Научная тема: «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Феномен «смысложизненные ориентации учащихся» - личностный педагогический конструкт с динамичными компонентами: структурным, содержательным, процессуальным. Структура смысложизненных ориентаций учащихся каузальна, трехэлементна: «ценности жизни»,«цели жизни»,  «ориентации».Содержание каждого элемента: ценности духовные (абсолютные) (Жизнь, Здоровье, Свобода, Добро, Истина, Труд, Красота, Ответственность, Толерантность) и эмпирические: феноменологически переживаемые на уровне типизированных социокультурных смыслообразов (Внутренний мир человека, Семья, Профессия, Общество, Природа); цели - это будущее, переживаемое личностью на основе уверенности самостоятельно осуществлять жизненный выбор с ориентацией на смыслообразы; ориентации - обусловленный знаниями процесс самостоятельной деятельности учащихся (самовоспитания, самообучения, саморазвития в условиях воспитания, обучения, развития) по достижению целей, освоению социоэкзистенциальных ролей на уровне Я-концептов: Я-сын (дочь), Я-ученик (ученица), Я-друг (подруга), Я-гражданин и проч. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся объединяет самостоятельную деятельность ученика и деятельность педагога, педагогического коллектива, семьи.
  2. Периоды становления идеи формирования смысложизненных ориентаций учащихся в контексте гуманистической педагогической парадигмы:  1) период зарождения (философский - от Античности до XVII в.); 2) дискретный (субстанциализация педагогики; элементы гуманизации образовательного процесса XVII в. - к. XIX-н. XX в.); 3) эмпирического использования в экспериментальных школах (к. XIX в. - н. XX - сер. XX в.); 4) рационального использования (сер.XX в. - по настоящее время). Современный уровень гуманистической педагогической парадигмы номинируется как рационально-этико-экзистенциальный.
  3. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся как направление гуманистической педагогики, опираясь на ее методологические основы, одновременно обладает системой собственных содержательных характеристик. В гуманистические принципы воспитания мета- и микроуровней интегрированы мезопринципы: онтологический, здоровьеберегающий, гендерно-психологический, этико-эстетический, профориентационный, профилактический. На их основе реализуются соответствующие направления воспитания. В систему метапринципов включены принципы интегративности, тринатарности, акцептности. Методы воспитания: базовые, ситуативные, специальные. Деятельность учащихся - совокупность ведущих видов (общения - приоритетно, учения, игры, труда) и специальных: рефлексивной (самоанализа, исповеди, благодарения), творческой (аналитической, художественной, прикладной), педагогической, организаторской, деятельностью в ситуации выбора. В педагогическом взаимодействии наряду с субъект-субъектными актуализируются субъективно-субъективные отношения учащихся и педагогов, реализуется демократически-творческий стиль педагогической деятельности.
  4. Функционирование воспитательной системы обусловлено расширением сферы субъектов образовательного процесса, наличием базисных и ситуативных компонентов. Теоретико-практические векторы воспитательной системы: управленческо-координационный, хозяйственно-экономический, учебно-воспитательный (онтологический, валеологический, гендерно-психо-логический, этико-эстетический, профориентационный, профилактический), - образуют целостный теоретико-технологический конструкт образовательного процесса. Гендерно-психологический вектор функционирует как: 1) самостоятельное психологическое направление; 2) психологический элемент всех образовательных форм. Классная группа формируется и развивается как мини-модель демократического общества.
  5. «Школьное смысложизненноориентационное пространство» - четырехмерный континуум пространства и времени, развивающийся на основе диалектических противоречий; объединяет сферы: глобальное образовательное (социокультурное) и локальное образовательное пространства, внешнюю образовательную среду самого учреждения, внутреннюю среду личности.  Локальное образовательное пространство и внешняя образовательная среда образуют «школьное педагогическое пространство», в котором условно выделяются три типа сред: 1) предметно-психо-физическая; 2) деятельностно-творческая; 3) духовно-нравственная.
  6. Технология формирования смысложизненных ориентаций - явление статическое (содержание-средства-условия) и динамическое (процесс). Актуальные социокультурные средства смысложизненноориентационной технологии: семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса.Образовательные средства (формы): урок, тренинг, внеучебные мероприятия, школьные кружки, секции, клубы по интересам. Процессуальный алгоритм формирования смысложизненных ориентаций учащимися: а) как поэтапное решение педагогическим коллективом педагогических задач; б) поэтапное движение ученика от цели к результату на основе самовоспитания, самообучения, саморазвития. Деятельность учащихся осуществляется сначала при активной стимулирующей, затем вспомогательной деятельности педагога (воспитания, обучения, развития): 1) укрепление в учащихся чувств любви и интереса к себе, самоуважения; 2) знакомство учащихся с презентуемыми в образовательном пространстве базовыми гуманистическими ценностями; 3) первичная интериоризация ценностей посредством смыслообразов, формирование нравственного идеала; 4) обсуждение возникающих противоречий, сомнений со взрослым - референтным лицом и классным сообществом, родителями, друзьями; уточнение собственной жизненной позиции, формирование нравственных убеждений, позитивных Я-концептов; 5) реализация духовно-нравственной позиции в ситуации выбора, в делах, поступках, постановка ближних и дальних жизненных целей, уточнение гуманных способов их достижения.
  7. В модели комплексной диагностики воспитательной системы по формированию смысложизненных ориентаций учащихся синтезируются диагностика педагогическая и психологическая. Диагностические критерии:  1) социально-педагогический (а) соответствие воспитательной системы социальному заказу общества и востребованность школы социумом; б) уровни воспитанности и обученности учащихся); 2) общепедагогический (а) объективный; б) субъектный уровни  организации смысложизненноориентационного образовательного пространства); 3) психологический (а) объективный;  б) субъективный).
  8. Система подготовки кадров к профессиональной деятельности в области формирования смысложизненных ориентаций учащихся поэтапна:  1. Подготовка студентов педагогических, психологических вузов. 2. Стимулирование педагогического сообщества школы на реализацию положений концепции формирования смысложизненных ориентаций учащихся в образовательном процессе школы (специалистом-модератором, администрацией).  3. Специальная подготовка и переподготовка специалистов педагогического коллектива на курсах повышения квалификации при институтах повышения квалификации работников образования. Модуль подготовки студентов: «Компонент лекции, семинара в курсе общей педагогики» - «лекция в курсе общей педагогики» - «спецкурс «Педагогика смысложизненных ориентаций»: лекции, семинары, самостоятельная работа» - «экспериментальная работа: педагогическая практика, выполнение выпускной квалификационной работы». Модуль подготовки учителей: «Лекция - семинар - тренинг - урок-внеучебное мероприятие - рефлексивно - аналитическая беседа».
Список опубликованных работ
I. Монографии, учебно-методические пособия

