Научная тема: «КОГНИТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТРУКТУР КОМИЧЕСКОГО: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»
Специальность: 09.00.01
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Во-первых, в работе определена структура комического на основании анализа классических тенденций представлености комического в форме сатиры и юмора. Сатира как вид обусловлена уничтожающим осмеянием явлений, которые представляются автору порочными. Юмор, как вид, отличается миросозерцательным характером, богатством полутонов в оценке бытия. По способам создания сатира представлена карикатурой, гротеском; юмор - остротами. В дефиниции «комическое» понятие определяется способностью предмета или явления вызывать смех как явления, отклоняющегося от нормы. Понятие «юмор» определяется как «возвышенное в комическом», особое мировоззрение, способствующее объективному восприятию мира идеала и действительности. Характерное основание комического - прочная и сильная связь с миром действительности и миром идеального. Уточнено понятие «комическое» через выявление онтологических и гносеологических оснований.  Онтологическое основание комического заключается в разрешении противоречия между общественным процессом накопления знаний и индивидуализацией процесса усвоения знаний, в процессе отклонения от идеала или нормы, реализующийся на основе изменения модально-оценочной направленности человека, опосредованной тождеством противоположностей в игровом контексте комического.

Гносеологическое основание комического заключается в том, что комическое существует как процесс познания, протекающий на основе разрешения противоречий и проявляется в процессе восприятия текста через изменение первоначального смысла (порождение нового смысла), основанного на компоновке текста с высокой степенью контраста (диалектической двойственности), а также имплицитности, опосредованного обращением к собственным творческим способностям человека. Намеренное столкновение смыслов в комическом не обедняет контекст, а углубляет процесс восприятия.

Во-вторых, определена специфика коммуникативного механизма комического как интенционально-мотивированная контаминация (изменение смысла в результате скрещивания различных слов или выражений близких по звучанию, построению, значению).

В-третьих, определена специфика креативного механизма комического, порождающая в процессе восприятия текста изменение смысла (порождение нового смысла), основанного на компановке текста с высокой степенью контраста (диалектической двойственности) и имплицитности, опосредованного обращением к собственным творческим способностям личности.

В-четвертых, определена специфика гелозоического (греч. смех) механизма комического, реализующегося на основе изменения модально-оценочной направленности, опосредованной тождеством противоположностей в игровом контексте комического, что приводит к оптимизации психофизиологического состояния.

В-пятых, определена специфика аксиологического механизма комического в индивидуальном и общественном сознании, обусловленный нерасторжимостью знаковости и социальности в комическом, проявляющийся в сконцентрированных тенденциях, определяющих собой направление необходимого изменения мира через латентную организацию на основе комизма фрагментов произведений мировой художественной литературы и фольклора, выражающих отношение народа к событию, явлению, факту, как наиболее широкий и глубокий способ установления связи между внешним миром и субъективным опытом человека, посредством решения задач оценочного характера, с целью выяснения значения и смысла для сегодняшнего бытия.

Список опубликованных работ
Статьи в журналах рекомендованных ВАК

1.Мусийчук М. В. Когнитивные механизмы юмора в структуре комического // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Философия. 2010. Т. 8. вып. 2. – С. 48 – 52.

2.Мусийчук М. В. Нерасторжимость знаковости и социальности в индивидуальном и общественном сознании как аксиологический механизм юмора // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Философия. 2009. Т. 7. вып. 2. С. 31 – 35.

3.Мусийчук М. В. Коммуникативный механизм юмора через призму приема остроумия «ирония» // Гуманитарные науки в Сибири, 2009. № 1. С. 68 – 72.

4.Мусийчук М. В. О гносеологической функции остроумия или остроумие как «играющее суждение» // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Философия. 2008. Т. 6. вып. 3. С. 45 - 49.

5.Мусийчук М. В. Понимание имплицитного смысла как основа креативного механизма юмора // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Философия. 2007. Т. 15. вып. 1. С. 22 – 26.

6.Мусийчук М. В. Аксиологическая функция юмора // Вестн Томск. гос. ун-та. 2007. Вып. 295. № 2. С. 91 – 94.

7.Мусийчук М. В. Юмор в образовании // Философия образования. Новосибирск, 2006. С. 221 – 224.

8.Мусийчук М. В. Гносеологический подход к пониманию природы юмора // Проблемы филологии, истории, культуры. Магнитогорск: МаГУ, 2006. Вып. 17. С. 481 – 489.

9.Мусийчук М. В. Специфика взаимосвязи смыслового содержания и словесной формы в процессе порождения юмористических высказываний // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Философия. 2005. Т. 3. вып. 1. С. 62 – 68.

10.Мусийчук М. В. Юмор развивает творчество // Профессиональное образование. 2005. № 4. С. 9.

11.Мусийчук М. В. О сходстве приемов остроумия и механизмов построения парадоксальных задач // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 99 – 105.

Монографии

12.Мусийчук М. В. Когнитивные механизмы юмора. Монография. - Магнитогорск: МаГУ. – 2010. – 192 с.

13.Мусийчук М. В. Роль иронии в освоении евангельских крылатых выражений // От языковой картины мира средневекового славянина к современной русской языковой картине мира. Монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 207 – 219. (В соавт.)

14.Мусийчук М. В. Психолого-педагогические проблемы юмора. Монография. - Магнитогорск: МаГУ. - 2004. - 144 с.

15.Мусийчук М. В. Юмор как основа развития интеллектуальной активности. Монография. - Магнитогорск: МаГУ. - 2005. – 235 с.

Свидетельства об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ «Госкоорцентр информационных технологий»

16.Мусийчук М. В. Электронный учебно-методический комплекс «Механизмы юмора». [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб. метод. комплекс]. – Электрон. дан. и прогр. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Сист. требования: ПК Pentium, Windous 2000, Front Page 2003. – Загл. с экр. – Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ «Госкоорцентр информационных технологий» № 10138 от 28. 02. 08 г.

17.Мусийчук М. В. Проблемы юмора: библиографический указатель по социальным и гуманитарным наукам с информационно-поисковым тезаурусом. [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб. метод. комплекс]. – Электрон. дан. и прогр. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Сист. требования: ПК Pentium, Windous 2000, Front Page 2003. – Загл. с экр. – Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ «Госкоорцентр информационных технологий» № 10140 от 28. 02 08 г.

18.Мусийчук М. В. Эффективное развитие творческих способностей на основе креативного механизма юмора. [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб. метод. пособие]. – Электрон. дан. и прогр. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Сист. требования: ПК Pentium, Windous 2000, Front Page 2003. – Загл. с экр. – Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ «Госкоорцентр информационных технологий» № 10173 от 11. 03 08 г.

19.Мусийчук М. В. Электронный учебно-методический комплекс «Методологические основы психологии в принципах категориях, парадигмах». [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб. метод. комплекс]. – Электрон. дан. и прогр. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Сист. требования: ПК Pentium, Windous 2000, Front Page 2003. – Загл. с экр. – Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ «Госкоорцентр информационных технологий» № 10172 от 11. 03 08 г.

20.Мусийчук М. В. История психологии в концепциях о душе, сознании и поведении (электронный учебно-методический комплекс). [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб. метод. комплекс]. – Электрон. дан. и прогр. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Сист. требования: ПК Pentium, Windous 2000, Front Page 2003. – Загл. с экр. – Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ «Госкоорцентр информационных технологий» № 9284 от 05. 10. 07 г. 28,1 МБ.

21.Мусийчук М. В. Электронный учебно-методический комплекс «Психология креативности» [Электронный ресурс]: [интерактив. учеб. метод. комплекс]. – Электрон. дан. и прогр. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Сист. требования: ПК Pentium, Windous 2000, Front Page 2003. – Загл. с экр. – Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в ОФАП ФГНУ «Госкоорцентр информационных технологий» № 10139 от 28. 02. 08 г.

Учебные пособия и методические материалы

22.Мусийчук М. В. Развитие креативности или Дюжина приемов остроумия. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 248 с.

23.Мусийчук М. В. Проблемы юмора: библиографический указатель по социальным и гуманитарным наукам с информационно-поисковым тезаурусом. - М.: ВНТИЦ, 2008. - № 50200800540.

24.Мусийчук М. В. Электронный учебно-методический комплекс «Механизмы юмора». - М.: ВНТИЦ, 2008. - № 50200800538.

25.Мусийчук М. В. Эффективное развитие творческих способностей на основе креативного механизма юмора. - М.: ВНТИЦ, 2008. - № 50200800584.

26.Мусийчук М. В. Философские и психолого-педагогические подходы к природе и сущности понятия «юмор». - Магнитогорск: МаГУ. - 2005. – 84 с.

27.Мусийчук М. В. Полифункциональность юмора как основа развития интеллектуальной активности. - Магнитогорск: МаГУ. - 2005. – 84 с.

28.Мусийчук М. В. Развитие творческого воображения, или «Дюжина приемов остроумия и кое - что в придачу» (учебное пособие). - Магнитогорск: изд-во Магнитогорского гос. университета. - 2003. – 196 с.

29.Мусийчук М. В. Приемы остроумия в схемах и таблицах: Методические указания к спецкурсу «Психология креативности». - Магнитогорск: МаГУ. - 2003. – 51 с.

