Научная тема: «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Выявленные тенденции в организации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы: в дореволюционный период - зарождение и апробация различных форм подготовки: на основе специального отбора кандидатов на должность преподавателя; на основе наставничества путём прикрепления к профессору; в условиях образованных магистратур и  докторантур в отечественных и зарубежных вузах; стажировки на базе ведущего отечественного или зарубежного вуза для изучения опыта преподавания; в советский период - становление системы подготовки преподавателей на базе различных форм (института «красных профессорских стипен­диатов»; исследовательских курсов; института студентов-выдвижен­цев, преобразованных впоследствии  в аспирантуры и докторантуры); отработка подходов подготовки преподавателей высшей школы на базе созданной в послевоенный период эффективной системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей в образованных центрах повышения квалификации, педагогических факультетах, а также в условиях аспирантур и докторантур   и др.; в современный российский период - введение дополнительной образовательной программы «Преподаватель высшей школы»; аккредитация  образовательных программ аспирантуры; апробация инновационных форм, методов профессиональной подготовки, положительно зарекомендовавших себя в отечественной и мировой образовательной практике.

Особенности подготовки преподавательских кадров за рубежом, включающие  индивидуальные (через прикрепление к преподавателям-менторам) и коллективные формы, прежде всего, в докторантурах; в рамках специальных образовательных про­грамм  «Европейский Докторант» (вузы Европы), «Подготовка будущих преподавателей» (вузы США) и др.

2. Выявленная совокупность детерминант, обусловивших направления развития системы подготовки преподавателей высшей школы, включающая внешнюю детерминацию: требования к подготовке со стороны мировой образовательной  практики (метауровень); государства (макроуровень); педагогической науки (мезоуровень); вузов (микроуровень); и внутреннюю детерминацию, выражающуюся в потребности преподавателя обладать системой компетенций, позволяющих эффективно осуществлять профессионально-педагогическую деятельность.

Обоснованные требования к отечественной системе подготовки преподавателей на современном этапе: эволюционность, проявляющаяся в поступательном изменении в системе образования, в сочетании традиционных и инновационных процессов в образовании, в их взаимодействии, в результате которого происходит развитие системы в заданном направлении; опережающий характер развития, выражающийся в подготовке преподавателя к инновационным преобразованиям в процессе осуществления профессиональной деятельности; инновационность, являющаяся одним из ключевых векторов развития системы профессиональной подготовки преподавателей высшей школы, что приводит к растущей содержательной вариативности и уровневой дифференциации реализуемых образовательных программ; адаптивность системы подготовки преподавателей высшей школы определяется тем, что наряду с инвариантными направлениями её реализации в различных вузах, будут наблюдаться и различия, связанные  со спецификой их функционирования в определённом регионе, интегративность, способствующая объединению психолого-педагогических, методических, специальных и др. знаний, умений и навыков и формированию на их основе общекультурных и профессиональных компетенций; информационность, предполагающая наличие  в системе подготовки преподавателей высшей школы информационных  потоков,  обеспечивающих  согласованное  функционирование  всех  её  структурных  элементов и реализацию вышеуказанных требований; наблюдаемость и идентифицируемость обуславливают возможность диагностирования исходного (наблюдаемость) или текущего (идентифицируемость) состояния процесса профессиональной подготовки преподавателей высшей школы, а также прогнозирования соответствия целей и результатов его функционирования.

3. Обоснованная концепция развития системы подготовки преподавателей высшей школы, базирующаяся на ведущих методологических подходах: гуманистическом, компетентностном, системном, синергетическом и др., представляющая собой научно-обоснованную систему взглядов и идей, направленных на достижение эффективной подготовки преподавателей высшей школы в условиях магистратуры, аспирантуры и дополнительного профессионального образования.

Концепция включает в себя: основные этапы становления системы подготовки преподавателей высшей школы; цели и задачи системы подготовки преподавателей высшей школы; технологию организации подготовки (закономерности и принципы функционирования; методы, формы и средства); управление системой подготовки преподавателей высшей школы; этапы реализации концепции; приоритеты совершенствования системы подготовки преподавателей.

