Научная тема: «КОНЦЕПЦИЯ АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД РАННЕЙ ЮНОСТИ (15-20 ЛЕТ)»
Специальность: 19.00.13
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Акмеологическое развитие личности в период ранней юности происходит в процессе  взаимодействия школьников, студентов и учителей, преподавателей, воспитателей, родителей и других субъектов этого процесса. Смысл такого развития личности в период ранней юности заключается в реализации приобретаемого, накапливаемого человеческого потенциала как результата психического развития этой личности, ее субъектного багажа в многоплановой активной творческой деятельности, презентующей человека социуму как деятельного субъекта, которая в своем интегрированном виде выступает как процесс самореализации. В этом плане самореализация представляет такую сущностно определяющую характеристику личности в период ранней юности, как его ценностное развитие-саморазвитие с открытыми границами, как системное выполнение определенной целостности, где полюс саморазвития, который постоянно «уравновешивается» полюсом самореализации в разной степени выраженности, вплоть до высшего уровня ее - акме в данный возрастной период. При этом вокруг самореализации происходит развитие-саморазвитие всех процессов самости личности, вплоть до смены юношеской субкультуры,  самореализация выступает центральным новообразованием акмеологического развития.

В ходе акмеологического развития личности в период ранней юности формируется его структура, т.е. совокупность компонентов, в которой любой компонент органически взаимосвязан с другими и которая обусловливает личностное развитие человека как движение к его индивидуальности и формирует сценарий будущей профессиональной деятельности.

2. Акмеологическое развитие личности в период ранней юности с точки зрения субъектного подхода представляет собой актуализацию взаимосвязи готовности к самораскрытию и потребности в самореализации личности. При этом личность должна быть субъектом деятельности, жизни и жизнедеятельности, общения и саморазвития.

С позиций системного подхода акмеологическое развитие личности представляет саморазвивающуюся и самоуправляемую систему, выполняющую интегрирующую, координирующую, проектировочную и регулирующую функции. В рамках интегрирующей функции акмеологическое развитие личности в период ранней юности гармонизирует взаимодействие готовности к самораскрытию и потребности в самореализации с целью решения возникающих перед личностью в период ранней юности проблем, предполагающее перенос схем, успешно апробированных в одной области, на решение новых задач.

С точки зрения акмеологического подхода рассматриваемый процесс проявляется в комплексном изучении данной проблемы, этот процесс проблемно-интегративно, целостно, субъектно-акмеологически и рефлексивно-акмеологически определяет направление этого развития личности в период ранней юности, восхождение к ее индивидуальности и направленность к развитию самой личности в соответствии с поставленными целями, в том числе ориентированными на прогрессивное личностное развитие. В ходе акмеологического развития личности в период ранней юности меняется как содержание, так и направления развития как самой личности, так и других субъектов данного  процесса.

3. Уровни акмеологического развития личности в период ранней юности (высокий, средний, низкий) выступают как различная степень полноты реализации его критериев и показателей и эффективности реализации этого развития в учебно-профессиональной деятельности.

Низкий уровень акмеологического развития личности в период ранней юности представляется как малопродуктивный уровень всех страт, предполагающий низкий уровень всех критериев и показателей. Более того, у юношей и девушек с низким уровнем акмеологического развития низкий уровень развития учебно-профессиональной мотивации, мотивации к саморазвитию, сопряженной с готовностью к неудаче, и низкий уровень развития общих способностей, способностей к какому-либо виду деятельности. У таких юношей и девушек диагностируется неудовлетворенность достигнутым уровнем акмеологического развития личности, низкий уровень знаний об учебно-профессиональной деятельности, ее нормах, требованиях; отрицательное отношение к будущей профессиональной деятельности, ситуативная увлечённость «чем-либо интересным», а не учебно-профессиональной деятельностью, низкая интеллектуальная активность и познавательная самодеятельность личности, не умение осознать свой опыт, высокая степень зависимости личности, невозможность определить причины неудач в акмеологическом развитии личности в период ранней юности и успешности деятельности, возможные пути и результаты реализации акмеологического развития личности, проектировать восполнимость акмеологического развития личности в период ранней юности. Эти юноши и девушки не способны  выработать способ акмеологического развития личности в период ранней  юности, и как следствие -  неэффективная учебно-профессиональная деятельность и отсутствие личностно-профессионального развития  (регрессивные тенденции в развитии юношей и девушек), то есть «отсутствие и нежелание акмеологического развития личности вообще».

