Научная тема: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА И ЕГО ПОТЕНЦИАЛ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ-СЛОВЕСНИКОВ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Последняя треть ХХ века в истории методической науки играет конструктивную роль в определении философии лингвистического образования, так как в этот период были заложены научно-образовательные основы, определившие механизмы и инструментарий лингвометодических исследований и будущих образовательных траекторий. Анализ научных и учебно-методических работ продемонстрировал сложность и многомерность этого периода «смены вех» с точки зрения методологии гуманитарных наук, ценность идей методистов-русистов последней трети ХХ века.
  2. Методическое наследие в области преподавания русского языка периода последней трети ХХ века обладает интеллектуальным потенциалом, плодотворным для совершенствования и оформления новых методических идей в аспекте формирования лингвистического мировоззрения и историзма мышления, преподавания русского языка и подготовки учителя-словесника, характеризуется многомерностью: целостностью, единством, богатством идей, широтой проблематики, обусловленной деятельностью методических научных школ.
  3. Существенным признаком развития методики преподавания русского языка, в частности в последней трети ХХ века, является ее динамика и детерминированность социальной средой. Периодизация истории методики преподавания русского языка последней трети ХХ века, составленная с учетом социальных и педагогических причин, включает три основных этапа: грамматико-стилистический (1970-1984) коммуникативный (1984-1991), альтернативный (полипарадигмальный) (1992-2000), которым присущи определенные тенденции: диалектичность и эволюционность развития лингвометодики, ее историческая непрерывность, связь традиций и инноваций в науке через идею творчества.
  4. Методика преподавания русского языка в последней трети ХХ века развивалась в русле лингвометодических научных школ, перерастающих в научные направления, а именно: 1) направление формирования лингвистического мировоззрения учащихся, освещения в школьном курсе русского языка проблем методики словообразования, орфографии, лексики и фразеологии (основатель М.Т. Баранов); 2) коммуникативно-риторическое направление (основатель Т.А. Ладыженская), 3) направление, опирающееся на принцип системного изложения теоретического материала и развитие речи на основе изучения языка (основатель В.В. Бабайцева) и др. Концептуальные идеи были реализованы в линии школьных учебников под научной редакцией Н.М.Шанского, в учебно-методическом комплексе В.В.Бабайцевой. 
  5. Изучение истории методики преподавания русского языка способствует обогащению методологической базы со стороны терминологии методической науки, пополняемой системой понятий и соотносимых с ними терминов. Исторический взгляд на развитие методики позволяет увидеть процесс обогащения терминологии, образования понятийного словаря, выявить тезаурус разных научных областей, направлений и подходов в методической науке.
  6. Изучение истории методики преподавания русского языка основывается на широкой и многообразной источниковедческой базе, учитывающей критерий ценности источников, среди которых особую значимость в обучении представляют первоисточники, раскрывающие методическое наследие крупных отечественных методистов-русистов.
  7. История науки является важной составной частью вузовского курса методики преподавания русского языка. Обращение к историческому опыту в области методической науки необходимо для оценки традиционного и нового в современном российском образовании, так как историческая ретроспектива позволяет оценить значимость современных преобразований. История лингвометодики, являясь средством передачи опыта от поколения к поколению, способствует конвергенции содержания, играет значимую роль в обучении студентов-филологов. Теоретическое осмысление развития и достижений методической мысли способствует пониманию преемственности и перспективности в методике преподавания русского языка.
  8. Целесообразны различные пути изучения в педагогическом вузе истории методики преподавания русского языка: хронологический (исторический), проблемно-тематический, биографический (персонифицированный), при этом наиболее эффективной представляется их совокупность.
  9. Результативность обучения достигается соединением лучших отечественных традиций с возможностями информационных компьютерных технологий (ИКТ), сочетанием традиционного и инновационного компонентов. Изучение истории методики преподавания русского языка последней трети ХХ века с помощью ИКТ повышает общую и профессиональную заинтересованность студентов-филологов и учителей-словесников в обучении, позволяет эффективно реализовать принцип наглядности, осуществить визуализацию конкретного исторического пространства, улучшить качество обучения, повысить конкурентоспособность специалистов, приобщить к научно-исследовательской деятельности в современных условиях.
Список опубликованных работ
1.Монографии:

1. Янченко В.Д. История в очерках о педагогах и методистах русского языка ХХ века: Монография. – М.: МПГУ, Прометей, 2006. – 328 с. (20,5 п.л.)

