2. Авторская система деятельности включает этапы реализации акмеологической концепции: 1) теоретическое обоснование акмеологической характеристики продуктивной компетентности; 2) определение необходимого/достаточного уровня развития продуктивной компетентности субъектов музыкально-педагогического образования; 3) разработку методологического аппарата для исследования продуктивной компетентности; 4) эмпирическое исследование уровня развития продуктивной компетентности субъектов музыкально-педагогического образования; 5) разработку и апробацию акмеологических программ, тренингов, учебных дисциплин, семинаров. направленных на развитие продуктивной компетентности субъектов музыкально-педагогического образования,6) оценку эффективности разработанных акмеологических программ.
3. Продуктивная компетентность - это высший уровень компетентностного развития личности, представленный системной и динамичной интеграцией компетентностных образований, которые в соответствии с требованиями профессиональной деятельности обеспечивают реализацию её целей в направлении достижения профессионализма и мастерства и содействуют её высокой результативности в создании общественно принятых духовных продуктов.
Продуктивная компетентность включает высокий/достаточный уровень развития акме-мотивации, акме-направленности интеллекта и мышления, эмоционально-волевых и сенсорно-деятельностных особенностей, обеспечивающих творческую самореализацию личности в профессии.
4. Продуктивная компетентность будущих специалистов образования в вузе носит неравномерный характер, поскольку испытывает влияние окружающей среды, в которой усиливается акмеологическое воздействие от первого курса к пятому. Это дает больше возможностей для развития продуктивной компетентности студентов старших курсов по сравнению с первым курсом.
5. Авторская система деятельности в направлении активизации развития продуктивной компетентности студентов музыкально-педагогического образования выступает необходимым фактором акмеологизации образовательной среды. Авторская система деятельности, включающая научно-практическую площадку в вузе, акмеологические программы для студентов музыкально-педагогического образования, акмеологические тренинги и учебные дисциплины для студентов, спецсеминары для специалистов образования успешно внедрены в средние образовательные учреждения и вуз в г. Костроме, а также в вузы г.г. Саранска, Мурманска, Саратова, Смоленска, Ярославля, Челябинска. Эффективность авторской системы деятельности подтверждена математико-статистическими методами.
1.Румянцева, З. В. Формирование готовности педагога-музыканта к профессиональной деятельности : [монография] / З. В. Румянцева. – Кострома : КГУ, 2007. – 169 с. (9,3 п.л.) Данная работа является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования (г. Сочи)
2.Румянцева, З. В. Профессиональная деятельность педагога-музыканта: монография / З. В. Румянцева. – Кострома: Изд-во КГУ, 2011. – 256 с. (в соавторстве с Арчажниковой Л.Г.) (доля участия 50 %). (6 / 6 п.л.).
3.Румянцева, З. В. Развитие музыкального мышления у будущего педагога-музыканта в художественно-творческой деятельности: учеб. пособие по дисциплине «Класс основного музыкального инструмента», специальность 030700 (050601.65) «Музыкальное образование» / З. В. Румянцева. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – 128 с. (7,5 п.л.)
4.Румянцева, З. В. Акмеологический ракурс в содержании научного наследия Льва Ильича Уманского / З. В. Румянцева // Костромская психологическая школа Льва Ильича Уманского: Традиции. Новые исследования. Перспективы: коллективная монография. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2011. – С. 24–37. (0,6 п.л.)
5.Румянцева, З. В. Акмеология музыкально-педагогического образования [монография] / З. В. Румянцева. – Кострома: Изд-во КГУ, 2011. – 258 с. (12 п.л.)
Статьи в изданиях, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, утвержденный ВАК РФ»
6.Румянцева, З. В. Сенсорное воспитание как проблема профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта / З. В. Румянцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика». – Кострома, 2006. – Вып. 2. – С. 52–56. (0,5 п.л.)
7.Румянцева, З. В. Сенсорные способности как художественно-творческий потенциал личности будущего педагога-музыканта / З. В. Румянцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Психологические науки: «Акмеология образования»: периодический научный журнал. – Кострома, 2006. – Вып. 4. – С. 26–29. (0,5 п.л.)