Средний уровень акмеологического развития личности в период ранней  юности представлен как средний уровень выраженности критериев и показателей, названных в высоком уровне акмеологического развития личности в период ранней  юности, при этом некоторые результаты юноши и девушки со средним уровнем демонстрируют по ситуации: в какой-то ситуации достаточно высокие результаты, в какой-то - средние или даже низкие. Можно зафиксировать у них эпизодический интерес к акмеологическому развитию личности, не всегда осмысленное отношение к этому процессу, ситуативная увлечённость учебно-профессиональной деятельностью, средняя интеллектуальная активность и познавательная самодеятельность личности, встречаются затруднения в глубоком осознании своего опыта, средняя степень автономности-зависимости личности, затруднения в определении причин неудач в реализации акмеологического развития личности и успешности деятельности, возможных путей и результатов реализации акмеологического развития личности в период ранней  юности, неадекватное проектирование акмеологического развития личности в период ранней  юности.

Высокий уровень акмеологического развития личности в период ранней юности представляется нам как наиболее продуктивный уровень акмеологического развития личности в любой страте, предполагающий сформированность компонентов акмеологического развития, а именно: готовность к самораскрытию личности и потребность в самореализации, которые раскрываются через высокие показатели типа соотношения самолюбия и долга, анализа типов активности, типа соотношения проблем саморегуляции, регуляции личностью своей жизни и регуляции личности обществом, способ организации жизни и регуляции времени, вида последствий критических противоречий (субъективный критерий); высокая эффективность развития индивидуальности юноши и девушки, проявляющаяся в формах и методах «самостояния» жизненным условиям и социуму и раскрывающаяся в ценностно-мотивационном критерии (высокий уровень учебно-профессиональной мотивации и мотивации к саморазвитию, наличие мотивации к самораскрытию и самореализации); когнитивный критерий (четкая дифференциация и самооценка своего личностного потенциала, осознанный анализ уровней самопонимания и самосознания, удовлетворенность достигнутым уровнем самореализации); высокий уровень знаний об учебно-профессиональной деятельности, ее нормах, требованиях, общее отношение к деятельности, высокая степень увлечённости, высокая интеллектуальная активность и познавательная самодеятельность личности, наличие способности к глубокому осознанию своего опыта, высокая степень автономности личности, экстернально-интернальный (50% на 50%) локус контроля, четкое и осознанное определение причин неудач в реализации акмеологического развития личности и успешности деятельности; прогностический критерий (четкое определение возможных путей и результатов реализации акмеологического развития личности в период юности, осознанное проектирование акмеологического развития личности, с разработкой необходимых приемов и методов саморазвития, самосовершенствования, самоосуществления и самореализации) (объективный критерий).

Любой уровень акмеологического развития личности при определенных условиях обладает перспективным свойством, т.е. способен выступать в качестве основы для последующих уровней, благодаря чему не отвергается, а включается в дальнейший процесс, совершенствуется и развивается.

4. Основу концепции развития акмеологического развития личности в период ранней юности  составляет акмеологический подход. Методология, цель, принципы, условия и пути реализации акмеологического подхода взяты за основу при построении интегрированной системы акмеологического развития личности в период ранней юности, которая представляет единство множества взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям развития, воспитания и образования личности в период ранней юности. Интегрированная система, являясь акмеологической, отвечает следующим показателям: целостности, структурности, взаимосвязи системы и среды, иерархичности, целенаправленности, открытости, саморазвитию и самоуправляемости за счет развития творчества и обратной связи.