2. Янченко В.Д. Научное методическое наследие последней трети ХХ века в области методики преподавания русского языка: Монография. – М.: МГЛИ – МПГУ, 2010. – 220с. (13,8 п.л.)

3. Янченко В.Д. Научное наследие последней трети ХХ века в области методики преподавания русского языка – учителям-словесникам: Монография. – М.: Интеллект-центр, 2011. – 160 с. (10 п.л.)

2. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных положений докторской диссертации:

4. Янченко В.Д. Научный потенциал истории методики преподавания русского языка // Преподаватель XXI век - 2010. - №4. - Ч.1. – С.118-126. (0,7 п.л.)

5. Янченко В.Д. Опыт периодизации истории методики преподавания русского языка ХХ века // Наука и школа – 2010. - №5. – С.141-145. (0,7 п.л.)

6. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Тенденции в отечественной методике преподавания русского языка (период последней трети ХХ века) // Русский язык в школе - 2011. - №6. – С.3-7 (0,6 п.л.; авторский вклад – 45%)

7. Янченко В.Д. Пути формирования у студентов-филологов системы знаний по истории методики преподавания русского языка // Наука и школа - 2011. - №1. – С.15-18. (0,5 п.л.)

8. Банщикова Г.И., Янченко В.Д. Анатолий Федорович Ломизов (К столетию со дня рождения) // Русский язык в школе – 2011. - №6. – С.50-54 (0,5 п.л.; авторский вклад – 60%)

9. Янченко В.Д. О реализации соизучения методики преподавания русского языка и ее истории // Наука и школа – 2010. - №1. – С.75-80. (0,7 п.л.)

10. Янченко В.Д. История преподавания русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1970-е – 2000-е гг.) // Русский язык в школе - 2010 - №7. – С.107-109. (0,3 п.л.)

11. Янченко В.Д. Что и как рассказывать школьникам об ученых-лексикографах // Русский язык в школе – 1997. - №6. -С.24-28, 37. (0,3 п.л.)

12. Янченко В.Д. Рассказываем школьникам о русских лингвистах // Русский язык в школе - 1999. - №5. – С.9-15. (0,6 п.л.)

13. Янченко В.Д. Николай Сергеевич Поздняков (К 130-летию со дня рождения) // Русский язык в школе – 2005.- №6. – С.40-44.(0,3 п.л.)

14. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Истоки методики русского языка (К 90-летию Первого Всероссийского съезда преподавателей русского языка средней школы) // Русский язык в школе - 2007. - №1. – С.48-51. (0,25 п.л., авторский вклад 45%).

15. Янченко В.Д. Проблема терминологии в области истории методики преподавания русского языка // Мир русского слова – 2011.- №3. – С.103-108 (0,6 п.л.)

16. Янченко В.Д. Ведущие формы научной самоорганизации в методике преподавания русского языка последней трети ХХ века // Преподаватель XXI век - 2011. - №3. - Ч.1. – С.167-174 (0,8 п.л.)

17. Янченко В.Д. К вопросу об освещении в вузовском курсе методики преподавания русского языка одного из аспектов лингвистической компетенции учащихся // Наука и школа - 1997.- №4. – С.43-44. (0,12 п.л.).

18. Янченко В.Д. Взгляд на принцип историзма и его роль в преподавании русского языка в средней школе // Мир русского слова - 2007.- №1-2. – С.37-38. (0,2 п.л.).

3.Учебно-методические работы:

19. Янченко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки: методические рекомендации и дидактические материалы / В.Д. Янченко. – М.: Вербум-М., 2002. – 160 с. (10 п.л.).

20. Янченко В.Д. История методики преподавания русского языка: Рабочая программа учебного курса по специальности 032900 – «Русский язык и литература» / В.Д. Янченко. – М.: МПГУ, 2006. – 18 С. (1,1 п.л.).

