- Психологическое сопровождение психосоциальной адаптации субъекта как процесса психологического и педагогического воздействия, основанного на знании уровня развития профессионально важных качеств, имеющихся материальных и духовных потребностей сотрудников, доминирующих типов мотивов, на знании ситуационной мотивации позволит преодолевать действие негативных факторов, нежелательных тенденций и эффективно влиять на развитие профессиональной пригодности в частности и профессионализма в целом.
- Концепция психосоциальной адаптации субъектов деятельности органов внутренних дел основана на комплексе принципов, правил и приемов ее использования, обеспечивающих эффективное психологическое сопровождение психосоциальной адаптации на различных ее этапах. Ведущим принципом концепции выступает приоритет общественно-социальных (национальных) и институциональных, а не личных ценностей и идеалов.
- Основными элементами процесса психологического сопровождения психосоциальной адаптации субъектов деятельности органов внутренних дел целесообразно считать:
- профессиографию;
- профессиональную ориентацию;
- профессиональный отбор;
- адаптацию к профессиональному обучению;
- собственно адаптацию к условиям профессиональной деятельности;
- контроль результатов адаптации и корректировку поведения.
- Для реализации концепции психосоциальной адаптации целесообразно применять совокупность методических принципов, правил и приемов использования технологий НЛП (выявление ведущих репрезентативных систем, метапрограмм, ключей доступа).
- Эффективная психосоциальная адаптация основана на концепции управления человеческим ресурсом, которая при решении практических задач предполагает воздействие различными методами и технологиями, в том числе, НЛП, на три основных составляющих:
- условия жизни и деятельности индивидов и социальных групп;
- межличностные отношения в различных сферах деятельности;
- процесс развития самого субъекта, самоактуализация и формирование личности.
1. Казак Т.В., Лобанов Е.А. Личностные особенности абитуриентов учебных учреждений системы МВД: проблемы профориентации [Текст] // Психопедагогика в правоохранительных органах. – Омск: Ом. акад. МВД России, 2007. - № 1 (28). – С. 43-45. – 0,5 п. л.; авт. вклад 75%.
2. Казак Т.В., Лобанов Е.А. Управленческая компетентность сотрудников органов внутренних дел в структуре их профессионального становления [Текст] // Психопедагогика в правоохранительных органах. – Омск: Ом. акад. МВД России, 2007. - № 4 (31). – С. 33-36. – 0,6 п. л.; авт. вклад 75%.
3. Казак Т.В. Концептуальные основы деятельности психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. - № 102. – С. 50-55. – 0,75 п. л.
4. Казак Т.В. Современное состояние психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. - № 105. – С. 29-35. – 0,81 п. л.
5. Казак Т.В. Особенности становления системы психологического сопровождения деятельности личного состава МВД в странах СНГ [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. - № 109. – С. 14-21. – 0,93 п. л.
6. Казак Т.В. Этап становления и развития психологической службы в правоохранительных органах стран содружества [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. - № 112. – С. 23-29. – 0,93 п. л.
7. Казак Т.В. Историко-психологические и юридические предпосылки становления психологической службы в странах СНГ [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб., 2009. - № 116. – С. 22-28. – 0,87 п. л.
8. Казак Т.В. Развитие психологической культуры в правоохранительных органах стран СНГ [Текст] // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2010. – Вып. 3. – С. 157-168. – 1,18 п. л.
9. Казак Т.В. Психологическая служба правоохранительных органов стран СНГ: от решения отдельных задач к решению системных проблем [Текст] // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2010. – Вып. 10. – С. 112-122. – 0,81 п. л.
10. Казак Т.В. Психологическая служба правоохранительных органов стран СНГ в контексте культурно-парадигмального подхода [Текст] // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск, 2010. – Вып. 11. – С. 125-131. – 0,6 п. л.
11. Казак Т.В. Понятийно-категориальный аппарат практической психологии в правоохранительных органах стран СНГ // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – Тверь, 2011. - № – С. 1,1 п.л.
12. Казак Т.В. Психологическое сопровождение труда сотрудников правоохранительных органов стран СНГ: исторический аспект // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – Тверь, 2011. - № – С. 0,7 п.л.
II. Монографии
13. Казак Т.В. Личность несовершеннолетнего осужденного и ее оценочные эталоны: Моногр. [Текст] – Минск: БГПУ, 2005. – 202 с. – 12,6 п. л.
14. Казак Т.В. К проблеме эмпирического исследования мотивационной сферы специалистов органов внутренних дел: Кол. моногр. [Текст] // Под ред. А.Ф. Шикуна, В.А. Орловой. – Тверь: ТвГУ, 2005. – В 2 т. Т. 1. – С. 67-73. – 0,93 п. л.
15. Казак Т.В., Шикун А.Ф., Федорова Н.Н. Мотивационная сфера профессионала: Кол. моногр. [Текст] // Под ред. А.Ф. Шикуна, В.А. Орловой. – Тверь: ТвГУ, 2005. – В 2 т. Т. 1. – С. 40-46. – 0,93 п. л.; авт. вклад 75%.
16. Казак Т.В., Шикун А.Ф., Федорова Н.Н. Мотивационная сфера профессионала как социодинамическая система: Кол. моногр. [Текст] // Под ред. А.Ф. Шикуна, В.А. Орловой. – Тверь: ТвГУ, 2005. – В 2 т. Т. 2. – С. 46-58. – 1,36 п. л.; авт. вклад 75%.
17. Казак Т.В., Федоров М.В. Управление мотивационной сферой специалистов с помощью социально-психологических методов: Кол. моногр. [Текст] // Под ред. А.Ф. Шикуна, В.А. Орловой. – Тверь: ТвГУ, 2005. - В 2 т. Т. 2. – С. 58-67. – 1,13 п. л.; авт. вклад 75%.
18. Казак Т.В. Становление психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ: на примере Республики Беларусь: Моногр. [Текст] – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. – 216 с. – 13,5 п. л.
19. Казак Т.В. Психологическое сопровождение труда сотрудников правоохранительных органов стран СНГ: Моногр. [Текст] / Т.В. Казак; М-во внутрен. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД Респ. Беларусь. – Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2009. – 325 с. – 19,06 п. л.
III. Учебно-методические издания
20. Казак Т.В. Изучение и профилактика конфликтов среди осужденных // Курс «Психология и педагогика в деятельности исправительно-трудовых учреждений»: Тез. лекц. и практ. занятий. – Мн.: БГПУ, 1991. – 95 с. – 5,9 п. л.
21. Казак Т.В. Социально-психологические вопросы изучения и профилактики конфликтов среди подростков с асоциальным поведением: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2001. – 75 с. – 4,8 п. л.
22. Казак Т.В. Психологическое сопровождение деятельности специалистов правоохранительных органов по изучению оценочных эталонов личности несовершеннолетних осужденных: Практ. реком. – Тверь, 2002. – 24 с. – 1,5 п. л.
23. Казак Т.В. Общая психодиагностика: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: Акад. МВД, 2004. – 32 с. – 1,86 п. л.
24. Казак Т.В. Общая психодиагностика: Учеб. программа курса. – Мн.: Акад. МВД, 2004. – 22 с. – 1,4 п. л.
25. Казак Т.В., Питишук И.П., Рябцева Н.А. Профилактика аддиктивного поведения в курсантской среде: Практ. реком. – Мн.: Акад. МВД, 2010. – 23 с. – 1,44 п. л.
IV. Научные статьи, тезисы докладов
26. Казак Т.В. Использование педагогических идей А.С. Макаренко в работе воспитательно-трудовых колоний [Текст] // А.С. Макаренко и современность (к 100-летию со дня рождения): Тез. докл. республ. науч.-практ. конф. – Минск: Пед. общ. БССР, 1988. – С. 396-398. – 0,4 п. л.
27. Казак Т.В. Актуальность воззрений В.А. Сухомлинского о нравственном воспитании подростков в семье [Текст] // В.А. Сухомлинский и актуальные проблемы перестройки народного образования (к 70-летию со дня рождения): Мат. республ. науч.-практ. конф. (Минск, 1–2 ноября 1988 года). – Минск: Пед. общ. БССР, 1989. – С. 187-188. – 0,3 п. л.
28. Казак Т.В. Ресоциализация освобождающихся из ВТК [Текст] // Н.К. Крупская и актуальные проблемы перестройки народного образования (к 120-летию со дня рождения): Мат. республ. науч.-практ. конф. – Барановичи: Пед. общ. БССР, 1989. – С. 62-64. – 0,4 п. л.
29. Казак Т.В. Проблема воспитания подростков-правонарушителей [Текст] // Адукацыя i выхаванне. – Минск, 2001. - № 9. – С. 30-36. – 0,94 п. л.
30. Казак Т.У. З гiсторыi адукацыi дзiцячых папрауча-працоуных устаноу [Текст] // Весцi БДПУ. – Минск, 2001. – Сер. 1. - № 3. – С. 66-69. – 0.54 п. л.
31. Казак Т.В. Критерии эффективности психологической службы правоохранительных органов в странах СНГ [Текст] // Краеведческая психология. – Тверь: ТвГУ, 2003. – Вып. 2. – С. 138-140. – 0,4 п. л.
32. Казак Т.В. Пути формирования познавательной активности курсантов Академии МВД Республики Беларусь [Текст] // Актуальные вопросы реформирования образования: Мат. науч.-практ. конф. (Минск, 2003 год). – Мн.: Акад. МВД, 2003. – С. 12-14. – 0,4 п. л.
33. Казак Т.У. Псiхалагiчны аналiз свабоднага правядення часу непауналетнiмi асуджанымi за карыслiвыя злачынствы [Текст] // Весцi БДПУ. – Минск, 2004. – Сер. 1.– № 1. – С. 57-59. – 0,4 п. л.
34. Казак Т.У. Да пытання дэфiнiцыi тэрмiнау «наркаманiя» i «таксiкаманiя» [Текст] // Весцi БДПУ. – Минск, 2004. – Сер. 1. - № 2. – С. 52-54. – 0,4 п. л.
35. Казак Т.У. Псiхалагiчнае забяспечанне дзейнасцi супрацоунiкау праваахоуных органау у экстрымальных умовах [Текст] // Весцi БДПУ. – Минск, 2004. – Сер. 1. - № 3. – С. 52-54. – 0,4 п. л.
36. Казак Т.У. Класiфiкацыя непауналетнiх асуджаных у залежнасцi ад сацыяльна-маральнай арыентацыi [Текст] // Весцi БДПУ. – Минск, 2004. – Сер. 1. - № 3. – С. 54-59. – 0,8 п. л.
37. Казак Т.У., Шэршэнь Т.М. Улiк узросту i полу пры арганiзацыi выпраулення асуджаных [Текст] // Весцi БДПУ. – Минск, 2004. – Сер. 1. - № 4. – С. 55-57. – 0,4 п. л.; авт. вклад 75%.
38. Казак Т.У., Шэршэнь Т.М. Iндывiдуальна-псiхалагiчныя асаблiвасцi непауналетнiх асуджаных [Текст] // Весцi БДПУ. – Минск, 2004. – Сер. 1. – № 4. – С. 57-60. – 0,54 п.л.; авт. вклад 75%.
39. Казак Т.В. Образование и самосовершенствование студента как будущего специалиста [Текст] // Психолого-педагогическая подготовка специалиста: образование и образованность: Мат. VII конф. по пробл. универ. образов. (Москва, 20-21 мая 2004 года). – Москва: изд-во УРАО, 2004. – С. 83-84. – 0,3 п. л.
40. Казак Т.В. Исследование трудовой деятельности сотрудников правоохранительных органов в Московской психологической школе [Текст] // Краеведческая психология. – Тверь: ТвГУ, 2004. – Вып. 2. – С. 70-76. – 0,94 п.л.
41. Казак Т.В. Исследование трудовой деятельности сотрудников правоохранительных органов в Тверской психологической школе [Текст] // Краеведческая психология. – Тверь: ТвГУ, 2004. – Вып. 5. – С. 178-184. – 0,94 п.л.
42. Казак Т.В. Особенности профессионально-психологической подготовки сотрудников системы органов внутренних дел на современном этапе [Текст] // Психологическое сопровождение в работе сотрудников МВД: Мат. науч.-практ. конф. (Минск, 28 сентября 2004 года). – Мн.: Акад. МВД, 2004. – С. 62-65. – 0,54 п. л.
43. Казак Т.В. Психологическое сопровождение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел [Текст] // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – Минск, 2004. - № 2 (8). – С. 65-67. – 0,4 п. л.
44. Казак Т.В. Методологические подходы к психологической диагностике сотрудников органов внутренних дел [Текст] // Краеведческая психология. – Тверь: ТвГУ, 2005. – Вып. 2. – С. 138-140. – 0,4 п. л.
45. Казак Т.В. Особенности осуществления профессионального психологического отбора в структуре МВД Российской Федерации [Текст] // Краеведческая психология. – Тверь: ТвГУ, 2005. – Вып. 3. – С. 30-36. – 0,94 п.л.
46. Казак Т.В. Методологические подходы к психодиагностике сотрудников МВД [Текст] // Краеведческая психология. – Тверь: ТвГУ, 2005. – Вып. 4. – С. 52-59. – 1,1 п. л.
47. Казак Т.В. Особенности осуществления профессионального психологического отбора в структуре МВД Республики Беларусь [Текст] // Краеведческая психология. – Тверь: ТвГУ, 2005. – Вып. 5. – С. 135-137. – 0,4 п.л.
48. Казак Т.В. Психологическая характеристика несовершеннолетних осужденных за корыстные преступления [Текст] // Возр. и педагог. психол.: Сб. науч. труд. – Минск: БГПУ, 2005. – Вып. 6. – С. 256-264. – 1,2 п. л.
49. Казак Т.В. Формирование психологических качеств личности, необходимых для поступления и успешной учебы в Академии МВД и службы в органах внутренних дел [Текст] // Актуальные проблемы профессионально-ориентационной работы с учащимися профильных юридических и кадетских юридических классов средних общеобразовательных школ республики: Сб. мат. учеб.-метод. семинара (Минск, 30 ноября 2005 года). – Мн.: Акад. МВД, 2005. – С. 20-22. – 0,4 п. л.
50. Казак Т.В. Особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел [Текст] // ТехноОБРАЗ 2005: Технологии непрерывного образования и творческого саморазвития личности студентов: обеспечение качества подготовки специалистов в высшей школе: Мат. V международ. науч. конф. (Гродно, 14-15 апреля 2005 года). – Гродно, 2005. – Ч. 1 – С. 186-189. – 0,54 п. л.
51. Казак Т.В. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников правоохранительных органов в преодолении стрессовых ситуаций [Текст] // Роль и задачи морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Республики Беларусь: Мат. респуб. межвуз. науч.-практ. конф. (Минск, 6 апреля 2004 года). – Мн.: Акад. МВД, 2005. – С.64-67. – 0,54 п. л.
52. Казак Т.В. Важнейшие регуляторы труда сотрудников органов внутренних дел [Текст] // Актуальные проблемы кризисной психологии в деятельности сотрудников силовых структур: Мат. респуб. межведомств. науч.-практ. конф. (Минск, 12 ноября 2004 года). – Мн.: Акад. МВД, 2005. – С. 74-76. – 0,4 п. л.
53. Казак Т.В. Возможности использования системного подхода в психологии труда сотрудников органов внутренних дел [Текст] // Актуальные проблемы гармонизации социально-трудовых отношений: Мат. VII междунар. науч.-практ. конф. (Витебск, 4 марта 2005 года). – Витебск: УО ФПБ «МИТСО», 2005. – В 2 кн. Кн. 1. – С. 24-26. – 0,4 п. л.
54. Казак Т.В. Анализ актуальной проблематики теоретических и прикладных исследований в области психологии сопровождения труда сотрудников МВД [Текст] // Кафедра. – Тверь: Научная книга, 2006. - № 2 (6) – С. 65-68. – 0,54 п. л.
55. Казак Т.В., Лобанов Е.А. Окончательный профессиональный психологический отбор: личностные особенности абитуриентов учреждений образования системы органов внутренних дел [Текст] // Человеческий фактор. ЧФ: Проблемы психологии и эргономики / Психология на пути к пониманию человека и социума: новая психическая реальность изменяющейся России: Мат. междунар. науч.-практ. конф. (Тверь, 29-30 марта 2006 года). – Тверь, 2006. - № 2 (35) – С. 44-46. – 0,4 п. л.; авт. вклад 75%.
56. Казак Т.В. Факторная модель свободного времяпрепровождения несовершеннолетних, осужденных за корыстные преступления [Текст] // Вопросы правовой теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр. – Омск: Ом. акад. МВД России, 2007. – Вып. 4. – С. 50-57. – 1,1 п. л.
57. Казак Т.В. Факторный анализ и факторная модель образа идеального человека несовершеннолетних осужденных [Текст] // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – Минск, 2007. - № 2 (14). – С. 216 – 220. – 0,7 п. л.
58. Казак Т.В., Лобанов Е.А. Компетентность руководителей органов внутренних дел при принятии решений [Текст] // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. – Минск, 2007. - № 2 (14). – С. 220 – 223. – 0,54 п. л.
59. Казак Т.В. Организационно-управленческие аспекты профессионально-психологического консультирования в ВУЗе [Текст] // Акмеологические основы профессиональной культуры современного специалиста (к 70-летию со дня рождения профессора А.М. Зимичева): Мат. межвузов. научн.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 24 апреля 2008 года). – СПб: Санкт-Петербургская акмеологическая академия, 2008. – С.149-150. – 0,3 п. л.
60. Казак Т.В. Управленческая компетентность и личностные ограничения сотрудников органов внутренних дел [Текст] // Психология обеспечения правопорядка и безопасности: Мат. междунар. научн.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 21-23 мая 2008 года) / Сост.: Пряхина М.В., Корчмарюк В.А., Андреева И.А., Статный В.М. – СПб: СПб ун-т МВД России, 2008. – С.182-185. – 0,54 п. л.
61. Казак Т.В. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Основные направления экономической безопасности государств-участников Договора о создании Союзного государства: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (Минск, 14 ноября 2008 года) – Мн.: Акад. МВД, 2008. – С. 65-68. – 0,54 п. л.
62. Казак Т.В. Психологические предпосылки становления психологической службы в странах СНГ [Текст] // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню бел. науки (Минск, 23 января 2009 года) – Мн.: Акад. МВД, 2009. – С. 135-136. – 0,3 п. л.
63. Казак Т.В. Культурно-парадигмальный подход и перспективы интеграции правоохранительных органов стран СНГ (на примере психологической службы) [Текст] // Проблемы развития современных психодинамических концепций в России и за рубежом: Мат. межвуз. научн.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 26 ноября 2010 года). – СПб: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2010. – С. 175-183. – 0,3 п.л.
64. Казак Т.В. Концепция кадрового менеджмента в деятельности психологической службы правоохранительных органов стран СНГ [Текст] // Актуальные проблемы науки, практики и вероисповеданий на современном этапе: Сб. мат. междунар. конф. (Красноярск, 25 ноября 2010 года). – Красноярск, 2010. – C. 78-83. – 0,4 п. л.
65. Казак Т.В. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности правоохранительных органов стран Содружества на современном этапе [Текст] // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Дню бел. науки (Минск, 21 января 2011 года) – Мн.: Акад. МВД, 2011. – С. 234-235. – 0,3 п. л.
66. Казак Т.В. Профессионально-психологическое консультирование в органах внутренних дел стран СНГ [Текст] // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский университетский консорциум. – СПб., 2011. – № 2. – С. – 101-110. – 1,3 п.л.
67. Батура М.П., Казак Т.В., Хмыль А.А. Психологический аспект образования и самосовершенствования студента технического вуза как будущего специалиста [Текст] // Евразийский опыт: культурно-историческая интеграция: Сб. мат. междунар. науч.-практ. конф. (в рамках «XV юбилейных Царскосельских чтений», Санкт-Петербург, 19-21 апреля 2011 года). – СПб., 2011. – С. – 0,3 п.л. (5 мп.л.); авт. вклад 75%.
68. Батура М.П., Казак Т.В., Хмыль А.А. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Современное образование: содержание, технологии, качество: Сб. мат. XVII междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 125-лет. СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (Санкт-Петербург, 20 апреля 2011 года). – СПб., 2011. – Т. 2. – С. 3-5. – 0,2 п.л.; авт. вклад 75%.
69. Хмыль А.А., Казак Т.В., Кузнецов Д.Ф. Профессионально-психологическое консультирование в высшем учебном заведении: организационно-управленческие аспекты [Текст] // Современное образование: содержание, технологии, качество: Сб. мат. XVII междунар. науч.-метод. конф., посвящ. 125-лет. СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (Санкт-Петербург, 20 апреля 2011 года). – СПб., 2011. – Т.2. – С. 11-12. – 0,2 п.л.; авт. вклад 75%.
70. Хмыль А.А., Казак Т.В., Кузнецов Д.Ф. Аддиктивное поведение личности: психодинамические аспекты [Текст] // Современные подходы в организации работы по сохранению и укреплению здоровья студентов, профилактике табакокурения и иного зависимого поведения: Сб. мат. науч.-практ. конф. (Минск, 31 мая 2011 года). – Минск: РИВШ, 2011. – С. – 0,3 п.л. (4 мпл).; авт. вклад 75%.