- В науке и искусстве как взаимодополняющих познавательных системах представлены два пути освоения мира человеком - рационально-логический и эмоционально-эстетический. Они находят отражение в особых способах концептуализации явлений действительности и в различных текстообразовательных моделях, формирующихся в сознании автора научного текста (НТ) и автора художественного текста (ХТ) по мере приобретения им когнитивной компетенции рационалистического или эстетического типа, которая охватывает знания о мире и средствах их языкового воплощения, а также процедурные знания о нормах текстообразования в научном и художественном дискурсах.
- Знание о мире, полученное в результате логического субъектно-объектного взаимодействия и входящее в когнитивную компетенцию рационалистического типа, основывается на научных понятиях, в которых познаваемое явление действительности предстаёт в виде концепта, охватывающего объективные значения, общие для всех подобных явлений и характеризующие их сущность. Такое знание отвечает требованиям всесторонней объективной обоснованности и отражает преемственность научно-познавательного процесса, поэтому оно осознаётся его субъектами как истинное и приобретает статус научного. Знание о мире, входящее в когнитивную компетенцию эстетического типа, имеет иной эпистемический статус. Оно основывается на художественных образах, формирующихся путём обобщения и конкретизации индивидуальных признаков концепта познаваемого явления, в котором доминирует личностный смысл этого явления для когнитивно-речевого субъекта художественной коммуникации. Такое знание квалифицируется как «художественная концепция» действительности, так как в нём выражается уникальное индивидуально-авторское понимание познаваемого объекта, не претендующее на объективность, но приобретающее личностную значимость для многих людей.
- Прототипическая модель текстообразования в научном или художественном дискурсе формируется в соответствии с конвенциональными правилами и стратегиями, лежащими в основе целенаправленного речемыслительного поведения автора, представление о котором входит в его когнитивную компетенцию. Тексты, созданные с ориентацией на такую модель, характеризуются когниотипичностью, которая проявляется в определённом сходстве их речевых систем и способов текстовой актуализации автора, позволяя отнести эти тексты к одному из сравниваемых типов дискурса.
- Когнитивно-познавательные стратегии автора управляют воплощением в тексте субъектно-объектного и межтекстового взаимодействия. В научном дискурсе они направлены на рационально-логическое представление нового знания о познаваемом объекте в единстве его предметного (онтологического) и методологического аспектов. Новое знание формируется на основе проводимого учёным исследования с учётом преемственности научно-познавательного процесса, позволяющей интегрировать авторскую научную концепцию в существующую систему научного знания. Специфика когнитивно-познавательных стратегий художественного творчества обусловлена эстетической сущностью субъектно-объектного отношения, в котором эстетический субъект раскрывает познаваемый объект через себя, а свою личность через объект, т.е. становится объективированным субъектом. Исходя из этого когнитивно-познавательные стратегии в художественном дискурсе направлены на эгоцентрическое самовыражение автора в процессе и результате интроспективного (эстетического) познания мира, которое осуществляется познающим субъектом путём формирования художественных образов и сюжета вымышленной истории с опорой на универсальные, национальные и индивидуальные пресуппозиции своего творчества.
- В результате реализации когнитивно-познавательных стратегий, направленных на представление авторского взаимодействия с семиотическим пространством культуры, текст приобретает свойства интертекстуальности и интердискурсивности. В НТ интертекстуальность носит открытый, документальный характер и отражает участие предшествующего знания, заключённого в структурах иносубъектной речи, в формировании нового знания. Для ХТ характерны вуалированные формы интертекстуальности. Трансформированные цитаты и аллюзии, органично вписанные в речь повествователя или персонажа, участвуют в решении частных художественно-изобразительных задач и выступают одним из способов акцентирования индивидуально-авторских смыслов и представления авторской концепции мира. Рационально-логическая интердискурсивность НТ проявляется в использовании понятийного аппарата разных отраслей знания, которое рассредоточено в метатекстовых системах специальных научных дискурсов. Эстетическая интердискурсивность ХТ выступает механизмом смыслообразования, отвечающим эгоцентрической концепции автора и проявляется в заимствовании мотивов, сюжетов и образов, либо в намеренном переходе на когниотип другого дискурса.