Раскрытая педагогическая  сущность подготовки преподавателей высшей школы, как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый, целостный и непрерывный инновационный педагогический процесс, включающий формирование профессиональной направленности, системы личностных качеств, опережающих знаний, умений и навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для эффективной реализации профессионально - педагогической деятельности; сформулированное содержание подготовки, включающее  комплексную психолого-педагогическую, социально-экономическую и информационно-технологическую подготовку к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе  основной программы высшего профессионального образования с учётом социокультурного уровня развития страны, региона, конкретного вуза; детализированная структура профессиональной подготовки преподавателей, включающей: цели и задачи процесса подготовки преподавателей высшей школы; функции; закономерности и принципы; противоречия педагогического процесса; факторы, влияющие на процесс подготовки; условия эффективной реализации педагогического процесса; средства; формы обучения и воспитания; этапы подготовки;  образовательные результаты.

Системообразующие принципы организации профессиональной подготовки преподавателей в рамках основных концептуальных идей исследования: принцип «опережающего обучения», направленного на подготовку преподавателей к работе в новых условиях функционирования современных вузов; компетентностного «апгрейдинга», позволяющего студентам «наращивать» необходимые компетенции в процессе профессиональной подготовки путём вовлечения в различные виды деятельности, формы учебной, научной, воспитательной работы, а также освоения различных инвариантных и вариативных дисциплин, способствуя формированию индивидуальных образовательных маршрутов; кластерности - интегрирующего потенциал науки, образования и производства в процессе повышения эффективности подготовки преподавателей.

Совокупность условий: ресурсных (прежде всего, кадровых; информационных и инновационных); организационных; методических; педагогических; психологических, обеспечивающих эффективность функционирования системы подготовки преподавателей высшей школы.

Разработанное содержание дефиниции «профессиональная компетентность преподавателя высшей школы», как основного образовательного результата, представленного  в виде интегральной  характеристики  личности, основанной на единстве мотивационно-ценностных;  индивидуально-психологических (способности и профессионально - значимые качества); когнитивных (знания), аффективных (эмоциональное отношение), конативных (поведение, проявляющееся в виде стиля деятельности; педагогических  умений и навыков, педагогической техники) компонентов, выраженной в уровне освоения преподавателем соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций.

3. Разработанная и апробированная  на базе экспериментальных вузов Педагогическая программа реализации концепции в условиях магистратуры и аспирантуры, состоящая из целей и задач, трех этапов, а также путей и условий развития учебно-методической, воспитательной и научной работы, организации в  процессе профессиональной подготовки  эффективного взаимодействия с компонентами образовательной среды, организации сопровождения будущих преподавателей.

Экспериментально выявленные критерии и показатели оценки эффективности развития системы профессиональной подготовки  преподавателей высшей школы: мотивационный (способствующий формированию педагогической направленности, понимания специфики функционирования профессиональной педагогической деятельности в условиях развитой инфраструктуры вуза, содержания ведущих компетенций современного преподавателя); содержательный (направленный на формирование адекватности содержания подготовки преподавателей высшей школы профессиональным задачам, выполняемым  в процессе педагогической деятельности); результативный (обуславливающий сформированность у выпускников профессиональной компетентности и способности к непрерывному профессионально - личностному развитию, позволяющей осуществлять широкий спектр образовательных услуг в условиях высшей школы).

4. Выявленные и экспериментально апробированные пути развития профессиональной подготовки преподавателей высшей школы и условия их реализации: 1) организация образовательного процесса в условиях  активного взаимодействия с компонентами образовательной среды. Основными условиями реализации которого являются: формирование и обеспечение эффективного функционирования в вузе инновационной инфраструктуры (технопарк, инновационные центры, бизнес-инкубаторы и т.п.) и отработанных возможностей взаимодействия с внешней социокультурной средой региона; создание механизмов, способствующих эффективному освоению данной среды со стороны профессорско-преподавательского состава и студенческой молодёжи. 2) Повышение эффективности педагогического сопровождения студентов, магистрантов, аспирантов, основным условием которого является разработка на уровне ректората комплексной программы, целью которой является создание механизмов (через прикрепление студентов к преподавателям), направленных на  совершенствования работы по воспроизводству научно - педагогических кадров и специалистов инновационной инфраструктуры; привлечение талантливой молодёжи к профессионально - педагогической деятельности, оказания помощи в выборе индивидуальных образовательных маршрутов и др. 3) Использование потенциала элективных курсов, при условии оказания методической помощи преподавателям по их созданию и реализации, способствующих формированию опережающих знаний в области высшего профессионального образования, специфики функционирования вузов в современных социокультурных реалиях. 4) Совершенствование научно-исследовательской работы, основными условиями которой являются: разработка и ежегодный мониторинг программы по реализации приоритетных научных направлений, внедрение в образовательный процесс результатов научно-исследовательской деятельности в области высшего профессионального образования; активное привлечение магистрантов, аспирантов, слушателей к разработке и проведению научных исследований на базе инновационной инфраструктуры, в том числе совместных исследований с учреждениями  социокультурной сферы региона; привлечение магистрантов, аспирантов к участию в работе проблемных групп, к выполнению грантов  в качестве соисполнителей, фестивалях науки, конкурсах научных работ и др. 5) Использование современных форм организации воспитательной работы, основными условиями реализации выявленного пути является организация эффективного взаимодействия при проведении воспитательных мероприятий со внешними социокультурными объектами  образовательной среды (учреждениями культуры, спорта, медицины и  др.), достижения синергии всех участников воспитательного мероприятия - студентов - магистрантов - аспирантов - преподавателей - специалистов  инфраструктуры - представителей общественности, объединённой единой, значимой для всех участников, целью.
Список опубликованных работ
Монографии, статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК:

