Научная тема: «СТАНОВЛЕНИЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКОГО ПОИСКА В РАННЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ: ГЕРАКЛИТ И ПАРМЕНИД»
Специальность: 09.00.03
Год: 2012
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Определена специфика применения проблемного подхода для работы с разножанровыми и разноплановыми текстами, сохранившими свидетельства о раннегреческой философии. Уточнено место метода обратной реконструкции при реализации проблемного подхода в исследовании досократической философии.

2. Наличествующие в раннегреческих философских доктринах принципы постановки проблем, аргументация посредством апелляции к взаимоисключающим определениям (полярность), ориентированность на доказательность позиций свидетельствуют о рациональном характере досократической философии и могут служить обоснованием для признания исходных рациональных способов поиска знания.

3. Установлено, что в архаической греческой традиции имеется взаимосвязь понятий dizhmai (со значениями поиска), noov (чутье, намерение), shma (знак), odov (путь) и nostov (возвращение), позволяющая проинтерпретировать значение dizhsiv в архаических представлениях как обратный путь к тому, что хорошо известно, который прокладывается нусом, распознающим знаки-ориентиры. Эти специфические требования являются неотъемлемыми и характерными чертами дидзесиса и сохраняются в представлениях о философском поиске на разных этапах становления философии в античности. Предпосылки возникновения философского поиска определены развитием культурно-исторической специфики древнегреческого социума, что продемонстрировано на примере рационализации представлений об архаических предсказательных практиках, и возникновения скептических тенденций в первых философских доктринах.

4. Хронологически первыми доктринами, для которых может быть засвидетельствовано использование принципов «исследования» и «открытия» и явные тенденции, позволяющие говорить об использовании этих принципов в рамках универсального принципа познания, являются доктрины Ксенофана и Гераклита, в доктрине последнего новый принцип достижения знания сформулирован и успешно используется. В учении Парменида философский поиск уже обозначен как новый метод («путь», odov), получает название - дидзесис, приобретает четко выраженную демонстративную структуру и используется как прямой способ доказательства, а также впервые в истории философии - как обратный, от противного. В раннегреческих доктринах в противовес архаическим преставлениям о поиске, осуществление поиска приобретает еще одну специфическую черту - апорийность его исходных положений.

5. Платоновский парадокс Менона рассмотрен как модель проблемати-зации философского поиска, имеющая значение для подведения итогов предшествующих учений и для дальнейшего уточнения понимания философского поиска (zhthsiv). Составными элементами философского поиска у Платона являются elegcov, довод, и anamnhsiv (припоминание). Специфической чертой платоновского эпистемического поиска является suzhthsiv как совместное действие, диалог.

Установлено, что в типологии поиска Аристотеля практический поиск понимается как эндоксический, полагающийся на предшествующие философские разработки. Он складывается из следующих компонентов: эмоции (чувственные переживания) - sunesiv (понимание) - fronhsiv  (рассудительность) - bouleutikon (принятие решения) и logov как компонент последнего. Выявлено, что данная схема (за исключением bouleutikon) фактически повторяет реконструированную нами концепцию познания у Гераклита.

6. В раннегреческой философии закладывается и разрабатывается уни версальный принцип достижения знания или истины, лежащий в основе дру гих, прикладных, способов получения знания. Этот принцип понимается как путь или «мета-путь» (meqodov) поиска или исследования (ионич. dizhsiv), терминологически он наследуется более поздними античными философскими системами как zhthsiv (аттич.), и получает в них статус принципа поиска высшего и предельного знания (episthmh).

В качестве характерных, специфицирующих черт поиска, которые сохраняются в различных системах древнегреческой философии, выявлены следующие:

  1. наличие исходных данных для поиска: мы уже должны знать то, что ищем;
  2. наличие знаков (shmata), которым нужно следовать и которые укажут, где искать, каким путем продвигаться в достижении знания;
  3. в качестве ментальной способности, посредством которой осуществляется такой поиск, принимается noov, или мышление;
  4. поиск носит демонстративный характер (в смысле предъявления или обоснования знания), в форме доказательства или рассуждения; инициируется поиск через состояние ментального затруднения, проблему или апорию;
  5. философский поиск (dizhsiv или zhthsiv) принципиально противопоставляется случайным открытиям (eurhsiv); открытия совершаются на основании исследований.

7. Учение Гераклита содержит эпистемологический раздел. Эпистемология Гераклита может быть представлена в свете проблематики дидзесиса, как развертывание философского поиска сути вещей или истины. Это учение не является ни иррациональным, ни сенсуалистским, а через проблему явного и неявного в познании предлагает многоступенчатую познавательную схему исследования сути вещей, которая развертывается от чувственных восприятий к интеллектуальным познавательным усилиям, и сама эта схема познания терминологически и контекстуально имеет существенные соответствия практическому поиску Аристотеля.

8. Учение Парменида, рассмотренное как дидзесис в рамках стандартной аналитической интерпретации, не истолковывается как имеющее космологический характер. Все его учение в целом допустимо интерпретировать как имеющее гносеологическую направленность. В контексте такого понимания достижение единственно возможной истины («то, что есть»), реализуется не только исключительно в разделе алетейи как прямое доказательство, но и в разделе доксы - как доказательство или дидзесис от противного. Такое доказательство от противного играет роль способа преодоления обычных ошибок человеческого познания.

Список опубликованных работ
а) монографии:

1.Вольф М. Н. Ранняя греческая философия и Древний Иран. Санкт-Петербург: Алетейя, 2007. 214 с. 13,7 п.л.

2.Вольф М. Н. Эпистемология Гераклита Эфесского // Рационализм и иррационализм в античной философии: монография / В. П. Горан, М. Н. Вольф, И. В. Берестов, Е. В. Орлов, Е. В. Афонасин, П. А. Бутаков; отв. ред. В. Н. Карпович; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. Ин-т филос. и права. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 386 с. Гл. II. С. 67-119. 25 п.л. / Автора 4 п.л.

б) статьи в изданиях, включенных в рекомендательный список ВАК РФ для публикации основных положений докторских диссертаций:

1.Вольф М. Н. Понятия «явное и неявное» как базис для формирования гносеологической проблематики Гераклита // Вестник НГУ. Серия «Философия». 2005. Т.3. Вып. 1. С. 80-88. 1 п.л.

2.Вольф М. Н. Обзор книги Patricia Curd. The legacy of Parmenides. Eleatic monism and later presocratic thought. Las Vegas: Parmenides Publishing, 2004. 309 c. // Вестник НГУ. