- Опыт-предел есть опыт, конституирующий субъекта и по этой причине принципиально не рефлексируемый последним. Единственным основанием такого опыта является утверждение, утверждающее собственную избыточность в существовании. Социальное существование - уклонение от единства в пользу множественности, внутри которой и разыгрывается то, чего не удержать в первом лице или в первичности «Я», имени или идентичности. Становление социального субъекта - антирепрезентативно. Познание здесь есть не отражение социальной реальности, но существование, ко-интенсивное последней.
- Субъективация определяется как социальный процесс становления внешнего - внутренним. Его содержание определяется понятием «экстимности». Социальный объект экс-тимен в отношении субъекта и поэтому 1) служит внутренней границей последнего и одновременно 2) его внутренним барьером, препятствующем завершению субъективации. Субъект и объект в том виде, в каком они выявлены в социальной форме, со-вместны как раз-мещенные обоюдной экс-тимностью. Становление социального субъекта - субъективация есть дис-со-циация: открытость становящегося субъекта всякий раз коррелятивна или даже кон-фигуративна открытой, несамодостаточной социальности..
- Теоретическая схема субъективации определяется структурой складки: складывающее-складываемое-сгиб. С онтологической точки зрения складываемое - сущее, складывающее - бытие; сгиб - место и характер их взаимной соотнесенности. Из экзистенциально-онтологической перспективы соответственно: экзистентное, экзистенциальное и событие их взаимной принадлежности. Экзистентное здесь - фактично, экзистенциальное - структурно. Процесс субъективации объединяет два вида присутствия: присутствие как настоящее - субъективность и присутствие как событие - субъектность. Субъективность - собственность имени, истории и идентичности; субъектность - то, что становится, выводит в присутствие. Процесс субъективации не связывается с присутствием присутствующего, но но с присутствием как событием - или как с никогда не прекращающимся выходом в присутствие.
- Субъект практики субъективации постоянно изменяется на основании опыта, в который он вовлечен, который он творит и который в такой же мере изменяет его. Становление социального субъекта, не будучи линейным процессом, направленным от одного актуального к другому актуальному, представляется как движение от актуального через динамическое поле виртуальных тенденций к актуализации этого поля в новом актуальном. В отличие от реализации возможного, актуализация виртуального никогда не напоминает то, что подлежало актуализации, это всегда появление случайного - нового, неожиданного, неожиданное, внезапное.
- «Техника» до-онтологически опережает «сущность». Онтология есть не иначе, как уже содержа в себе «технологию». При этом последняя определяет возможность бытия: но не как причина или основание, а как уже принадлежащая ему. Субъективность всегда (технически) опосредована. Момент техничности формально и содержательно необходим при конституировании любых форм субъективности. Практики (техники) себя не могут быть квалифицированы как имманентные или трансцендентные. Субъективация не заключается в трансценденции бытия, предположительно имманетного идентичности, Я, самости и т.д. Субъективация осуществляется всякий раз как имманентность трансценденции всякого конечного социального существования как такового. Практики себя, следовательно, трансимманентны.
- Методологическая программа исследования процессов субъективации имплицирована в понятии диаграммы общества. Диаграмма общества - соотношение сил, производящее его базовые коды, определяющие характер динамики, специфику представленных в нем схем восприятия, природу основополагающих ценностей, доминирующие формы обмена и т.д. Использование понятия диаграммы предполагает, что субъективность выступает в качестве функции или события социальных структур и институтов, общественных отношений, практических схем и т.д., но не как нечто первичное. Обнаружение диаграммы и соответствующих ей социальных технологий производства субъективности позволяет на новый уровень объективности в осмыслении социальной реальности.
- Диаграмма складывается из множества составляющих ее открытых единичностей - социальных сингулярностей. Диаграмма сама - сингулярность. Сингулярности есть не что иное, как специфические единицы становления социального, множественные одновременные «срезы» которых и образуют собой различные события. Диаграмма «отбирает» или включает в область своих значений лишь ко-адаптивные ей элементы, или то, что оказывается в границах допустимости ее специфической конфигурации. Диаграмма тестирует все бесконечное множество флуктуаций социального на предмет их совместимости с тем, что она конструирует как свою реальность.
- Процессам субъективации соответствует дифференциальная теория социального субъекта. Единство индивида не в идентичности и самотождественности, но в различии и саморазличении. В отличие от гегелевского (негативного) различия различие как дифференциальное отношение есть чистое отношение, отношение как таковое. Различие здесь выходит на трансцендентальный уровень: дифференциальное отношение обусловливает что-либо, что мыслится или воспринимается в качестве тождества. Различие конституирует тождество, становится производящим, генетическим. Взаимоопределяющиеся дифференциальные отношения (два или более) порождают сингулярности. Сингулярные точки - это точки, принципиально важные для существования или состояния множественностей. Сингулярные точки - это точки события, конституирующего или изменяющего природу субъекта. Субъект - определенная констелляция сингулярных точек.