- Коммуникативно-прагматические стратегии автора управляют воплощением в тексте его взаимодействия с читателем. В научном дискурсе они направлены на формирование в тексте рецептивной программы инструктивного, логизированного типа, на убеждение читателя-специалиста в истинности предлагаемого нового знания путём рационально-логической аргументации с учётом психологической составляющей рецептивного воздействия и с опорой на профессиональный тезаурус адресата и интеллектуальный потенциал его личности. В художественном дискурсе коммуникативно-прагматические стратегии направлены на формирование в тексте рецептивной программы вуалированного, эстетического типа, на побуждение читателя к сопереживанию и сомышлению путём соответствующей нарративной организации текста и использования приёмов суггестивного воздействия с опорой на общекультурный тезаурус адресата и эмоционально-эстетический потенциал его личности.
- Рационалистическому когниотипу НТ присуще доминирование прямых (эксплицитных) маркеров авторского присутствия в тексте, которые позволяют выделить субъектно отмеченные компоненты научной речи на фоне её объектного содержания. Для эстетического когниотипа ХТ характерно опосредованное представление индивидуально-авторских смыслов, через речевые структуры нарратора и персонажей как субъективированных объектов художественного изображения. В оппозиции прямого и опосредованного способов текстовой актуализации автора заключается фундаментальное различие текстов, принадлежащих научному и художественному дискурсам, которое находит отражение в особенностях субъектно-речевой организации входящих в них текстов.
- Когнитивно-речевой субъект научной коммуникации представляет свою концепцию познаваемого объекта в авторском речевом плане и путём воспроизведения чужих высказываний в структурах иносубъектной речи. Когнитивно-речевой субъект художественной коммуникации реализует свою речетворческую функцию через образы вымышленных лиц, которым принадлежит сегментированное речевое пространство ХТ. Его концепция действительности раскрывается читателем и/или интерпретатором посредством анализа и синтеза художественных образов, которые формируются на основе повествовательной речи одного или нескольких нарраторов и речевых структур персонажей.
- В НТ эксплицируются личностно-пространственно-временные координаты субъекта авторской речи, ведущего контактный диалог с предполагаемым адресатом, а с помощью субъектных компонентов научной речи акцентируется концептуально значимая информация и передаются мнения, предположения и рациональные оценки реального автора. В повествовательной речи ХТ эксплицируются эгоцентрические координаты вымышленного нарратора и выражается не авторская, а нарративная модальность. В то же время автор ХТ неизбежно оставляет «симптоматические» следы своей творческой активности в выборе повествовательной перспективы и нарративных приёмов организации повествовательной речи, а путём вербализации знаний, мнений, оценок и эмоций нарратора он опосредованно раскрывает собственное видение и ощущение эстетически постигаемого мира.
- В структурах чужой речи (иносубъектной и персонажной) находит своё отражение интерпретационная деятельность автора. В научном дискурсе она направлена на воспроизведение с авторских оценочных позиций высказываний реальных субъектов предшествующего знания, а в художественном дискурсе - на литературную репродукцию разговорной речи в речевых структурах персонажей, которые в качестве одной из стратегических составляющих их художественных образов воплощают коммуникативно-творческие интенции и личностные смыслы автора. Поэтому в чужой речи НТ и ХТ представлены разные формы диалогичности. Иносубъектные структуры научной речи воплощают межтекстовый диалог как интертекстуальный принцип её порождения, обеспечивающий преемственность нового знания и его вхождение в дисциплинарный фонд определённой отрасли науки. В речевых структурах персонажей воплощается авторский диалог с фикциональными лицами как субъективированными объектами изображения, в котором акцентируется абсолютный антропоцентризм художественной речи.
1. Пелевина Н.Н. Субъектно-речевая структура научного и художественного текста: сходства и различия. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – 210 с. (12 п.л.)
