Научная тема: «МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА»
Специальность: 12.00.10
Год: 2012
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Общее определение ЕЭП должно основываться на следующих элементах: свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и трудовых ресурсов, унификация законодательства государств - участников, касающееся функционирования ЕЭП. Это не исключает договорного закрепления между участниками специального определения ЕЭП только для целей конкретного договора. Соответственно такие определения  могут различаться по виду и перечню свободно циркулирующих факторов производства.
  2. Государства не ограничивают свой суверенитет путем передачи компетенции в пользу органов ЕЭП. В данном случае адекватно говорить о возникновении «совместной компетенции» государств - участников.
  3. Территорию (часть территории) государств - участников ЕЭП, относящуюся к ЕЭП, следует квалифицировать как государственную территорию общего пользования по аналогии с территориями международных проливов, Шпицбергена и др.
  4. ЕЭП является основной составляющей любой реальной региональной экономической интеграции. Соответственно должны быть выделены типовые международно-правовые формы такой интеграции, действенные для любых регионов. А специфические особенности международно-правового режима ЕЭП в различных регионах должны максимально корреспондировать друг другу с учетом, кроме прочего, развивающегося межрегионального сотрудничества.
  5. При изменении, развитии форм экономической интеграции между государствами (экономическое сообщество, таможенный союз, экономический союз и т.п.) целесообразно сохранять стабильность Единого экономического пространства, лежащего в основе любой из этих форм, и, соответственно, стабильность его международно-правовых основ.
  6. Правовая интеграция в рамках Общего Европейского экономического пространства Евросоюза - России (ОЕЭП) не должна означать для России полного восприятия российским законодательством соответствующих евро-стандартов, на что ориентируют некоторые европейские политики и юристы. Кроме прочего, следует иметь в виду, что такая ориентация в состоянии негативно воздействовать на возможность исполнения Россией своих обязательств в рамках Единого экономического пространства ЕврАзЭС / Евразийского экономического союза.
  7. «Пакетный принцип» действия соответствующих договоров в рамках ТС ЕврАзЭС, предусматривающий системную взаимосвязанность каждого из основных договоров со всеми другими договорами «пакета». На практике это означает, что выход Стороны из любого соответствующего соглашения означает выход из всех международных договоров, направленных на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза. Этот принцип должен действовать и в пределах ЕЭП. Это обеспечит его устойчивость и определенную гарантию от нарушения целостности ЕЭП на отдельных участках правового регулирования.
  8. В рамках ЕЭП на первом этапе допустимо действие принципа национального режима, при котором возможны изъятия по определенным вопросам (как это предусмотрено статьями XX и XXI ГАТТ-47). В последующем в ЕЭП должен действовать специальный режим, который бы сформировал новые бюджетные, фискальные, экономические, инвестиционные мотивы поведения субъектов хозяйствования и власти. Его можно назвать принципом всеучастия, который раскрывается следующим образом:  «полное и эффективное участие на основе равенства всех стран в разрешении экономических проблем в общих интересах».
  9. Государства - участники ЕЭП должны самостоятельно расплачиваться по своим внешним долгам, которые они приобрели, минуя институциональный механизм ЕЭП и самостоятельно заключая в этих целях необходимые договоры. Это должно распространяться на долги, приобретенные таким образом, как до образования, так и после образования Евразийского экономического союза. Вместе с тем, в целях гарантии сохранения ЕЭП целесообразно учреждение стабилизационного фонда ЕЭП.
  10. Обеспечение информационной безопасности ЕЭП должно коллективно решаться государствами - участниками на основе договоров, которые заключаются  по решения высшего руководящего органа  ЕЭП. В рамках ЕЭП ЕврАзЭС в настоящее время это - Высший Евразийский экономический совет, функционирующий на уровне глав государств. (Высший исполнительный орган - Евразийская экономическая комиссия). Дополнительно необходимо учреждение Единой Системы Информационного Обеспечения (ЕСИО ЕЭП), которая предполагает включение информации от участников (субъектов) ЕЭП в единый информационный фонд ЕСИО ЕЭП.
  11. Для ЕЭП необходима межправительственная организация по вопросам энергии, возобновляемой и не возобновляемой, в рамках которой по решению и при необходимости - по договорам с третьими сторонами, согласованным с высшим руководящим органом ЕЭП, решались бы вопросы источников поставки, аккумулирования и расходования энергии для целей ЕЭП. На пространстве ЕврАзЭС / Евразийского экономического союза данная организация должна стать начальным этапом формирования трансконтинентальной сети ЭНЕРГОНЕТ ЕЭП ЕврАзЭС / Евразийского экономического союза.
  12. Гарантийные обязательства, при соответствующем правовом оформлении, по инвестициям участников ЕЭП и третьих сторон в связи с реализацией планов ЕЭП должны принимать на себя все участники ЕЭП, независимо от того, на территории какого участника конкретного ЕЭП реализуется соответствующая инвестиция.
  13. Следует добиваться общепризнанного определения транснациональных компаний (ТНК) и установления общих международно-правовых основ их деятельности, поскольку такие компании все более доминируют, кроме прочего, в ЕЭП различных регионах мира в своих интересах, создавая препятствия в реализации государствами-участниками соответствующих ЕЭП взаимных договоренностей. Не могут считаться в этом плане достаточными Рекомендательные «Принципы деятельности ТНК», принятые в рамках ОЭСР и проект Кодекса поведения, разработанный Комиссией ООН. На конец декабря 2011 года только в Евросоюзе приняты соответствующие нормативные документы, на содержание которых следует ориентироваться и в других регионах в отношении деятельности ТНК.
  14. «Разноскоростной» и «разноуровневый» (как в СНГ) подход к формированию ЕЭП неконструктивен. Подобная сепаратность неизбежно порождает такую ситуацию в регионе, когда каждая из Сторон принимает на себя все больше договорных обязательств с третьим государствами (не намеренными вступать в ТС и ЕЭП) и между собой. Причем сумма и содержание этих обязательств все более отдаляет формирование ЕЭП, который должен слагаться поэтапно, но быть «равноскоростным» и «равноуровневым» между теми государствами, которые уже стали участниками ЕЭП.
Список опубликованных работ
Монографии, учебники и учебные пособия