1.Смирнов А. Е. Процессы субъективации в разработке М.Фуко / А. Е. Смирнов // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южный федеральный университет, 2004. - №3. (0.4 п.л.)
2.Смирнов А. Е. Проблемы идентичности и субъективации в современном обществознании / А. Е. Смирнов // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южный федеральный университет, 2005. - №4. (0.5 п.л.)
3.Смирнов А. Е. От субъекта – к существованию / А. Е. Смирнов // Гуманитарные и социально-экономические науки. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южный федеральный университет, 2006. - №5. (0.5 п.л.)
4.Смирнов А. Е. Диаграмматизация социального / А. Е. Смирнов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. - №1. (0.5 п.л.)
5.Смирнов А. Е. Христианская аскеза и «герменевтика субъекта» / А. Е. Смирнов // Вестник Бурятского государственного университета. – Изд-во БГУ, 2009. - №6. (0.3 п.л.) (в соавторстве).
6.Смирнов А. Е. Теоретические модели субъективации: Л. Альтюссер, С. Жижек, А. Бадью / А. Е. Смирнов // Вестник Бурятского государственного университета. – Изд-во БГУ, 2009. - №14. (0.5 п.л.)
7.Смирнов А. Е. «Забота о себе» и политико-юридические сферы Древней Греции / А. Е. Смирнов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». 2006. - №7. (0.5. п.л.)
8.Смирнов А. Е. Техника себя как экотехника: авто- и гетеросубъективация / А. Е. Смирнов // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. Том 153. Книга 1. – Казань. 2011. (0.5 п.л.)
Монографии и учебные пособия:
9. Смирнов А. Е. Традиции и ритуалы в ОВД: к проблеме субъективации: учебное пособие / А. Е. Смирнов. - Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2002. (8 п.л.) (в соавторстве).
10. Смирнов А. Е. Социальные конституенты философского дискурса Древней Греции и традиционного Китая / А. Е. Смирнов. - Иркутск: ОН и РИО ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД РФ», 2006. (8 п.л.) (в соавторстве).
11. Смирнов А. Е. Процессы субъективации: теоретико-методологические аспекты / А. Е. Смирнов. - Иркутск: ВСНХ СОЛ РАМН, 2011. (17.78 п.л.)
Публикации в других научных изданиях:
12. Смирнов А. Е. О статусе понятий войны и насилия в гетерономии Э. Левинаса / А. Е. Смирнов // Толерантность и полисубъектная социальность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. (0.4. п.л.)
13. Смирнов А. Е. Проблематика субъекта в философии постнеклассического типа / А. Е. Смирнов // Постнеклассическая наука: проблематика человека. Сборник материалов межрегионального философского семинара «Устойчивое развитие». Вып. 4-5. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 2003. (1.5 п.л.)
14. Смирнов А. Е. Насилие Бытия и власть события / А. Е. Смирнов // Социальная гетерология и проблема толерантности. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003. (0.5 п.л.)
15. Смирнов А. Е. Субъектность и событие Другого / А. Е. Смирнов // От прошлого к будущему: 10 лет кафедре философии и психологии ВСИ МВД России.- Иркутск: ВСИ МВД России, 2004. (0.5 п.л.)
16. Смирнов А. Е. Категория субъектности и «принцип Другого» / А. Е. Смирнов // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы развития: материалы 9-й Всероссийской научно-практ. конф. – Иркутск: ВСИ МВД России, 2004. (0.3 п.л.)
17. Смирнов А. Е. Сила и власть в русской фольклорной парадигме субъектности / А. Е. Смирнов // Вестник международного центра азиатских исследований. – М., Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет. Кн.2., 2004. (0.5 п.л.)
18. Смирнов А. Е. «Тело» мысли: духовные упражнения и телесные практики в древней Греции и традиционном Китае / А. Е. Смирнов // Вестник международного центра азиатских исследований. – М., Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет. Кн.2., 2004. (0.5 п.л.)
19. Смирнов А. Е. Проблема субъектной идентичности в контексте методологии современного обществознания / А. Е. Смирнов // Международная научно-практическая конференция «Идентичность в культуре и обществе». - Челябинск: УрАГС, 2005. (0.5 п.л.)
