- Понятие «государственное управление водными ресурсами» включает в себя все существенные и необходимые компоненты понятия «государственное управление», которые определяют концептуальную взаимосвязь понятий «государственное управление» и «водные ресурсы». Эти компоненты отражают политические, природно-географические и социально-экономические особенности государств. Для государственного управления водными ресурсами в России и Монголии присущи общие черты и специфические особенности, характерные для политических систем и общественных отношений сопредельных государств, имеющих общие водные ресурсы.
- Государственная политика в области водных отношений этих стран формируется с учетом принципов международного водного права, сбалансированности политических и социально-экономических и экологических интересов и открытости внешнему миру, не подверженных коллизиям и межведомственной несогласованности в административной практике управления.
- В государственном управлении водными ресурсами, являющегося частью государственной политики России и Монголии в области водных отношений, отражаются основные этапы формирования и развития новой государственности, политической и экономической систем, трансформации общественных отношений, связанных с переходом от социалистических принципов хозяйствования к рыночным. Оно представляет собой взаимосвязанную и взаимообусловленную «иерархическую пирамиду», выстроенную с учетом национальных экологических и экономических интересов, а также политических норм и принципов международного водного законодательства и представляющую собой регулятивную основу правового поля административного управления водными ресурсами в России и Монголии.
- Государственное управление водными ресурсами в России и Монголии как политический процесс представляет собой институализацию универсальной модели «министерство - служба - агентство», которая сочетает в себе элементы как традиционных, так и инновационных институтов. Традиционным институтом государственного управления водными ресурсами в Российской Федерации является Министерство природных ресурсов и экологии России, в Монголии - Министерство окружающей среды и туризма. Инновационными компонентами модели являются службы и агентства, занимающиеся вопросами охраны и использования водных ресурсов (в России - Федеральное агентство водных ресурсов, в Монголии - Правительственное агентство водных дел). Вместе с тем данная модель имеет ряд недостатков, связанных с отсутствием единого координирующего органа, что приводит в условиях несовершенства нормативно-правового регулирования в области водных отношений к межведомственным конфликтам не только по вертикали (министерство - служба - агентство), но и по горизонтали (министерство - министерство, служба-служба, агентство - агентство).
- Существующие национальные модели государственного управления водными ресурсами обуславливают поиск нестандартных механизмов межгосударственного взаимодействия. Главным легитимным субъектом межгосударственного российско-монгольского взаимодействия в области охраны и использования трансграничных водных объектов становится институт уполномоченных сторон по выполнению Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод, представляющий собой сложную межгосударственную иерархически организованную структуру. В настоящий момент существует ряд проблем в межгосударственном взаимодействии, связанных с несбалансированностью и несогласованностью национальных интересов двух государств в области использования трансграничных водных объектов. Но, несмотря на это, сегодня институт уполномоченных сторон представляет собой наиболее оптимальную и устойчивую форму межгосударственного взаимодействия России и Монголии в области охраны и использования трансграничных вод. Решение существующих и потенциальных проблем возможно лишь в рамках его политико-правового статуса.
- Представленные автором модели государственного управления водными ресурсами и межгосударственного российско-монгольского взаимодействия в данной области отражают существующие в настоящее время политические, экологические и экономические реалии двух государств и во многом зависят от состояния их политических систем. Поэтому они не носят постоянный и устойчивый характер, что предопределяет вероятность их трансформации в зависимости от дальнейшего развития этих систем и состояния межгосударственного взаимодействия России и Монголии.
1. Цыренова Т.Б. Сотрудничество России и Монголии в области охраны и использовании трансграничных вод / отв. ред. И.И. Осинский. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского государственного университета, 2011. 112 с. (6, 51 п.л.).
2. Цыренова Т.Б. Государственное управление в области охраны и использования водных ресурсов в условиях трансграничья (на примере Российской Федерации и Монголии) / отв. ред. И.И. Осинский. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. – 254 с.(14,76 п.л.).
3. Цыренова Т.Б. Национальные интересы Монголии в области безопасности водных ресурсов / Ц. Бадрах, Т.Б. Цыренова, Я. Цэдэнбалжир / отв. ред. И.И. Осинский. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та; Улан-Батор, 2011. 215 с. (12, 5 п.л., лично автором – 6 п.л.).
Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК
4. Цыренова Т.Б. О формировании международного политико-правового регулирования в области водных отношений // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 6. Философия, социология, политология, культурология. 2010. С. 226-231 (0,5 п.л.).
5. Цыренова Т.Б. Политико-правовые принципы государственного регулирования водных отношений в Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14. Философия, социология, политология, культурология. 2010. С. 198-202 (0,4 п.л.).
6. Цыренова Т.Б. Политико-правовой фактор обеспечения экологической безопасности Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14а. Философия, социология, политология, культурология. 2010. С. 194-198 (0,4 п.л.).
7. Цыренова Т.Б. Политико-правовые аспекты охраны водных ресурсов в Монголии // Власть. 2010. №12. С. 169–172 (0,4 п.л.).
8. Цыренова Т.Б. Экологические аспекты концепции национальной безопасности Российской Федерации и Монголии // Власть. 2011. № 2. С. 22–25 (0,4 п.л.).
