- Сложная структура характеристик адресанта, объединяющих в себе биологическое, социальное и психологическое, трактовка характеристик адресанта как аспектов идентичности целостной личности позволяет нам в лингвистических исследованиях опираться на понятие мотивации и рассматривать речь как разновидность мотивированного поведения субъекта, зависящего от условий жизни, ценностной ориентации, убеждений, актуальных жизненных задач, целей, потребностей и т.д.
- Использование категории мотивации позволяет установить связь между характеристиками (идентичностью личности) адресанта и языковой формой и обосновать один из важнейших механизмов отражения характеристик адресанта в высказывании, функционирующий следующим образом. Важность, актуальность, мотивированность некоторого объекта или аспекта ситуации приводит к его выделенности на фоне других объектов или аспектов ситуации при интерпретативной деятельности личности в рамках когнитивных процессов (восприятия, внимания, мышления), в том числе и в процессе порождения речи. Для языкового кодирования (более) важных для человека объектов или аспектов ситуации в высказывании используются (более) «престижные» языковые средства. Связующим звеном между характеристиками адресанта и языком выступает когнитивная категория выделенности.
- Определение механизма отражения характеристик адресанта в высказывании позволяет прогнозировать те лингвистические аспекты высказывания, которые в наибольшей степени связаны с мотивированностью, важностью для адресанта некоторого объекта или аспекта ситуации и следовательно, с его выделенностью. На уровне высказывания это пропозициональное содержание высказывания и его коммуникативная «упаковка» - коммуникативная организация его смысла.
- Соответствующим нашим целям исследования (продемонстрировать влияние характеристик адресанта на коммуникативную организацию смысла высказывания) иллюстративным материалом являются реакции ассоциативного поля (АП), образованного в ходе ассоциативного эксперимента (АЭ) на множественную реакцию, когда респонденты дают на одно слово-стимул последовательность реакций в течение определенного времени.
- Реакции ассоциативного поля при АЭ на множественную реакцию, на основе сходства ситуации проведения АЭ с ситуацией порождения спонтанной речи, можно трактовать как предложения (высказывания), в той или иной форме отражающие в себе связь со словом-стимулом, что позволяет исследовать пропозициональную организацию реакций-высказываний и их коммуникативную «упаковку».
- В силу своей универсальности и базового характера, на основе которого объединяются когнитивные процессы и язык, категория выделенности действует и в рамках реакции-высказывания ассоциативного поля (но не действует в АП как целом, поскольку оно не является текстом и не обладает дискурсивной связностью). При этом дискурсивная «ущербность» АП, отсутствие связности приводят к тому, что семантико-синтаксическая форма реакции становится независимой от влияния других реакций и в большей степени определяется фокусом внимания респондента в момент ее порождения, т.е. разной важностью, значимостью для него участников отраженной в высказывании ситуации.
- Подходящим методом анализа ассоциативного поля является анализ на основе схемы (фрейма) - структуры для организации и представления знаний, позволяющей структурировать АП в соответствии с представленными в нем разными аспектами ситуаций действительности, связанных с референтом слова-стимула, и выделить в одну группу реакции, представляющие действия, состояния и характеристики референта слова-стимула.
- Различие в характеристиках респондентов (школьники - студенты) и, следовательно, разная мотивированность, важность для них референта слова-стимула (младенец), связанного с разной по мотивации ситуацией действительности (создание семьи и воспитание детей), может найти отражение в языковой форме реакций, представляющих действия, состояния и характеристики референта слова-стимула, а именно в коммуникативной организации смысла соответствующих высказываний-реакций. Важность референта слова-стимула может привести к тому, что респонденты будут отдавать предпочтение такой синтаксической конструкции (трансформации) предложения, при которой референт будет выделенным и будет кодироваться с помощью «престижного» языкового средства (формы подлежащего).
1.Отражение характеристик коммуниканта в речевом поведении (когнитивный анализ) – М. : Наука; Флинта. – 2008. – 312 с.
Статьи
2.Вербализация знаний в ассоциативном эксперименте // Языковое сознание как образ мира / Вестник МГЛУ, сер. «Лингвистика». – М., 2006. – Вып. 525. – С. 118–124.
