- Для решения проблем: сознание // мозг, нравственное содержания сознания, генезис сознания, автором предлагается принцип двойного фундирования функциональных процессов сознания: первичное фундирование осуществляется мозговой активностью, образующей адаптивно-преобразовательные функционально-процессуальные свойства; вторичное фундирование процессов сознания происходит под воздействием информационных и системообразующих факторов[1], в результате создается усложненное функциональное состояние сознания, выражающееся в способности смыслоформирования и конструирования нравственно-разумных уровней сознания, где разум - когнитивный процесс оформления нравственной чувственности в устойчивое мировоззренческое содержание. Генезис сознания - это процесс конституирования устойчивых мировоззренческих уровней и моделей сознания как способов бытия человека в мире.
- Выявлены функции рассудка: адаптивная, преобразовательно-трансформативная, разума: нравственно-конституирующая функция, функция ограничения трансформативных стремлений рассудка, функция расширения горизонтов познания и факторы, влияющие на процесс генезиса и самоорганизации сознания: онтическая и экзистенциальная интуиции как потребности человека в понимании смыслов собственного существования и бытия в целом. Функциональное доминирование рассудочных или разумных процессов формирует модели сознания: 1) целостная наивно-миросозерцательная модель (Древнее время); 2) рассудочная нормативно-моральная модель (Новоевропейское время); 3) рассудочно-технологическая, экологическая и событийствующая модели личностного и общественного сознания (современная эпоха).
- Определено, что сущностью первого этапа самоорганизации сознания являлось становление первичной целостной наивно-миросозерцательной модели в Древнем мире, которая характеризовалась уравновешенными в рамках природной необходимости рассудочными и разумными функциями и способностями; неразвитость нравственного содержания обуславливала возможность развития рассудочных функций сознания.
- Выявлены особенности объективно-идеалистических теорий античного классицизма и неоплатонизма: классический рационализм оформляет онто-интуитивные ощущения, направляющие мышление в сферу познания бесконечных модусов бытия в логически обоснованные теоретические конструкты - предельные универсальные понятия (Бог, Единое), затем неоплатонизм теоретически закрепляет представление о разуме как мистико-духовном средстве постижения сущности бытия, что окончательно выводит разум из сферы познания действительности и сущности человеческого существования в трансцендентную, отвлеченную от жизни конкретного человека сферу, т.е. разум становится средством, неприменимым в жизни человека и общества, в результате формируется рассудочно-функционирующая модель сознания, в системе которой нравственное содержание не формируется, а заменяется нравственно бессодержательными представлениями о трансцендентных началах мироздания.
- Установлены специфики оформления рассудочной нормативно-моральной модели сознания (Новоевропейское время): конституирующей формой познания определяется рассудочные механизмы и функции мышления, формирующие доминантно-рассудочный способ бытия, основным свойством которого является неограниченная рамками нравственности трансформативная функция; мораль становится социальным средством стабилизации отношений между рассудочными индивидами, в результате чего происходит имплитизация нравственной чувственности, что выражается в ощущениях потери свободы как свободы мышления.
- Выявлены характеристики процесса смыслоформирования в феноменологии и экзистенциализме: экспликация онтической и экзистенциальной интуиций создает потребность в теоретическом обосновании онтологического статуса экзистенциальных и эссенциальных смыслов, в результате формируется представление о нравственном содержании сознания, выявляющемся в процессе экзистенциальной рефлексии и конституирования универсальных нравственных понятий.
- На основании анализа теорий философии психоанализа установлено, что бессознательное как система сигналов, свидетельствующих о степени влияния событий на состояние человека, не определяет процесс нравственного саморазвития человека, поскольку нравственность есть идеальный продукт деятельности функций разума, рационализирующих нравственную чувственность - систему ощущений, свидетельствующих о нарушениях естественного баланса между человеком и природой, другими людьми, но функционально бессознательное является фактором, обуславливающим изменения направленности сознания к поиску устойчивого смыслового (мировоззренческого) состояния.
- В результате исследования проблемы множественной структуры сознания (У. Джемс, С. Гроф, К. Уилбер), устанавливается: изменение состояний сознания есть процесс функциональной реорганизации, фундируемой применением экзистенциальной рефлексии, ориентации на нравственную чувственность, в результате чего формируется устойчивый нравственно-разумный уровень сознания, в том случае, если реорганизации не происходит, устойчивым уровнем сознания остается рассудочный.
