-
Центральной теоретической проблемой современной медицины является разделение понятий, относящихся к процессам болезни и источникам болезни. Вместо того чтобы выяснить причины заболевания и попытаться изменить условия, которые ее вызвали, медики-исследователи фокусируют свое внимание на механизмах протекания болезни, с тем чтобы на них можно было воздействовать. В современном медицинском мышлении именно эти механизмы, а не источники часто рассматриваются как причины болезни.
- «Одномерные» и «двухмерные» (в том числе, биосоциальный) подходы к человеку имеют большое значение для глубокого раскрытия отдельных сторон его сущности и бытия. Они оказывались исторически необходимыми и плодотворными на определенных этапах развития антропологических знаний. Но все же они не отражают в целом более широкой, многогранной сущности человека. Поэтому на рубеже XX-XXI вв., при всестороннем познании человека, необходим именно интегральный подход, отражающий его многомерную сущность и разные аспекты существования. Применение синтезирующего подхода к проблеме человека позволит обосновать, что человек предстает как социальный (и духовно-нравственный, и материально-экономический), биологический (в том числе, экологический) и космологический феномен одновременно. И, следовательно, он дает возможность более глубоко и системно раскрыть более подробно содержание каждой из отмеченных сторон существования и сущности человека.
- Трансперсональная психология отражает глубинную сущность духовного опыта и потому этому феномену как одной из важнейшей составляющей интегральности уделено значительное внимание. Тезис о том, что всесторонний, целостный подход, в особенности к изучению таких феноменов жизни, как медицина, должен включать трансперсональный, духовный аспект познания. В противном случае, «инструмент» исследования имеет высокий риск остаться неадекватным познаваемому объекту.
- Всесекторно-всеуровневый подход даёт возможность проследить эволюцию индивидуального, культурного и социального во взаимной корреляции, что и явилось одной из основных причин, чтобы сделать его главной, опорной методологией всей диссертации. На базе многомерного подхода к человеку появляется возможность целостного рассмотрения социокосмоантропных проблем, в том числе, изучения человека в социально-философском аспекте, в контексте трансперсональных уровней его бытия, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение при выборе оптимальных путей существования общества в XXI веке.
- Осуществление критического анализа ортодоксальной психиатрии с позиции целостного мировоззрения приводит к методологически обоснованному выводу: никакая среднестатистическая норма не может служить универсальным, надежным и устойчивым критерием оценки таких явлений, как здоровье и болезнь, что для их научного постижения требуется историческое и культурологическое исследование, расширяющее контекст через расширение сознания и преодолевающее влияние внушенных нам социальных стереотипов.
- В настоящее время происходят рождение новой структуры коллективного сознания и сопутствующая данному процессу коренная трансформация общества, что в свою очередь является частью формирующейся постнеклассической парадигмы. Под парадигмой можно понимать не только серию теоретических предписаний, но также и определённые изменения, произошедшие в интенциональной, поведенческой, культурной и социальной областях жизни. Формирующаяся постнеклассическая парадигма позволяет встроить интегральный опыт, особый род духовных переживаний, связанных со «сверхрациональным» способом познания, в корпус научной теории познания. И только с таких позиций представляется правомерным изучение духовных феноменов, как и тех социальных институтов и движений, которые ставят себе целью развитие духовной компоненты жизни. В противном случае возникает конфликт между исследователем и исследуемым, наблюдаемый в социальной реальности.
- Интегральная медицина должна развиваться по двум основным направлениям всесекторно-всеуровневой методологии. Одно включает в себя одновременное прослеживание различных уровней в развитии (индивида/общества) в каждом из секторов человеческого бытия, а именно - в субъективном/интенциональном, объективном/поведенческом, межличностном/культурном и межобъективном/социальном. А второе - установление их взаимных корреляций, без попыток их взаимного сведения. Именно такой подход применил автор диссертации в отношении к медицине: во-первых, вплетая её в ткань современных научных представлений постнеклассики, трансперсональной психологии и буддийской дхармической методологии, во-вторых, рассматривая её в целостном охвате мировоззрения, условно называемое как «новое интегральное сознание» в современном мире.
1.Дарибазарон Э.Ч. Медитация как эффективный фактор преодоления стресса и выздоровление человека /Э.Ч. Дарибазарон//Вестник Бурятского гос.ун-та. Серия 6: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008, №6 С.71-75. (0,4 п.л.).
2.Дарибазарон Э.Ч. Целостное мировоззрение как основание интегральной медицины /Э.Ч. Дарибазарон//Вестник Бурятского гос.ун-та. Серия 6: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008, №14. С.34-39. (0,65 п.л.).
3.Дарибазарон Э.Ч. Философско-мировоззренческие основания современной медицины в контексте антропокосмизма /Э.Ч. Дарибазарон, В.А.Балханов//Вестник Бурятского гос.ун-та. Серия 6: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2008, №14. С.82-87. (0,65 п.л.).
4.Дарибазарон Э.Ч. Принцип голографии как методологический подход к интегральной медицине /Э.Ч. Дарибазарон//Вестник Бурятского гос.ун-та. Серия 6: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009, №6а. С.72-76. (0,4 п.л.).
