- Выделение структурного, сенсорного и вербального потоков внешних стимулов в виде ВУВов, воздействующих на организм, обеспечило достижение полезных результатов деятельности трех компартментов восприятия раздражителей, соответствующих, эволюционно выработанным способам реализации принципа максимума информации, оптимизации динамических характеристик системы (управляемости, эффективности, устойчивости, надежности), идентификации параметров порядка (наиболее важных динамических переменных, описывающих процесс) и русел (законов по которым развивается система), что позволило обоснованно подбирать показатели, характеризующие здоровье учащихся как сложноорганизованной биофизической и биосоциальной динамической системы.
- Целостный биофизический, эколого-физиологический, психофизиологический, психосоциальный портрет детей ХМАО-Югры на этапах школьного онтогенеза как теоретическая основа системы оздоровления участников образовательного процесса характеризуется изменениями в темпах и гармоничности физического развития и физической подготовленности, зависимостью физического развития от природно-климатических и социально-экономических факторов, приспособительно-компенсаторными проявлениями в отдельных системах организма с учетом природно-климатического районирования территории, изменениями в соотношении лиц с различными типами вегетативной регуляции, психофизиологическими особенностями, изменениями в психоэмоциональном состоянии на различных этапах онтогенеза, перестройкой уровня и типа нейрогуморальной регуляции, изменениями в таких динамических характеристиках БФБСДС как управляемость, эффективность, устойчивость, надежность.
- Процесс развития организма на этапах школьного онтогенеза представляет череду сменяющихся состояний порядка и хаоса в системе с наибольшими разбросами стохастических и хаотических параметров в периоды интенсивной морфологической перестройки и окончания очередной ступени обучения, что количественно подтверждается изменением размеров квазиаттракторов ВСОЧ.
- Метод расчета параметров квазиаттракторов в фазовом пространстве состояний, наряду с традиционными ДСП, целесообразно использовать для количественного анализа изменений в состоянии здоровья детей, как на этапах школьного онтогенеза, так и для оптимизации влияний на БФБСДС различных сторон учебно-воспитательного и оздоровительного процессов.
- Соотношение физиологического и психоэмоционального напряжения и результатов учебной деятельности различно как на отдельных этапах школьного обучения, так и в режиме учебного дня и недели. Дети-мигранты отличаются от своих сверстников, постоянно проживающих в регионе, не только конституциональными, но и приспособительными особенностями.
- Учащиеся избирательно реагируют на летний отдых в условиях ХМАО-Югры и отдых с выездом на Юг страны, интерактивные среды обучения, различные по направленности физические упражнения, холодовую пробу в зависимости от исходного вегетативного тонуса.
- Разработанные и апробированные автором модели практико-ориентированного мониторинга здоровья, физического и психофизиологического развития, физической подготовленности учащихся округа, системно-технологический и синергетический подходы к организации оздоровления участников образовательного процесса, адаптивная модель деятельности школьной службы здоровья позволяют оптимизировать внешние управляющие воздействия, снизить цену адаптации, эффективно решать оздоровительные и образовательные проблемы.
1.Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (Педагогические стратегии и технологии) / В.А. Вишневский. – Москва: Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2002. – 270 с.
2.Вишневский В.А. Теория и технология построения внутришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды / В.А. Вишневский. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. – 224 с.
3.Вишневский, В.А. Системно-технологический подход к построению внутришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной среды: монография / В.А. Вишневский. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 270 с.
4.Системный анализ, управление и обработка информации в биологии и медицине. – Ч. VII. Синергетический компартментно-кластерный анализ и синтез динамики поведения вектора состояния организма человека на Севере РФ в условиях саногенеза и патогенеза / В.А. Вишневский [и др.]; Под ред. В.М. Еськова, А.А. Хадарцева. – Самара : ООО «Офорт», 2008. – 160 с.
5.Вишневский В.А. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза / В.А. Вишневский, В.В. Апокин, Д.В. Сердюков, А.А. Варин, Д.Г. Жеребцов – Москва: Научно издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. – 367 с.