3.Механизмы функционирования когнитивной категории выделенности в ассоциативном поле // Языковое сознание как образ мира / Вестник МГЛУ, сер. «Лингвистика». – М., 2006. – Вып. 525. – С. 124–138.
4.Когнитивный анализ ассоциативного поля (гендерный аспект) // Гендер: язык, культура, коммуникация : Сб. докл. Третьей междунар. конф. / Вестник МГЛУ, сер. «Лингвистика». – М., 2007. – Вып. 518. – С. 337–346.
5.Пол, гендер и вербальные навыки // Вопросы филологии. – 2006. – № 6. – С. 468–473.
6.Когнитивный подход к содержательному анализу ассоциативного поля: схема // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 20 (121). – Вып. 22. – С. 64–69.
7.Пол и гендер в лингвистических исследованиях // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 37 (138). – Вып. 28. – С. 125–132.
8.Интерпретативная деятельность адресанта в процессе восприятия, понимания и вербализации знаний // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, сер. «Филология. Искусствоведение». – 2009. – № 2 (36). – С. 134–138.
9.Особенности коммуникативной организации текста в спонтанной речи и явления речевого колебания // Речь: теоретические и прикладные аспекты : Коллективная монография. – М., 1999. – Вып. I. – С. 330–340.
10.Нейтрализация несимметричности межличностных отношений коммуникантов в ходе речевого акта (методические рекомендации по проведению экспериментов, объектом которых является спонтанная речь) // Речь: теоретические и прикладные аспекты : Коллективная монография. – М., 1999. – Вып. I. – С. 341–357.
11.Образ младенца: фантазия и реальность // Диалог 1999 : Тр. Междунар. сем. по компьютерной лингвистике и ее приложениям. – Таруса, 1999. – Т. 1. – С. 186–195.
12.Динамика речевых характеристик женщин в период репродуктивного цикла // Языковое сознание и образ мира. – М. : Ин-т языкознания РАН, 2000. – С. 98–106.
13.Личностная специфика языковой картины мира (мотивированный и немотивированный объект) // Диалог 2001 : Тр. Междунар. сем. по компьютерной лингвистике и ее приложениям. – Аксаково, 2001. – Т. 1. – С. 174–183.
14.Речь женщин в разные периоды беременности // Сироты России: право ребенка на семью : Матер. общерос. конф. – М., 2001. – С. 158–164 (в соавт. с В.И. Брутманом).
15.Языковые средства представления мотивированного объекта в тексте // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов : Сб. науч. тр. – М. : Академия управления МВД России, 2002. – С. 365–371.
16.Гендерные различия в представлении мотивированного и немотивироанного объекта (по данным ассоциативного эксперимента) // Гендер: язык, культура, коммуникация : Сб. докл. Второй междунар. конф. – М. : МГЛУ, 2002. – C. 236–242.
17.Когнитивный анализ ассоциативного поля (мотивация, фокус внимания, фигура и фон, подлежащее предложения) // Диалог 2002 : Тр. Междунар. сем. по компьютерной лингвистике и ее приложениям. – Протвино, 2002. – Т.1. – С. 152–161.
18.Биологический пол индивида и вербальные навыки // Язык. Сознание. Межкультурная коммуникация : Сб. науч. тр. – М. : Ин-т языкознания РАН, 2007. – С. 107–117.
19. Схема как основа содержательного анализа ассоциативного поля // Современные гуманитарные исследования. – 2008. – № 2. – С. 168–173.
20.Типы ассоциативного эксперимента и ассоциативный эксперимент на множественные реакции // Вопросы гуманитарных наук. – 2008. – № 2. – С. 290–295.
21. Предварительный анализ данных и формирование экспериментального массива при ассоциативном эксперименте // Вопросы филологических наук. – 2008. – № 2. – С. 55–59.
22.Diminutivization supports gender acquisition in Russian children // Journal of Child Language. – 2003. – Vol. 30. – P. 471–485 (в соавт. с V. Kempe, P. Brooks и др.).
23.Playing with the word ending: Morphological variation in the learning of Russian noun inflection // British Journal of Developmental Psychology. – 2007. – Vol. 25. – P. 55–77 (в соавт. с N. Seva, V. Kempe и др.).