5.Дарибазарон Э.Ч. Философско-методологические проблемы современной медицины /Э.Ч. Дарибазарон//Вестник Бурятского гос.ун-та. Серия 6: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009, №14. С.137-142. (0,6 п.л.).
6.Дарибазарон Э.Ч. Самоидентификация как проблема психотерапии и медитации в контексте целостного мировоззрения /Э.Ч. Дарибазарон//Вестник Бурятского гос.ун-та. Серия 6: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009, №14а. С.30-38. (1,0 п.л.)
7.Дарибазарон Э.Ч. Перспективы новой мировоззренческой парадигмы медицины в развитии общества /Э.Ч. Дарибазарон//Вестник Бурятского гос.ун-та. Серия 6: Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2010, №14а. С.16-22. (0,65 п.л.).
Монографии:
8.Дарибазарон Э.Ч. Социально-философские основания интегральной медицины. Улан-Удэ: Изд-во Нон Парель, 2010. С.240. (13,95 п.л.)
9.Дарибазарон Э.Ч. Философия интегральной медицины. Улан-Удэ: Изд-во Нон Парель, 2011. С.452. (23,2 п.л.)
Учебные и научно-методические издания:
10.Дарибазарон Э.Ч. Философия. Учебное пособие (в соавторстве). Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. С.162. (9,4 п.л.)
11.Дарибазарон Э.Ч. Концепция современного естествознания. Учебное пособие (в соавторстве), Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2011. С.186. (10,6 п.л.).
Научные статьи и материалы конференций
12.Дарибазарон Э.Ч. Современная медицина: новая мировоззренческая парадигма /Э.Ч. Дарибазарон//Сборник научных трудов молодых ученых и аспирантов. Улан-Удэ. Изд-во БГУ, 1999. С. 23-29. (0,3 п.л.).
13.Дарибазарон Э.Ч. Классический идеал научной рациональности и современная медицина/Э.Ч. Дарибазарон// Классический идеал научной рациональности: материалы всероссийской научной конференции. СПб., 1999. С. 34-39. (0,35 п.л.).
14.Дарибазарон Э.Ч. Человек в экологической этике буддизма и современность/Э.Ч. Дарибазарон// Материалы международной научно-филос. конф. по экологич. этике. Волгоград. 2000, С.56-60. (0,4 п.л.).
15.Дарибазарон Э.Ч. Проблема бытия человека и современная медицина /Дарибазарон Э.Ч., В.А.Балханов // Вестник Томского госуд. педагогич. ун-та. Выпуск 3 (19), 2000. С.35-40. (0,35 п.л.).
16.Дарибазарон Э.Ч. Врачебная наука и интеллигентность: социально-философский аспект // Интеллигенция в судьбах России на рубеже ХХ-ХХI веков: материалы межд. научной конференции, Москва – Улан-Удэ 2000. С. 75-79. (0,3 п.л.).
17.Дарибазарон Э.Ч. Дао биоэнергетики как принцип восточной медицины /ДарибазаронЭ.Ч//Вестник Бурятского гос.ун-та, № 4.2001.С.54-58. (0,3п.л)
18.Дарибазарон Э.Ч. Современная медицина в контексте постнеклассической рациональности / Дарибазарон Э.Ч.// Экологическая этика и образование для устойчивого развития: материалы Байкальской межд. научной конференции, Улан-Удэ. ВСГТУ, 2006. С. 143-148. (0,4 п.л.)
19.Дарибазарон Э.Ч. Толерантность как основание для преодоления «эго» и духовное здоровье в восточной медицине / Дарибазарон Э.Ч. // материалы II межд. научной конференции «Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации», Улан-Удэ. ВСГТУ, 2007, С.113-118. (0,35 п.л.).
20.Дарибазарон Э.Ч. Духовное здоровье общества и миссия медицинской интеллигенции/ Дарибазарон Э.Ч.// Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: материалы межд. научной конференции, Москва – Улан-Удэ: БГУ, 2000. С. 75-79. (0,35 п.л.).
21.Дарибазарон Э.Ч. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов в тибетской медицине / Дарибазарон Э.Ч.// Материалы международной научно-филос. конференции по толерантности. Житомир. Украина, 2007. С. 154-160. (0,4 п.л.).
22.Дарибазарон Э.Ч. Модель пяти элементов китайской медицины в контексте целостного мировоззрения / Дарибазарон Э.Ч.// Сборник научных трудов: Общественные науки. Вып.11. Улан-Удэ. ВСГТУ, 2008. С.87-97. (0,4 п.л.).
23.Дарибазарон Э.Ч. Буддийские практики и социально-гуманитарные науки / Э.Ч.Дарибазарон, Л.В.Гомбоева // Сборник научных трудов: Общественные науки. Спецвыпуск к 10-летию ИУР. Улан-Удэ. ВСГТУ, 2008. С.42-46. (0,3 п.л.).