1.Сорокопуд, Ю.В. Педагогическая концепция развития отечественной системы подготовки преподавателей высшей школы: монография / Ю.В. Сорокопуд – М.:ВУ, 2010 - 250с. (16 п.л.)

2.Сорокопуд, Ю.В. Повышение эффективности системы подготовки преподавателей высшей школы: пути и решения: монография / Ю.В. Сорокопуд – М.: ВУ,2010- 170с. (10,3 п.л.)

3.Сорокопуд, Ю.В. Современные тенденции подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы за рубежом /Ю.В.Сорокопуд, Н.И. Подгребельная / Семья – школа- общество: коллективная монография - Воронеж, 2005. - С. 136–146 (0, 5 п.л., авторство не разделено).

4.Сорокопуд, Ю.В. Опыт организации психолого–педагогической подготовки слушателей адъюнктуры по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» / Ю.В. Сорокопуд / Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография – Воронеж, 2006.- С. 123 – 132 (0,5 п.л).

5.Сорокопуд, Ю.В. Методологические подходы в подготовке преподавателей на этапе становления постнеклассического образования / Ю.В. Сорокопуд /Становление постнеклассического педагогического образования: коллективная монография. – Барнаул, 2007. – С. 79 – 96 (0,5п.л).

6.Сорокопуд, Ю.В. Формирование готовности к педагогической деятельности будущих преподавателей высшей школы / Ю.В. Сорокопуд / Педагогика и психология в инновационных процессах современного образования: коллективная монография. – Ставрополь, 2008. –С. 341 – 350 (0,5 п.л).

7.Сорокопуд, Ю.В. Оптимизация профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы в условиях магистратуры (на примере специальности 510600 «Биология») / Ю.В. Сорокопуд, С.В. Зенкина // Наука и школа. - М., 2007. - №2 –– С.41 – 43 (0,4 п.л. авторство не разделено).

8.Сорокопуд, Ю.В. Концептуальная модель ведущих метаобразований преподавателя факультета физической культуры в контексте модернизации системы профессионального образования / Ю.В.Сорокопуд, Э.Н. Набат // Теория и практика физической культуры. - М., 2007. - № 6. – С. 22- 24 (0,5 п.л. авторство не разделено).

9.Сорокопуд, Ю.В. Оценка профессионального мастерства педагога /Ю.В.Сорокопуд // Профессиональное образование. Столица.- М., 2007. - № 7. – С. 10 – 11 (0,5 п.л).

10.Сорокопуд, Ю.В. Подготовка студентов и магистрантов к работе в профильных классах / Ю.В. Сорокопуд, М.В. Гулакова // Вестник Ставропольского государственного университета – Ставрополь: СГУ, 2007. - №53. - С. 85-95 (0,5п.л).

11.Сорокопуд, Ю.В. Практическая реализация современных методологических подходов подготовки научно – педагогических кадров в рамках дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» / Ю.В. Сорокопуд // Вестник университета. (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, 2008. - №5 (43).– С.137 – 140 (0,5п.л).

12.Сорокопуд, Ю.В. Опыт формирования метаобразований будущих преподавателей высшей школы в условиях магистратуры, аспирантуры, адъюнктуры /Ю.В. Сорокопуд // Вестник университета. (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, 2008. - №6.(44) – С. 122 – 125 (0,5 п.л).

