- Чрезмерная кумуляция комплекса активно-негативных факторов учебного процесса у студентов-медиков вызывает изменения соматического статуса, влияющие на качество адаптации срочных реакций сердечно-сосудистой системы.
- Учебная деятельность студентов вносит определенные изменения в логику функционального состояния и формирования регуляторно-адаптивных возможностей организма при обучении в медицинском вузе, характер и степень этих изменений зависят от курса обучения.
- Срочные механизмы приспособления к новой образовательной среде осуществляются за счет стресс-лимитирующей стратегии адаптации организма студентов, а развитие долговременных механизмов адаптации к систематическому обучению на 3-5 курсах обусловливается стресс-реализующей стратегией адаптации, что выражается в активизации гормонов, участвующих в регуляции общего адаптационного синдрома; доминировании вегетативного равновесия, увеличении физиологических резервов кислородтранспортных систем.
- Изменение ионного состава интерстициального пространства оказывает влияние на функциональные и резервные возможности системы кровообращения.
- Кумуляция утомления к концу учебного года на начальных этапах обучения обусловливает рост численности студентов с «неудовлетворительной адаптацией», а на последующих 3-5 курсах - с «напряжением адаптации», что обосновывает необходимость проведения коррекционных и профилактических мероприятий в течение учебного года.
- Психофизиологический статус студентов-медиков на начальном этапе обучения характеризуется преобладанием неудовлетворительного личностного профиля, снижением умственной работоспособности, утомлением сенсорных систем; у студентов старших курсов отмечается совершенствование механизмов психофизиологической адаптации.
- Модель специальной функциональной системы адаптации студентов-медиков к учебным нагрузкам.
1. Психофизиологическая эффективность тренировки дыханием через дополнительное мертвое пространство, направленной на повышение умственной работоспособности студентов /С. В. Клаучек, Г. А. Севрюкова //Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2003. – № 9. – С. 37-39 (0,26 п.л., личный вклад 65%).
2. Оценка адаптивных реакций студентов на воздействие моделируемых эмоциогенных нагрузок /С. В. Клаучек, Г. А. Севрюкова, Т. Н. Кочегура, М. О. Красильникова //Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2004. – № 11. – С. 18-20 (0,32 п.л., личный вклад 55%).
3. Оценка эффективности профилактической коррекции функционального состояния человека с использованием методов психической регуляции /Г. А. Севрюкова //Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2005. – № 1 (13). – С. 18-21 (0,25 п.л., личный вклад 100%).
4. Физиологические аспекты адаптации студентов вуза к условиям профессионального обучения /Г. А. Севрюкова //Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. – 2005. – № 3 (15). – С. 20-23 (0,36 п.л., личный вклад 100%).
5. Оценка эффективности профилактической коррекции функционального состояния человека с использованием сеансов последовательного навязывания ритма дыхания /Г. А. Севрюкова //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Медицина. Физиология. – 2005. – № 2. – С. 48-50 (0,19 п.л., личный вклад 100%).
6. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения /Г. А. Севрюкова //Гигиена и санитария. – 2006. – №1. – С.72-74 (0,33 п.л., личный вклад 100%).
7. Оптимизация процесса адаптации человека с учетом интегративных психофизиологических коррелятов /Г. А. Севрюкова //Известия Самарского научного центра РАН. – 2007. – Т. 2. – С. 118-120 (0,22 п.л., личный вклад 100%).
8. Новые возможности применения методов биорезонансного воздействия на центральную нервную систему: профилактические эффекты /Г. А. Севрюкова //Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН. – 2008. – № 3. – С. 33-34 (0,12 п.л., личный вклад 100%).
9. Адаптация к условиям профессионального обучения: физиологические аспекты, профилактическая коррекция /Г. А. Севрюкова //Вестник Российского университета дружбы народов. – 2008. – № 7. – С. 479-481 (0,2 п.л., личный вклад 100%).
10. Проблемы адаптации в системе высшего профессионального образования /Г. А. Севрюкова //Вестник Волгоградского Государственного медицинского университета. – 2009. – № 1(29) – С. 20-22 (0,23 п.л., личный вклад 100%).
11. Инновационные технологии в диагностике кислотно-основного состояния и газового состава интерстициального пространства у человека «in vivo» /Г. А. Севрюкова //Астраханский медицинский журнал. – 2011. – № 2. – Т. 6. – С. 84-86 (0,23 п.л., личный вклад 100%).
12. Физиологические аспекты адаптации студенческой молодежи /Г.М. Коновалова, Г. А. Севрюкова //Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. – 2011. – № 2 (16). – С. 144-156 (1,0 п.л., личный вклад 65%).
13. Адаптация современной молодежи к условиям обучения в высшей школе: физиологический аспект /Г. М. Коновалова, Г. А. Севрюкова //Вестник Адыгейского государственного университета. – 2011. – № 3. – С. 82-91 (0,56 п.л., личный вклад 65%).
