1. Система государственного регулирования внешней торговли определяется как совокупность административно-правовых воздействий, ориентированных на достижение социально-значимых целей на основе набора управленческих процедур, приводящих к изменению форм, методов и содержания данной деятельности. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности включает совокупность участников (субъектов внешнеторговой деятельности и органов государственного регулирования) и объектов внешнеторговой деятельности, а также комплекс взаимосвязей между ними, существующий благодаря применению различных методов (инструментов) публичной регламентации.
Существенное влияние на нее оказывает внешнеторговая политика государства, инвестиционный климат в стране, а также действующие экономические и правовые механизмы, основанные на действующем законодательстве.
Система государственного регулирования внешней торговли включает совокупность следующих особых административно-правовых режимов ее осуществления: специальный режим на территории особых экономических и офшорных зон и режим приграничной торговли.
2. В действующем законодательстве не дается определение особых режимов осуществления внешнеторговой деятельности. В связи с этим в диссертации предлагается под особым режимом осуществления внешнеторговой деятельности понимать установленный правовыми актами РФ льготный порядок осуществления предпринимательской, финансовой, налоговой, таможенной и иных видов деятельности, применяемый бенефициарами данного режима.
При этом под бенефициарами особого режима осуществления внешнеторговой деятельности следует понимать лиц, имеющих право на получение льгот от использования преимуществ данного режима (российские юридические и физические лица, имеющие постоянное место нахождения (место жительства) на приграничной территории Российской Федерации, резиденты ОЭЗ и др.).
3. Особые экономические зоны в России имеют ограниченное применение, а перспективы создания и дальнейшего их существования в российской экономике во многом зависят от формирования и развития в сравнительно сжатые сроки эффективной правовой базы в виде законодательства и методик комплексного контроля за соблюдением условий функционирования зон. Степень государственного стимулирования и поддержки, предоставляемые в соответствии с особым административно-правовым режимом на территории ОЭЗ, должны быть дифференцированы в зависимости от срока и объемов инвестиций, доли затрат, произведенных на территории ОЭЗ, важности и приоритетности осуществляемого резидентом проекта для региона и страны в целом.
С этой целью в диссертации обоснованы предложения о необходимости: правового закрепления изменения процедуры применения указанного особого режима; ограничения количества льготируемых товаров путем установления квот на их беспошлинный вывоз с территории ОЭЗ на остальную территорию РФ; изменения порядка предоставления льгот по уплате таможенных платежей при вывозе товаров с территории ОЭЗ в зависимости от места происхождения товаров. Кроме того, условием происхождения товаров из ОЭЗ необходимо установить требование наличия минимального перечня компонентов, из которых производится сборка конечной продукции.
4. В диссертации обосновано, что основным условием эффективного административно-правового регулирования института ОЭЗ должен выступить принцип целостности, который предполагает рассмотрение ОЭЗ как территориального образования с действующим производством, совокупностью правовых требований к резидентам ОЭЗ и их деятельности, включая подсистему налоговых и таможенных льгот и преференций, предоставляемых в соответствии с условиями особого административно-правового режима на ее территории. Использование данного принципа позволит рассмотреть ОЭЗ как комплексный правовой институт и разработать предложения по совершенствованию его деятельности.
На основании базовых положений административного права сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства, позволяющие более обоснованно принимать решения о целесообразности создания ОЭЗ, решать вопросы об установлении и применении налоговых и таможенных льгот, а также разработана авторская концептуальная модель развития ОЭЗ в России и рекомендации по ее реализации, включающие вопросы определения принципов создания ОЭЗ в России, территориальной дислокации ОЭЗ, развития инфраструктуры ОЭЗ, контроля доступа в ОЭЗ, организации хозяйственно-экономической деятельности в ОЭЗ.
В целях совершенствования процесса государственного регулирования внешнеторговой деятельности посредством особых режимов ее осуществления, представлены предложения по внесению изменений и дополнений в федеральные законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также по изменению структуры органов исполнительной власти, регулирующих деятельность особых экономических зон в России.
