Научная тема: «ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)»
Специальность: 22.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Основная задача научного анализа государственных и региональных регуляторов в развитии отраслей и комплексов туристско-рекреационной сферы - изучение содержания и условий деятельности современного человека, осуществляемой в нерабочее время. Возрастающие рекреационные потребности определяются, как осознанная человеком, группой людей, обществом необходимость в восстановлении и развитии физических и духовных сил. Определяющими факторами является уровень туристской дестинации и поддержка властными структурами туристической и рекреационной сферы.
  2. Для туристской деятельности перспективны идеи социетального сообщества, как интегративной подсистемы общества, обеспечивающей либо препятствующей различным порядкам и уровням внутренней интеграции, установлению соотношения легитимного и социетального порядка в рамках системы туризма. Как правило, рекреационные ресурсы имеют следующие основные свойства: аттрактивность (привлекательность), климатические условия, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, социально-демографические характеристики, потенциальный запас, способ использования и другие данные ресурсы используются в оздоровительных, туристических, спортивных и познавательных целях.
  3. Обращение к методикам корреляционного и регрессионного управленческого анализа позволяет выявить взаимосвязь зависимых и независимых переменных в развитии реального сектора инвестиционных ожиданий для сферы рекреации и туризма. Реализация реального потенциала исследуемой сферы предполагает исследование внешней и внутренней среды формирования, а также выявление и социологическое обоснование тенденций развития, как в целом, так и в разрезе структурных составляющих. В качестве социологически значимых критериев классификации туристско-рекреационных услуг при анализе целевой структуры, предлагается выделять: культурно-географические, исторические, социально-экономические, поведенческие и демографические критерии.
  4. Адаптивные оценки управления и развития региона, его туристско-рекреационной специализации, позволяют установить оптимальные комбинации элементов для основных направлений развития и конкретных, осуществляемых на практике мер по совершенствованию объектов рекреации и туризма в Южном федеральном округе РФ. Инструментальные возможности процесса обеспечения устойчивого развития объектов исследуемой сферы, реализуются посредством координации усилий основных субъектов индустрии гостеприимства.
  5. Ресурсный потенциал инвестиционной привлекательности региона связан с процессами глобализации, развитием высоких технологий, сдвигами в функциональной и структурной организации, ведущими к формированию нового качества гостиничных услуг, трансформации их в услуги индустрии гостеприимства. Искомый комплекс характеризуется в социологии управления общими признаками, свойственными услугам в целом, специфическими признаками, определяемыми особенностями гостиничного бизнеса, и новыми признаками, обусловленными развитием функционального содержания туристских дестинаций муниципальных образований и региона в целом.
  6. Ведущими характеристиками в выявлении тенденций развития сферы услуг в индустрии гостеприимства региона являются: распространение сферы интересов туристского бизнеса на услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей; доступность гостиничных услуг для массового потребителя; глобальная интеграция и сетевая концентрация индустрии массового отдыха; создание национальных и транснациональных гостиничных цепей; развитие материальной и кадровой базы, обеспечивающей специализацию в области высокотехнологичных услуг; индивидуализация обслуживания и сосредоточение на потребностях клиентов; широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий; усиление роли управления организацией производства и качеством услуг.
  7. В социологии управления возрастает актуальность проблемы социодинамики культуры туриста, характеризующейся чередованием периодов реального и рефлексивного туризма. Несмотря на свою социально-гуманную роль, туризм видоизменяет окружающую среду. Снижение ущерба от развития туристской дестинации окружающей среде, регулируется на государственном и международном уровнях за счёт экологического просвещения, налогового регулирования, ограничения туристическо-рекреационной нагрузки на природные ресурсы и т.д. Соответственно, предоставлять услуги на уровне мировых стандартов, могут экономически сильные страны со сформированной рыночной средой, высокой культурой обслуживания, жизненным комфортом, законными гарантиями прав и свобод человека.
  8. Рекреационные ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и основа для планирования производства туристического продукта. Влияние комплекса управленческих факторов на туризм и рекреацию осуществляется по двум направлениям: в первом - данные факторы выступают как объекты, привлекающие туристов в определенный район, а во втором - как важное средство, с помощью которого развивается туризм. Необходимо развитие и совершенствование законодательства, предусматривающего различные инструменты государственной поддержки проектов регионального развития. Так же для региона перспективно объединение государственных и частных инвестиций.
Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:

1.Дюжева Е.Л. Организационные нововведения для устойчивого развития туристских предпринимательских структур / Е.Л. Дюжева. - Научная мысль Кавказа. «Научный и общественно-теоретический журнал». - Вып. №2. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2004. - 0,42 п.л.

2.Дюжева Е.Л. Современное состояние и основные направления развития туристических кластеров в ЮФО / Е.Л. Дюжева // Социально-гуманитарные знания. - М., 2005. - №3. - 0,5 п.л.

3.Дюжева Е.Л. Динамика и структура регионального менеджмента в индустрии туризма / Е.Л. Дюжева // Социально-гуманитарные знания. - М., 2006. - №4. - 0,43 п.л.

4.Дюжева Е.Л. Социологическое обоснование программных мероприятий для туристского менеджмента / Е.Л. Дюжева. - Научная мысль Кавказа. «Научный и общественно-теоретический журнал». - Спец. Вып.8. - Ростов-на-Дону: Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы, 2006. - 0,42 п.л.

5.Дюжева Е.Л. Институт государственной политики в управлении туристско-рекреационной зоной / Е.Л. Дюжева. - М.: Федерация. - 2007. - №11. - 0,43 п.л.

6.Дюжева Е.Л. Региональный мониторинг в социологии туризма / Е.Л. Дюжева // Социально-гуманитарные знания. - М., 2008. - №7. - 0,42 п.л.

7.Дюжева Е.Л. Социологические факторы развития индустрии гостеприимства / Е.Л. Дюжева // Научные проблемы гуманитарных исследований: «Научный и общественно-теоретический журнал». Вып.11(2). - Пятигорск: Издательство ПГТУ, 2009. - 0,5 п.л.

8.Дюжева Е.Л. Принципы и методы информационного обеспечения анализа туристской дестинации / Е.Л. Дюжева // Социально-гуманитарные знания. - М. - 2009. - №9. - 0,42 п.л.

9.Дюжева Е.Л. Экономико-управленческое обоснование информации, как специфического туристско-рекреационного ресурса / Е.Л. Дюжева // Вестник АГУ. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Научный журнал. - Майкоп: Издательство АГУ, 2010. - Вып.2. - 0,44 п.л.

10.Дюжева Е.Л. Формы реализации государственной политики в управлении туристско-рекреационной зоной / Е.Л. Дюжева // Вестник СГУТиКД. - Научный журнал. - Сочи: Издательство СГУТиКД, 2011. - Вып.4(18). - 0,42 п.л.

11.Дюжева Е.Л. Социально-управленческие проблемы новых рынков туристических услуг / Е.Л. Дюжева // Вестник АГУ. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Научный журнал. - Майкоп: Издательство АГУ, 2011. - Спец. Вып.5. - 0,5 п.л.

12.Дюжева Е.Л. Перспективы межрегиональной интеграции в сфере рекреации и туризма / Е.Л. Дюжева // Вестник АГУ. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». - Научный журнал. - Майкоп: Издательство АГУ, 2012. - Вып.1. - 0,43 п.л.

Монографии, научные статьи, тезисы

13.Дюжева Е.Л. Региональный мониторинг туристского бизнеса: теория и практика / Е.Л. Дюжева. - М.: Издательство Центра социологических исследований, 2009. - 8 п.л. (тираж 900 экз.)

14.Дюжева Е.Л. Проблемы государственной социальной политики в сфере туризма / Е.Л. Дюжева. - М.: Издательство «Моспрес», 2010. - 6,3 п.л. (тираж 700 экз.)