20. Смирнов А. Е. Онтологический смысл понятия «субъектность» из перспективы Dasein-аналитики / А. Е. Смирнов // Роль правоохранительных органов в современном обществе: проблемы научно-практического обеспечения: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2005. (0.3 п.л.)
21. Смирнов А. Е. К вопросу проблематизации оппозиции «социальное – индивидуальное» / А. Е. Смирнов // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского Конгресса (М., 24-28 мая 2005 г.): В 5 т. Т.3. – Современные тетради, 2005. (0.1 п.л.)
22. Смирнов А. Е. Субъективация как дис-со-циация / А. Е. Смирнов // Вестник научных работ НКФ МГЭИ. Серия 1. Гуманитарные знания. - Нижнекамск, 2006. (1 п.л.)
23. Смирнов А. Е. Феномен субъективации в свете проблемы идеологии / А. Е. Смирнов // Идеология консолидации России: возможность и действительность: Сб.научных трудов / под общей ред. д-ра филос. наук, проф. В. А. Решетникова, д-ра социол. наук, проф. Т. И. Грабельных. - Иркутск, ИГУ, 2006. (1 п.л.)
24. Смирнов А. Е. Studia humanitatis как разновидность «технологии себя» в эпоху Возрождения / А. Е. Смирнов // Современные стратегии и образовательные технологии в подготовке кадров для силовых структур: Материалы одиннадцатой всероссийской научно-методической конференции. - Иркутск, ВСИ МВД России, 2006. (0.3 п.л.)
25. Смирнов А. Е. Субъективация в профессии или об истоках профессиональной этики / А. Е. Смирнов // Современные стратегии и образовательные технологии в подготовке кадров для силовых структур: материалы 11-й всероссийской научно-методической конференции. - Иркутск, ВСИ МВД России, 2006. (0.3 п.л.)
26. Смирнов А. Е. К проблеме субъективирующих функций экспертного знания / А. Е. Смирнов // Актуальные вопросы судебных экспертиз: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Иркутск: ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский Институт МВД России», 2007. (0.5 п.л.)
27. Смирнов А. Е. Проблема персональной идентичности и социокультурные ориентиры современности / А. Е. Смирнов // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы Международного научного конгресса (Казань, 17-18 апреля 2007 г.). – М.: ВИНИТИ, 2007. (0.4 п.л.)
28. Смирнов А. Е. Интеллигенция как продукт самоописания советского общества (к проблеме субъективации) / А. Е. Смирнов // Интеллигенция и взаимодействие культур: материалы VI Международной научной конференции (Байкальская встреча): в 2 т./ отв. ред. И. И. Осинский. Т.I. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2007. (0.4 п.л.)
29. Смирнов А. Е. Складка: процессы субъективации в логике сил / А. Е. Смирнов // Вестник научных работ НКФ МГЭИ. Серия 1. Гуманитарные знания. – Нижнекамск, 2007. (0.5 п.л.)
30. Смирнов А. Е. Феномен субъективации в религиозной традиции / А. Е. Смирнов // Религия в Российском пространстве: исторический, политический и социокультурный аспекты. Материалы 1-й всероссийской заочной конференции преподавателей ВУЗов, колледжей и школ / под. ред. проф. Ю.Ф.Абрамова. - Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2008. (0.5 п.л.)
31. Смирнов А. Е. Советская интеллигенция как факт «дискурсивного производства» / А. Е. Смирнов // Интеллигенция и власть: сборник статей / под общей ред. Ж.Т.Тощенко. М.: РГГУ, 2008. (0.5 п.л.)
32. Смирнов А. Е. Диаграмма против Основного противоречия: к проблеме концептуализации современного социума / А. Е. Смирнов // Российское общество в диалектике социальных антиномий: Сборник научных трудов / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. О.А.Кармадонова, д-ра филос. наук, проф. В.А.Решетникова. – Иркутск, РИО ГУ НЦ РВХ ВСНЦ СО РАМН, 2008. (0.5. п.л.)
33. Смирнов А. Е. Политическая субъективация, или сколько раз ходить на коммунистический субботник / А. Е. Смирнов // Третьи университетские социально-гуманитарные чтения 2009 года. В 2-х т. Т.2. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. (0.4 п.л.)
34. Смирнов А. Е. Процесс субъективации как конституирование социальных смыслов / А. Е. Смирнов // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. (0.4 п.л.)
35. Смирнов А. Е. Социальное: субъективация, совместность / А. Е. Смирнов // Социальное: содержание, смысл, поиск в современном культурно-историческом пространстве и дискурсе: материалы Международной научно-практической конференции / Научный редактор А.Б.Лебедев. – Казань: Казан. Ун-т., 2011. (0.4 п.л.)