- Система ПФА обеспечивает восстановление индивидуальной анатомической нормы положения тела в пространстве и улучшение показателей постураль-ной системы.
- Занятия по Системе ПФА вызывают значимые изменения в функциональном состоянии опорно-двигательной и дыхательной систем, корреляционно связанные с изменениями в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, а также прогрессивно улучшают психофизиологические показатели. Степень выраженности таких изменений определяется уровнем применения сложности Системы ПФА. Большая степень устойчивости сердечно-сосудистой системы к функциональным нагрузочным пробам является особенностью функционального состояния организма учащихся, занимающихся по Системе ПФА.
- Изменение функционального состояния организма детей и подростков под влиянием занятий по Системе ПФА обусловлено сочетанием осознанной работы по нейтрализации излишних мышечных напряжений, открывающей пути к рефлекторному восстановлению индивидуальной анатомической нормы положения тела в пространстве с целью повышения эффективности труда при высоких психоэмоциональных и физических нагрузках.
1. Семашко Л.В., Кучма В.Р., Панкова Н.Б., Хлебникова Н.Н, Афанасьева Е.В., Черепов А.Б., Карганов М.Ю. Опыт применения универсального восстановительно- развивающего комплекса упражнений «Пять минут для здоровья» в общеобразова тельной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – № 4 – С.7-11.
2.Семашко Л.В. Современный метод тестирования психомоторной функции учащихся (Тест «Формула») // Вестник восстановительной медицины. – 2009. – № 2 (30). – С. 75-79.
3.Семашко Л.В. Влияние универсального восстановительно-развивающего комплекса упражнений «Пять минут для здоровья» на организм школьников // Медицинская помощь. – 2009. – № 2 – С. 53-57.
4.Семашко Л.В. Физическое и психофизическое состояние детей и подростков специализированных творческих школ // Вопросы практической педиатрии. – 2009. – Т. 4, – № 2. – С. 112-114.
5.Семашко Л.В. Изменения характеристик кривизны позвоночника у школьников под воздействием занятий по оригинальной Системе психофизической адаптации // Детская и подростковая реабилитация. – 2009. – № 2 (13). – С. 34-40.
6.Семашко Л.В. Изменения общих характеристик состояния опорно-двигательного аппарата школьников под влиянием оригинальной методики Системы ПФА // Адаптивная физическая культура. – 2009. – № 2 (38). – С. 14-19.
7.Семашко Л.В. Сравнительные исследования асимметрии тонуса парно расположенных мышц у детей и подростков // Вопросы практической педиатрии. – 2009. – Т. 4. – № 3. – С. 95-97.
8.Семашко Л. В. Корригирующее влияние на опорно-двигательный аппарат школьников оригинального комплекта эргономичной школьно-офисной мебели и специальной гимнастики «Пять минут для здоровья» // Адаптивная физическая культура. – 2009. – № 3 (39). – С. 18-23.
9.Панкова Н.Б., Семашко Л.В. Физиологический анализ психофизической тренировки // Валеология. – 2009. – № 4. – С. 60-66.
10.Семашко Л.В. Стабилометрические исследования влияния оригинальной Системы ПФА на функцию равновесия. // Вестник восстановительной медицины. – 2009. – № 5 (33). – С. 97-101.
11.Семашко Л.В. Современный метод тестирования опорно-двигательного аппарата учащихся // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 7 – С.48-54.
12.Семашко Л. В. Изменения характеристик кривизны позвоночника у школьников под воздействием занятий по оригинальной Системе ПФА // Адаптивная физическая культура. – 2010. – № 1 (41). – С. 37-41.
13.Семашко Л.В., Мальцева Е.В. Психофизическое и иммуно-биологическое состояния учащихся творческих школ // Вестник восстановительной медицины, 2010. – № 2 (36). – С. 37-41.
14. Семашко Л.В., Панкова Н.Б., Карганов М.Ю. Изменение психофизиологи ческих показателей и функционального состояния кардио-респираторной системы у детей и подростков, занимающихся по «Методике психофизиологической адапта ции к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам» // Вестник восста новительной медицины, 2010. – № 2 (36). – С. 41-45.
15.Семашко Л.В., Панкова Н.Б. Динамика показателей кардиореспираторной системы учащихся во время занятий по Системе психофизической адаптации к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам (Метод Лилии Семашко) // Валеология. – 2010. – № 4. – С. 49-55.
