- Речь в качестве психологического средства обладает следующими характеристиками: структурная сложность речевого акта, подчиненность речи целевой направленности действия, своеобразная «слитность» с действующим субъектом, т.е. встроенность или «вращенность» в психику (речь в этом качестве включена в состав способа действия), доминирование смысловых систем, осознанность, произвольность, включенность в отношения общения.
- Речевые проявления и процессы, приводящие к возникновению речи как психологического средства, формируются уже в дословесном периоде. Дословесные речевые проявления представляют особую, относительно самостоятельную линию в психическом развитии ребенка, которая может быть условно названа «натуральной речью», хотя в строгом значении понятия «речь» они речью как таковой не являются.
- Можно выделить периоды в развитии предпосылок речи и речевых проявлений на дословесной стадии: 0-2-2,5 мес., 2-2,5 мес.- 5-6 мес., 5-6 мес.- 9-10 мес., 9-10 мес. - 1г.3 мес., 1г.3 мес. - 1г.9мес.-1г.10мес. Эти стадии характеризуются своеобразием и определенным содержанием как речевого, так и общего психического развития ребенка
- Психологическое содержание понятия «речь как психологическое средство» связано с употреблением ребенком слова в ситуации общения как средства достижения взаимопонимания и управления поведением взрослого. В свою очередь, дословесные виды речевых проявлений очень часто выполняют функцию своеобразного средства в общении и взаимодействии маленького ребенка с близким взрослым, однако они не могут быть названы психологическим средством в подлинном значении этого понятия.
- Дети с отсутствием речи как психологического средства имеют особенности психического развития, отличающие их от нормально развивающихся сверстников. У этих детей не происходит формирование позиции субъекта речи, а также наблюдаются особенности поведения, такие как агрессивность, капризность и др., и задержка речевого и психического развития (первичного или вторичного характера).
- Основными условиями трансформации натуральной психики в культурную являются: сохранность нейрофизиологических механизмов, в том числе сохранность и полноценное функционирование всех анализаторов; тесная взаимосвязь и соответствие этапов развития речи как «натуральной функции» и как психологического средства; завершенность каждого этапа речевого и общего психического развития; организованная соответствующим образом окружающая среда - аффективная, коммуникативная, речевая, предметная.
- Формирование речи как психологического средства происходит в процессе развития ведущей деятельности этого возрастного периода и под определяющим влиянием центрального психологического новообразования и центральной психической функции данного возрастного периода.
1.Мишина Г.А. Культурно-исторический подход к исследованию речи: Монография / Г.А.Мишина. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011 (5,58 п.л.).
Публикации в журналах, рекомендованных ВАК
2. Особенности организации родителями предметно-игровой деятельности ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития / Дефектология, № 5, 2000. – С.48-56 (0,75п.л.).
3. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста нарушениями психофизического развития / Дефектология, №1, 2001. – С. 60-65 (0,5п.л.).
4. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития / Дефектология, №1, 2005. – С. 47-52 (авторских - 0,4 п.л.). В соавторстве: Т.В.Гордеева.
5. Изучение формирования речи в дословесный период (в условиях нормального и нарушенного развития) / Вестник РГГУ, №7, 2009 (0,5 п.л.).
6. Вокализации младенцев: теоретическое и эмпирическое изучение (первый год жизни) / Педагогический журнал Башкортостана, №4, 2011. – С.74-84 (авторских - 0,5 п.л.). В соавторстве: Ю.Д.Черничкина.
7. "Междисциплинарные исследования понятия "речь" в психолого-педагогической науке"/ Известия Южного федерального университета №8, 2011. - С. 66-72 – (авторских - 0,4 п.л.). В соавторстве: Ю.Д.Черничкина.
8. Изучение внутреннего плана действий у детей с общим недоразвитием речи/ Специальное образование Екатеринбург, № 3 (23), 2011. – С. –58-68 (0,75 п.л.).
9. Дословесный период в теоретических и экспериментальных исследованиях / Специальное образование Екатеринбург, № 4 (23), 2011. – С. 58-68 (0,75 п.л.).
10. Генезис вокализаций в дословесном периоде / Вестник ПСТГУ, № 4 (23), 2011. – С. 150-156 (авторских - 0,2 п.л.). В соавторстве: Ю.Д.Черничкина.
11. Проблема высших психических функций и генезис их развития / Вестник РГГУ (0,4 п.л.) (в печ.).
12. Особенности формирования словаря детей раннего возраста (в условиях нормального и нарушенного развития) / Вестник РГГУ (0,4 п.л.) (в печ.).
Учебные и учебно-методические пособия
13. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой (Учебное пособие) - М.: Полиграф сервис 1998 в соавторстве: Е.А.Стребелева, А.А.Северный, В.И.Брутман, Н.Н.Малофеев и др. 20 п.л. /0,95 п.л.
14. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии / Под ред. (Методическое пособие; рекомендовано Министерством образования Российской Федерации). - М.: Полиграф сервис, 2002. 6 п.л. Под ред.Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной.
15. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания (Методическое пособие; рекомендовано Министерством образования РФ) - М.: Полиграф сервис, 2003 7 п.л. (авторский вклад - 1,9 п.л.) в соавторстве: Е.А.Стребелева, И.А.Выродова, М.В.Браткова и др.
16. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями /Под ред. (Метод.пособие; рекомендовано Министерством образования Российской Федерации) – 2-е изд. М.: «Экзамен», 2004. 8,4п.л. Под ред.Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной
17. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания (Методическое пособие; рекомендовано Министерством образования РФ) – 2-е изд М.: «Экзамен», 2004. 6,72п.л. (авторский вклад - 1,8 п.л.) В соавторстве: Е.А.Стребелева, И.А.Выродова, М.В.Браткова и др.
18. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (Метод.пособие) – 2-е изд. М.: Просвещение, 2005. 44,5 п.л. (авторский вклад - 8 п.л.) в соавторстве: Е.А.Стребелева, А.Н.Орлова, Ю.А.Разенкова, Н.Д.Шматко
19. Специальная и коррекционная педагогика (Учебн.пособие; допущено Министерством образования и науки РФ) – М.: Инфра-М, 2007 8,82 п.л. (4,41п.л.) В соавторстве: Е.Н.Моргачевой
20. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста (Учебн.пособие; рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования). – М.: Владос, 2008 8,82 п.л. (авторский вклад - 4,41 п.л.) в соавторстве: Е.А.Стребелевой
21. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии (Учебн.пособие) – М.: Парадигма, 2010 3,5 п.л. (авторский вклад - 1,75 п.л.) в соавторстве: Е.А.Стребелевой
Учебные программы курсов
22. Программа курса Ранняя диагностика нарушений развития и ранняя коррекционно-педагогическая работа Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия»/под ред. О.Г.Приходько. – М.: Изд-во МГПУ, 2009. – С.130-141 0,4п.л. (авторский вклад – 0,2) в соавторстве: Е.А.Стребелевой
23. Программа курса Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей в младенческом и раннем возрасте Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 031800 – «Логопедия»/под ред. О.Г.Приходько. – М.: Изд-во МГПУ, 2009. – С.17-25 0,4 п.л. (авторский вклад – 0,2) в соавторстве: Е.А.Стребелевой
Научные статьи
24. Помощь семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (Тезисы) Развивающаяся личность в изменяющемся мире: Тез.докл.международной научно-методической конференции. – Тарту, 1995 0,1 п.л.
25. Работа дефектолога с родителями, воспитывающими ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями (Тезисы) Теория и практика коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями развития: Материалы докладов Республиканской научно-методической конференции. – Ташкент, 1995 0,1п.л.
26. Особенности взаимодействия между родителями и детьми раннего возраста с нарушениями психофизического развития (Тезисы) Какую личность мы воспитываем?: Тез.докл.международной научно-методической конференции. – Тарту, 1996 0,1 п.л.
27. Формирование сотрудничества родителей с ребенком раннего возраста с ограниченными возможностями как основная задача коррекционной работы специалиста-дефектолога (Тезисы) Специальные образовательные потребности’98: Тез.докл.международной научно-методической конференции. – Тарту, 1998 0,1п.л.
28. Формирование навыка чтения у детей, имеющих выраженную умственную недостаточность Ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», №1, 2003 0,75п.л.
29. Особенности внутреннего плана действий дошкольников с общим недоразвитием речи М.: МГПУ, 2005 0,75 п.л. (авторских - 0,5 п.л.) В соавторстве: И.Н.Верес
30. Экспериментальное изучение предпосылок развития речи в дословесный период (в норме и патологии) Перспективы развития культурно-исторической теории: Материалы 7 Международных чтений памяти Л.С.Выготского (14-17 ноября 2006) 0,1 п.л.
31. Девиантный «чужой» и отношение к нему. Девиация и делинквентность: формы социального контроля в образовательном учреждении. Научно-практическая конференция, 2007. 0,1 п.л.
32. Experimental Study of Preconditions of Language Development in Prelingual Period (normal and abnormal development) 17st EECERA Annual Conference «Exploring Vygotsky´s ideas: crossing borders» (Prague, 29.08 – 01.09.2007). 0,2 п.л.
33. Влияние состава семьи на формирование полоролевой идентичности детей седьмого года жизни Междунар. научно-практическая конференция ЗАО г.Москвы, 2008. 0,2 п.л.
34. Совершенствование системы контроля знаний (рейтинговая оценка) студентов в ходе изучения курса «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития» //Матер. Конф.МГПУ. 9-11 декабря 2008. – М.: Изд-во МГПУ, 2008. – С. 0,4
35. Approach to concept and periodization of speech from birth to 3 years from the standpoint of the theory of Vygotsky / 21st EECERA Annual Conference Education from birth: research, practices and educational policy. » (Geneva-Lausanne, 14.09-17.09.2011). 0,1 п.л.
36. Речь как механизм трансформации натуральной психики в высшую/ Материалы 11 Международных чтений памяти Л.С.Выготского (14-17 ноября 2011) 0,1 п.л.