24. Crosslinguistic evidence for the diminutive advantage: Gender agreement in Russian and Serbian children // Journal of Child language. – 2007. – Vol. 34. – P. 111–131 (в соавт с V. Kempe, P. Brooks и др.).
Тезисы докладов
25.Особенности организации устного спонтанного высказывания и речевые колебания (социолингвистический аспект) // Психолингвистика и международное взаимопонимание : Тез. докл. Х всесоюзн. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации. – М. : Ин-т языкознания АН СССР, 1991. – С. 187–190.
26.Новый подход к анализу явлений речевого колебания и возможности его прикладного применения // Язык, сознание, культура, этнос: теория и прагматика : Сб. тезисов докладов ХI Симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. – М. : Ин-т языкознания РАН, 1994. – С. 32–33.
27.Определение социальных характеристик говорящего по его речи // Информатизация правоохранительных систем : Тез. докл. Междунар. конф. – М., 1994. – С. 50–51.
28.Особенности отражения атрибутивных и некоторых предикативных отношений в речи мужчин и женщин» // Информатизация правоохранительных систем : Тез. докл. Междунар. научн. конф. – М., 1998.– С. 102–104.
29.Подходы к анализу женской речи как маркеры психосоматических изменений на различных этапах репродуктивного цикла // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи : Матер. Всерос. науч. конф. – М., 1998. – С. 235 (в соавт. с В.И. Брутманом).
30.Исследование речи женщин на различных этапах репродуктивного цикла // Языковое сознание: содержание и функционирование : Тез. докл. ХIII Междунар. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 2000. – С. 156–157 (в соавт. с В.И. Брутманом).
31.Речевые различия у будущих матерей с адекватным и отвергающим отношением к ребенку // Языковое сознание: содержание и функционирование : Тез. докл. ХIII Междунар. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 2000. – С. 157–158.
32.Особенности оценочных прилагательных в мужской и женской речи // Информатизация правоохранительных систем : Тез. докл. IХ Междунар. науч. конф. – М., 2000. – С. 502–503.
33.Языковая картина мира личности как зеркало мотивов и потребностей // Русский язык: исторические судьбы и современность : Матер. I Междунар. конгр. – М., 2001. – С. 76.
34.О взаимосвязи языковой формы и когнитивных функций // Языковое сознание: устоявшееся и спорное : Тез. докл. XIV Междунар. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 2003. – С. 166–167.
35.Гендерные различия в представлении мотивированного и немотивированного объекта (по данным ассоциативного эксперимента) // Гендер: язык, культура, коммуникация : Тез. докл. Второй междунар. конф. – М., 2002. – С. 80–81.
36.Когнитивный анализ текста ассоциативного поля: гендерный аспект // Гендер: язык, культура, коммуникация : Тр. Третьей междунар. конф. – М., 2003. – С. 76–77.
37.Когнитивный анализ ассоциативного поля (мотивация, фокус внимания, перспектива предложения) // Русский язык: исторические судьбы и современность : Тр. и матер. II междунар. конгр. – М., 2004. – С.129–130.
38.Когнитивные механизмы вербальной ассоциации // Матер. Первой рос. конф. по когнитивной науке. – М., 2004. – C. 161–162.
39.Эмоциональное состояние человека и когнитивные процессы // Функциональные стили звучащей речи : Тр. Междунар. конф. – М., 2005. – С. 86–88.
40.Вербальные способности: в чем именно состоят когнитивные различия между представителями разных полов? // Речевая деятельность. Языковое сознание. Общающиеся личности : Тр. ХV Междунар. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации. – М. – Калуга, 2006. – С. 191–192.
41.Механизм отражения характеристик адресанта в высказывании // Психолингвистика в XXI веке : Тез. докл. XVI Междунар. симпоз. по психолингвистике и теории коммуникации. – М., 2009. – С. 175–176.
Рецензии
42.Рецензия на книгу Н.И. Лепской «Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации)» // Филологические науки. – 2000. – № 3. – С. 104–109 (в соавт. с Е.А. Илюшиной).