13.Сорокопуд, Ю.В. Концептуальные основы организации профессиональной подготовки по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» / Ю.В. Сорокопуд // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования.– 2008. - № 5 (53) – С. 74 – 84 (0,5 п.л).

14.Сорокопуд, Ю.В. Формирование профессиональной компетентности у будущих преподавателей высшей школы в условиях многоуровневого обучения / Ю.В. Сорокопуд // Вестник университета. (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, 2008. - №9.(47)– С. 138 – 141 (0,5).

15.Сорокопуд, Ю.В. Основные направления модернизации подготовки преподавателей высшей школы в контексте современных тенденций развития высшего профессионального образования России / Ю.В. Сорокопуд // Вестник университета. (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2008.– №11.(49) - С. 122 – 125 (0,5 п.л).

16.Сорокопуд, Ю.В. Использование инновационных технологий в процессе профессионально-личностного развития будущих преподавателей высшей школы /Ю.В. Сорокопуд // Вестник университета. (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, 2009. - №6. – С. 110 – 113 (0,5 п.л).

17.Сорокопуд, Ю.В. Университетский Инновационно-технологический центр, как необходимое ресурсное условие модернизации дополнительной профессиональной подготовки преподавателей высшей школы / Ю.В. Сорокопуд // Вестник университета. (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, 2009. - №16.– С. 101 – 104 (0,5 п.л).

18.Сорокопуд, Ю.В. Роль информационных технологий в процессе модернизации подготовки (переподготовки) преподавателей высшей военной школы /Ю.В. Сорокопуд, С.И. Горбенко, А.П. Ковалёв // Вестник университета. (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, 2009 - №.20. – С. 23– 26 (0,6 п.л авторство не разделено).

19.Сорокопуд, Ю.В. Опыт интеграции деятельности профессорско – преподавательского состава учреждений военного и гражданского высшего профессионального образования в процессе создания инновационных продуктов учебного и воспитательного назначения / Ю.В. Сорокопуд, С.И. Горбенко, А.П. Ковалёв // Вестник университета. (Государственный университет управления) – М.: ГУУ, 2009. - №.22– С. 34 – 37 (0,6 п.л. авторство не разделено).

20.Сорокопуд, Ю.В. Система компетенций преподавателя высшей школы в контексте методологических подходов программы “Tuning Education Programmes in Russian HEIs” («Настройка образовательных программ в Российских вузах») и ФГОС ВПО 3- его поколения / Ю.В. Сорокопуд // Сибирский педагогический журнал - Новосибирск, 2009. - №10. –– С. 27 – 36 (0,5 п.л).

21.Сорокопуд, Ю.В. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России / Ю.В. Сорокопуд // Мир образования–образование в мире –2010. - №1(37) – С.11–15 (0,4 п.л).

22.Сорокопуд, Ю.В. Концепция модернизации подготовки препо-давательских кадров для высшей школы / Ю.В. Сорокопуд // Мир образования – образование в мире –2010. - №3(39) – С. 27 – 34 (0,4 п.л).

23.Сорокопуд, Ю.В. Модель профессиональной компетентности преподавателя высшей школы / Ю.В. Сорокопуд // Педагогическое образование и наука – Москва, 2010. - №11. - С. 42- 48 (0,5 п.л).

Статьи в других отечественных и зарубежных изданиях

24.Сорокопуд, Ю.В. Формирование социальной компетентности будущих специалистов в области образования и медицины на основе информационных технологий / Ю.В. Сорокопуд // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. Приложение.- № 5 (9). – 2007. – с. 31 – 37 (0,5п.л).

25.Сорокопуд, Ю.В. Опыт организации конкурса профессионального мастерства «Лучший преподаватель» ООО «Кавказтрансгаз» /Ю.В.Сорокопуд, Д.С. Афонин и др. // Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром»» июль – декабрь 2007. - №2. – С.38 – 40 (0,4 п.л.).

26.Сорокопуд, Ю.В. Возможности информационной релевантно – профессиональной инновационной образовательной среды в подготовке преподавателей высшей школы /Ю.В. Сорокопуд // Образование в регионе. – Тамбов, 2010 - №2(26). - С. 34- 37 (0,4 п.л).