8.Румянцева, З. В. Специфика художественно-образного мышления педагога-музыканта / З. В. Румянцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Психологические науки: «Акмеология образования»: периодический научный журнал. – Кострома, 2006. – Вып. 10. – С. 29–33. (0,5 п.л.)
9.Румянцева, З. В. Интонационное воспитание педагога-музыканта как проблема его профессиональной подготовки / З. В. Румянцева // Искусство в школе. – 2007. – № 5. – С. 64–67. (0,5 п.л.)
10.Румянцева, З. В. Содержание процесса интерпретации явлений художественно-творческой деятельности в профессии педагога-музыканта / З. В. Румянцева // Экономика образования : научно-методический журнал. – Кострома, 2009. – Вып. 1. – С. 107–112. (0,5 п.л.)
11.Румянцева, З. В. Интерпретация музыкально-педагогических явлений как феномен художественно-творческой деятельности педагога-музыканта / З. В. Румянцева // Вестник Российского государственного ун-та им. И. Канта. Серия «Педагогические и психологические науки». – Калининград, 2009. – № 5. – С. 76–83. (0,5 п.л.)
12.Румянцева, З. В. Художественно-педагогическая мобильность : сущность и структура / З. В. Румянцева // Искусство и образование. – М., 2009. – № 5. – С. 96–103. (0,5 п.л.)
13.Румянцева, З. В. Технологическое обеспечение формирования готовности будущих педагогов-музыкантов к профессиональной деятельности как художественно-творческому процессу / З. В. Румянцева // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 3 (60). – С. 116–119. (0,5 п.л.)
14.Румянцева, З. В. Акмеологический подход как вектор в совершенствовании профессиональной подготовки педагога-музыканта / З. В. Румянцева // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Вып. 4: Серия Педагогические и психологические науки. – Калининград, 2011. – С. 93–100. (0,5 п.л.)
15.Румянцева, З. В. Музыковедческие основы освоения специфики музыкального мышления как процесса акмеразвития педагога-музыканта / З. В. Румянцева // Искусство и образование. – М., 2011. – № 2. – С. 89–97. (0,6 п.л.)
16.Румянцева, З. В. Акмеологическая концепция развития профессионала в подготовке педагога-музыканта в вузе / З. В. Румянцева // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – Т. 2: Психолого-педагогические науки. – С. 184–188. (0,5 п.л.)
17.Румянцева, З. В. Интонационное воспитание будущего педагога-музыканта как условие развития его музыкального мышления / З. В. Румянцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2011. – Т. 17, №1. – С. 198–202. (0,5 п.л.)
18.Румянцева, З. В. Акмеологические условия формирования готовности педагога-музыканта к профессии / З. В. Румянцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Психологические науки: «Акмеология образования»: периодический научный журнал. – Кострома, 2010. – Вып. 1-2. – С. 50–53. (0,5 п.л.)
19.Румянцева, З. В. Проблема развития фундаментальной акмеологии в музыкальном образовании / З. В. Румянцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Психологические науки: «Акмеология образования»: периодический научный журнал. – Кострома, 2011. – Т. 17, № 1. – С. 96–101. (0,5 п.л.)
20.Румянцева, З. В. Психолого-акмеологические условия развития продуктивной компетентности будущих педагогов музыкантов./ З. В. Румянцева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер. Психологические науки: «Акмеология образования»: периодический научный журнал. – Кострома, 2011. – Т. 17, № 2. – С. 65–71. (0,7п.л.)
Статьи в сборниках научных трудов, материалов конференций, программы
21.Румянцева, З. В. О теоретической подготовке будущих учителей музыки к формированию опыта саморегулирования в музыкально-педагогической деятельности / З.В. Румянцева // Профессиональная подготовка учителя музыки: материалы межрегион. науч.-практ. конф., г. Москва,28-30 марта 2000 г. – Москва, 2000. – С. 71–76. (в соавторстве с Назаровой И. С.) (доля участия 75 %). (0,2 , 0,1п.л.)