- Выявлены условия, влияющие на развитие рассудочно-технологической модели сознания: прогрессирующее развитие технологий фундируют процесс формирования рассудочно-технологической модели сознания, в которой отсутствует онтологическая целостность содержаний и процессов - нравственное содержание не формируется, интересы самосознания замыкаются на адаптации поступающей информации от новых технологических средств к физиологическим и потребительским запросам индивида; рассудочно-технологическая модель есть модель неподлинного бытия человека как способа существования, определяемого чуждыми его природе искусственными факторами, в результате воздействия которых он лишается свободы: свободы мышления, свободы самореализации.
- Выявлены условия процесса формирования событийствующего сознания: 1) формирование экологического сознания как переходного этапа основания событийствующего сознания, которое есть способ нравственно-разумного бытия человека в мире, характеризующийся устойчивой сформированностью нравственного содержания сознания: экологическое сознание не решает проблемы духовной деградации человеческого общества. 2) Условием формирования событийствующего сознания является потребность в общезначимых принципах деятельности, основанных на универсальных нравственных представлениях и убеждениях каждого человека.
1.Груздева М.Л. Проблема определения сущности сознания и восприятия идеального в современной философии // Вестник Костромского государствен-ного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. №7. (0,5 п.л.).
2.Груздева М.Л. Проблемы «биологического» понимания природы чело-веческого сознания: к критике основных концепций бихевиоризма и физика-лизма // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некра-сова. 2005. №9. (0,5 п.л.)
3.Груздева М.Л. Начало человеческого сознания: архаичная и античная мысль как выражение интуитивно-метафизических знаний о мире // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2005. №12. (0,5 п.л.).
4.Груздева М.Л. Онтология в онтогенезе: рождение сознания // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2006. Вып. 1 (5). 2006. (0,5 п.л.).
5.Груздева М.Л., Груздев В.В. Явление и смысл вещи в онтологии и фе-номенологии // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2006. № 4. (1,1/0,55 п.л.).
6.Груздева М.Л., Роднов Л.Н. О трансцендентальной способности созна-ния: к проблеме определения разума в теории П. Тиллиха // Вестник Иванов-ского государственного энергетического университета. Приложение: Актуаль-ные проблемы экономического и социально-гуманитарного знания. 2006. (0,5/0,25 п.л.).
7.Груздева М.Л. От «Я» к «Другому»: поиск истинной сущности нравст-венного понимания в экзистенциальной философии // Вестник Ивановского го-сударственного энергетического университета. Приложение: Актуальные про-блемы экономического и социально-гуманитарного знания. 2006. (0,5 п. л.).
8.Груздева М.Л. «Скрытое» и «явное» в сознании: к проблеме определе-ния глубинных возможностей человеческой ментальности // Вестник Россий-ского университета дружбы народов. Серия Философия. 2007. № 4. (0,4 п.л.).
9.Груздева М.Л. Проблема агрессии и зла в природе человека: к вопросу о возможностях преодоления войн // Вестник Тамбовского университета. Се-рия: Гуманитарные науки. Вып. 9 (53), 2007. (0,5 п.л.).
10.Груздева М.Л. Динамика и конституирование ментальных процессов в онтологической целостности сознания // Вестник Костромского государствен-ного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. №4. (октябрь-декабрь). (0,65 п.л.).
Монографии:
11.Груздева М.Л. К вопросу о проблеме бытия в философии: история и со-временность. Кострома, Издательство КФ ВУ РХБЗ, 2004, (8,0 п.л.).
12.Груздева М.Л. Феномены сознания: опыт онтологического и транспер-сонального исследования. Кострома, Издательство Костромского государст-венного университета им. Н.А. Некрасова, 2007. (26,6 п.л.).
Учебно - методические работы:
13.Груздева М.Л. Исторические типы философии в схемах и таблицах // Кострома, Издательство ВА РХБЗ, 2007. (2,5 п.л.).
14.Груздева М.Л. Бытие и сознание. Теории о происхождении и сущности человеческого сознания // Кострома, Издательство ВА РХБЗ, 2007. (7 п.л.).
Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов:
15.Груздева М.Л. Разум и экзистенция в философской антропологии Мар-тина Бубера // Сб. науч. тр. молод. уч-х КГТУ / Вып. 3. Кострома, КГТУ, 2002. (0,4 п.л.).
16.Груздева М.Л. О нравственном содержании понятия «общественное» в онтологии Мартина Бубера // Вестник Костромского государственного техно-логического университета. 2002, № 6. (0,4 п.л.)
17.Груздева М.Л. Об этической стороне познавательного процесса // Сб. науч. тр. молод. уч-х КГТУ / Вып. 4. Кострома, 2003. (0,5 п.л.).
