- Народный танец как особый вид художественного творчества, обладает яркой спецификой, опирается на традиции и носит коллективный характер. Он синкретичен по своей природе, поэтому связан с декоративно-прикладным, словесным, музыкальным и театральным творчеством. Специфичным материалом народного танца является человеческое тело, которое содержит в себе пластический потенциал для создания особого художественного языка. Танец отражает исконные пространственно-временные ориентиры, сложившиеся в этнокультурном сознании народа под влиянием мифологических, природных и социально-исторических условий жизни этноса. В связи с этим в народном танце сформировался специфический для данного этноса хронотоп («фольклорный»), являющийся одним из важнейших средств организации системы художественной выразительности. По мере развития человеческого общества народный танец проходит определенную эволюцию: от бытового (досценического) к народно-сценическому и от него к характерному (балетному) виду хореографии. В ходе данной эволюции народный танец не утрачивает свои этнические черты, а лишь варьирует их в новых художественных формах, в пластической речи и в жанровых структурах.
- Пластический язык танца представляет собой художественную систему, развивающуюся под влиянием двух взаимодополняющих друг друга процессов смысло- и формообразования. Смысловое значение, выразительность танца складывается из двух моментов: индивидуальной значимости выразительных движений тела танцовщика и универсального смысла человеческого тела в культуре. Элементами процесса смыслообразования являются пластические мотивы - движения первого и второго порядка (естественные и условные). Пластические мотивы помогают более четко представить многогранную структуру языка танца. Составляющими формообразования являются композиционные элементы танца (фрагменты, пласты, этюды и др.).
- Народный танец может рассматриваться как феномен, отражающий специфику этнического мировоззрения, в котором присутствуют многие компоненты, характеризующие духовную и социально-культурную жизнь народа. Культурные смыслы облекаются в танце в определенные типы народной хореографии. Особое место в типологии отводится этножанру танцевального искусства, который выражает не только специфику стереотипов социального поведения, но и связь человека с природным и предметным миром. Функциональные особенности этножанра и канонические знаки пластики выражаются: а) в типе речи (лексика этнотанца), в типе действия (образ этнотанца), в типе реакции (движение этнотанца); б) в жесте (руки танцора), в поступке (мимика танцора), в поведенческом тексте (мастерство танцора-актера). Сценический этножанр - есть особый тип танца, суммарная составляющая рефлексии народного творчества.
- Автор представляет свой вариант классификации традиционной народной хореографии по трем основаниям:
- исполнительская форма: сольный; парный; ансамблевый; массовый;
- композиционная форма: хоровод (круговой и линейный, смешанный - орнаментальный); пляска (круговая и линейная); перепляс (линейный); кадриль (круговая и линейная);
- содержание: а) хороводы: игровые и гадания; б) ритуальные танцы: заклинания и обрядовые; в) сюжетные танцы: действенного (трудового) изобразительно-подражательного характера. Данная классификация максимально охватывает всю сферу народного танца, опираясь на его основные качественные характеристики (без учета этнических варьирований).
- Рассмотрение процессов развития мордовского народного танца позволило обозначить его ценностно-смысловой континуум. Мордовский танец представляет собой уникальное явление культуры и искусства. Он складывался веками и впитывал в себя богатый и многоплановый комплекс идей и чувств народа. Мордовский танец представляет собой знаковую систему, репрезентирующую эстетическую и мифологическую информацию, фиксирующую религиозные представления, картину мира, представления о месте человека в ней. Автор доказывает, что весь смысл этнического мировоззрения индивида и его психологии выражается посредством элементов пластики человека. Семиотические границы мордовского танца характеризуются множественностью интерпретационных вариантов, напрямую влияющих на систему этих границ, тем не менее, мордовский танец стабилен в основных своих константах. Этнические характеристики мордвы-эрзи и мордвы-мокши (язык, костюм и др.) служили и служат критерием при разграничении двух субэтнических начал в мордовском танце (например, мокша в танце подвижные, бодрые, а эрзяне - сдержанные, степенные).