24.Дарибазарон Э.Ч. «Здоровье – болезнь» в двух культурах и их интегральное интеграция интегральное рассмотрение в философской перспективе / Дарибазарон Э.Ч.// Россия-Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточной культур: материалы межд. научной конференции. Улан-Удэ, БГУ. 2008. С.56-62. (0,35 п.л.).
25.Дарибазарон Э.Ч. Холистическая модель медицины как первопринцип философии здоровья / Э.Ч. Дарибазарон // Материалы межд. научной конференции по устойчивому развитию и экологической этике. Улан-Удэ, ВСГТУ. 2008, С. 46-50. (0,3 п.л.).
26.Дарибазарон Э.Ч. Гармоничное единство телесного и духовного здоровья как основание свободы человека./Э.Ч.Дарибазарон//Материалы международной научно-филос. конференции по интеллигенции. Улан-Удэ. 2008. С. 86-91. (0,4 п.л.).
27. Дарибазарон Э.Ч. Философские истоки развития творчества в образовании/Э.Ч.Дарибазарон,Л.В.Гомбоева//Сборникнаучно-методичес-
ких статей. Вып. 15. Том 1. Улан-Удэ, ВСГТУ. 2008, С. 62-65. (0,3 п.л.).
28.Дарибазарон Э.Ч. Целостная метафизика буддийских практик / Э.Ч.Дарибазарон, Л.В.Гомбоева // Материалы международной буддологической научно-филос. конференции. Улан-Удэ. ИМБиТ БНЦ СО РАН, 2008. С. 146-150. (0,35 п.л.).
29. Дарибазарон Э.Ч. Гуманитарно – философский подход к оцениванию результатов воспитания / Э.Ч.Дарибазарон, Л.В.Гомбоева // Материалы международной научно-филос. конференции «Лихачевские чтения: Диалог культур и партнерство цивилизаций». СПб., 2008. С. 67-75. (0,45 п.л.)
30.Дарибазарон Э.Ч. Критика понятия «норма» рациональной медицины с точки зрения самоактуализации / Э.Ч.Дарибазарон // Сборник научных статей. Улан-Удэ, 2009. С. 221-225. (0,35 п.л.).
31.Дарибазарон Э.Ч. Интегрально-системный подход к медицине в контексте философской методологии / Э.Ч.Дарибазарон // Сборник научных трудов: Общественные науки. Выпуск 12. Улан-Удэ. ВСГТУ, 2009. С.18-22. (0,3 п.л.).
32.Дарибазарон Э.Ч. Западный и восточный подходы к определению здоровья и их взаимодополнение как новый взгляд на медицину / Э.Ч.Дарибазарон // Воосток – Запад: аксиолингвистические представления о мире (Межд. научн.конференция), Улан-Удэ. 2009 С. 36-44. (0,45 п.л.).
33. Дарибазарон Э.Ч. Кризис философии здоровья как возможность выхода на интегральный уровень/Э.Ч. Дарибазарон//Глобальные и региональные проблемы устойчивого развития мира: материалы межд. научн. конференции. Улан-Удэ, 2010. С.116-119. (0,3 п.л.).
34.Дарибазарон Э.Ч. Имманентность категорий этика и интеллигентность во врачебной культуре/ Э.Ч. Дарибазарон// Материалы межд. научной конференции по интеллигенции. Улан-Удэ, 2010. С. 46-50. (0,35 п.л.).
35.Дарибазарон Э.Ч. Натурфилософские основания целостности китайской медицины в ракурсе современных представлений/ Э.Ч. Дарибазарон// Восток – Запад: взаимодействие языков и культур: материалы межд. научной конференции. Улан-Удэ, 2010. С. 39-43. (0,4 п.л.).
36.Дарибазарон Э.Ч. Постнеклассическая парадигма в современной медицине (философско-методологический анализ) /Э.Ч.Дарибазарон //Сборник статей. Улан-Удэ, ВСГТУ. 2011. С.65-71. (0,35 п.л.).
37.Дарибазарон Э.Ч. Эволюционирование врачевания как социального института в контексте исторических условий/ Э.Ч. Дарибазарон//Россия-Азия: ценностные установки и социальный опыт: материалы межд. научной конференции. УланУдэ, БГУ. 2011. С. 97-108. (0,4 п.л.).
38.Дарибазарон Э.Ч. Восточные духовные практики как методологические основания оздоровления человека/ Э.Ч. Дарибазарон//Человек, культура и общество в изменяющемся мире: материалы межд. научной конференции. УланУдэ, БГУ. 2011. С.186-189. (0,3 п.л.).
39.Дарибазарон Э.Ч. Стресс и дистресс: социально-филос. анализ в свете медитативных практик/ Э.Ч. Дарибазарон//Евразийский фронтир: материалы межд.научной конференции.УланУдэ, БГУ.2011.С.34-39(0,4п.л)
40.Дарибазарон Э.Ч. Встреча двух культур в аспекте оздоровления: целостность Востока и рационализм Запада/ Э.Ч. Дарибазарон// Материалы межд. научной конференции. Чанчунь. КНР, 2011. С.68-75. (0,4 п.л.).