22.Румянцева, З. В. Специфика музыкально-эстетической работы с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования провинции / З.В. Румянцева // Провинция как социокультурный феномен: сб. науч. тр. участников VIII Междунар.конф,18-27 мая 2000 г. – Кострома, 2000. – Т.4. – С. 47–49. (в соавторстве с Лудановой Т. В.) (доля участия 75 %). (0,1/ 0,05п.л.)
23.Румянцева, З. В. Методическая подготовка учителя к решению музыкально-педагогических задач / З.В. Румянцева // Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя музыки: межвузовский сб. науч. тр. – Кострома, 2001. – С. 9–13. (0,25 п.л.)
24.Румянцева, З. В. О воспитании профессионализма учителя музыки в педвузе / З.В. Румянцева // Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя музыки: межвузовский сб. науч. тр. – Кострома, 2001. – С. 30–34. (в соавторстве с Бусловой Е. В.) (доля участия 75 %). (0,18 / 0,07п.л.)
25.Румянцева, З. В.. Интеллектуальная саморегуляция в профессиональной деятельности учителя музыки / З.В. Румянцева // Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи – в ХХI век: материалы науч.-практ. конф. , Кострома, 23 апр. 2002 г. – Кострома, 2002. – С. 143 – 146. (в соавторстве с Назаровой И. С.) (доля участия 75 %). (0,15 / 0,05 п.л.)
26.Румянцева, З. В. Интерпретация музыки в структуре профессионального опыта музыканта-специалиста / З. В. Румянцева // Музыкальное образование: сегодня и завтра: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Москва, 5-6 ноября 2002 года. – М., 2002. – С. 137–139. (в соавторстве с Бобровой Э. В.) (доля участия 75 %). (0,1 / 0,05 п.л.)
27.Румянцева, З. В. Исторический подход к реализации проблемы разносторонней профессиональной подготовки специалиста-музыканта / З.В. Румянцева // Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи – в ХХI век: материалы науч.- практ. конф. , Кострома, 23 апр. 2002 г. – Кострома, 2002. – С. 141–143. (в соавторстве с Лудановой Т. В.) (доля участия 75 %). (0,1 / 0,05 п.л.)
28.Румянцева, З. В. Особенности педагогического опыта учителя музыки / З.В. Румянцева // Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи – в ХХI век: материалы науч.-практ. конф. , Кострома, 23 апр. 2002 г. – Кострома, 2002. – С. 136–138. (в соавторстве с Батищевым И. В.) (доля участия 75 %). (0,1 / 0,05 п.л.)
29.Румянцева, З. В. Педагогическая интерпретация как позитивный фактор содержания профессиональной деятельности учителя / З.В. Румянцева // Теория и практика образования: история и современность: материалы науч.-практ. семинара «Педагогика встречных усилий»: взгляд в будущее. – Кострома,2002. – Ч. 3. – С. 42–44. (в соавторстве с Бобровой Э. В.) (доля участия 75 %). (0,1 / 0,05 п.л.)
30.Румянцева, З. В. Проблема оптимизации духовно-нравственного воспитания молодежи средствами искусства / З.В. Румянцева // Теория и практика образования: история и современность: Материалы науч. - практ. семинара «Педагогика встречных усилий»: взгляд в будущее. – Кострома,2002. – Ч. 3. – С. 44–48. (в соавторстве с Захаровой Ю. В.) (доля участия 75 %). (0,18 / 0,07 п.л.)
31.Румянцева, З. В. Условия реализации принципа успеха в методической подготовке учителя музыки / З. В. Румянцева // Методолого-методическая подготовка учителя музыки: материалы VII международной научно-практической конференции. – М., 2002. – С. 35-39. (0,25 п.л.)
32.Румянцева, З. В. Проблема реализации аксиологического подхода в содержании музыкально-эстетической работы учителя музыки со школьниками / З. В. Румянцева // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений (краткосрочные и долговременные горизонты): материалы международного психологического конгресса, Кострома, 23-24 октября 2003 г. – М.; Кострома, 2003. - Т. 2. – С. 87–93.(0,35 п.л.)