16.Семашко Л.В., Панкова Н.Б. Влияние занятий по системе психофизической адаптации к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам на результаты выполнения функциональных нагрузочных проб // Вестник восстановительной медицины. – 2011. – № 2 (42). – С. 61-66.
Статьи, опубликованные в научных журналах, изданиях и сборниках
17.Семашко Л.В. Сделай шаг к здоровью (восстановление и сохранение осанки) // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2004. – № 4 (8). – С.47-50.
18.Семашко Л.В. Танцуйте! И вы увидите, как изменится не только тело, но и душа! // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. – 2007. – №1 (20). – С. 58-59.
19.Семашко Л.В. Влияние психоэмоциональных и физических нагрузок на антимикробную резистентность детей и подростков // Сборник трудов Белорусского НИИФК. – Минск, 2007. – С. 102-106.
20.Семашко Л.В. Эффективность применения системы адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам (Системы ПФА) // Асимметрия. – 2009. – Т. 12. – № 2. – С. 51-66.
Государственные Патенты Российской Федерации
21.Пат. на полезную модель №67854 Жесткая коррекционная подушка для проведения партерной гимнастики / Семашко Л.В.; заявитель и патентообладатель автор Семашко Л.В. – опубл. 10.11.07, Бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №31, от 10 апреля 2007 года, с. 775.
22.Пат. на изобретение №2351268 Комплект школьно-офисной мебели для коррекции опорно-двигательного аппарата школьников, студентов и операторов ЭВМ / Семашко Л.В.; заявитель и патентообладатель автор Семашко Л.В. – опубл. 10.04.09, Бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №10, с. 520.
23.Пат. на изобретение № 2361566 Способ адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам (Метод Лилии Семашко) / Семашко Л.В.; заявитель и патентообладатель автор Семашко Л.В. – опубл. 20.07.09, Бюллетень Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам №20, С. 779.
Авторские свидетельства Российского Авторского Общества
А.с. № 6849 Система психофизической адаптации (ПФА) для учащихся творческих школ. Результаты исследований состояния здоровья учащихся до момента начала применения Системы и под воздействием Системы ПФА / Семашко Л.В.; РАО. – Опубл. 27.10.03.
24.А.с. № 9857 Современные информативные методы тестирования психофизического состояния организма учащихся в организованных коллективах и способы подготовки к тестированию с применением Системы психофизической адаптации к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам (Авторская Система ПФА) / Семашко Л.В.; РАО. – Опубл. 03.04.06.
26.А.с. № 9858 Анкеты и методы проведения анкетирования учащихся, родителей учащихся и преподавателей учебных заведений в процессе применения авторской Системы психофизической адаптации (Системы ПФА) / Семашко Л.В.; РАО. – Опубл. 03.04.06.
27.А.с. № 9859 Восстановительно-развивающий комплекс упражнений «Пятиминутка» с методическими указаниями и 118 фотографиями / Семашко Л.В.; РАО. – Опубл. 03.04.06.
Тезисы докладов
28.Семашко Л.В. Влияние психоэмоциональных и физических нагрузок на антимикробную резистентность детей и подростков // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 11–12 ноября 2003 г. – М., 2003. – С.124–125.
29.Семашко Л.В. Методы развития координации движений у детей, начинающих заниматься современной хореографией // Вузовская наука в области охраны общественного здоровья в современных условиях: Материалы межинститутской научно-практической конференции. Москва, 9 марта 2004 г. – М., 2004. – С.12–14.
30.Семашко Л.В. Авторская система адаптации организма к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам // Современные технологии в российской системе образования: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, апрель 2004 г. – Пенза, 2004. – С. 111–114.
31.Семашко Л.В. Актуальность авторского внедрения в учебный процесс системы адаптации организма к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам // Современные технологии в российской системе образования: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, апрель 2004 г. – Пенза, 2004. – С. 114–116.
32.Семашко Л.В. К вопросу о структуре уроков, включающих методы авторской системы адаптации организма человека к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам // Современные технологии в российской системе образования: Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, апрель 2004 г. – Пенза, 2004. – С. 116–118.
33.Семашко Л.В. Негативные явления учебного процесса и их влияние на организм учащихся творческих школ // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. Москва, 12–14 мая 2004 г. Ч.III. – М.: НЦЗД РАМН, 2004. – С 125-127.
34.Семашко Л.В. Практические рекомендации по созданию системы физического воспитания в российских школах // Теория и практика оздоровления населения России: I Национальная научно-практическая конференция с международным участием. Смоленск, 24–27 мая 2004 г.: Материалы. – М., 2004. – С.179–180.