30.Мусийчук М. В. Дюжина приемов остроумия и кое-что в придачу (учебно-методическая разработка). - Магнитогорск: изд-во Магнитогорского гос. пединститута. 1998. – 27 с.

Статьи и материалы докладов

31.Мусийчук М. В. Юмор в диалоге культур через призму Федерального конкурса по подготовке международной встречи детей «Россия – Италия» // Философия – детям. Диалог культур и культура диалога: Материалы третьей международной научно - практической конференции. 4 – 7 июня 2008 г. Москва. – М.: Гуманитарий, 2008. – С. 196 – 198.

32.Мусийчук, М. В. Аксиологическая функция юмора как отражение индивидуального смысла в культуре // Психология индивидуальности. Материалы II Всероссийской конференции. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008. – С. 329 – 330.

33.Мусийчук М. В. Форма как основа смыслового восприятия юмора при обучении философии. Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IY Российского философского конгресса (Москва, 24 – 28 мая 2005 г.): В 5 т. Т. 4. – М.: Современные тетради, 2005. – С. 667 – 668.

34.Мусийчук М. В. Исследование функций юмора на уровне обыденного сознания личности // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2005» / СПб.: Издательство С. – Петербургского университета, 2005. – С. 586 – 588.

35.Мусийчук М. В. Онто-гносеологические основания понятий «комическое», «юмор» и «остроумие» в концепциях различных наук // Вестник МаГУ: периодический научный журнал. – Вып. 7. Магнитогорск: МаГУ, 2005. – С. 137 - 143.

36.Мусийчук М. В. Полифункциональность юмора в языковой игре как основа развития интеллектуальной активности // Вестник МаГУ: периодический научный журнал. – Вып. 7. Магнитогорск: МаГУ, 2005. – С. 349 – 354.

37.Мусийчук М. В. Психолого-педагогические основания подготовки учащихся к углубленному восприятию философии // Философия – детям. Материалы первой международной научно-практической конференции. 27 – 29 января 2004 г. - г. Москва. – М.: Прометей, 2005. – С. 123 – 124.

38.Мусийчук М. В. Когнитивная ценность юмора для развития интеллектуальной активности // Ценности интеллигибельного мира: Сб. материалов регион. науч. конференции. Вып. 1. - Магнитогорск: МГТУ, 2004. - С. 155 – 163.

39.Мусийчук М. В. Юмористические парадоксы как языковые формы существования когнитивных кризисов // Кризис как иррациональное явление. Сборник материалов межвузовской научной конференции. Вып. 3. – Магнитогорск: МГТУ, 2004. – С. 35 – 39.

40.Мусийчук М. В. Аксиологический механизм юмора при решении ценностно-нравственных задач в индивидуальном и общественном сознании // Профессионализм и творчество. Вып. 2. – Магнитогорск: МаГУ, 2004. С. 115 – 125.

41.Мусийчук М. В. О семантическом сходстве приемов остроумия и задач-головоломок // Наука на современном этапе: проблемы и решения Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Компания Спутник +, 2003. – С. 66 – 71.

42.Мусийчук М. В. Функциональная составляющая приема остроумия «сравнение» // Наука на современном этапе: проблемы и решения: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Компания Спутник +, 2003. – С. 71 – 73.

43.Мусийчук М. В. Порождение нового смысла в процессе восприятия юмора как основа развития интеллектуальной активности // Актуальные проблемы современной науки: Сб. статей 4-й Международной конференция молодых ученых. Социальные и гуманитарные науки. Часть 32: Психология. - Самара: Изд-во СамГТУ, 2003. С.

44.Mussiychuk M. V. Humor as an effective means of developing motivation for creations // 8th International Conference on motivation. Abstracts. Moscow, June 12 – 15, 2002. - M.: 2002.

45.Мусийчук М. В. Функционально-семантическая составляющая приемов остроумия «намек» и «двойное истолкование» // Наука на современном этапе: проблемы и решения: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Компания Спутник +, 2002. С. 40 – 45.

46.Мусийчук М. В. Ирония как основа компенсаторно-защитного механизма личности // Наука на современном этапе: проблемы и решения: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Компания Спутник +, 2002. С. 40 – 45.

47.Мусийчук М. В. О когнитивной функции приёмов остроумия // Наука рубеже веков. История. Филология. Педагогика. Сб. научных статей. СПб.: Нестор, 2001. С. 85 – 87.

48.Мусийчук М. В. Аффективно-когнитивная модель развития творческих способностей // Ежегодник Российского Психологического Общества. Психология и практика. – Ярославль, 1998. Вып. 2. С. 145 – 146.