Статьи в журналах по списку ВАК
1.Вишневский, В.А. Определение предельно допустимой учебной нагрузки у школьников /В.А. Вишневский // Вестник новых медицинских технологий. – 2003.–Т.10, № 3. – С. 97-98.
2.Вишневский В.А. Экспертиза учебно-воспитательного процесса /В.А. Вишневский // Школьные технологии. – 2003. – № 6. – С. 158-172.
3.Вишневский В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении /В.А. Вишневский // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 4. – С. 39-44.
4.Вишневский В.А. Особенности поведения школьников, обучающихся в образовательных учреждениях различного типа, связанного со здоровьем /В.А. Вишневский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 1. – С. 47-52.
5.Вишневский В.А. Эффективность школьных оздоровительных программ // Здравоохранение Российской Федерации. – 2004. – № 2. – С. 49-50.
6.Вишневский, В.А. Влияние физических упражнений различной направленности на вегетативный баланс организма школьников /Р. Хайбуллин, В.А. Вишневский // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2004. – Т. 90, № 8. – С. 244-245.
7.Вишневский, В.А. Профилактика метеочувствительности в условиях образовательного учреждения /В.А. Вишневский // Вестник новых медицинских технологий. – 2004. – Т. 11, № 4. – С. 133- 134.
8.Вишневский, В.А. Анализ школьного расписания с учетом здоровья детей /В.А. Вишневский // Гигиена и санитария. – 2005. – № 1. – С. 43-45.
9.Вишневский, В.А. Эффективность летнего отдыха в лагере дневного пребывания в условиях Среднего Приобъя /В.А. Вишневский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. – № 1. – С. 11-14.
10.Вишневский, В.А. Использование физических упражнений в регуляции вегетативного баланса /В.А. Вишневский // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №5. – С. 63.
11.Вишневский, В.А. Компартментно-кластерный анализ показателей функциональных систем организма тренированных и нетренированных студентов Югры / М.Я. Брагинский, В.А. Вишневский, В.М. Еськов, О.В. Климов, С.И. Логинов, Н.А. Фудин // Вестник новых медицинских технологий. – 2006. – Т. XIII. – № 2. – С. 33-35.
12.Вишневский, В.А. Системный анализ – гносеологическая основа теоретической биологии и медицины / В.И. Адайкин, В.А. Вишневский, В.М. Еськов, С.И. Логинов, О.Е. Филатова, А.А. Хадарцев // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2006. – Т. 5. – № 3. – С. 627-629.
13.Вишневский, В.А. Влияние школьных оздоровительных программ на состояние фазатона мозга учащихся Югры / В.А. Вишневский, С.И. Логинов // Вестник новых медицинских технологий. – 2007. – Т. XIV. – №1. – С. 22-25.
14.Вишневский, В.А. Влияние нейровегетативного статуса учителя на качество его профессиональной деятельности / В.А. Вишневский, С.И. Логинов // Вестник новых медицинских технологий. – 2007. – Т. XIV. – №1. – С. 25-27.
15.Вишневский, В.А. Сравнительная характеристика самоэффективности изменения физически низкоактивного поведения и вегетативного статуса студентов Югры в рамках стохастики и теории хаоса / В.А. Вишневский, Е.В. Живодеров, С.И. Логинов, М.Н. Мальков, К.А. Шаманский // Вестник новых медицинских технологий. – 2007. – Т. XIV. – №1. – С. 18-19.
16.Вишневский, В.А. Системный практико-ориентированный мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся Югры / В.А. Вишневский, В.В. Апокин, А.А. Варин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. - № 3. – С. 23 – 30.
17.Вишневский, В.А. Влияние природно-климатических и социально-экономических факторов на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность учащихся ХМАО-Югры / В.А. Вишневский, В.В. Апокин, С.В. Соколов, А.Ш. Бектимиров // Теория и практика физической культуры. – 2010. - №7.–С.95 – 98.