9. Цыренова Т.Б. Бурятия в системе политико-правовых принципов охраны водных ресурсов в РФ // Власть. 2011. № 4. С. 136–140 (0,5 п.л.).
10. Цыренова Т.Б. О системе государственного управления водных ресурсов в Монголии // Власть. 2011. № 7. С. 97–100 (0,4 п.л.).
11. Цыренова Т.Б. К вопросу об организационной структуре института уполномоченных Правительства РФ и Правительства Монголии в области охраны и использования трансграничных вод // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14. Философия, социология, политология, культурология. 2011. С. 153–156 (0,4 п.л.).
12. Цыренова Т.Б. Об основных субъектах государственного управления в области охраны и использования водных ресурсов в Монголии // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14. Философия, социология, политология, культурология. 2011. С. 157–161 (0,4 п.л.).
13. Цыренова Т.Б. Система государственного управления водными ресурсами в Российской Федерации // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14 а. Философия, социология, политология, культурология. 2011. С. 195-201 (0,6 п.л.).
14. Цыренова Т.Б. Политические основы межгосударственного взаимодействия в области охраны и использования трансграничных вод // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 14 а. Философия, социология, политология, культурология. 2011. С. 201 - 207 (0,6 п.л.).
Публикации в других изданиях:
15. Tsyrenova T.B. Transboundary water management system // Integrated water management model on the Selenga river basin. Basin assessment and integrated analysis (Phase 2). Seoul, Korea Enviroment Institute, 2009. P. 266–275 (0,6 п.л.).
16. Цыренова Т.Б. Усны харилцаанд Монгол улсын ториин бодлогыг хэрэгжуулэх арга механизмын асуудалд /Ц. Бадрах, Я. Цэдэнбалжир, Т. Цыренова // Человек, культура и общество в изменяющемся мир: сб. науч. тр. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. Ч. 2. С.217–220 (0,5 п.л., лично автором – 33%).
17. Цыренова Т.Б. Экологические аспекты российско-монгольского сотрудничества // Актуальные проблемы стран Восточной Азии. М., 2008. С.264–269 (0,4 п.л.).
18. Цыренова Т.Б. Система управления использованием и охраной водных ресурсов в Российской Федерации и Республике Бурятия // Экология и этноэкологические традиции народов Центральной Азии: материалы регион. науч. семинара (30 июня – 3 июля 2009 г.). Кызыл: Изд-во Тув. гос. ун-та, 2009. С. 116–119 (0,4 п.л.).
19. Цыренова Т.Б. К вопросу о политико-правовом сотрудничестве России и Монголии в области экологии // Философия, социология, современность: сб. ст. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та , 2010. Ч. 1. С. 148–156 (0,4 п.л.).
20. Цыренова Т.Б. О водохозяйственной обстановке в бассейнах трансграничных рек на российской территории // Селенга – река без границ: проблемы и перспективы сотрудничества в области охраны и использования трансграничных вод: сб. материалов IV Междунар. науч. конф. Дархан; Улан-Удэ, 2010.
21. Цыренова Т.Б. Институт Уполномоченных правительств Российской Федерации и Монголии как основной механизм межгосударственного взаимодействия в области управления трансграничных водных объектов // Социальная среда – потенциал конкурентоспособного развития регионов: материалы всерос. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. С.60–66.
22. Цыренова Т.Б. Экологическая безопасность как неотъемлемая часть национальной безопасности России // Человек, культура и общество в изменяющемся мир: сб. науч. тр. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. Ч.1. С.96–98.
23. Цыренова Т.Б. О некоторых аспектах административного механизма государственного регулирования водных отношений в РФ // Человек, культура и общество в изменяющемся мире: сб. науч. тр. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. Ч. 2. С.217–220.
24. Цыренова Т.Б. Экологические аспекты традиционного мировосприятия монгольских народов // Историческое взаимодействие народов и цивилизаций: к 350-летию присоединения Бурятии к России: сб. науч. ст. Улан-Удэ; Иркутск: Изд-во Оттиск, 2011. С. 423-427 (0,5 п.л.).
25. Цыренова Т.Б. О трансформации государственного управления в области охраны и использования водных ресурсов в Монголии // Человек и его ценности в современном мире: материалы VI Междунар. научн.-практ. конф. Чита (Россия) - Хулуунбуир (КНР) –Улаанбаатар (Монголия) – Opole (Poland) – Владивосток (Россия), 2011. С.74-96 (0,6 п.л.).
26. Цыренова Т.Б. О государственной политике Российской Федерации в области охраны окружающей среды // Человек и его ценности в современном мире: материалы VI Междунар. научн.-практ. конф. Чита (Россия) - Хулуунбуир (КНР) – Улаанбаатар (Монголия) – Opole (Poland) – Владивосток (Россия), 2011. С.96-108 (0,6 п.л.).
27. Цыренова Т.Б. Об основных нормативных принципах государственного управления в области охраны и использования водных ресурсов в Монголии // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: сб. науч.тр. Красноярск – Чита, 2011. С. 201 – 216 (0,4 п.л.).
28. Цыренова Т.Б. Политические принципы охраны озера Байкал // Актуальные проблемы современного гуманитарного знания: сб. науч.тр. Красноярск – Чита, 2011. С. 217-231 (0,4 п.л.).