2. Пелевина Н.Н. Авторские стратегии познавательно-коммуникативной деятельности как фактор текстообразования в научном и художественном дискурсах. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. – 152 с. (9,9 п.л.)
Статьи:
3. Пелевина Н.Н. Субъектная структура повествования в художественном тексте // Семантика и прагматика единиц языка в тексте: Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: Изд-во Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена, 1988. – С. 112–119. (0,4 п.л.)
4. Пелевина Н.Н. Коммуникативно-прагматическая функция композиционно-речевой формы «повествование» // Логико-семантические и прагматические проблемы текста: Межвузовский сборник научных трудов. – Красноярск: Изд-во Красноярского государственного педагогического института, 1990. – С. 99–105. (0,4 п.л.)
5. Пелевина Н.Н. Лингвистические средства номинации действующих лиц в художественном тексте произведений короткого жанра // Текст: коммуникативно-прагматический, лексико-семантический и стилистический аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. – Абакан: Изд-во Абаканского государственного педагогического института, 1991. – С. 83–91. (0,4 п.л.)
6. Пелевина Н.Н. Композиционно-речевая форма «повествование» в структуре инициальных абзацев художественного текста // Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы конференции. – СПб.: Образование, 1992. – С. 23–24. (0,05 п.л.)
7. Пелевина Н.Н. О месте композиционно-речевой формы «повествование» в художественной коммуникации и художественном тексте // Интертекстуальные связи в художественном тексте: Межвузовский сборник научных трудов. – СПб: Образование, 1993. – С. 128–138. (0,4 п.л.)
8. Пелевина Н.Н. О субъектно-объектных отношениях в художественной коммуникации // Актуальные проблемы подготовки специалиста в педвузе: Материалы II республиканских Катановских чтений. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1995. – Т. 2. – С. 96–100. (0,1 п.л.)
9. Пелевина Н.Н. Композиционно-речевая структура инициальных абзацев художественного текста // Вестник Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова: Научный журнал. Серия 5: Романо-германская филология и дидактика. – Абакан, 1998. – Вып. 5. – С. 12–17. (0,5 п.л.)
10. Пелевина Н.Н. Из истории изучения композиционно-речевых форм // Вестник Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова: Научный журнал. Серия: Языкознание. – Абакан, 2000. – Вып. 1. – С. 93–96. (0,3 п.л.)
11. Пелевина Н.Н. Основные функции субъекта повествования в позиции конца художественного текста // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: Материалы всероссийской научной конференции. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2002. – С. 79–83. (0,2 п.л.)
12. Пелевина Н.Н. Предшествующее знание как компонент прототипической операциональности научного дискурса // Язык. Культура. Коммуникация: аспекты взаимодействия: Научно-методический бюллетень. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003. – Вып. 1. – С. 44–57. (0,8 п.л.)
13. Пелевина Н.Н. Структурно-семантические особенности вводящих разделов научного текста (на материале немецких филологических статей) // Вестник Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова: Научный журнал. Серия 5: Языкознание. – Абакан, 2003. – Вып. 5. – С. 99–102. (0,3 п.л.)
14. Пелевина Н.Н. Речевая стратегия персуазивности и её реализация в текстах научного дискурса // Studia Linguistica XII. Перспективные направления современной лингвистики. – СПб.: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2003. – С. 291–296. (0,3 п.л.)
15. Пелевина Н.Н. Сравнительная характеристика компонентов научной и художественной коммуникации // Вестник Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова: Научный журнал. Серия 5: Филология. Языкознание. – Абакан, 2004. – Вып. 6. – С. 53–56. (0,4 п.л.)
16. Пелевина Н.Н. Особенности употребления антропонимов в научном тексте // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: толерантность и интеграция: Материалы IV всероссийской научно-практической конференции. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2004. – С. 235–238. (0,2 п.л.)
17. Пелевина Н.Н. Языковые средства выражения эпистемической модальности знания / мнения в научном тексте // Studia Linguistica XIV. Человек в пространстве смысла: слово и текст. – СПб.: Борей Арт, 2005. – С. 178–185. (0,5 п.л.)