- Изучение особенностей традиционной культуры мордвы повлияло на возрождение и новые интерпретации народного танца. Это оказалось перспективным путем и для развития теории мордовского танца, в рамках которой, по мнению автора, необходимо четко различать в языке мордовского танца три пластических компонента:
- мокшанский этнический танец отличает быстрый плясовой характер, различные позы с наклоном корпуса, мелкая тряска тела, интенсивные движения плеч вперед-назад, вверх-вниз, перевод бедер из стороны в сторону, вращательные движения, колыхание груди, порой нарочитое;
- эрзянский этнический танец связан со степенными хороводами и лирическими танцами, пластический текст которых во многом отличается от мокшанской хореографии за исключением отдельных элементов, связанных с подражательной техникой, имитацией поведения птиц и животных. Пластика эрзянского танца основана на статной осанке, пружинистом шаге, плавности хода с переводом бедер из стороны в сторону, вперед-назад, размеренных наклонах и покачивании корпуса, ударах ног, своеобразных положениях рук и головы;
- существуют и общие танцевальные формы характерные для двух субэтносов: хороводы-гадания, пляски-заклинания, которые у мокши и эрзи практически не отличаются друг от друга в стилевом отношении. Они исполняются в традиционном рисунке хороводной песни.
- Профессионализация народного мордовского танцевального творчества стала одним из условий развития сценического хореографического искусства в первой половине XX в. Профессиональный мордовский танец зарождался на основе фольклорного материала двух субэтносов (мокши и эрзи). Общие тенденции влияли на стилистику сценического танца, стремящегося интерпретировать этническую хореографию. Совместимость народных образцов танца и сценического материала давали хороший синтез в практической работе. Становление сценической профессиональной мордовской хореографии в XX в. происходило в четыре этапа. Первый - сохранение и активное использование этнического материала народной хореографии в сценических вариантах. Второй этап - осмысление и стилизация народной танцевальной пластики, включая обработку форм этнического танца, а также всего арсенала поэтических, песенных, музыкально-инструментальных жанров и пластических видов мордовского народного искусства. Третий этап - развитие сценического народного мордовского танца для театральных и ансамблевых постановок. Трансформация народного мордовского танца основывалась на формах круговых хороводных игр, линейных плясок, которые включались в народные вокально-хореографические картинки, миниатюры и сюиты. Четвертый этап - создание новых вариантов мордовского сценического танца, в котором происходят концептуальные изменения в пластическом языке.
- Автор считает, что сценическая реконструкция танцев мордвы-эрзи и мордвы-мокши зависит от определения пластического и двигательного характера поведения человека. Автор описывает основные движения сценического народного танца: невыворотные положения ног, статика рук, различные шаги, ходы и другие элементы. Все значимые компоненты танцевальной пластики (отдельные шаги, удары, изобразительно-подражательные движения, термины, связанные с рисунком, элементами танца) взяты автором из ритуальных, обрядовых, игровых действ. Вычленив их из записей этнических танцев в районах Мордовии, и, схематизировав, диссертант присвоил им собственные названия:
- эрзянские хореографические элементы: шаги с каблука («Основной», «Трилистник»), с носка («Хромающий»), ходы («Плавный», «Триоль»), притопы (одинарных, двойных, синкопированных);
- мокшанский хореографические элементы: шаги с каблука («Хромающий»), шаги с двойным ударом, с подскоком и поворотом корпуса на 180 градусов, ходы («Гармошка», «Боковой», «Дробный»), выстукивания (дробь «Разговорная»);
- есть общие хореографические элементы: наклоны головы («Поклоны»), повороты корпуса, мелкая работа плеч «Трясушка», «Колыхание груди», вращение бедер («Отведение»), соскоки, подскоки, прыжки и вращения.
- Процесс интерпретации народного хореографического материала эрзянского и мокшанского танца в балетном искусстве прошел три этапа. Первый этап - постановка сценических народных мордовских танцев в контексте музыкальных и оперных спектаклей. Второй этап - использование этнической пластики в сюитах и программных концертных номерах. Третий этап - создание собственно национального балета в конце XX - нач. XXI в. Балетный спектакль позволяет своеобразно использовать все стили и направления хореографического искусства. В балетном этножанре основополагающими становятся традиции «фольклорного хронотопа».