18.Груздева М.Л., Роднов Л.Н. О преодолении персонализма в экзистен-циальной философии // Сб. науч. тр. молод. уч-х КГТУ / Вып. 4. Кострома, 2003. (0,5/0,25 п.л.).
19.Груздева М.Л. К вопросу о бытии // Вестник Костромского государст-венного технологического университета. 2003, № 8. (0,4 п.л.).
20.Груздева М.Л. Добро и зло как два полюса сущего // Сб. науч. тр. мо-лод. уч-х КГТУ / Вып. 5. Кострома, КГТУ, 2004. (0,4 п.л.).
21.Груздева М.Л., Роднов Л.Н. О мужестве: мужестве быть и мужестве быть сопричастным другому // Вестник Костромского государственного техно-логического университета. 2004. № 10. (0,4 / 0,2 п.л.).
22.Груздева М.Л. Нравственность как подлинно человеческая сущность // Проблемы морально-нравственного развития личности и общества: сб. научных трудов. Кемеровский государственный университет, Кемерово, 2004. (0,4 п.л.).
Тезисы докладов на научных конференциях:
23.Груздева М.Л. О смысле веры в философии Мартина Бубера // Матер. междунар. науч. конф. “Человек и культура в культурно-историческом про-странстве России”. Кострома, КГТУ, 2002. (0,4 п.л.)
24.Груздева М.Л. К проблеме теодицеи // Междунар. науч.-технич. кон-фер.: «Актуальные проблемы переработки льна в современных условиях». Ко-строма: изд-во КГТУ, 2002. (0,1 п.л.).
25.Груздева М.Л. Преодоление одиночества // Материалы 54-й межвуз. науч.-технич. конфер. молодых ученых и студентов, посвящ. 70-летию КГТУ. Кострома: изд-во КГТУ, 2003. (0,2 п.л.).
26.Груздева М.Л. О месте философии в системе вузовского образования // Междунар. науч.-метод. конфер.: «Проблемы подготовки специалистов в тех-ническом вузе в условиях модернизации высшего образования» – Кострома, изд-во КГТУ, 2003. (0,1 п.л.).
27.Груздева М.Л. Личность как подлинно общественное существо // Мат. межд. науч. конф. 26-27.09.2003г.: «Философские и психолого-педагогические проблемы нравственной жизни личности». Воронеж, 2003. (0,6 п.л.).
28.Груздева М.Л., Роднов Л.Н. О некоторых аспектах определения при-роды зла как основной проблемы человеческого существования // Сб. науч. тр. III Межд. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы теории и истории госу-дарства и права на современном этапе»/ Кострома, КГТУ, 2004. (0,4 / 0,2 п.л.).
29.Груздева М.Л. К проблеме определения свободы // Сб. науч. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы теории и истории госу-дарства и права на современном этапе»/ Кострома, КГТУ, 2004. (0,4 п.л.).
30.Груздева М.Л. К проблеме определения разума // Человек в современ-ных философских концепциях: Матер. III междунар. конф., г. Волгоград, 14-17 сентября 2004.: В 2 т. Т. 1. Волгоград: ПРИНТ, 2004. (0,4 п.л.).
31.Груздева М.Л. К проблеме поиска сущности человеческого бытия // Мат. Межд. науч. конф.: «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные науки и образование: опыт, проблемы, перспекти-вы. Часть III.- Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. (0,4 п.л.).
32.Груздева М.Л. Подлинно «человеческое» и истинно «гражданское»: к вопросу о месте морали в системе правосознания // Междунар. юрид. чтения: Матер. научн.-практ. конф.- Омск: Омский юрид. ин-т, 2004.- Ч. IV. (0,4 п.л.).
33.Груздева М.Л. Проблема духовности и разрешение порочного круга: добро – зло // Матер. докл. XV Коми республ. молод. науч. конф. в 2-х томах. Т. 1 (Сыктывкар, 19-23 апреля 2004 г.). Сыктывкар, 2004. (0,4 п.л.).
34.Груздева М.Л., Роднов Л.Н. О необходимости нового осмысления бы-тия // Актуальные проблемы переработки льна в современных условиях: Сб. тр. Междунар. науч.-техн. конф. «Лен-2004». Кострома: КГТУ, 2004. (0,2 / 0,1 п.л.).
35.Груздева М.Л. Кризис современной философской мысли и поиски вы-хода из «аналитического тупика» // Актуальные проблемы переработки льна в современных условиях: Сб. трудов Междунар. науч.-техн. конф. «Лен-2004». Кострома: Изд-во КГТУ, 2004. (0,4 п.л.).