14. Дифференцированный подход в оценке адаптации студентов медицинского профиля к условиям обучения в вузе /Г. М. Коновалова, Г. А. Севрюкова //Журнал фундаментальных и прикладных исследований. Естественные науки. – 2011. – № 4. – С. 95-99 (0,45 п.л., личный вклад 75%).
Научные монографии:
1. Психофизиологическая адаптация студентов: монография /С. В. Клаучек, Г. А. Севрюкова. – Волгоград: ВолГМУ, 2005. – 141 с. (5,96 п.л., личный вклад 65%).
2. Вуз, здоровье и проблемы адаптации: монография /Г. М. Коновалова, Г. А. Севрюкова. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 160 с. (10,0 п.л., личный вклад 65%).
Работы, опубликованные в других изданиях:
1. Гендерные аспекты качества жизни студентов: сборник статей всероссийской конференции «Физиология организмов в нормальном и экстремальном состояниях» /Н. П. Москаленко, Н. И. Латышевская, Г. А. Севрюкова. – Томск, 2001. – С. 98 (0,1 п.л., личный вклад 35%).
2. Проблема функциональной коррекции психофизиологической адаптации состояния человека: материалы I международной научно-практической конференции «Вуз. Здоровье. Интеллект: биоинформационные оздоровительные технологии» /Г. А. Севрюкова. – Волгоград: ВолГУ, 2001. – С. 235-238 (0,15 п.л., личный вклад 100%).
3. Особенности электрической активности мозга студентов на гипоксическое воздействие и функциональную пробу с гипервентиляцией: материалы Круглого стола «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» /Г. В. Клиточенко, Г. А. Севрюкова. – Волгоград: ВолГУ, 2002. – С. 43-44. (0,1 п.л., личный вклад 45%).
4. Влияние курса гетеросуггестивного воздействия на изменение параметров кардиоинтервалографии: материалы XI международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» /Г. А. Севрюкова, Е. Г. Трофимова, Е. В. Чеха. – М.: РУДН, 2003. – С. 478. (0,08 п.л., личный вклад 55%).
5. Влияние гипоксических тренировок на показатели умственной работоспособности студентов: материалы XI международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации» /Г. А. Севрюкова, П. С. Яблочкина, А. Б. Морозов. – М.: РУДН, 2003. – С. 479-480. (0,1 п.л., личный вклад 75%).
6. Сравнительный анализ адаптивных реакций обследуемых на воздействие моделируемых эмоциогенных нагрузок: материалы XIX Съезда физиологического общества им. И. П. Павлова /Г. А. Севрюкова, Т. Н. Кочегура, М. О. Красильникова //Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2004. – № 8. – Т. 90. – С. 235 (0,09 п.л., личный вклад 70%).
7. Оценка эффективности сочетанного метода адаптивного биоуправления психоэмоциональным состоянием человека: материалы XIX Съезда физиологического общества им. И. П. Павлова /А. Г. Миниахметова, Г. А. Севрюкова //Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2004. – № 8. – Т. 90. – С. 79 (0,09 п.л., личный вклад 55%).
8. Психофизиологические особенности оценки адаптации студентов к условиям групповой деятельности: материалы XIX Съезда физиологического общества им. И.П. Павлова /О. Н. Москвина, С. В. Клаучек, Г. А. Севрюкова //Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2004. – № 8. – Т. 90. – С. 217 (0,09 п.л., личный вклад 35%).
9. Профилактические эффекты сеансов ритмического воздействия цвето-световыми стимулами с различной частотой звукового сопровождения: сборник научных трудов «Актуальные проблемы биологии, медицины и экологии» /Г. А. Севрюкова. – Томск: СМУ, 2004. С. 104-105 (0,09 п.л., личный вклад 100%).
10. Физиологические особенности совместной интеллектуальной деятельности студентов: тезисы докладов VII международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» /Г. А. Севрюкова, О. Н Москвина. – М.: РУДН, 2006. – С. 358. (0,05 п.л., личный вклад 40%).
11. Пути оптимизации процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе: сборник научных трудов «Проблемы здоровьесбережения школьников и студентов. Новые научные тенденции в медицине и фармации» /Г. А. Севрюкова; под общей ред. С.А. Боевой. – Воронеж: ВГУ, 2008. – С. 386-389 (0,2 п.л., личный вклад 100%).
12. Анализ вариабельности сердечного ритма при моделировании стрессогенных факторов учебной деятельности студентов: материалы IV всероссийского симпозиума «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение» /Г. А. Севрюкова; под ред. Н. И. Шлык, Р. М. Баевского. – Ижевск: УдГУ, 2008. – С. 277-280 (0,2 п.л., личный вклад 100%).
