Научная тема: «ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНЫХ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ»
Специальность: 23.00.04
Год: 2012
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Православная духовная миссия - активный актор мирополитических процессов в их модернизационном варианте XXI века, и от миссионерской деятельности во многом зависит утверждение принципов гуманизма, солидарности и взаимного уважения в международных отношениях эпохи постмодерна. Миссия как институциональная форма миссионерской деятельности постоянно эволюционирует под влиянием процессов модернизации (под влиянием внешних факторов): миссионерский императив неизменен - меняется лишь форма под воздействием изменений в обществе.
  2.  Модернизационный характер международной деятельности Русской Православной Церкви проявляется в развитии и укреплении института представительств, что дало мощный толчок эволюции православной духовной миссии, которая приобрела важный инструмент для адекватных ответов на вызовы современной цивилизации постмодерна. Появление и укрепление представительств как эволюционной формы миссии в глобальном масштабе, который диктует ситуация постмодерна, подтверждает, что для Церкви постмодерн состоялся.
  3. Глобальные процессы в сфере религиозной жизни (то есть, паломничество как импорт и экспорт ценностей, обмен ими и их трансформация, адаптация в православном сообществе) укоренились и усложнились в XXI веке. Глобализация как импорт и экспорт ценностей не является для Церкви чем-то новым или необычным (так как подобный импорт - это всегда своего рода миссия).
  4. Концептуальные положения о внутренней резистентности Православия как вероучения к экспортируемым модерном и постмодерном ценностям и нормам нашли практическое воплощение в современных формах паломничества как одного из самых древних проводников духовной миссии. В качестве одной из форм реакции на глобализацию паломничество используется и сегодня как Церковью (которая с этим процессом столкнулась уже, как мы видим, давно на локальном уровне), так и государством. Но, учитывая неизменность норм и ценностей в Православии на протяжении веков, мы можем говорить о внутренней резистентности Православия как вероучения к экспортируемым модерном и постмодерном ценностям и нормам.
  5. В постмодернистский период развития современной цивилизации миссия вбирает в себя новые методологические основания, связанные с необходимостью адекватной реакции на характеристики современной личности. Личностное направление миссии (наиболее естественное и возможное) в постмодерне трансформируется в личностно-наднациональное, то есть миссия перестает исчерпываться обращением к личности, так как человек начинает идентифицировать себя как «общество» или даже «человечество», и миссия обращается к идентификатору, стремясь донести себя до личности. Эволюционный характер миссии привел к появлению новых форм миссионерской деятельности: одной институциональной - представительств при международных организациях, и двух смысловых - «миссии среди мигрантов» и «миссии на оккупированных территориях».
  6. Миссия в ситуации постмодерна - это не попытка обратить в свою веру, а стремление рассказать о своей вере, возможно, с целью поиска общих ценностных норм, позволяющих противостоять тенденциям, как несомым ситуацией постмодерна, так и являющимся наследием модерна. В XXI веке миссия выступает как системообразующий фактор в формировании транснациональной среды мировой политики.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Церпицкая О.Л. Взаимодействие Русской Православной Церкви и Российского государства в мировом сообществе. – СПб: СПбГУ, 2006. – 172 с. (10,1 п. л.)

2.Церпицкая О.Л., Зеленева И.В., Маркушина Н.Ю. Исследование роли региональной компоненты в формировании внешней политики Российского государства. – СПб: СПбГУ, 2009. – 134 с. (8,5 п.л. / 3 п.л.).

3.Церпицкая О.Л. Православная духовная миссия и глобальные модернизационные процессы – СПб: СПбГУ, 2011. – 248 с. (15,5 п. л.).

Научные статьи

4.Церпицкая О.Л. Возможности использования религиозного фактора для формирования имиджа Российской Федерации // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2009. – № 1 (22). – С. 31-34 (0,2 п. л.).

5.Церпицкая О.Л. Теоретические аспекты миссионерской деятельности / Обозреватель-Observer. – 2010. – № 3 (242). – С. 81-89 (0,5 п. л.).

6.Церпицкая О.Л., Маркушина Н.Ю. Концепция регионального институционализма / Обозреватель-Observer. – 2010. – № 4 (243). – С. 7-14 (0,5 п. л. , 0,25 п.л.).

7.Церпицкая О.Л. Миссии и Представительства в системе зарубежных учреждений РПЦ / Обозреватель-Observer. – 2011. – № 4 (255). – С. 42-48 (0,4 п. л.).

8.Церпицкая О.Л. Формирование «православной цивилизации» / Обозреватель-Observer. – 2011. – № 5 (256). – С. 73-78 (0,3 п. л.).

9.Церпицкая О.Л., Маркушина Н.Ю., Харлампьева Н.К. «Арктическое окно» Северного Измерения // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. – № 3 (28). – С. 88-97 (0,5 п.л. / 0,2 п.л. ).

10.Церпицкая О.Л. Формирование в России национальной идеи // Обозреватель-Observer. – 2011. – № 7 (258). – С. 59-65 (0,4 п. л.).

11.Церпицкая О.Л. К вопросу о взаимодействии Русской Православной Церкви и Российской Федерации в обеспечении международной безопасности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. – № 2 (27). – С. 116-120 (0,3 п. л.).

12.Церпицкая О.Л. Православный Петербург / О.Л. Церпицкая // Рассвет над Петербургом: Санкт-Петербург в мировом сообществе / Сост. В.С. Ягья. – СПб: Европ. дом, 2005. – С. 241-247 (0,4 п. л.).

13.Церпицкая О.Л. Взаимоотношения «старых» меньшинств Европы с правительствами отдельных стран и инокультурным большинством // Арктическая идея. – 2009. – Апрель. – С. 94-95 (0,07 п.л.).

14.Церпицкая О.Л. Основные направления международной деятельности Русской Православной Церкви на современном этапе // Россия в глобальном мире: Соц.-теорет. альманах. – № 16. – СПб, 2009. – С. 206-219 (0,8 п.л.).

15.Церпицкая О.Л. К вопросу о существовании политической мысли в Древнем Египте // Актуальные проблемы мировой политики в XXI веке. – № 4: Восток в современном мире. – СПб, 2009. – С. 45-62 (1,1 п.л.).