36.Груздева М.Л. К проблеме определения разума как основы человече-ской сущности // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: Док-лады и выступления / Под общ. ред. А.В. Бузгалина. Москва, 2004. (0,4 п.л.).
37.Груздева М.Л. Возможно ли компьютерное сознание? // Философия искусственного интеллекта. Материалы Всерос. междисциплинарной конфе-ренции, г. Москва, МИЭМ, 17-19 января 2005 г. М., ИФ РАН, 2005. (0,3 п.л.).
38.Груздева М.Л. Поиск истинной природы человека в философии Н. Бердяева // Россия в XXI веке: прогнозы культурного развития. Качество жизни на рубеже тысячелетий. «Антропологические чтения – 2005»: Сборник научных трудов по материалам Научной конференции. Екатеринбург, 2005. (0,4 п.л.).
39.Груздева М.Л. Разум и будущее человечества // Ильенковские чтения – 2005: Матер. междунар. науч. конфер. «Социальная теория, ее истинность и роль в историческом процессе». Часть 1. - Воронеж, ВГПУ, 2005. (0,4 п.л.).
40.Груздева М.Л. Понимание как проявление истинной сущности челове-ческого сознания // Всерос. науч.-практ. конф.: «Онтология и понимание: про-блемы взаимоотношений». БашГУ, Уфа – 2005. (0,4 п.л.).
41.Груздева М.Л. Феномен понимания в мире культуры // Диалог культур – культура диалога: Матер. Междунар. науч.-практ.й конф., 5-6 сентября 2005 г.; В 2-х ч. Кострома: ГОУ ВПО КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005.- Ч. 1. (0,3 п.л.).
42.Груздева М.Л. Природа понимания в мире культуры // Информация – Коммуникация – Общество (ИКО-2005): Матер. VI Междунар. научн. конф. / Санкт-Петербург, ноябрь, 2005 г.- СПб. (0,4 п.л.).
43.Груздева М.Л. Разум и нравственность как возможность преодоления крайних форм экстремизма – войн и вооруженных конфликтов // Экстремизм как социальный феномен: Матер. Междунар. науч.-практ. конфер. (Курган, 1-2 декабря 2005 г.). Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. (0,4 п.л.).
44.Груздева М.Л. Понимание Другого как условие истинного бытия лич-ности // Личность и бытие: субъектный подход. Парадигма субъекта в междис-циплинарных исследованиях личности и бытия: Матер. III Всеросс. науч.-практ. конф. Краснодар. Кубанский гос. университет, 2005. (0,4 п.л.).
45.Груздева М.Л. Проблема Другого в экзистенциальной философии: по-иск нового взгляда на возможности сознания // Актуальные проблемы совре-менной философии и политологии: сб. матер. межвуз. науч.-практ. конф., Кост-рома, 13 декабря 2005 г. КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. (0,4 п.л.).
46.Груздева М.Л. Проблематика бытия человека в условиях войн в курсе изучения истории и философии военной науки // История и философия науки: взаимосвязи – парадигмы и дискурсы: материалы конференции. Санкт-Петербург, 26-27 января 2006 г. (0,3 п.л.).
47.Груздева М.Л. Проблема сознания в современном материализме: к во-просу о природе идеального // Человек в современных философских концеп-циях: матер. IV междунар. конф., г. Волгоград, 28-31 мая 2007 г. В 4-х томах. Том 3. / ВолГУ, Ун-т Стефана Великого (Румыния), Международное филос. об-во С.Л. Франка, Рос. филос. о-во. Изд-во Вол-гу, 2007. (0,4 п.л.)
48.Груздева М.Л. К вопросу о месте феноменов в природе человеческого сознания // Вторая междунар. конф. по когнитивной науке 9-13 июня 2006, Санкт-Петербург: матер. Конфер. Т. 1. СПб., 2006. (0,4 п.л.).
49.Груздева М.Л. Онтологический статус вещи как основа творческой деятельности человека // Междунар науч.-практ. конф. «Творчество и Фило-софия 21 века. Онтология и гуманизм», Уфа, 16 - 17 ноября 2006 года. (0,4 п.л.).
50.Груздева М.Л. Духовная сущность человеческого сознания как основа гуманизма // Межрегион. науч.-практ. конф. «Антропологический потенциал культурогенеза» 9-11 ноября 2006 г., г. Нижний Новгород, ННГУ им. Н.И. Ло-бачевского, 2007. (0,4 п.л.).