1.Ярышев С.Н. Единое экономическое пространство в системе международного экономического права // М.: Издательский дом Юрис Пруденс, 2010. – 221 с. – 15 п.л.

2.Ярышев С.Н. Единое экономическое пространство. Международно-правовые вопросы: учебное пособие. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2011. – 88 с. – 5,1 п.л.

Научные статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов докторских диссертационных исследований

3.Ярышев С.Н. Европейский вариант единого экономического пространства // Международное право – International Law, 2008 – № 3 (35). – С. 189-199. – 0,65 п.л.

4.Ярышев С.Н. Единое экономическое пространство: понятие и сущность // Московский журнал международного права, 2009. – № 1 (73). – С. 206-224. – 1,1 п.л.

5.Ярышев С.Н. Международное управление в едином экономическом пространстве // Международное право – International Law, 2009. – № 1 (37). – С. 163-171. – 0,5 п.л.

6.Ярышев С.Н. Таможенный союз как дипломатическая основа Единого экономического пространства // Дипломатическая служба, 2009. – № 2. – С. 74-80. – 0,6 п.л.

7.Ярышев С.Н. Единое экономическое пространство и единое информационное пространство как системное целое (международно-правовые аспекты) // Международное право – International Law, 2009. – № 2 (38). – С. 120-137. – 1 п.л.

8.Ярышев С.Н. Таможенный союз как основа единого экономического пространства ЕврАзЭС // Евразийский юридический журнал, 2009. – № 9 (16). – С. 27-32. – 0,7 п.л.

9.Ярышев С.Н. Общее и единое экономическое пространство ЕврАзЭС // Евразийский юридический журнал, 2010. – № 2 (21). – С. 20-24. – 0,7 п.л.

10.Ярышев С.Н. Национальный режим и общие принципы в едином экономическом пространстве // Московский журнал международного права, 2010. – № 2 (78). – С. 81-92. – 0,55 п.л.

11.Ярышев С.Н. Обзор по материалам международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы международного морского права. ФГОУ ВПО «Морская государственная морская академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова», г. Новороссийск, 22 мая 2010 года // Евразийский юридический журнал, 2010. – № 6 (25). – С. 136-138. – 0,3 п.л.

12.Ярышев С.Н. Транснациональные компании в Едином экономическом пространстве // Евразийский юридический журнал, 2010. – № 6 (25). – С. 12-15. – 0,7 п.л.

13.Ярышев С.Н. Сравнительный международно-правовой анализ Единого Экономического Пространства ЕС и Единого Экономического Пространства ЕврАзЭС // Московский журнал международного права, 2010. – № 4 (80). – С. 49-67. – 0,9 п.л.

14.Ярышев С.Н. Некоторые международно-правовые последствия вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) // Евразийский юридический журнал, 2010. – № 12 (31). – С. 38-41 – 0,55 п.л.