1. Ульянова И.В. Профилактика употребления психоактивных веществ и формирование у молодежи здорового образа жизни: учеб.-метод. пособие [Текст] / З.В. Коробкина, В.А. Попов, И.В. Ульянова и др. – Владимир: ВГПУ, 2004. – 150 с., авт. – 30 с. – 44%. – 1,87 п.л.

2. Ульянова И.В. Технология формирования смысложизненных ориентаций учащихся в общеобразовательной школе. Воспитательная программа СОШ «Здравствуй, мир!»: методическое пособие [Текст] / И.В. Ульянова. – Владимир: ВГПУ, 2006. – 156 с. – 10 п.л.

3. Ульянова И.В. Отклоняющееся поведение молодежи: словарь-справочник [Текст] / В.А. Попов, И.В. Ульянова, М.В. Данилова и д. – Владимир: ВГПУ, 2007. – 250 с.; авт. – 20 с. –8 %. – 0,1 п.л.

4. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся образовательной школы в педагогическом взаимодействии: монография [Текст] / И.В. Ульянова – Владимир: ВГГУ, 2007. – 210 с. – 15,31 п.л.

5. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций личности – фактор профилактики социальных отклонений молодежи: коллективная монография [Текст] / В.А. Попов, И.В. Ульянова, Т.В. Егорова, М.В. Данилова. – Владимир: ВГГУ, 2008. – 259 c. – авт. 75 с. – 29%. – 4,68 п.л.

6. Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций (гриф УМО): учебное пособие [Текст] / И.В. Ульянова. – Владимир: ВГГУ, 2010. – 245 с. – 15,31 п.л.

7. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся в контексте гуманистической педагогической парадигмы (теоретико-методологический аспект): монография [Текст] / И.В. Ульянова. – Владимир: ВГГУ, 2010. – 282 с. – 17,62 п.л.

8. Ульянова И.В. Отклоняющееся поведение молодежи: социально-педагогический и психологический словарь [Текст] / под общ.ред. В.А. Попова . – 4-е изд. – Владимир, ВГГУ, 2010 . – 264 с. – авт. – 30 с. – 12%. – 0,23 п.л.

II. Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, состоящих в перечне ВАК РФ.