27.Сорокопуд, Ю.В. Опыт работы студенческого инновационно–технологического центра в подготовке будущих преподавателей высшей школы / Ю.В. Сорокопуд // Уральский научный вестник (Оралды гылым жаршысы).– Уральск (Казахстан), 2009. - №4 (19). – С.97- 104 (0,4 п.л).

28.Сорокопуд, Ю.В. Реализация идеи педагогического коучинга в процессе подготовки будущих преподавателей высшей школы / Ю.В. Сорокопуд //Təhsildə ikt: еlmi- metodik jurnal. – Baki, 2011. - №2. – p.21- 27 (0,4 п.л.)

29.Sorokopud Yu.V. The application of innovation technologies in the organization of educational measures with the young people / Ю.В. Сорокопуд // Nauka i studia. Pedagogiczne nauki. - Przemysl, Poland, 2009. - №5 (17) – С. 40- 47 (0,5 п.л).

30.Sorokopud Yu.V. Improving the quality of teacher training of Universities in the context of the modernization of High vocational education / Yu.V Sorokopud //Pridneprovsky research journal. - 2011. -№1 (111). – p. 44- 49 (0,4 п.л).

31.Sorokopud Yu.V. The idea of teaching in high school coaching / SorokopudYu.V//Pridneprovsky research journal. - 2011. -№3 (113). – p. 132- 136 (0,4 п.л).

Учебные, учебно-методические пособия и рекомендации

34.Сорокопуд, Ю.В. Выпускная квалификационная работа: учебно-методическое пособие / Ю.В. Сорокопуд, А.В. Беляев, М.В. Гулакова и др.. – Ставрополь: СГУ, 2002. – 43 с. Рекомендовано Южным Отделением РАО.

35.Сорокопуд, Ю.В. Профессиональная педагогическая деятельность: содержание и организация: учебно–методическое пособие / И.М. Агибова, А.В. Беляев, Ю.В. Сорокопуд, и др. /Под ред. А.В. Беляева – М., 2005. – 312 с. Гриф УМО РФ по специальностям педагогического образования (18,1п.л. авт. 0,6п.л.).

36.Сорокопуд, Ю.В. Педагогика: учебное пособие / В.А. Магин, Э.Н. Набат, Н.А. Сиволобова, Ю.В. Сорокопуд, и др. / Под ред. В.А. Магина - СГУ, 2009. -340 с. - Гриф УМО РФ по специальностям педагогического образования (15 п.л., авт. 3 п.л.).

37.Сорокопуд, Ю.В. Технологии личностно - ориентированного обучения: для слушателей адъюнктуры: учебно–методическое пособие / И.А.Алехин, В.И. Марченков, С.В. Тенитилов, Т.С. Сливин, Ю.В.Сорокопуд, и др. / Под ред. проф. И.А. Алёхина. - Москва: ВУ, 2009. -190 с. Гриф УМО высших военно – учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно - социальным специальностям (12п.л., авт. 2п.л.).

38.Сорокопуд, Ю.В. Методические рекомендации по организации профилактической воспитательной работы со студентами в тьюторской деятельности / Н.И. Подгребельная, Ю.В. Сорокопуд // Методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса в современных образовательных учреждениях: сборник учебно – методических трудов – Ставрополь: Бюро новостей, 2011 – 158 с. (С. 11 – 20) (0,5 п.л.)

39.Сорокопуд, Ю.В. История профессиональной педагогической деятельности: учебное пособие / И.А. Алёхин, И.Ю. Соколова, Ю.В.Сорокопуд, Н.А. Прядко, Д.В. Шутько и др.- Ставрополь: Бюро новостей, Москва: ВУ, 2011. – 192 с. (12п.л., авт. 1,5 п.л.) (Гриф УМО высших военно – учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно - социальным специальностям)

40.Сорокопуд, Ю.В. Современные проблемы профессионально-педагогической деятельности: учебное пособие / И.А. Алёхин, И.Ю.Соколова, Ю.В. Сорокопуд, Н.А. Прядко Д.В. Шутько и др. - Ставрополь: СГУ, Москва: ВУ, 2011. – 154 с. (9п.л., авт. 2,5п.л.) (Гриф УМО высших военно – учебных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям)

41.Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: учебное пособие / Ю.В. Сорокопуд.- Ростов/ на Дону: Феникс, 2011 – 544с. (33 п.л.). - Гриф УМО РФ по специальностям педагогического образования.