18. Пелевина Н.Н. Познавательный характер субъектов научной и художественной коммуникации // Язык. Человек. Культура: Материалы международной научно-практической конференции. – Смоленск: Изд-во Смоленского государственного университета, 2005. – Ч. 1. – С. 146–151. (0,3 п.л.)
19. Пелевина Н.Н. «Образ автора» в художественном и научном текстах // Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы межвузовской конференции. – СПб: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2005.– С. 31–33. (0,1 п.л.)
20. Пелевина Н.Н. Структурно-функциональная характеристика заглавий немецких филологических текстов // Язык. Культура. Коммуникация: аспекты взаимодействия: Научно-методический бюллетень. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. – Вып. 2. – С. 114–119. (0,3 п.л.)
21. Пелевина Н.Н. Рациональная оценка субъекта научной речи и её выражение в немецком филологическом тексте // Язык. Культура. Коммуникация: аспекты взаимодействия: Научно-методический бюллетень. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. – Вып. 2. – С. 106–114. (0,5 п.л.)
22. Пелевина Н.Н. Наука и искусство как взаимодополняющие познавательные системы // Вестник Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова: Научный журнал. Серия 5: Филология. Языкознание. – Абакан, 2005. – Вып. 7. – С. 107–109. (0,3 п.л.)
23. Пелевина Н.Н. Личностно-пространственно-временные координаты субъекта научной речи // Реальность, язык и сознание: Международный межвузовский сборник научных трудов. – Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного университета, 2005. – Вып. 3. – С. 314–317. (0,2 п.л.)
24. Пелевина Н.Н. Познавательная функция оценки субъекта научной деятельности // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковая личность в межкультурной коммуникации: Материалы V всероссийской научно-практической конференции. – Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2005. – С. 46–49. (0,2 п.л.)
25. Пелевина Н.Н. Особенности функционирования элементов разговорной речи в немецком научном тексте // Слово в языке и речи: аспекты изучения: Материалы международной конференции к юбилею профессора В.Д. Девкина. – М.: Прометей, 2005. – С. 316–322. (0,3 п.л.)
26. Пелевина Н.Н. Стратификация субъекта научной и художественной коммуникации // Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы конференции. – СПб: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2006. – С. 34–36. (0,1 п.л.)
27. Пелевина Н.Н. Внетекстовые связи субъекта научной речи // Лингвистические парадигмы и лингводидактика: Материалы XI международной научно-практической конференции. – Иркутск: Изд-во Байкальского государственного университета экономики и права, 2006. – С. 272–276. (0,2 п.л.)
28. Пелевина Н.Н. Особенности эмоциональной оценки субъекта научной коммуникации // Studia Linguistica XV. Язык и текст в современных парадигмах научного знания. – СПб.: Борей Арт, 2006. – С. 108–113. (0,3 п.л.)
29. Пелевина Н.Н. Субъективность метафор научной речи // Разноуровневые маргиналии в немецком и русском языке. – М.: Прометей, 2006. – С. 187–192. (0,3 п.л.)
30. Пелевина Н.Н. Языковое выражение темпоральных отношений субъекта научной речи // Язык. Культура. Коммуникация: аспекты взаимодействия: Научно-методический бюллетень. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. – Вып. 3. – С. 39–43. (0,2 п.л.)
31. Пелевина Н.Н. Уровневая организация научной и художественной коммуникации // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковая политика в межкультурной среде: Материалы I международной научно-практической конференции. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. – С. 108–109. (0,2 п.л.)
32. Пелевина Н.Н. Субъектно-объектное взаимодействие при порождении и восприятии текста в познавательно-коммуникативной деятельности // Ежегодник института саяно-алтайской тюркологии. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. – Вып. 10. – С. 41–45. (0,4 п.л.)
