н.Ю.Башкирцева // Вестник Казанского технологического университета – 2008. – №6.Ч.II. – С.67-72.
4.Журавлева М.В. Региональная модель непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса / М.В.Журавлева // Высшее образование в России. – 2009. – №8. – С.85-89.
5.Журавлева М.В. Профессиональная подготовка в образовательном нефтехимическом кластере / М.В.Журавлева // Интеграция образования. – 2010. – №1. – С.14-18.
6.Журавлева М.В. Профессиональная подготовка кадров на основе кластерного подхода / М.В.Журавлева // Вестник высшей школы «Alma-mater». – 2010. – №2. – С. 50-56.
7.Журавлева М.В. Проектно – деятельностная подготовка специалистов / В.Г.Иванов, М.В.Журавлева, О.В.Зиннурова // Высшее образование в России. – 2010. - № 2. – С.160-164.
8.Журавлева М.В. Опережающая профессиональная подготовка специалистов для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева, П.Н.Осипов, И.Ш.Абдуллин // Образование и саморазвитие. – 2010. – №3 – С.62-67.
9.Журавлева М.В. Проектирование содержания элективного курса «Прикладная химия» для учащихся школ естественнонаучного профиля / Н.В.Котова, М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №1. – С.353-356.
10.Журавлева М.В. Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи / Н.В.Котова, М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №7. – С.281-282.
11. Журавлева М.В. Подготовительный этап исследования профессионального самоопределения учащихся школ – участников образовательного нефтехимического кластера / Н.В.Котова, М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №7 – С.283-284.
12.Журавлева М.В. Этапы стимулирования профессионального самоопределения студентов технологического вуза в условиях социального партнерства с предприятиями нефтехимического комплекса / О.В.Зиннурова, М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №7. – С.279-280.
13.Журавлева М.В. Повышение конкурентоспособности будущих специалистов-нефтяников / О.В.Зиннурова, М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №7. – С.277-278.
14.Журавлева М.В. Оптимизация процесса подготовки высококвалифицированных кадров для нефтехимической отрасли / О.В.Зиннурова, М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №7. – С.275-276.
15.Журавлева М.В. Гармонизация профессионального самоопределения обучающихся как условие опережающей подготовки кадров для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева // Казанский педагогический журнал. – 2011. – №1. – С.13-21.
16.Журавлева М.В. Региональная система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – №1. – С.318-323.
17.Журавлева М.В. Организационная структура системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – №9. – С.337-346.
18.Журавлева М.В. Взаимообусловленность профессионального самоопределения и опережающей профессиональной подготовки / М.В.Журавлева // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – №10. – С.285-293.
19.Журавлева М.В. Историко-педагогический анализ развития идеи опережающего профессионального образования / М.В.Журавлева // Образование и саморазвитие. – 2011. – № 4– С.204-210.
Статьи в сборниках научных трудов, материалов международных конференций
20.Журавлева М.В. Социальное партнерство как средство интенсификации профессионального самоопределения молодежи / М.В.Журавлева, Н.Ю.Башкирцева, П.Н.Осипов //Взаимосвязь профессионального образования, бизнеса и производства как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста: Материалы междунар. научно-практ. конф. – Казань: КГАСУ, 2008. – С.99-102.
21.Журавлева М.В. Профессиональная подготовка специалистов в условиях образовательного кластера / М.В.Журавлева, Н.Ю.Башкирцева, Н.В.Котова // Психология и педагогика современного образования в России: Сб. статей III междунар. научно-практ. конф. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2008. – С.54-56.
22.Журавлева М.В. Образовательный кластер как средство интенсификации профессионального самоопределения студентов технического вуза / М.В.Журавлева, П.Н.Осипов // Компетенции инженера - традиции и инновации: Материалы 37-го международного симпозиума IGIP. – Москва: МАДИ (ГТУ), 2008. – С.167-168.
23.Журавлева М.В. Концептуальные основы профессиональной подготовки кадров в нефтехимическом кластере / М.В.Журавлева, П.Н.Осипов // Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, количество: Материалы междунар. научно-практ. конф. – Казань: КГАСУ, 2009. – С.127-131.
24.Журавлева М.В. Особенности довузовской подготовки в образовательном нефтехимическом кластере / М.В.Журавлева, Н.В.Котова, П.Н.Осипов // Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество: Материалы междунар. научно-практ. конференции. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – С.162-163.
25.Журавлева М.В. Опыт функционирования и развитие образовательного нефтехимического кластера / М.В.Журавлева // Проблемы многоуровневой подготовки специалистов для региональной экономики: Сборник научных статей. / Под ред. д.п.н. П.Н.Осипова. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – С.25-38.
26.Журавлева М.В. Предпосылки опережающей подготовки специалистов для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева // Модернизация профессионального образования; вопросы теории и практический опыт: Междунар. научно-практ. конф. – Казань: КСЮИ, 2010. – С.129-131.
27.Журавлева М.В. Профессионально развивающий курс как средство стимулирования профессионального самоопределения студентов / В.Г.Иванов, М.В.Журавлева, О.В.Зиннурова // Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании: Материалы междунар. научно-практ. конф. – Казань: КГАСА, 2010. – С.138-139.
28. Zhuravleva М.V. Educational integration of science and business as a factor in ahead of training for petrochemical complex / М.V. Zhuravleva // Forming Internachional Engineers for the Information Society: Book of Abstracts International Symposium on Engineering Education IGIP. – Santos, Brazil, 2011. – Р.50.
Учебные пособия, методические разработки
29.Журавлева М.В. Контрольные задания по специальным дисциплинам для студентов заочной формы обучения по специальности 250100. Контрольные задания / М.В.Журавлева, И.В.Цивунина, Ф.Р.Гариева, Р.Р.Мусин // Казань: КГТУ, 2001. – 14с. (авт. – 55%)
30.Журавлева М.В. Профильная практика студентов. Методические указания / В.И.Гаврилов, С.Х.Нуртдинов, Р.Б.Султанова, Ф.Р.Гариева, М.В.Журавлева // Казань: КГТУ, 2002. – 20 с. (авт. – 45%)
31.Журавлева М.В. Химия нефти, часть I. Химический фракционный состав нефти. Методические указания / М.В.Журавлева, Ф.Р.Гариева, И.Ш.Хуснутдинов, В.И.Гаврилов, А.А.Караванов // Казань: КГТУ, 2006. – 65 с. (авт. – 50%)
32.Журавлева М.В. Основы технологии органического синтеза. Учебно-методическое пособие / Г.Ю.Климентова, М.В.Журавлева // Казань: КГТУ, 2008. – 89с. (авт. – 50%)
33.Журавлева М.В. Основы технологии органического синтеза. Учебное пособие. Ч II / Г.Ю.Климентова, М.В.Журавлева // Казань, КГТУ, 2010. – 92 с. (авт. – 50%)
34.Журавлева М.В. Социальное и профессиональное становление личности. Методические указания кураторам по проведению кураторских часов. / О.В.Зиннурова, М.В.Журавлева, П.Н.Осипов // Казань: КГТУ, 2011. – 35 с. (авт. – 35%)
35.Журавлева М.В. Прикладная нефтехимия. Учебное пособие. / Н.В.Котова, М.В.Журавлева, М.Н. Сайфутдинова // Казань: КГТУ, 2011. – 119с. (авт. – 50%)