Электронные комплексы дисциплин

42.Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы: электронный методический комплекс /А.В. Беляев, С.В. Зенкина, Ю.В. Сорокопуд, Н.И. Подгребельная // Зарегистрирован в ОФАП № 9176

43.Сорокопуд, Ю.В. «В помощь куратору и классному руководителю в организации воспитательной работы по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения»: электронный методический комплекс / Д.А. Анзин, Ю.В. Сорокопуд, И.С. Сёмина // Зарегистрирован в ОФАП №10868

44.Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей военной школы: электронный методический комплекс / Ю.В. Сорокопуд // Зарегистрирован в ОФАП №10869

45.Сорокопуд, Ю.В. Технологии личностно - ориентированного обучения: электронный методический комплекс / И.А. Алёхин, В.И. Марченков, С.В.Тенитилов, Ю.В. Сорокопуд, // Зарегистрировано как рационализаторское предложение №724 от 29 мая 2009 г. Военного университета

Тезисы докладов и выступлений на конференциях

46.Сорокопуд, Ю.В. Становление системы подготовки преподавателей высшей школы в условиях реформы образования в России /Ю.В.Сорокопуд // Международный сборник научных трудов: Человек и общество: на рубеже тысячелетий:– Воронеж, 2005 . – С. 310 – 314 (0,4).

47.Сорокопуд, Ю.В. Бизнес – инкубаторы, как средство формирования социальной компетентности будущих специалистов в области образования / Ю.В.Сорокопуд // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве: материалы международной научно – практической конференции в рамках VI Славянских педагогических чтений. – Брянск, 2007. – ч. 3. – С. 174 – 178 (0,5 п.л.).

48.Сорокопуд, Ю.В. Дидактические возможности электронного учебно-методического комплекса «Педагогика высшей школы» /Ю.В.Сорокопуд, Е.К. Ворощенко // Материалы Международной научно – практическая конференции «Проблемы повышения качества профессионального послевузовского образования» - Томск, 2007. – с 155- 157 (0,4 п.л.)

49.Сорокопуд, Ю.В. Реализация принципа компетентностного «апгрейдинга» в процессе многоуровневой подготовки будущих преподавателей высшей школы / Ю.В. Сорокопуд // Новости научного прогресса - 2010: материалы Международной научно – практической конференции. – София: Бялград - БГ, 2010. – т 7.– С.79 – 82 (0,4 п.л).

50.Сорокопуд, Ю.В. Педагогический коучинг, как средство оптимизации профессионально-личностного развития будущих преподавателей высшей школы /Ю.В. Сорокопуд // Передовые научные разработки – 2010: материалы ІI Международной научно-практической конференции: Publishing House “Educationand Science” s.r.o., 2010 (Чехия, Прага) - т 9. – С. 23- 25 (0,4 п.л).

51.Сорокопуд Ю.В.. Возможности вузовской образовательной среды в формировании индивидуальных траекторий обучения / В.А. Магин, Ю.В. Сорокопуд // Современные проблемы многоуровневого образования: материалы VI Международного научно – методического симпозиума. – Дивноморское, 2011 (0,4 п.л.)

52.Sorokopud Yu.V Experience of application of the electronic systematic complex in the process of organizing educational work on the preventive of drug addiction, alcoholism and tobacco smoking with the young people /D.А. Anzin,Yu.V. Sorokopud // Perspectywiczne opracowania nauki I techniki– 2007: ІI the international practical-scientific conference. - Tym 7 - Przemysl: Nauca I studia, 2007. – 112 s. (s. 66 - 68) (0,4п.л.)

53.Sorokopud Yu.V Management of the quality of educational process with training of the future teachers of high school /Yu.V. Sorokopud // Perspectywiczne opracowania nauki I techniki– 2007: ІI the international practical-scientific conference. - Tym 7 - Przemysl: Nauca I studia, 2007. – 112 s. (s. 17 - 19) (0,4п.л.).

54.Sorokopud Yu.V. Metaconstituents as the basis of the image of the instructor of the physical culture /Yu.V. Sorokopud,V.A. Magin, P.Yu. Tischenko // Perspectywiczne opracowania nauki I techniki– 2007: ІI the international practical-scientific conference. - Tym 5 - Przemysl, 2007. – 112 s. (s. 88 -91)