5. Особый административно-правовой режим приграничной торговли не может получить достаточного распространения без специального законодательного регулирования. С этой целью автором обосновывается целесообразность принятия отдельного федерального закона, регулирующего столь важный институт внешнеторговой деятельности. В диссертации показано, что это позволит объективно регулировать комплекс процессов, проходящих на различных приграничных территориях с учетом как политико-административных, так и географических, экономических и инвестиционных особенностей регионов России.
6. Право применения льготного административно-правового режима приграничной торговли, позволяющего упростить административные процедуры перемещения товаров на приграничных территориях сопредельных государств и не применять финансовые инструменты в виде пошлин и налогов на товары, обращающиеся и потребляющиеся на приграничных территориях, необходимо предоставлять только в адресном порядке взамен на прямые государственные субсидии из федерального бюджета тем регионам, которые действительно не имеют другой возможности для саморазвития. Для отбора таких регионов необходимо применять разработанную автором методику, основанную на оценке критериальных показателей важности применения режима приграничной торговли для оцениваемых регионов.
7. Авторские методики совершенствования особых административно-правовых режимов внешнеторговой деятельности могут применяться и на территории офшорных зон, так как они предоставляют собой полный набор финансово-правовых приемов и методов как для оптимизации налоговых платежей и налогового планирования (выплата процентов по полученным займам, агентирование, самофинансирование), так и для использования различных способов уклонения от налогов (трансфертное ценообразование, реинвойсинг и др.).
В диссертации представлена концептуальная модель развития российского законодательства об офшорных зонах, включающая разработку отдельных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы контроля за трансфертным ценообразованием в офшорных компаниях и за особенностями их налогообложения; установления резидентства юридических лиц; усиления международного сотрудничества в сфере обмена информацией об офшорных зонах; ужесточения контроля за иностранными инвестициями от офшорных компаний.
8. Применение особых административно-правовых режимов осуществления внешнеторговой деятельности может быть реализовано только в рамках общей правовой стратегии. В связи с существенными таможенными, налоговыми и административными преференциями, предоставляемыми данными режимами, их использование должно быть подчинено разработанной в ходе диссертационного исследования единой Концепции применения особых административно-правовых режимов осуществления внешнеторговой деятельности в России. Данная Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение функционирования в Российской Федерации современного механизма государственного управления в сфере внешней торговли и позволяет обеспечить возможность включения России в систему международных торговых отношений посредством применения универсальной правовой платформы для применения на территории нашей страны особых административно-правовых режимов осуществления внешнеторговой деятельности.
1.Павлов П.В. Институт особых экономических зон в Российской Федерации: финансово-правовые и организационно-экономические аспекты функционирования: Монография. М.: Магистр, 2010. – 16,0 п.л.
2.Павлов П.В. Совершенствование правового регулирования приграничной торговли в Российской Федерации: Монография. Ростов н/Д: Изд-во РИО РФ РТА, 2011. – 12,0 п.л.
3.Гамидуллаев С.Н., Павлов П.В. Современные проблемы функционирования правового института офшорных зон: Монография. Ростов н/Д: Изд-во РИО РФ РТА, 2011. – 8,0 (7,0) п.л.
4.Павлов П.В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: проблемы и перспективы: Монография. М.: Норма, 2012. – 20,0 п.л.
II. Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
5.Павлов П.В. Правовые аспекты и исторические предпосылки создания института особых экономических зон в Российской Федерации // Журнал российского права. 2008. №8. – 1,0 п.л.
6.Павлов П.В. Институционально-правовые основы функционирования специальных территориальных образований // Юрист-правовед. 2008. №6 (31). – 0,5 п.л.
7.Павлов П.В. Специфика таможенного и налогового регулирования в особых экономических зонах // Налоги и финансовое право. 2009. №4. – 0,5 п.л.
8.Павлов П.В. Приграничная торговля как особый режим осуществления внешнеторговой деятельности: правовое обеспечение и государственное регулирование // Юрист-правовед. 2009. №3 (34). – 0,5 п.л.
9.Павлов П.В. Преимущества и недостатки создания таможенно-логистических терминалов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. №12. – 0,6 п.л.
10.Павлов П.В. Особенности законодательного регулирования положения различных видов особых экономических зон в Российской Федерации // Вестник Финансовой академии. 2009. №5. – 0,6 п.л.
11.Павлов П.В. Совершенствование таможенно-правового регулирования в особых экономических зонах // Современное право. 2009. №12. – 0,6 п.л.