Педагогический компонент системы представлен структурными (целевой, стимулирующий, содержательный, деятельностный, оценочный, аналитический) и функциональными (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский) элементами. Для оценки результативности педагогической подсистемы выбран базовый критерий - уровень акмеологического развития. Чем совершеннее этот уровень, тем более совершенные качественные характеристики имеет педагогическая подсистема, обеспечивающая акмеологическое развитие личности в период ранней юности. Формами реализации педагогической подсистемы выступают следующие: система образования личности в ранней юности в условиях средних общеобразовательных и профессиональных, высших профессиональных учреждений, система дополнительного образования, система профессиональной деятельности. Дидактический компонент отражает принципы организации учебного процесса по акмеологическому развитию личности в период ранней юности, акцентирует внимание на целях, содержании и технологии обучения личности в ходе всей учебно-профессиональной деятельности по акмеологическому развитию личности в ранней юности. Элементами дидактического компонента являются: аксиологический, содержательный и технологический. Дидактический компонент системы реализуется в методе проектов. В психологическом компоненте выделены четыре линии развития: формирование готовности к самораскрытию личности и потребности в самореализации, субъектная, взаимосвязь линий развития и видов деятельности личности в период ранней юности. Социально-культурный компонент учитывает роль социального окружения в акмеологическом развитии личности в ранней юности: педагогов, воспитателей, родителей, сверстников, друзей и других субъектов данного процесса, так как акмеологическое развитие личности в период ранней юности возможно не только в учебном процессе, но и в том социуме, культурой которого она должна овладеть. Также на нее оказывает влияние среда, в которой она проживает:городская или сельская, соседи, граждане и др. Поэтому в этом компоненте выделяются следующие элементы: собственно культурный, родительский и педагогический, средовой, референтно-групповой (ровесники и друзья), межгрупповой (учащихся разных возрастов и др.). Эффективность использования амкеологического подхода в изучаемом процессе обеспечивается системным и интегрированным использованием релевантных его сущности методов, форм и средств.

5. Авторская программа акмеологического развития личности в период ранней юности  учитывает следующую систему условий: организационные, которые обеспечивают динамику сближения реального опыта, представленного индивидными, личностными и субъектно-деятельностными характеристиками личности (организационно-экономические, организационно-средовые, организационно-педагогические, организационно-личностные); методические, в которых происходит взаимодействие субъектов процесса акмеологического развития личности в период ранней юности - учителей, воспитателей, администрации школы, родителей, личности в   ранней юности, ровесников и др. - и обеспечивается освоение и присвоение социальных норм (методико-деятельностные; методико-оценочные, методико-развивающие); самоориентирующие благодаря которым происходит ориентация всех субъектов процесса акмеологического развития личности в период ранней юности на самореализацию, саморазвитие и самосовершенствование с опорой на психолого-акмеологические резервы личности; социальные, которые позволяют освоить и присвоить личностью социальные нормы (социально-экономические, социально-психологические); педагогические, включающие: образовательные (личностно-ориентированный и субъектный подход в процессе обучения в процессе акмеологического развития личности в период ранней юности) и воспитательные (гуманизация и комплексность в процессе акмеологического развития личности; формирование у всех участников данного процесса общечеловеческих ценностей, толерантности, характер общения и взаимопомощи); психологические, представленные двумя группами условий: личностные - воспитание готовности личности к акмеологическому развитию, учет и знание психолого-акмеологических особенностей данного процесса, формирование высокой мотивации на достижение результатов, творческого и ответственного отношения к делу и  субъектные - максимальное обеспечение в ходе  деятельности субъектной позиции всех участников процесса акмеологического развития личности, развитие рефлексии всех субъектов данного процесса.

Авторская программа акмеологического развития личности в период ранней юности будет эффективна при условии реализации акмеологических и психолого-педагогических технологий акмеологического развития личности в период ранней юности.

6. Личностные  закономерности процесса акмеологического развития личности в период ранней юности  также отражают взаимосвязь данного процесса с развитием их рефлексии и субъектности, с учетом социальной ситуации и состояния здоровья личности. Акмеологическое развитие личности в  15-20 лет определяет успешность их социализации и активного включения в социальные отношения, предполагает основанное на приобретении опыта самореализации обучение в специфических условиях инновационной деятельности, способствующих становлению новообразований личности, социальной успешности и профессиональной мобильности, оптимизации готовности преподавателей, учителей и воспитателей  к реализации акмеологического подхода к образованию личности в период ранней юности.