9. Ульянова И.В. Реализация психолого-педагогической концепции индивидуально-личностного сопровождения школьников в развивающем образовательном пространстве «Я сам!» [Текст] / И.В. Ульянова // Наука и школа. – 2002. – № 6. – С. 46-60. – 0,81 п.л.

10. Ульянова И.В., Фомина О.Е. Современная концепция смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования [Текст] / И.В. Ульянова, О.Е. Фомина // Электронный научный журнал «Педагогика искусства» (Институт художественного образования Российской академии образования). – 2007. – № 3. – 7 с. – авт. – 70% – 0,3 п.л.

11. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся [Текст] / И.В. Ульянова // Педагогика. –2007. – № 7. – С. 43–50. – 0,88 п.л.

12. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций школьников и студентов в образовательном процессе [Текст] / И.В. Ульянова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – №10. – М.: МАНПО. – С. 29–35. – 0,87 п.л.

13. Ульянова И.В. Феномен «смысл жизни» в образовательном процессе / И.В. Ульянова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 12. – С. 146 –158. – 0,75 п.л.

14. Ульянова И.В. Исторические аспекты становления педагогического феномена «смысложизненные ориентации личности» [Текст] / И.В. Ульянова // «Знание. Понимание. Умение». – 2009. – № 1. – С. 183–189. – 0,88 п.л..

15. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся на уроках русского языка [Текст] / И.В. Ульянова // Русский язык в школе. –2009. – № 2. – С. 28–33. – 0,62 п.л.

16. Ульянова И.В. Организация творческой деятельности пятиклассников на уроках русского языка [Текст] // Русский язык в школе. – 2009. – № 5. – С. 31-35. – 0,62 п.л.

17. Ульянова И.В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся [Текст] / И.В. Ульянова // Воспитание школьников. – №5, 2011. – С. 3-8. – 0,75 п.л.

18. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся: методы, технологии, ведущие виды деятельности [Текст] / И.В. Ульянова // Воспитание школьников. – 2011. № 7. – С. 15-21. – 0,88 п.л.

19. Ульянова И.В. Роль воспитательной программы «Здравствуй, мир!» в формировании смысложизненных ориентаций учащихся» [Текст] / И.В. Ульянова // Воспитание школьников. – 2011. – № 8. – С. 11-17. – 0,88 п.л.

20. Ульянова И.В. Организация смысложизненноориентирующей среды школы [Текст] / И.В. Ульянова // Воспитание школьников. – 2011. – № 9. – С. 10-16. – 0,88 п.л.

21. Ульянова И.В. Особенности проведения уроков в «школе формирования смысложизненных ориентаций» [Текст] / И.В. Ульянова // Воспитание школьников. –2011. – № 10. – С. 2-8. – 0,88 п.л.

22. Ульянова И.В., Фадеева С.В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся: профилактика компьютерной зависимости [Текст] / И.В. Ульянова, С.В.Фадеева // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. Выпуск 10 (29) – 2011. – авт. – 60%. – 0,23 п.л.

23. Ульянова И.В., Камм В.И. Смысложизненные ориентации ученика – смысл жизни литературного героя [Текст] / И.В. Ульянова В.И. Камм // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Серия: Педагогические и психологические науки. – Выпуск 11 (30), 2011. – авт. – 60%. – 0,23 п.л.

24. Ульянова И.В., Волкова И.В. Диагностика безнадзорных подростков в условиях профильного лагеря [Текст] / И.В. Ульянова, И.В. Волкова // Известия Смоленского государственного университета. – 2011. – № 3(15). – С. 395-409. – авт. – 60%. – 0,56 п.л.

25. Ульянова И.В. Способность к рефлексии – актуальное качество будущего педагога [Текст] / И.В. Ульянова // Высшее образование в России. – 2011. – № 8-9. – C. 147-150. –0,4 п.л.

26. Ульянова И.В. Внеурочные мероприятия в педагогической концепции «Формирование смысложизненных ориентаций учащихся» [Текст] / И.В. Ульянова // Воспитание школьников. – 2012. – № 1. – С. 16-25. – 1,25 п.л.

Статьи, тезисы докладов в сборниках и методических изданиях

27. Ульянова И.В. Смысложизненные ориентации личности ученика как педагогический феномен [Текст] / И.В. Ульянова // Дидактика XXI века: связь традиций и инноваций: материалы педагогических чтений памяти И.Я. Лернера (12-13 мая 2004г.). Ч. 3: Актуальные проблемы педагогического образования XXI века. – Владимир: ВОИУУ, 2004. – С. 69–71. – 0,13 п.л.