33. Пелевина Н.Н. Особенности композиционно-речевой структуры научного и художественного текстов // Эвристический потенциал концепций профессоров Э.Г. Ризель и Е.И. Шендельс: Материалы международной научной конференции. – М.: Изд-во Московского государственного лингвистического университета, 2006. – С. 67–68. (0,1 п.л.)
34. Пелевина Н.Н. Стратегии порождения научного и художественного текстов // Актуальные проблемы изучения языка и литературы: коммуникативные стратегии и тактики филологического образования в поликультурном коммуникативном пространстве: Материалы II международной научно-практической конференции. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. – С. 105–107. (0,25 п.л.)
35. Пелевина Н.Н. Формы личного дейксиса субъекта научной речи // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова: Научный журнал. Серия 5: Филология. Языкознание. – Абакан, 2007. – Вып. 8. – С. 71–72. (0,25 п.л.)
36. Пелевина Н.Н. Коммуникативно-прагматический аспект номинации субъектов предшествующего знания в немецком лингвистическом тексте // Язык. Коммуникация. Культура: тенденции XXI века: Материалы международной конференции. – Красноярск: Изд-во Красноярского гос. педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2007. – С. 272–275. (0,3 п.л.)
37. Пелевина Н.Н. Актуализация авторской позиции в прямой иносубъектной речи научного текста // Studia Linguistica XVI. Язык. Текст. Культура. – СПб.: Борей Арт, 2007. – С. 63–69. (0,3 п.л.)
38. Пелевина Н.Н. Рассуждение в композиционно-речевой структуре научного и художественного текстов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Научный журнал. Серия: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология). – СПб., 2006. – № 7 (21) – С. 71–78. (0,5 п.л.)
39. Пелевина Н.Н. Актуализация пространственно-временной координаты субъекта повествовательной речи в художественном тексте (в сравнении с научным текстом) // Вестник Челябинского государственного университета: Научный журнал. Серия: Филология. Искусствоведение. – Челябинск, 2007. – № 8 (86). – С. 80 – 87. (0,5 п.л.)
40. Пелевина Н.Н. Реализация интерпретационной деятельности автора в косвенно-речевых структурах научного текста (на материале немецкоязычных филологических текстов) // Вестник Санкт-Петербургского университета: Научно-теоретический журнал. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. – СПб., 2007. – Вып. 3 (Ч. II). – С. 217–222. (0,4 п.л.)
41. Пелевина Н.Н. Интердискурсивность научного и художественного текстов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Научный журнал. Серия: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология). – СПб., 2008. – № 11 (78) – С. 137–143. (0,8 п.л.)
42. Пелевина Н.Н. Текстовая реализация авторской стратегии психологического убеждения в научном дискурсе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Научный журнал. Серия: Общественные и гуманитарные науки (философия, история, социология, политология, языкознание, литературоведение, экономика, право, культурология, педагогика, психология, методика обучения). – СПб., 2008. – № 12 (81) – С. 160–167. (0,8 п.л.)
43. Пелевина Н.Н. Образ персонажа как художественная форма представления авторской концепции действительности (на материале новелл С. Цвейга) // Вестник Челябинского государственного университета: Научный журнал. Серия: Филология. Искусствоведение. – Челябинск, 2008. – Вып. 22. – № 20 (121). – С. 83– 88. (0,7 п.л.)
44. Пелевина Н.Н. Языковые элементы оценочно-модального плана текста как средство реализации художественной концепции автора // Вестник Челябинского государственного университета: Научный журнал. Серия: Филология. Искусствоведение. – Челябинск, 2008. – Вып. 28. – № 37 (138). – С. 133 – 138. (0,7 п.л.)
45. Пелевина Н.Н. Актуализация субъекта научной речи в ретроспективных и проспективных отрезках немецкого филологического текста // ИНИОН РАН № 60411 от 22.10.2007. – 13 с. (0,8 п.л.)
46. Пелевина Н.Н. Риторические способы выражения функционально- прагматических стратегий субъекта научной коммуникации (на материале немецких филологических статей) // ИНИОН РАН № 60412 от 22.10.2007. – 8 с. (0,5 п.л.)