7. Под оптимизацией акмеологического развития личности в период ранней юности понимается целостная система взаимосвязанных условий и факторов, образующих и обеспечивающих целостный процесс реализации акмеологических и психолого-педагогических технологий данного процесса в рамках существующей системы образования в учреждениях среднего общего (школа), среднего профессионального (колледж) и высшего профессионального (вуз) образования. Стратегиями оптимизации данного процесса  являются: разработка концепции акмеологического сопровождения акмеологического развития личности в период ранней юности; мониторинг в ходе данного сопровождения; реализация коррекционно-развивающих мероприятий в процессе  развития личности в период ранней юности и деятельности с преподавателями, учтелями, воспитателями, администрацией, родителями и другими субъектами данного процесса; разработка индивидуальных программ акмеологического развития личности.

Список опубликованных работ
Статьи в периодических изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации научных исследований, проведенных при подготовке докторской диссертации

1. Миронова Г.В. Сущностные характеристики мультикультурного образовательного пространства /Г.В. Миронова, Г.В. Палаткина//Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. 2006.№ 4 (33) июль-авг.С.348-354 (авт.0,43п.л.).

2. Миронова Г.В. Мультикультурное самосознание как средство укрепления единого образовательного пространства /Г.В. Миронова, Д.С. Батарчук //Вестн. Помор. ун-та. Архангельск.2006. № 5. С.36-40 (авт. 0,31 п.л.).

3. Миронова Г.В. Формирование компетенции педагогов в сфере эстетического воспитания в мультикультурном образовательном пространстве / Г.В. Миронова, Р.В. Назарова // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. 2006. № 5 (34) сент.- окт. С. 313-316 (авт.0,25 п.л.).

4. Миронова Г.В. Роль управления качеством образования студентов колледжа с позиций акмеологической концепции саморазвития формирующейся личности (15-20 лет) в современных условиях / Г.В. Миронова

//Акмеология. 2009. № 3 (31) июль – сентябрь. С. 169-173 (0,32 п.л.).

5. Миронова Г.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации с процессами самоактуализации, самоопределения и самоэффективности молодежи /Г.В.Миронова, О.В.Москаленко //Мир психологии. 2011. № 1. С. 193-200 (0,4 п.л.).

6. Миронова Г.В. Сущность, содержание и структура акмеологического развития личности в период юности (15-20 лет) / Г.В Миронова //Перспективы науки. 2011. № 5. С. 262-267 (0,38 п.л.).

7. Миронова Г.В. Уровни и страты акмеологического развития личности в период ранней юности(15-20лет) /Г.В Миронова, О.В. Москаленко //Перспективы науки. 2011.№ 5.С. 271-276(0,38 п.л).

8. Миронова Г.В. Эмпирическое исследование системы частных внешних критериев и показателей акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет) / Г.В Миронова. //Акмеология. 2011. № 3 (специальный выпуск). С. 423-427 (0,3 п.л.).

9 Миронова Г.В. Акмеологические критерии и показатели развития личности в период ранней юности (15-20 лет) / Г.В.Миронова. //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 112.-120.(0,5 п.л)

10. Миронова Г.В. Эмпирическое исследование процессуальных и результативных критериев акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет). /Г.В Миронова, О.В. Москаленко. //Акмеология. 2011. № 3 (специальный выпуск) С. 428-432 (0,25 п.л)

11. Миронова Г.В Категории развития личности в традиционном подходе отечественной и зарубежной психологии. /Г.В Миронова. // Перспективы науки. 2011. №10. С. 379-381 (0,13 п.л.)

Монографии

12 Миронова Г.В Мультикультурное образование молодежи: принцип этонотолерантности: монография /Г.В. Миронова, Д. С. Батарчук, Н.М. Борытко и др. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2007. 172 с (7,2п.л.).

13. Миронова Г.В. Принципы и условия мультикультурного образовательного пространства: монография /Г.В.Миронова, Р.Х.Кузнецова, Д.С. Батарчук. Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2008. 136 с. (0,75п.л.).

14 Миронова Г.В.Организация мультикультурного образовательного пространства педагогического колледжа: монография /Г.В.Миронова. Астрахань. Издательский дом «Астраханский университет»,2008.103с. (6,44п.л.).