18.Вишневский, В.А. Динамические характеристики организма как системы на различных этапах школьного онтогенеза. Статистический и синергетический подходы /В.А. Вишневский //Теория и практика физической культуры. – 2010.-№8.– С.99– 104.
19.Вишневский, В.А. Формирование культуры здоровья и повышение качества образования на различных этапах школьного онтогенеза: статистический и синергетический подходы / В.А. Вишневский // Теория и практика физической культуры. – 2010. - № 9. – С. 95 – 101.
20.Вишневский, В.А. Влияние интерактивных сред обучения на состояние учащихся специальной (коррекционной) школы 8-го вида /В.А. Вишневский, В.А. Цыганкова, А.Н. Патрушев, О.С. Лаптева, Ж.П. Швайгерт, М.В. Юровская //Теория и практика физической культуры. – 2011. - № 1. – С. 95 – 97.
21.Вишневский, В.А. Приспособительные и компенсаторные реакции учащихся ХМАО-Югры на природно-климатические и социально-экономические факторы / В.А. Вишневский, В.В. Апокин // Теория и практика физической культуры. 2011. - №3. – С. 83-86.
22.Вишневский, В.А. Оптимизация летнего отдыха в лагере дневного пребывания в условиях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры / В.А. Вишневский, А.Ш. Бектимиров, С.И. Логинов // Теория и практика физической культуры. 2011. - № 4. – С. 83-88.
23.Вишневский, В.А. Влияние подвижных перемен с использованием интерактивной платформы EyeStep на состояние учащихся специальной (коррекционной) школы / В.А. Вишневский, А.И. Глотов, В.А. Цыганкова, А.Н. Патрушев, О.В. Хацкова // Теория и практика физической культуры. – 2011. - № 4. – С. 92.
24.Вишневский, В.А. Психоэмоциональная и физиологическая «цена обучения» и результатов учебной деятельности на различных этапах школьного онтогенеза /В.А. Вишневский, Н.А. Агаджанян, А.А. Марьяновский, А.В. Гулин //Теория и практика физической культуры. – 2011. - № 6. – С. 83-89.
25.Вишневский, В.А. инновационный подход к формированию и саморазвитию культуры здоровья студенток специальных медицинских групп / Е.Н. Лопатникова, В.А. Вишневский, И.Э. Юденко //Теория и практика физической культуры. – 2011. - № 12. – С. 88-90.
Статьи в других журналах и материалах конференций
1.Вишневский, В.А. Валеометрия: Методическое пособие /В.А. Вишневский – Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. – 146 с.
2.Вишневский, В.А. Основы рационального питания: Методическое пособие /В.А. Вишневский – Сургут: Изд-во СурГУ, 2001. – 84 с.
3.Вишневский, В.А. Связанная со здоровьем экспертиза различных сторон учебно-воспитательного процесса в школе / В.А. Вишневский // Сургутский педагогический вестник. – 2003. – № 1.- С. 30-39.
4.Вишневский, В.А. Особенности связанного со здоровьем поведения школьников в образовательных учреждениях различного типа / В.А. Вишневский, Н.А. Святченко // Сургутский педагогический вестник. – 2003.- № 1. – С. 58-65.
5.Вишневский, В.А. Становление профессионального здоровья учителя / В.А. Вишневский // Сургутский педагогический вестник. – 2003. – № 2. С. 84-90.
6.Вишневский, В.А. Системный подход к организации оздоровительной работы в образовательном учреждении /В.А. Вишневский//Методист. – 2005. – № 1. – С. 52-57.
7.Вишневский, В.А. Организационные и научные аспекты практико-ориентированного мониторинга физического здоровья, развития и подготовленности учащихся ХМАО-Югры / В.А. Вишневский, В.В. Апокин, С.И. Логинов // Здоровьесберегающее образование. – 2010. - № 8. – С. 105-110.