21. Янченко В.Д. Лингвоперсоналии (глава в учебном пособии)// Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обучение языку: учебное пособие. ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». – Кемерово, 2009. – С.248-291. (авторский вклад – 3 п.л.).

22. Янченко В.Д. История языкознания: Учебно-методический комплекс. – М.: МГЛИ, 2008. – 15 с.(0,9 п.л.).

4.Статьи, тезисы, материалы выступлений, опубликованные в научных сборниках:

23. Янченко В.Д. История науки как образовательный компонент учебника// Современная образовательная парадигма и школьные учебники по русскому языку // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург: ОГПУ, 2000. – С.91-94 (0,25 п.л.)

24. Янченко В.Д. О принципах построения вузовского спецкурса по истории методики русского языка ХХ века // Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе российского среднего и высшего образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора М.Т.Баранова. – М.: МПГУ, 2004. – С.432-435. (0,25 п.л.)

25.Янченко В.Д. Из опыта изучения истории методики преподавания русского языка ХХ века // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М: Прометей, 2005. – С.28-31. (0,25 п.л.)

26. Янченко В.Д. О двух вузовских учебниках по методике преподавания русского языка // Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. Сборник статей. – М: Прометей, 2006. – С.52-56. (0,25 п.л.).

27. Янченко В.Д. Роль и место историко-методического знания в профессиональной подготовке учителя русского языка // Традиции и новаторство в современной методике русского языка. Материалы Герценовских чтений 18-19 мая 2006 года. – СПб.: Сударыня, 2006. – С.24-27. (0,25 п.л.)

28. Янченко В.Д. К вопросу об изучении опыта научных школ в истории методики преподавания русского языка // Вопросы речевого развития учащихся в школе и вузе. К 85-летию со дня рождения В.Е.Мамушина: Сб-к научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-методической конференции (г.Иваново, 1-2 февраля 2007 г.). –Иваново: Ивановский гос.университет, 2007. – С.26-29. (0,25 п.л.).

29. Янченко В.Д. One the Reform of the Textbook Content of Elementary and Secondary Schools in Russia at the Turn of the Century. Обновление содержания школьных учебников в России на рубеже ХХI и ХХ столетий // «A study of First Language textbooks». Т.8. КНР. Цзянсу. – Нанкин, 2007.– С.127-136 (перевод научного издания).(0,8 п.л.).

30. Янченко В.Д. Ретроспектива как основа для инноваций в преподавании русского языка // Проблемы формирования гуманитарно-лингвистической компетенции в вузе. Сборник материалов преподавателей и студентов, участвующих в конференции, проведенной кафедрой теории и методики обучения иностранным языкам и культурам. – М.: МФЮА, 2007. – С.7-9. (0,2 п.л.).

31. Янченко В.Д. Научное наследие методистов-русистов в системе подготовки студентов-филологов // Инновационные процессы в преподавании русского языка и литературы: Сборник статей по материалам межрегиональной научно-практической конференции. – Пермь: ПГПУ, 2008. – С.12-16. (0,3 п.л.)

32. Янченко В.Д. Пути изучения истории методики преподавания русского языка на основе инновационных образовательных технологий // Филологическое образование в школе и вузе // Материалы секционного заседания Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» IX Кирилло-Мефодиевских чтений. – М.; Ярославль, 2008. – С.93-96. (0,3 п.л.)

33. Янченко В.Д. Принцип соизучения исторического и основного содержания в курсе русского языка как иностранного // Современные проблемы глоттодидактики: Материалы XI Международной научно-практической конференции «Русистика и современность». – Жешув: Изд. Жешувского университета, 2009. – С.361-368. (0,7 п.л.)

34. Янченко В.Д. Изучение курса методики преподавания русского языка на исторической основе // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: К 190-летию со дня рождения Ф.И.Буслаева. – М.; Ярославль: Ремдер, 2008. – С.76-85. (0,8 п.л.)

35. Янченко В.Д. Возможности применения компьютерных технологий в обучении студентов-филологов // Вестник Луганского национального университета имени Т.Шевченко – 2008. – №24 (163) декабрь. – С.320-324. (0,4 п.л.)

36. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Научная школа М.Т.Баранова: формирование лингвистического мировоззрения учащихся // Научные школы Московского педагогического государственного университета. Выпуск 1. –М.: Прометей, 2008. – С.166-182. (1 п.л.; авторский вклад 0,45 п.л.).

37. Янченко В.Д. Роль исторических знаний по методике преподавания русского языка в профессиональном становлении учителя-словесника// Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.; Ярославль: Ремдер, 2009. –С.408-418. (0,8 п.л.).

38. Янченко В.Д. Использование мультимедийных лекций по истории методики преподавания русского языка в педагогическом вузе // Филологическое образование в школе и вузе // Материалы секционного заседания Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» X Кирилло-Мефодиевских чтений. – М.; Ярославль: Ремдер, 2009. – С.129-131. (0,25 п.л.)

39. Янченко В.Д. История методики преподавания русского языка как компонент содержания обучения студентов-филологов // Проблемы личностно-ориентированного обучения русскому языку и литературе в школе и вузе: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам региональной научно-практической конференции. (X Ушаковские чтения). – Иваново: ИГУ, 2009. – С.46-48. (0,3 п.л.).

40. Янченко В.Д. История методики преподавания русского языка как составляющая аксиологического направления // Учитель, ученый и человек Алевтина Дмитриевна Дейкина. – М.; Оренбург: ООО «Агентство «Пресса», 2009. – С.79-81. (0,15 п.л.).

41. Янченко В.Д. Слово об истории лингвометодики // Актуальные проблемы филологии: Материалы II Кирилло-Мефодиевских чтений в МГЛИ. – М.: МГЛИ, 2009. – С.61-65. (0,3 п.л.).

42. Янченко В.Д. Принцип историзма в системе профессиональной переподготовки учителей-словесников // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество. Сборник трудов по материалам научно-методической конференции. – М.: Русская школа, 2010. – С.56-58. (0,2 п.л.).

43. Янченко В.Д. Лингвистические и методические труды В.В.Бабайцевой в отзывах учителей-словесников и студентов-филологов // Вопросы лингвометодики в научных трудах профессора В.В.Бабайцевой (К юбилею ученого). – М.; Ярославль: Ремдер, 2010. – С.25-29. (0,3 п.л.)

44. Янченко В.Д. Тестовые задания по истории методики преподавания русского языка в контексте профессиональной подготовки студентов-филологов // Научные основы преподавания русского языка и литературы в современной школе: сб.ст.по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Пермь: ПГПУ, 2010. – С.37-42. (0,3 п.л.).

45. Янченко В.Д. Чтение научно-методических источников – путь совершенствования профессиональной компетентности учителей-словесников // Образование. Книга. Чтение: текст и формирование читательской культуры в современной образовательной среде. Сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Русская школа, 2010. – С.274-279. (0,3 п.л.).

46. Янченко В.Д. История методики преподавания русского языка в системе подготовки учителей-словесников ХХI века // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: виды, принципы, приемы: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 28 апреля 2011 г. Том 2. – Н.Новгород: Изд-во НПГУ, 2011. – С.259-262. (0,25 п.л.).

47. Янченко В.Д. Принципы классификации информации в хрестоматии по истории методики преподавания русского языка для студентов-филологов // Актуальные проблемы развития речи и межкультурной коммуникации: Материалы участников IV Кирилло-Мефодиевских чтений в МГЛИ. – М.: МГЛИ, 2011. – С.90-94. (0,35 п.л.).

48. Янченко В.Д. Ресурсы наглядности в преподавании курса русского языка: к истории вопроса // Информатизация образования – 2011: Материалы Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т.2. – Елец: ЕГУ, 2011. – С.371-374. (0,25 п.л.)

49. Янченко В.Д. Научно-методические источники последней трети ХХ века – база для развития творческого мышления студентов и их профессиональной компетенции // Язык, культура, личность: развитие творческого потенциала учащихся средствами русского языка: Материалы Международной научно-практической конференции. – М.; Ярославль: Ремдер, 2011.-С.272-276 (0,3 п.л.).

50. Янченко В.Д. Исследовательский поиск ученых и их учеников в области методической науки. (Памяти профессора Т.В.Напольновой). – М.; Ярославль: Ремдер, 2011. – С.29-32 (0,25 п.л.).