33.Румянцева, З. В. Эстетическое развитие личности будущего специалиста-музыканта как проблема его профессиональной подготовки / З. В. Румянцева // Актуальные проблемы музыкальной педагогики: сборник научных трудов. – Саратов, 2003. – С. 5–9. (0,25 п.л.)
34.Румянцева, З. В. Духовность: истоки и цель профессиональной подготовки учителя музыки / З. В. Румянцева // Традиции и опыт духовно-нравственного воспитания молодежи средствами классич. муз. ис-ва: материалы Всерос. науч.-практ. конф. VII Открытого фестиваля преп. и студ. муз. фак. вузов России, Кострома, 19 апреля 2004 года. – Кострома, 2004. – С. 78– 80. (0,1 п.л.)
35.Румянцева, З. В. Развитие художественно-образного мышления как условие самоактуализации будущего учителя музыки / З.В. Румянцева // Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке: материалы международного симпозиума, Кострома, 28 - 29 октября 2004 г. – М.; Кострома, 2004. – Т. 1. – С. 214–216. (в соавторстве с Муриной Е.Ю.) (доля участия 75 %). (0,1 / 0,05 п.л.)
36.Румянцева, З. В. Сенсорное воспитание как условие профессиональной подготовки педагогов-музыкантов к художественно-творческой деятельности / З.В. Румянцева // Гендерные основания механизмов и профилактики девиантного поведения личности и малых групп в XXI веке: материалы международного симпозиума, Кострома, 27-28 октября 2005 г. – М.; Кострома, 2005. – С. 304–306. (0,15 п.л.)
37.Румянцева, З. В. Основные тенденции развития музыкально-педагогического образования в XXI веке / З.В. Румянцева // Музыкальная культура и образование в XXI веке: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. VIII открытого фестиваля преподавателей и студентов муз. факультетов вузов России. – Кострома: КГУ, 2006. – С.38–41. (0,2 п.л.)
38.Румянцева, З. В. Профессиональное самоопределение педагога-музыканта как проблема его вузовской подготовки / З.В. Румянцева // Наследие О. А. Апраксиной и музыкальное образование в ХХI веке: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 16-17 ноября 2006 года. – М., 2006. – С. 327–330.(в соавторстве с Лудановой Т. В.) (доля участия 75 %). (0,15 / 0,05 п.л.)
39.Румянцева, З. В. Системно-синергетический подход в управлении процессом этического образования будущих учителей музыки / З.В. Румянцева // Организаторские способности в логике ментального управления социальными группами и организациями : материалы междунар. симпозиума, посвященного 85-летию со дня рождения Л. И. Уманского, г. Кострома, 27-28 окт. 2006 г. – М. ; Кострома, 2006. – С. 281–283. (в соавторстве с Виноградовой И. Е.) (доля участия 75 %). (0,15 / 0,05 п.л.)
40.Румянцева, З. В. Применение информационно-коммуникационных технологий как условия совершенствования содержания и методов музыкального образования школьников / З.В. Румянцева // Научно-методическое обеспечение музыкального образования в регионе : материалы регион. науч.-практ. конференции, г. Кострома, 23 мая 2007 г. – Кострома, 2007. – С. 63–68. (в соавторстве с Маловой Н. А.) (доля участия 75 %). (0,3 /0,1 п.л.)
41.Румянцева, З. В. Эстетическая позиция будущего педагога музыканта как компонент формирования его музыкально-исполнительского опыта / З.В. Румянцева // Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образования : материалы III межрегиональной научно-практической конференции 23-24 апреля 2007 г. – Липецк: ЛГПУ,2007. – С. 66–73. (0,4 п.л.)
42.Румянцева, З. В. Художественно-творческая деятельность педагога-музыканта в контексте решения задач современного образования / З.В. Румянцева // Психологическое сопровождение национальных проектов: ментальные барьеры и инновационные технологии развития общества в условиях социальной неопределенности: материалы первого междунар. конгресса. – М.; Кострома: КГУ, 2007. – С. 375–380. (0,3 п.л.)
43.Румянцева, З. В. Профессионализм как цель и результат творческого развития будущих педагогов-музыкантов / З.В. Румянцева // Музыкальное образование в XXI веке: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2009. – Т.1. – С. 58–65. (0,4 п.л.)