8.Вишневский, В.А. Автоматизированное рабочее место валеолога /В.А. Вишневский, С.М. Обухов, В.А. Стрельцов // Мат 3-го нац. конгресса по проф. медицине и валеологии. – Санкт-Петербург: Изд-во РосИПМ, 1996. – С. 36-37.
9.Вишневский, В.А. Стандартный и конституциональный подходы в оценке физического развития и подготовленности школьников / В.А. Вишневский // Новые направления в системе подготовки специалистов физич. культ. и спорта и оздоровительной работе с населением: Мат. Межд. научно-практич. конф. – Ижевск: Изд. дом «Удмуртский ун-т», 1999. – С. 287-290.
10.Вишневский, В.А. Проблемы обучения здоровью в школе /В.А. Вишневский //Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке: Мат. Межд. конгресса. – М.: Издатель НЦЗД РАМН, 2004. – С. 200-202.
11.Вишневский, В.А. Механизмы адаптации к учебной нагрузке /В.А. Вишневский //19 съезд физиологического общества им. И.П. Павлова: мат. съезда. – Екатеринбург, Изд-во УрО РАН, 2004. – С. 56-57.
12.Вишневский, В.А. Комплексный подход к профилактике саморазрушающего поведения и формированию здорового образа жизни школьников /В.А. Вишневский //«Здоровье и поведение школьников»: Труды Межд. симпозиума. – Санкт-Петербург: Изд-во НИИФК, 2004. – С. 32-36.
13.Вишневский, В.А. Системно-информационно-синергетический подход к оценке здоровья школьников /В.А. Вишневский //Физическая культура, туризм и спорт: Сб. мат. Всерос. научно-практич. конф. с межд. участием. – Ханты – Мансийск: РИО БУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования», 2009.–С.49-55.
14.Вишневский, В.А. Дифференцированный подход к использованию физических упражнений в регуляции вегетативного баланса /В.А. Вишневский, А.Ш. Бектимиров, Е.Н. Лопатникова //Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: Сб. трудов Межд. научно-практич. конф. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2009. – С. 115-121.
15.Вишневский, В.А. Экспертиза расписания с учетом здоровья детей в массовой и специальной (коррекционной) школе /В.А. Вишневский, А.Ш. Бектимиров, Е.Н. Лопатникова //Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: Сб. трудов Межд. научно-практич. конф. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2009. – С. 122-131.
16.Вишневский, В.А. Хаотическая динамика параметров внешнего дыхания студентов при воздействии дозированной ходьбы /А.С. Снигерев, С.И. Логинов, В.А. Вишневский, В.А. Дробин //Человек, спорт, здоровье: мат. 4-го Международного конгресса. – Санкт-Петербург: РИЦ НГУФКСЗ им. П.Ф. Лесгафта, 2009.– С. 47-48.
17.Вишневский, В.А. Сравнительный анализ эффективности летнего отдыха в лагере дневного пребывания в условиях ХМАО-Югры и с выездом на юг страны /В.А. Вишневский, С.И. Логинов, А.Ш. Бектимиров //Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: Сб. трудов Межд. научно-практич. конф. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 117-124.
18.Вишневский, В.А. Влияние среды сенсорной комнаты на состояние учащихся специальной (коррекционной) школы восьмого вида /В.А. Вишневский, Е.Н. Лопатникова, А.Н. Патрушев //Адаптивная физическая культура, спорт и здоровье: интеграция науки и практики: Сб. трудов Межд. научно-практич. конф. – Уфа: РИЦ БашИФК, 2010. – С. 124-128.
19.Вишневский, В.А. Результаты апробации системно-информационно-синергетического подхода к оценке здоровья школьников Югры / В.А. Вишневский // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения: Мат. 10-й Международной научно-практической конференции. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2011. – С. 33-35.
20.Вишневский, В.А. Психоэмоциональные, физиологические и психофизиологические коррелянты школьной успеваемости /В.А. Вишневский, Е.Н. Лопатникова //Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: Мат. Всероссийской научно-практич. конф. с международным участием. – Кемерово: Изд-во КРИПКРиПРО, 2011. – С. 164-167.