1.Бурнаев А. Г. «Вальпургиева ночь» как объект культурной жизни Саранска // Регионология. – Саранск, 2005. – Вып 2. – С. 162–169.
2.Бурнаев А. Г. Ценности мордовского балетного искусства в области национального образования // Интеграция образования. – Саранск, 2005. – Вып. 3. – С. 131–138.
3.Бурнаев А. Г. Культурфилософские основания современного танца // Регионология. – Саранск, 2006. – Вып 3. – С. 326–331.
4.Бурнаев А. Г. Телесная схема и зрительно-семантическое восприятие этнокультурного танца мордвы // Регионология. – Саранск, 2008. – Вып. 2.– С. 342–344.
5.Бурнаев А. Г. Проблема классификации искусств в теории Платона и Аристотеля // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара, 2011. – Вып. 2. Ч. 2. – С. 465–467.
6.Бурнаев А. Г. Балетное искусство и национальное хореографическое образование Мордовии: проблемы интеграции // Интеграция образования. – Саранск, 2011. – Вып. 2. – С. 93–96.
7.Бурнаев А. Г. Теоретические основы формирования жанров в хореографическом искусстве // Известия Самарского научного центра РАН. – Самара, 2011. – Вып. 2. Ч. 3. – С. 723–726.
Монографии:
8.Бурнаев А. Г. Онтологизм искусства на рубеже веков. – Саранск : «Рузаевский печатник», 2000.– 58 с. (в соавт.)
9. Бурнаев А. Г. Культура этноса, воплощенная в танце. – Саранск: Изд-во Мордов. ун–та, 2002. – 52 с.
10. Бурнаев А. Г. Генезис балетного искусства Мордовии.– Саранск: Изд-во Мордов. ун–та, 2004. – 196 с.
11. Бурнаев А. Г. Культурная модель мордовского танца.– Саранск: Изд-во Мордов. ун–та, 2007.– 204 с.
Статьи в научных сборниках:
12. Бурнаев А. Г. Роль танцевального искусства в формировании мордовского этнического самосознания // Гуманитарий : научный ежегодник Историко-социологического ин-та МГУ им. Н. П. Огарева. – Саранск, 2000. – С. 128–130.
13. Бурнаев А. Г. К вопросу о мордовской хореографии // Феникс : ежегод. каф. культурологии. – Саранск, 2000.–С. 57–62.
14. Бурнаев А. Г. Эрьзинские сюжеты в хореографии Мордовии // Феникс : ежегод. каф. культурологии. – Саранск, 2001. – С. 43–46.
15. Бурнаев А. Г. Особенности развития кинетической структуры мордовского танца // Вестник Мордовского университета. – Саранск, 2001. – Вып. 3–4.– С. 97–102.
16. Бурнаев А. Г. Первый балетмейстер и первый балет в Мордовском оперном театре // Феникс – 2002 : ежегод. каф. культурологии. – Саранск, 2002. – С. 42–45.
17. Бурнаев А. Г. Балетмейстер Леонид Колотнев // Центр и периферия. Научно-публицистический альманах НИИГН. – Саранск, 2003. – С. 107–113.
18. Бурнаев А. Г. Танцевальная культура мордвы // Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского. – Саранск, 2004. – С. 634–645.
19. Бурнаев А. Г. Этнотанец мордвы // Педагогика искусства : вопросы истории, теории и методики: межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов, 2006. – Вып 1. – С. 72–75.
20. Бурнаев А. Г. Эрзянский и мокшанский танец мордвы // Студия «Пяти-па». – М. :, 2006. – Вып. 1. – С. 29–32.
21. Бурнаев А. Г. Кодакша смусть ды мазычи… // Сятко. – Саранск, 2006. – № 7.– С. 109–123.
22. Бурнаев А. Г. Скульптурная композиция «Танец» С. Д. Эрьзи как мифологический сюжет или хореографический образ ? // Педагогика искусства : вопросы истории, теории и методики : межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов, 2007. – Вып. 2. – С. 40–44.
23. Бурнаев А. Г. Евгений Костантинович Дементьев – солист балета мордовского музыкального театра // Феникс – 2008 : ежегод. каф. культурологии. – Саранск, 2008. – С. 163–172.