12.Павлов П.В. Офшорная зона как особая территория осуществления финансово-экономической деятельности: некоторые вопросы правового регулирования // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. №1 (155). – 0,5 п.л.
13.Павлов П.В. Совершенствование законодательного регулирования в сфере приграничной торговли // Московский журнал международного права. 2010. №1 (77). – 0,6 п.л.
14.Павлов П.В. Административно-правовое регулирование особых экономических зон // Административное и муниципальное право. 2010. №12. – 0,8 п.л.
15.Павлов П.В. Направления развития правового регулирования режима приграничной торговли // Административное право и процесс. 2011. №4. – 0,4 п.л.
16.Павлов П.В. Приграничная торговля как часть приграничного сотрудничества России с иностранными государствами: проблемы административно-правового регулирования // Административное и муниципальное право. 2011. №4. – 0,9 п.л.
17.Павлов П.В. Современные проблемы и перспективы правового регулирования офшорного бизнеса // Журнал российского права. 2011. №5. – 0,7 п.л.
18.Павлов П.В. Проблемы становления российского законодательства о внешнеторговой деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2011. №2. – 0,6 п.л.
19.Павлов П.В. Поиск актуальных форм и методов правового регулирования различных институтов административного права // Государство и право. 2011. №7. – 0,5 п.л.
20.Павлов П.В. Эволюция правового регулирования института свободных экономических зон в России и за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2011. №4 (29). – 1,0 п.л.
III. Научные работы, приравниваемые публикациям в рецензируемых научных журналах и изданиях:
21.Павлов П.В. Законодательное регулирование положения свободных экономических зон в зарубежных странах / Ростовский филиал РТА. М., 2001. – Деп. в ИНИОН РАН 03.09.2001. № 56688. – 4,1 п.л.
22.Павлов П.В. Проблемы правового регулирования положения свободных экономических зон в Российской Федерации / ТИУиЭ. Таганрог. - Деп. в ИНИОН РАН 26.10.2004. № 58928. – 3,0 п.л.
23.Павлов П.В. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности посредством создания свободных экономических зон // IV Международная научно-практ. конф. «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» (8–10 сентября 2005 г.). Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005. – 0,5 п.л.
24.Павлов П.В. Развитие особых экономических зон в России: поиск путей выхода за пределы анклавов // Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие России в условиях глобализации мировой экономики» (Ростов-на-Дону, 22–24 мая 2008 г.): В 3 т. Т.2. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. – 0,5 п.л.
25.Павлов П.В. Особые экономические зоны в России – новые полюсы роста или очередной провал? // VI Международная научно-практическая конференция «Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании» (10–12 сентября 2009 г.). Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2009. – 0,4 п.л.
IV. Публикации в иных изданиях:
26.Павлов П.В. Теоретико-методологические основы исследования свободных экономических зон как функционально ориентированного института системы международных отношений // Бюллетень финансовой информации. 2005. № 11-12. – 0,8 п.л.
27.Павлов П.В. Особые экономические зоны как новый механизм развития национальной системы хозяйствования // Экономический вестник РГУ. 2006. №1. Том 4. – 0,6 п.л.
28.Павлов П.В. Перспективы развития особых экономических зон как модульно-трансграничных институтов включения народного хозяйства России в мировую экономическую систему // Вопросы новой экономики. Рецензируемый научно-методический журнал. 2007. №3. – 0,6 п.л.
29.Павлов П.В. Особые экономические зоны и авиационная отрасль промышленности России: пройденные годы и упущенные возможности // Сборник докладов VII научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2008». Часть II. 5–6 сентября 2008 г. М.: ЦАГИ, 2008. – 0,5 п.л.
30.Павлов П.В. Система показателей оценки функционирования особых экономических зон // Финансы и кредит. 2009. №29 (365). – 1,0 п.л.
31.Павлов П.В. Усиление конкурентных позиций России на международных рынках продукции и услуг путем развития особых экономических зон // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2009. №2 (10). – 0,6 п.л.
32.Павлов П.В. Направления реструктуризации российской экономики посредством особых экономических зон // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 5 (62). – 0,8 п.л.
33.Павлов П.В. Второй старт особых экономических зон в России // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2010. №8. – 0,7 п.л.