35.Семашко Л.В. Отсутствие современной системы физического воспитания как фактор ухудшения состояния здоровья детей // Растущий организм: адаптация к учебной и физической нагрузке: Материалы VII Всероссийского симпозиума и школы молодых ученых, учителей г. Набережные Челны, 28–29 мая 2004 г. – Набережные Челны, 2004. – С.57–59.
36.Семашко Л.В. Первый этап овладения методами авторской Системы психофизической адаптации организма: игра, дыхание, релаксация, восстановление естественного положения тела в пространстве // Экология человека: концепции факторов риска, экологической безопасности и управления рисками: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 10-11 июня 2004 г. – Пенза, 2004. – С. 119–121.
37.Семашко Л.В. Овладение методами авторской системы психофизической адаптации: импровизация (возрастные особенности) // Экология человека: концепции факторов риска, экологической безопасности и управления рисками: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 10-11 июня 2004 г. – Пенза, 2004. – С.122–124.
38.Семашко Л.В. Общая физическая подготовка в сочетании с элементами современной хореографии как неотъемлемая часть авторской системы адаптации организма человека к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам // Экология человека: концепции факторов риска, экологической безопасности и управления рисками: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 10-11 июня 2004 г. – Пенза, 2004. – С. 124–125.
39.Семашко Л.В. Авторская система адаптации организма к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам как средство профилактики травматизма у учащихся, начинающих обучение хореографии // Экология человека: концепции факторов риска, экологической безопасности и управления рисками: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 10-11 июня 2004 г. – Пенза, 2004. – С. 126–127.
40.Лакшин А. М., Семашко Л. В. К вопросу о необходимости реформы физического воспитания в российских общеобразовательных школах // Профилактика нарушений репродуктивного здоровья от профессиональных и экологических факторов риска. Международный конгресс. Волгоград, 29 июня – 1 июля 2004 г.: Материалы / Под ред. Н.Ф.Измерова, И.В.Дардынской, О.В.Сивочаловой и др. – Волгоград, 2004. – С. 151–152.
41.Семашко Л.В. Роль академика А.А.Минха в изучении адаптации учащихся хореографических училищ к высоким психофизическим нагрузкам // Актуальные проблемы охраны здоровья населения в современных условиях: Материалы межвузовской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Академика АМН СССР, профессора А.А.Минха. Москва, 23 сентября 2004 г. – М.: МГМСУ, 2004. – С. 11–12.
42.Семашко Л.В. Динамическая импровизация как феномен детского самовыражения // Семантика в музыке: Материалы научной конференции. Москва, 29–31 марта 2005 г. Вып.3. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. – С. 188–195.
43.Семашко Л.В. Ведущая роль физического воспитания подрастающего поколения страны в современных условиях // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва, 15–17 мая 2006 г. – М., 2006. – С. 76–77.
44.Семашко Л.В. Физические основы пластического движения» как альтернативный курс физического воспитания студентов творческих училищ и ВУЗов // Международная научная конференция, посвященная памяти Героя Социалистического Труда, академика АМН СССР, профессора Ф.Г.Кроткова. Москва, 12 апреля 2007 г.: Материалы. – М., 2007. – С. 17–19.
45.Семашко Л.В. Инновационный метод коррекции осанки и восстановления морфофункционального состояния организма учащихся // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции, 6-й межрегиональной конференции КНМЦ кафедр физического воспитания ЕАУ. Казань, 7–9 июня 2007 г. – Пермь: Стар, 2007. – С. 139–140.
46.Семашко Л.В. Факторы влияния физической культуры на состояние здоровья студентов, обучающихся в творческих учебных заведениях // Фитнес 2007: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию кафедры теории и методики гимнастики РГУФКСиТ. Москва, 14–16 ноября 2007 г. Ч.III. – М., 2007. – С. 8–13.
47.Семашко Л.В. К вопросу о методике физического воспитания в творческих ВУЗах с применением авторской Системы ПФА // Материалы научной конференции с международным участием, посвященной 105-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора А.А.Минха. Москва, 27 марта 2009 г. Часть 1. – Москва, 2009. – С. 11-12.
48.Семашко Л. В. Танцевально-динамическая импровизация как высшая форма самовыражения // Телесность как социокультурный феномен: опыт междисциплинарного анализа: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, РГУФКСиТ, 28-29 апреля 2009 г. – М., 2009. – С.142-144.