13. Адаптивные реакции студентов на интенсивную умственную деятельность в условиях эмоционально-мотивационного конфликта: материалы 1-й всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» /Г. А. Севрюкова. – Волгоград: ВНИ, 2008. – С. 266-270 (0,23 п.л., личный вклад 100%).
14. Использование приема «включенного психотерапевтического взаимодействия» при посттравматическом стрессовом расстройстве: материалы IV международной научно-практической конференции «Экстренная психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях» /Г. А. Севрюкова. – Астрахань: Агентство по делам молодежи, 2009. – С. 190-192 (0,25 п.л., личный вклад 100%).
15. Оценка уровня адаптации студентов к учебной деятельности по структурно-динамическим характеристикам личности: материалы VI международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы охраны здоровья учащейся молодежи /Г. А. Севрюкова. – Брянск: Группа компаний «Десяточка», 2009. – С. 286-289 (0,15 п.л., личный вклад 100%).
16. Пути повышения адаптивных резервов организма студентов к условиям обучения: материалы круглого стола с международным участием «Психология здоровья: новое научное направление» /Г. А. Севрюкова. – СПб.: СПбГИПСР, 2009. – С. 327-331 (0,3 п.л., личный вклад 100%).
17. Проблема межкультурной коммуникации с позиции формирования адаптации студентов к условиям профессионального образования: материалы международной научно-практической конференции «Межкультурная деловая коммуникация: проблемы и перспективы Российско-Молдавского сотрудничества в формировании коммуникативной компетенции кадров агробизнеса» /Г. А. Севрюкова, Т. Н. Карякина, М. В. Постнова. – Волгоград: ВГСА, 2009. – С. 248-251 (0,25 п.л., личный вклад 65%).
18. Школа и Вуз: проблемы адаптации: материалы межвузовской научно-практической конференции «Инновационные технологии в образовании: проблемы и перспективы развития» /Г. А. Севрюкова. – Волгоград: ВНИ, 2009. – С. 38-41 (0,2 п.л., личный вклад 100%).
19. Профилактические эффекты сеансов ритмического воздействия световыми и звуковыми стимулами различной частоты: материалы II межвузовской научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук» /Г. А. Севрюкова. – Волгоград: ВНИ, 2009. – С. 81-87 (0,35 п.л., личный вклад 100%).
20. Применение методов психической регуляции для профилактической коррекции функционального состояния студентов: материалы II межвузовской научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук» /Г. А. Севрюкова. – Волгоград: ВНИ, 2009. – С. 158-161 (0,2 п.л., личный вклад 100%).
21. Проблема оценки индивидуального здоровья молодежи: сборник научных трудов «Молодежь Волгоградской области и актуальные проблемы реализации государственной молодежной политики» /Г. А. Севрюкова, Я. Б. Грешнова. – Волгоград: ВИМПСР, 2010. – С. 417-420 (0,15 п.л., личный вклад 65%).
22. Оценка эффективности применения методов биорезонансного воздействия: материалы II всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» /Г. А. Севрюкова, О. Н. Москвина. – Волгоград: ВНИ, 2010. – С. 20-23 (0,2 п.л., личный вклад 75%).
23. Сравнительный анализ вариабельности сердечного ритма на различные моделируемые воздействия: материалы II всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» /Г. А. Севрюкова, О. Н. Москвина. – Волгоград: ВНИ, 2010. – С. 330-333 (0,2 п.л., личный вклад 85%).
24. Современные подходы к проблеме здоровья студентов: физиологический аспект: материалы II всероссийской научно-практической конференции «Физиология адаптации» /Г. А. Севрюкова, О. Н. Москвина. – Волгоград: ВНИ, 2010. – С. 183-186 (0,2 п.л., личный вклад 85%).
25. Экстремальные состояния и функциональные резервы организма: материалы региональной межвузовской научно-практической конференции «Современное образование, физическая культура, спорт и туризм» /Г. М. Коновалова, Р. Ш. Ожева, Г. А. Севрюкова; под ред. В. Ю. Карпова. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2010. – С. 68-70 (0,15 п.л., личный вклад 45%).
26. Здоровье и резервные возможности человека: материалы медицинского форума Сочи - 2010 /Г. М. Коновалова, Р. Ш. Ожева, Г. А. Севрюкова. – Сочи: РИО СГУТиКД, 2010. – С. 68 с (0,2 п.л., личный вклад 40%)
27. Особенности вариабельности сердечного ритма и ЭКГ у студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе: материалы V Всероссийского симпозиума «Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение» /Г. М. Коновалова, Г. А. Севрюкова; под ред. Н. И. Шлык, Р. М. Баевского. – Ижевск: УдГУ, 2011. – С. 76-86 (0,45 п.л., личный вклад 65%).