24. Бурнаев А. Г. Безумное и божественное : знаковые свойства танца // Педагогика искусства : вопросы истории, теории и методики : межвуз. сб. науч. трудов. – Саратов, 2009. – Вып. 4. – С.43–47.
25. Бурнаев А. Г. Искусство любить – искусство танца // Феникс – 2009 : ежегод. каф. культурологии. – Саранск, 2009. – С. 165–170.
26. Бурнаев А. Г. Мордовский этнос в скульптурах С. Д. Эрьзи – материал для танца // Центр и периферия. Научно-публицистический журнал НИИГН при Правительстве РМ. – Саранск, 2009. – Вып. 2. – С. 106–111.
27. Бурнаев А. Г. П. Н. Литони – хореограф, балетмейстер, педагог оперного тетра Мордовии // Центр и периферия. Научно-публицистический журнал НИИГН при Правительстве РМ. – Саранск, 2009. – Вып. 3. – С. 120–124.
28. Бурнаев А. Г. Аутентичные компоненты мордовского танца // Феникс – 2010 (11) : науч. ежегод. каф. культурологии, этнокультуры и театрального искусства. – Саранск, 2010. – С. 75–77.
29. Бурнаев А. Г. Актуальные проблемы истории хореографического искусства Мордовии // Трансформация социокультурного пространства в XXI веке : современные реалии и культурные стратегии : материлы Всерос. науч. интернет-конф. с международ. участием. – Саранск, 2011. – С. 187–191.
Публикации выступлений на международных, всероссийских и республиканских конференциях:
30. Бурнаев А. Г. Стилистика современного мордовского танца // Н. П. Огарев от XIX к XXI веку: материалы междунар. науч. конф.–Саранск, 1999. – С. 103–104.
31. Бурнаев А. Г. Балетное искусство Мордовии XX в. // Культура народов Мордовии: традиции и современность : материалы респ. науч. конф. – Саранск, 2003.– С. 41–43.
32. Бурнаев А. Г. Становление профессионального мордовского танца в первой половине XX века // Наука и инновации в Республике Мордовия: материалы III респ. науч.-практ. конф. «Роль науки и инноваций в развитии хозяйственного комплекса региона». – Саранск, 2004. – С. 558–560.
33. Бурнаев А. Г. Трансформация профессионального мордовского танца // Этнокультурные процессы в Мордовии: история и современность: материалы респ. науч. конф. – Саранск, 2005. – С. 109–111.
34. Бурнаев А. Г. Пластические образы скульптур С. Д. Эрьзи, воплощенные в танце // Эрьзинские чтения : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 130-летию со Дня рождения С. Д. Эрьзи. – Саранск, 2006. – С.163–168.
35. Бурнаев А. Г. Проблема выбора метода исследования этнокультурного танца мордвы // Искусство в современном мире : материалы Всерос. науч. конф. : В 2-х ч. – Саранск, 2007. – Ч. 1. – С. 103–106.
36. Бурнаев А. Г. Танец в поэтической ткани стиха // II Яушевские чтения : материалы респуб. науч.-практич. конф. – Саранск, 2008. – С. 129–132.
37. Бурнаев А. Г. Просветители-исследователи об этническом танце Морд-вы // Гуманистическое наследие просветителей в культуре и образовании : материалы междунар. науч.-практич. конф. : В 3 т. – Уфа, 2008. – Т. 1. – С. 12–16.
38. Бурнаев А. Г. Просветители балетного искусства Мордовии // XXXVII Огаревские чтения : материалы науч. конф. : в 3 ч. Гумманитарные науки. – Саранск, 2009. – Ч.1. – С. 153–154.
39. Бурнаев А. Г. Развитие профессиональной хореографии в Мордовии // Экология традиционной культуры и проблемы современного искусства : материалы междунар. науч.-практич. конф. – Саранск, 2009. – С. 169–171.
40. Бурнаев А. Г. Философские основания танца // Социально-философские проблемы русской мысли. Седьмые саранские философские чтения: материалы Всерос. науч.-практич. конф. – Саранск, 2011. С. 9–105.