15.Дюжева Е.Л. Технологии оценки формирования перспективного менеджмента в экономическом развитии Северного Кавказа / Е.Л. Дюжева // Сб. статей НМЦК и НТ. - Ставрополь: Издательство НМЦК и НТ, 2005. - 0,42 п.л.

16.Дюжева Е.Л. Основы социологического мониторинга инфраструктуры туризма / Е.Л. Дюжева // Материалы II всероссийской конференции «Россию строить молодым». - М.: Издательство «Сенеж», 2005. - 0,52 п.л.

17.Дюжева Е.Л. Рекреативные потребности и специализация районов массового отдыха / Е.Л. Дюжева // Сборник научных трудов МОСУ. Серия «Гуманитарные и социально-экономические науки». Вып.5. - М.: Издательство МОСУ, 2005. - 0,44 п.л.

18.Дюжева Е.Л. Управленческие тенденции развития туризма в мире / Е.Л. Дюжева // Россия в условиях глобализации (философские, социокультурные и политические проблемы): Сборник статей НИЦ. - М.: Издательство НИЦ, 2006. - 0,6 п.л.

19.Дюжева Е.Л. Институционализация управления в социологии туризма / Е.Л. Дюжева. - М.: Издательство «Содействие», 2006. - 4,1 п.л.

20.Дюжева Е.Л. Методология управленческой оценки государственной политики в сфере туризма / Е.Л. Дюжева // Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Нальчик: Издательство «Лакия», 2007. - 0,44 п.л.

21.Дюжева Е.Л. Социальные технологии реализации целевых программ в сфере туризма / Е.Л. Дюжева // Сборник материалов научно-практической конференции. - М.: Издательство «Пангия», 2007. - 0,43 п.л.

22.Дюжева Е.Л. Содержание институционального управленческого анализа сферы рекреации и туризма / Е.Л. Дюжева // Материалы всероссийской научно-практической конференции. - М.: Издательство «Образ», 2008. - 0,6 п.л.

23.Дюжева Е.Л. Институциональные индикаторы развития регионального туризма / Е.Л. Дюжева // Сборник научных трудов кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВВИА. - М.: Издательство ВВИА, 2008. - Вып.9.- 0,62 п.л.

24.Дюжева Е.Л. Социология региона, как туристской системы / Е.Л. Дюжева. - М.: Издательство «Содействие», 2009. - 2,1 п.л.

25.Дюжева Е.Л. Мультипликативный эффект регионального туризма / Е.Л. Дюжева // Сборник научно-методических материалов научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы региона». - Ставрополь: Издательство СКИПКРО, 2009. - Вып.7. - 0,33 п.л.

26.Дюжева Е.Л. Управленческие отношения в развитии отечественного туризма / Е.Л. Дюжева // Сборник трудов международной научно-практической конференции. - М., 2010. - 0,4 п.л.

27.Дюжева Е.Л. Региональные тенденции развития индустрии туризма / Е.Л. Дюжева. - Ставрополь: Издательство «Кавказинтепресс», 2010. - 4,2 п.л.

28.Дюжева Е.Л. Туристская дестинация Южного ФО России: потенциал институционального сотрудничества / Е.Л. Дюжева // Материалы международной научной конференции. - М.: Издательство «Кама», 2011. - 0,5 п.л.

29.Дюжева Е.Л. Региональный потенциал туристских предпринимательских структур Юга России / Е.Л. Дюжева // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Ставрополь: Издательство «Кант», 2011. - 0,44 п.л.

30.Дюжева Е.Л. Социальный запрос в реализации туристско-рекреационных ресурсов / Е.Л. Дюжева // «Социальные проблемы в модернизирующемся обществе». Сборник научных статей. - Майкоп: Издательство АГУ, 2011. - Вып. №2. - 0,42 п.л.

31. Дюжева Е.Л. Информационные технологии в сфере рекреации и туризма / Е.Л. Дюжева // «Социально-экономические проблемы развития современного общества». Сборник научных статей. - Ессентуки: Издательство ЕИУБиП, 2012. - Вып. № 1. - 0,54 п.л.