15. Миронова Г.В Технологические аспекты мультикультурного образования: монография/Г.В.Миронова. Г.В. Палаткина, и др. Астрахань. Издательский дом «Астраханский университет», 2008. 131с. (0,94 п.л.).

16. Миронова Г.В.Основы исследования акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет): монография / Г.В. Миронова, О.В. Москаленко. М.: АПКиППРО. 2009. 228 с. (14,25 п.л).

17 Миронова Г.В., Развитие личности: основные теории и подходы в современной психологии: монография / Г.В Миронова. М.: АПКиППРО, 2010. 254 с. (15,88 п.л.).

18 Миронова Г.В. Основные принципы и содержание концепции акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет): монография /Г.В Миронова. М.: АПКиППРО, 2011- 254 с. (15,88п.л.).

19 Миронова Г.В. Оптимизация акмеологического развития личности в период развития ранней юности (15-20 лет): монография / Г.В Миронова. М. АПКиППРО, 2011 201 с. (12,57 п.л.).

20. Миронова Г.В. Основные направления акмеологического развития личности (15-20 лет): монография/ Г.В. Миронова. Номер проекта: 27825. Номер ISBN: 978-3-8454-7002-3. Германия. Изд-во Lambert Academic Publishing 2011. 209 с. (13,07 п л.).

21. Миронова Г.В. Концепция акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет). М.: Изд-во МААН, 2009. 137с. (8,57 п.л.)

22. Миронова Г.В Основные направления развития личности в период ранней юности (15-20 лет). М.: Изд-во МААН, 2009. 68 с. (4,25 п.л.)

23. Миронова Г.В. Проблема развития в психологии и акмеологии. М.: Изд-во МААН,2009. 50 с. (3,13 п.л.).

Научные статьи

24. Миронова Г.В. Создание воспитывающей среды на уроках психологии. /Информатика. Образование. Экология и здоровье человека: мат-лы докл. V Междунар. конф. Астрахань: Изд-во Астрах. гос. пед. ун-та: ИПЦ «Факел», 2000. С. 150—151 (0,19 п.л.).

25. Миронова Г.В. Принципы гуманизации образовательного пространства. /Научно-производственное и социально-экономическое обеспечение развития комплексных мелиораций Прикаспия: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во «Современные тетради», 2006.С. 505—509 (0,31 п.л.).

26 Миронова Г.В. Профессиональное становление студентов педколледжа в процессе педагогической практики. /Молодежь в науке XXI века. Проблемы профессионального становления студенческой молодежи: сб. материалов Всерос. студ. науч.-практ. конф., Ульяновск: УлГПУ, 2006. С. 7—12 (0,38 п.л.).

27. Миронова Г.В Толерантность в профессиональной подготовке учителя. /Организация воспитательной работы в образовательном учреждении: мат-лы 2-й региональной научно-практической конференции. Вологда: 2007. С. 172-176(0,32п л).

28 Миронова Г.В. Развитие психологической культуры студентов в процессе профессиональной подготовки. /Молодежь в социокультурной среде регионов: мат-лы межвузовской научно-практической конференции. Смоленск: 2008. С. 74-79. (0,38 п л)

29 Миронова Г.В Роль управления качеством образования студентов педколледжа с позиций акмеологической концепции саморазвития формирующейся личности (15-20 лет). /X111 симпозиум Психологические проблемы смысла жизни и акме. //Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 179-181 (0,19п.л.).

30. Миронова Г.В. Воспитательное и образовательное пространство как условие развития личности студента /Классическое университетское образование для 21 века: доступность, эффективность, качество: мат-лы международной VI заочной научно-методической конференции. Саратов: Изд-во СГУ, 2009.С.41-44 (0,25 п.л.)

31. Миронова Г.В. Мультикультурное самосознание как средство укрепления единого образовательного пространства страны /Целостный подход в педагогической науке и практике современного образования: мат-лы методологического семинара памяти профессора В.С. Ильина. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. С. 207.(0,32 п.л.).