44.Румянцева, З. В. Акмеологическая направленность процесса освоения специфики музыкального мышления у будущих педагогов-музыкантов / З.В. Румянцева // Акмеология 2010: методологические и методические проблемы. – СПб., 2010. – Вып. 15. – С. 69–72. (0,2 п.л.)
45.Румянцева, З. В. Художественно-творческое развитие будущего педагога-музыканта как проблема его профессиональной подготовки / З.В. Румянцева // Актуальные проблемы преподавания культурологических дисциплин в современной школе: материалы региональн. науч.-практ. конф., 12 января 2010. – Кострома, 2010. – С. 64–67. (0,2 п.л.)
46.Румянцева, З. В. Творческое развитие будущих педагогов-музыкантов как проблема качества их профессиональной подготовки / З.В. Румянцева // Художественное образование: творческий и культурный потенциал в прогрессивном развитии современного общества: материалы II международной научно-практической конференции, 13-14 апреля 2010 г. – С. 155– 159. (0,25 п.л.)
47.Румянцева, З. В. Акмеологическая направленность опыта художественно-творческой деятельности в профессиональной подготовке педагога-музыканта / З.В. Румянцева // Акмеология 2011. Методологические и методические проблемы. – СПб., 2011. – С. 125–131. (0,3 п.л.)
48.Румянцева, З. В. Духовно-нравственный потенциал творческого наследия И. С. Баха в музыкальном образовании школьников / З.В. Румянцева // Творчество И. С. Баха и современная художественная культура: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 22 февраля 2011 г. – Кострома, 2011. – С. 9–14. (в соавторстве с Маловой Н. А.) (доля участия 75 %). (0,3 /0,1 п.л.)
49.Румянцева, З. В. Разработка концепции акмеолого-педагогического образования как условие модернизации подготовки бакалавров и магистров по профилю «Музыка» / З.В. Румянцева // Акмеологическая наука в модернизации образования инновационной России: сборник материалов Всероссийской научной конференции 17-18 мая 2011 года. – Шуя, 2011. – Т. 1. – С. 59–64. (0,3 п.л.)
50.Румянцева, З. В. Акмеологические предпосылки совершенствования профессиональной подготовки специалистов музыкального образования / З.В. Румянцева // Организаторские способности в системе психологического менеджмента и ментального управления потенциалами социальных групп и организаций: материалы третьего международного симпозиума, Кострома, 30 сентября – 1 октября 2011 г. – М.; Кострома, 2011. – С. 344–348. (0,25 п.л.)
51.Румянцева, З. В. Принципы акмеразвития личности в профессиональной деятельности выдающихся педагогов-музыкантов / З.В. Румянцева // Современные проблемы развития акмеологии: материалы третьего Международного симпозиума. г. Кострома, 1 июля 2011 г. – М.; Кострома, 2011. – С. 223–228. (0,3 п.л.)
52.Румянцева, З. В. Методические рекомендации по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по педагогическим наукам : [Спец.13 00 02-теория и методика обучения и воспитания(методика преподавания музыки)] / З.В. Румянцева. – Кострома: Изд-во КГУ, 2001. – 20 с. (1,0п.л.)
53.Румянцева, З. В. Программа дисциплины «Методология музыкально-педагогического образования»: спец. 030700 «Музыкальное образование» / З.В. Румянцева. – Кострома: КГУ, 2004. – 14 с. (0,7 п.л.)
54.Румянцева, З. В. Программа дисциплины специализации (музыкальные инструменты и концертмейстерское мастерство) «История исполнительского искусства»: спец. 030700 «Музыкальное образование» / З.В. Румянцева. – Кострома: КГУ, 2004. – 10 с. (0,5 п.л.)
55.Румянцева, З. В. Программа дисциплины специализации (музыкальные инструменты и концертмейстерское мастерство) «Методика преподавания игры на музыкальном инструменте»: спец. 030700 «Музыкальное образование» / З.В. Румянцева. – Кострома: КГУ, 2004. – 20 с. (1,0 п.л.)