34.Институциональные основы функционирования различных типов особых экономических зон // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2011. №2 (14). – 0,7 п.л.
V. Монографии и публикации автора в иных изданиях, послужившие основой экономико-правового анализа эмпирической базы исследования:
35.Аваков С.Ю., Олейникова И.Н., Павлов П.В. и др. Закономерности и проблемы функционирования и развития экономики региона: теоретический и прикладной аспекты исследования: Монография. Разд. III «Организационный механизм активизации внешнеэкономической деятельности в регионе». Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2004. – 18,2 (1,5) п.л.
36.Павлов П.В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство: Монография. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. – 16,0 п.л.
37.Авдокушин Е.Ф., Сизов В.С., Павлов П.В. Новая экономика: Монография. Разд. II «Перспективы развития особых экономических зон как модульно-трансграничных институтов включения народного хозяйства России в мировую экономическую систему». М.: Магистр, 2009. – 34,0 (1,0) п.л.
38.Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности: Монография. Таганрог: Изд-во Технологического института ЮФУ, 2011. – 18,4 (16,0) п.л.
39.Павлов П.В. Проблема оценки эффективности таможенного режима «свободный склад» // Исследование проблем таможенного дела: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей РТА. М.: Изд-во РИО РТА, 2001. – 0,4 п.л.
40.Павлов П.В. Таможенные режимы «свободная таможенная зона» и «свободный склад» и их инструменты, влияние на внешнеэкономическую деятельность // Научно-практ. конф. «Таможня: история, теория, практика». 18–21 сентября 2001 г. Ростов н/Д: Изд-во РИО РТА, 2001. – 0,5 п.л.
41.Павлов П.В. Вопросы и пути интеграции отечественных предприятий в систему мирохозяйственных связей // Третья Всероссийская (заочная) научно-практ. конф. 22–23 декабря 2004 г. Красноярск: Изд-во Сибирского института управления, 2004. – 0,7 п.л.
42.Павлов П.В. Создание свободных экономических зон как фактора повышения конкурентоспособности предприятий российской авиационной промышленности // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Общественные науки. Спецвыпуск: экономика, право и образование. 2005. – 1,2 п.л.
43.Павлов П.В. Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики: Монография. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005. – 12,1 п.л.
44.Павлов П.В. Оценка эффективности свободных экономических зон // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Общественные науки. Приложение №9. 2005. – 0,5 п.л.
45.Павлов П.В. Оценка роли таможенного режима «свободный склад» в экономической деятельности региона // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2005. №1. – 0,5 п.л.
46.Павлов П.В. Создание особых экономических зон в целях развития отечественной экономики // Международная научно-практ. конф. «Россия в глобализирующейся мировой экономике». 18–20 мая 2006 г. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. – 0,4 п.л.
47.Архипов А.Ю., Павлов П.В. Экономические зоны: достоинства и недостатки // Экономист. 2006. №11. – 0,8 (0,4) п.л.
48.Павлов П.В. Роль особых экономических зон в процессе повышения конкурентоспособности российской авиационной промышленности // Сборник докладов VI научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон-2006». Часть I . 6–10 сентября 2006 г. М.: ЦАГИ, 2006. – 0,5 п.л.
49.Павлов П.В. Особые экономические зоны как форма интеграции государства в систему международных экономических отношений // Экономический вестник РГУ. 2006. Спецвыпуск. – 1,0 п.л.
50.Павлов П.В. Роль различных типов свободных экономических зон в экономике стран с разным уровнем экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. 2006. № 9 (36). – 0,7 п.л.
51.Павлов П.В. Методика комплексной оценки соблюдения условий применения режима особой экономической зоны // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2006. № 1(3). – 0,8 п.л.
52.Павлов П.В. Роль и место свободных экономических зон в системе глобализированных мирохозяйственных связей // Инновационные технологии в экономике и управлении. 2006. №1. – 0,5 п.л.
53.Павлов П.В. Особые экономические зоны как «точки роста» российской экономики // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2007. №2 (6). – 0,7 п.л.
54.Павлов П.В. Срочно требуются резиденты. Возрождение российского авиапрома возможно через институт особых экономических зон // Воздушный транспорт. 2007. №51 (4114). – 0,5 п.л.