49.Семашко Л. В. К вопросу о методике физического воспитания в творческих ВУЗах с применением авторской Системы ПФА // Материалы научной конференции с международным участием, посвященной 105-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора А.А.Минха. Москва, 28 августа 2009 г. Часть 1. – Москва, 2009. – С. 11-12.
50.Semashko L.V. The System of Psychophysical Adoption of Children and Teenagers to High Psycho-Emotional and Physical Pressure (Lilia Semashko’s Method) // Exercise and Sport Sciences. Book of Abstract and Proceedings from The 1st Wingate Congress of Exercise and Sport Sciences, Netanya, Israel, June 3-6, 2010. – Israel: The Zin-man College of Physical Education and The Wingate Institute for Physical Education and Sport Sciences, 2010. – P. 128.
51.Семашко Л.В. Индивидуальная анатомическая норма положения тела в пространстве как ключевое понятие авторской Системы психофизической адаптации // Тезисы докладов XXI съезда физиологического общества имени И.П.Павлова, Калуга, 19-25 сентября 2010 г. – Калуга: Типография ООО «БЭСТ-принт», 2010. – С. 549-550.
52.Семашко Л.В. Авторская система адаптации организма учащихся к высоким психофизическим нагрузкам (система ПФА) – способ профилактики психосоматических заболеваний в общеобразовательном процессе и при ранней специализации // Профессиональное здоровье и качество жизни. Тезисы международного симпозиума, Сингапур, Индонезия (о. Бали), 20-30 октября 2010 г. – М.: АСВО-МЕД, 2010. – С. 88-90.
Учебно-методические работы
53.Семашко Л.В. Программа курса Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. Сборник ОГФСО «Юность России» № 2. – М.: Федеральное агентство по образованию, 2009. – С. 98-121.
54.Семашко Л.В. Программа курса Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» (продолжение) // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. Сборник ОГФСО «Юность России» № 3. – М.: Федеральное агентство по образованию, 2009. – С. 14-46.
55.Семашко Л.В. Программа курса Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» (окончание) // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. Сборник ОГФСО «Юность России» № 4. – М.: Федеральное агентство по образованию, 2009. – С.31-52.
56.Семашко Л.В. Универсальный восстановительно-развивающий комплекс упражнений «Пять минут для здоровья» (Пятиминутка) Инновационный проет// Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. Сборник ОГФСО «Юность России» № 6. – М.: Федеральное агентство по образованию, 2009. – С.5-40.
57.Петрушин В.И., Семашко Л.В., Зенина О.Г. Основы хореографии: Программа дополнительного профессионального образования. – М.: Пробел-2000, 2009 – 19 с.
58.Семашко Л.В. Методическое пособие по внедрению в учебный процесс школ различного уровня и профессиональной направленности авторской Системы адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам (Система ПФА). Универсальный восстановительно-развивающий комплекс упражнений «Пять минут для здоровья» («Пятиминутка»). – М.: Пробел-2000, 2009. – 64 с.
59.Семашко Л.В. Методическое пособие по внедрению в учебный процесс общеобразовательных школ авторской системы адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам. Курс: Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» для учащихся младших классов общеобразовательных школ. – М.: Пробел-2000, 2009. – 54 с.
60.Семашко Л.В. Методическое пособие по внедрению в учебный процесс общеобразовательных школ авторской системы адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам. Курс: Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ. – М.: Пробел-2000, 2009. – 58 с.
61.Семашко Л.В. Методическое пособие по внедрению в учебный процесс высших учебных заведений авторской Системы адаптации организма учащихся к высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам. Курс: Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» для учащихся для высших учебных заведений. – М.: Пробел-2000, 2009. – 97 с.
62.Семашко Л.В. Программа курса: Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» для учащихся младших классов. – М.: Пробел-2000, 2009. – 38 с.
63.Семашко Л.В. Программа курса: Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» для учащихся средних и старших классов. – М.: Пробел-2000, 2009. – 34 с.
64.Семашко Л.В. Программа курса: Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» для учащихся высших учебных заведений различной профессиональной направленности. – М.: Пробел-2000, 2009. – 37 с.
65.Семашко Л.В. Программа и методическое пособие по внедрению в учебный процесс высших учебных заведений курса Физические основы пластического воспитания «Гармония и здоровье» для преподавателей высших учебных заведений. – М.: Пробел-2000, 2009. – 111 с.
66.Semashko L. The Exercises of the Universal Rehabilitation and Developing Circuit Five Minutes for your Health. – Moscow: Probel-2000: 2009. – 44 p.