15.Ярышев С.Н. Правовое обеспечение приграничного экономического сотрудничества в контексте Единого экономического пространства // Международное право - International Law, 2010. – № 4 (44). – С. 55-64. – 1,3 п.л.

16.Ярышев С.Н. Внешнеэкономическая конкурентоспособность пунктов пропуска морских портов // Евразийский юридический журнал, 2011. – № 5 (36). – С. 127-131. – 0,7 п.л.

17. Ярышев С.Н. Договоры между государствами – участниками СНГ (ЕврАзЭС) и унификация их законодательства по вопросам Единого экономического пространства // Московский журнал международного права, 2011. – № 4 (84). – С. 63-76. – 0,65 п.л.

18.Ярышев С.Н. Единое экономическое пространство: мировой опыт и интеграция на постсоветском пространстве // Международное право – International Law, 2011. – № 1-2 (45-46). – С. 193-200. – 0,65 п.л.

19.Ярышев С.Н. Международно-правовые вопросы управления энергетическим обеспечением Единого экономического пространства // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, 2011. – № 6. – 0,6 п.л.

20.Малеев Ю.Н., Ярышев С.Н. Роль субъектов Российской Федерации в системе Единого экономического пространства // Евразийский юридический журнал, 2011. – № 12 (43). – С. 11-15. – 0,8 п.л. (лично автора – 0,4 п.л.).

Иные статьи и тезисы выступления на конференциях

21.Ярышев С.Н. Институт единого экономического пространства и деятельность транснациональных компаний (международно-правовые аспекты) // Мировая политика: взгляд из будущего. Материалы V Конвента российской ассоциации международных исследований. Том 25. Международное право в XXI веке. М.: МГИМО – Университет, 2009. – С. 45-54. – 0,8 п.л.

22.Ярышев С.Н. Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная торговая палата (ICC) и проблемы формирования глобального экономического порядка // Вестник Московского государственного открытого университета, 2010. – № 1 (38). – С. 143-148. – 0,8 п.л.

23.Ярышев С.Н. От Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана к Единому экономическому пространству // Россия и пути решения современных международно-правовых вопросов. Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 60-летию кафедры международного права МГИМО (У) МИД России. / Под редакцией проф. А.Н. Вылегжанина. - М.: Издательство «Спутник+», 2010. – С. 213-221. – 0,4 п.л.

24.Ярышев С.Н. Этапы создания Единого экономического пространства (ЕЭП) // Вестник Московского государственного открытого университета, 2010. – № 4 (41). – С. 88-94. – 0,75 п.л.

25.Ярышев С.Н. Международно-правовые вопросы энергетического обеспечения единого экономического пространства // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской конференции. Москва, 9-10 апреля 2010 г. / Под ред. А.Х. Абашидзе, М.Н. Копылова, Е.В. Киселевой. Часть II. - М.: РУДН, 2011. – С. 201-205. – 0,3 п.л.

26.Ярышев С.Н. Некоторые актуальные вопросы унификации национального правового механизма участников Единого экономического пространства (ЕЭП) // Вестник Московского государственного открытого университета, 2011. – № 3 (45). – С. 19-25. – 0,7 п.л.

27.Ярышев С.Н. Институционные основы Единого экономического пространства (исторические уроки и перспективы) // Международное право: вчера, сегодня, завтра: материалы научно-практической конференции 8-9 октября 2010г. К 100-летию со дня рождения профессора Романа Львовича Боброва. – СПб.: Россия – Нева, 2011. – С. 156-165. – 0,5 п.л.

28.Ярышев С.Н. Перспективы Единого экономического пространства // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения: материалы международной научно-практической конференции (г. Уфа, 21 февраля 2011 г.): в 3 ч. / под общ. ред. А.В. Рагулина, М.С. Шайхуллина; Евразийский научно-исследовательский институт проблем права. – Уфа, 2011. Часть III. Международно-правовые и уголовно-правовые проблемы. – С. 74-78. – 0,3 п.л.

29.Ярышев С.Н. Современные особенности правового обеспечения приграничного экономического сотрудничества // X Межвузовская научно-практическая конференция «Модернизация социально-политического и экономического развития современной России»: сборник научных статей. Кропоткин, 12 апреля 2011 г. – С.124-126. – 0,3 п.л.

30.Ярышев С.Н. Евразийский союз как конечная цель // Международная и внутригосударственная правовая политика в условиях глобализации: проблемы теории и практики: сборник статей по III ежегодной материалам международной научной конференции (13-15 октября 2011г.) / Под ред. А.В.Малько, Р.В.Пузикова; Российская академия наук и др. – Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – С. 401-406. – 0,3 п.л.