32. Миронова Г.В. Формирование положительного опыта личности в ранней юности /Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: международная научно-практическая конференция. Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2010. С.95-102 (0,5 п.л.).

33. Миронова Г.В. Образовательная среда как фактор социального развития личности /Философские и психолого-педагогические проблемы развития образовательной среды в современных условиях: международная научно-практическая конференция. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета. 2010. С.74-78 (0,32 п.л.).

34. Миронова Г.В Акмеологическая концепция саморазвития формирующейся личности (15-20 лет) в современных условиях /Г.В.Миронова, О.В. Москаленко /Актуальные вопросы современного образования: мат-лы V международной научно-практической заочной конференции, Москва-Ульяновск: Изд-во УлГУ 2010. С. 401-407 (0,44 п.л.).

35. Миронова Г.В. Одна из ведущих тенденций профессионального образования в многокультурном мире XXI века /Образование и межнациональные отношения: Международная научно-практическая конференция. Ижевск: Удмуртский государственный университет. 2011, С. 148 -151 (0,25 п.л)

36. Миронова Г.В Акмеологическое развитие личности в период ранней юности (15-20 лет) как новая ценность в диалоге «Восток – Запад» / Международный диалог Восток-запад: 2-я международная научная конференция. Македония - Тамбов: 2011. С.112 -117 (0,38 п.л.).

37..Миронова Г.В. Концепция акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет) /Высшее образование в изменяющемся мире: мат-лы международной научно-практической конференции. Ученые записки. Вып.23. Москва: НОУ ВПО «СФГА». 2010. С 228-237 (0,63 п.л.).

40. Миронова Г.В Акмеологические особенности формирования личности (15-20 лет) в современных условиях) /Проблемы и инновации современного общества: материалы 111 международной научно-практической конференции. Астрахань: Издательство АФ МОСА, 2011. С.184-187 (0,25 п.л.)

41. Миронова Г.В Акмеологическое развитие личности в период юности (15-20 лет) как одна из возможностей реализации психолого-акмеологического подхода в образовании /Актуальные вопросы современного образования: IY международная. научно-практ. заочная конференция. Ульяновск: Изд-во УлГУ. 2011. С. 181-187 (0,44п.л.)

42. Миронова Г.В Акмеологическое развитие личности в период ранней юности (15-20 лет) как актуальная проблема поиска смысла жизни в процессе образования формирующейся личности /Психологические проблемы смысла жизни и акме: материалы XVI симпозиума. Электронный сборник. М.: УРАО «Психологический институт», 2011. С.264-267 (0,25 п.л..).

43. Миронова Г.В. Проблемы профессионального и личностного самоопределения в юношеском возрасте. /Сб.научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: Воронежский госпедуниверситет. 2011. С. 139-140 (0,2п л).

44. Миронова Г.В. Изучение проблемы акмеологического развития личности в период ранней юности (15-20 лет) / Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского»: сб. материалов 6-ой международной научно-практической конференции. Тамбов: 2011. С 74-75 (0,2п л).

Методические пособия

45.Миронова Г.В. Формирование нравственной культуры подростков средствами народной педагогики/Г.В Миронова, Р.Х. Кузнецова. Методические рекомендации. Астрахань: Издат-во ОПОУДПО АИПКП, 2006. С.32 (авт. 0,19 п.л.)

46. Миронова Г.В. Формирование профессиональных компетенций будущих социальных работников в процессе практического обучения. /Г.В Миронова. Методические рекомендации. Астрахань, Изд-во ОГУ ДПО « АИПКП» 2010. С. 54 (3.38 п.л.).

47. Миронова Г.В. Молодая семья –объект молодежной политики . /Г.В Миронова. Методическое пособие. Астрахань: Издательский дом « Астраханский университет». 2009. С. 151 (9.44.п.л.).

48. Миронова Г.В. Организация индивидуальной работы с детьми с отклонениями в развитии. /Г.В Миронова. Методические рекомендации. Астрахань: Издательский дом « Астраханский университет». 2010. С. 46 (2,88 п.л.).

Всего опубликованы 77 работ общим объемом 120,37 п..л., в том числе 19 монографий автора и четыре коллективных, 4 учебно-методических пособия, 50 научных статей, 11 из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.