28. Ульянова И.В. Роль практического компонента в организации учебного процесса студентов специальностей «Педагогика и психология», «Социальная педагогика» [Текст] / И.В. Ульянова // Сборник материалов совещания-семинара работников высш. учеб.завед. «Проблемы совершенствования подготовки кадров по специальностям: педагогика и психология, социальная педагогика, педагогика» 10-11 марта 2005 г. – М.: МосГУ, УМО по педагогическим специальностям, 2005. – С. 11–116. – 0,31 п.л.

29. Ульянова И.В. Неопределенность философского основания современной отечественной педагогики как причина стагнационных тенденций в развитии образовательной системы [Текст] / И.В. Ульянова // Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всерос. науч.-практич. конф. 24 июня 2005 г.: В 6 ч. – Ч. 2. – М.-Челябинск: Академия повыш. квалификации и проф. переподготовки работников образования; Южно-Уральский гос. ун-т; изд-во «Образование», 2005. – С. 238–241. – 0,2 п.л.

30. Ульянова И.В. Роль категорий пространства и времени в формировании смысложизненных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы [Текст] / И.В. Ульянова // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: материалы Всерос. науч.-практич. конф. 1-2 декабря 2005 г. – Арзамас: АГПИ, 2006. – С. 122–125.-0,2 п.л.

31. Ульянова И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию смысложизненных ориентаций у учащихся средней общеобразовательной школы [Текст] / И.В. Ульянова // Актуальные проблемы современного профессионального образования: матер. конф., проводимой в рамках междунар. конгр. «V Славянские педагогические чтения» 1-2 ноября 2006 г. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Международная славянская академия им. Я.А. Коменского. – М.: Педагогика, 2006. – С. 114–117. – 0,25 п.л.

32. Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций у учащихся общеобразовательной школы как детерминант социальной активности граждан [Текст] / И.В. Ульянова // Общественные институты – реальная социальная сила развития гражданского общества в России: сб. ст. по материалам заочн. междунар. науч.-практич. конф. – М.: Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы, ИСПИ РАН, 2006. – С. 91–93. – 0,13 п.л.

33. Ульянова И.В., Данилова М.В. Формирование смысложизненных ориентаций у учащихся-иммигрантов в образовательном процессе [Текст] / И.В. Ульянова, М.В. Данилова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: матер. Междунар. науч. конф. 12-15 сентября 2006 г., Эрланген (ФРГ). – М.: МАНПО, 2006. – С. 480–484. – авт. – 50%. – 0,13 п.л.

34.Ульянова И.В. Смысложизненноориентационная модель образовательного пространства школы / И.В. Ульянова // Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации: материалы междунар. науч.-практич. конф. 15-16 марта 2007 г., М.: МПГУ: В 2 ч. – Ч. 2. – М.: МАНПО. – 2007. – С. 440-447. – 0,44 п.л.

35. Ульянова И.В., Нечаев С.А. Формирование смысложизненных ориентаций личности как профилактика вовлечения школьников в неформальные молодежные объединения деструктивной направленности [Текст] / И.В. Ульянова, С.А. Нечаев // Развитие личности в поликультурном славянском образовательном пространстве: материалы конф., провод. в рамках междунар. конгр. «VI Славянские педагогические чтения». 26-27 октября 2007 г. – М.: Педагогика, 2007. – С. 183–187. – авт. - 80% - 0,25 п.л.

36.Ульянова И.В. Психологический тренинг в современной школе [Текст] / И.В. Ульянова // Теоретические и практические проблемы психологии: сборник материалов региональной науч.-практич. конференции. – Владимир: ВГПУ, СОБОР. – 2007. – С. 160-162. – 0,13 п.л.

37.Ульянова И.В. Формирование смысложизненных ориентаций учащихся как фактор предупреждения правонарушений несовершеннолетних [Текст] / И.В. Ульянова // Проблемы развития ювенальной юстиции: взаимодействие федерального и регионального уровней. – Материалы Всероссийской науч.-практич. конференции 28 октября 2009 г. – Орехово-Зуево: МГОГИ. – 2009. – С. 274-290. – 1,0 п.л.

38. Ульянова И.В. Профессиональная компетентность студентов в контексте педагогики смысложизненных ориентаций [Текст] / И.В. Ульянова // Профессионализм педагога: компетентностный подход в образовании: материалы междунар. науч.-практич. конференции 25 марта 2011 г. Москва: МАНПО, 2011 г. – С. 111-115. – 0,31 п.л.

39. Ульянова И.В. Структура смысложизненных ориентаций [Текст] / И.В. Ульянова // Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XVI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. – М.: УРАО «Психологический институт», 2011. – С. 78-81. – 0,13 п.л.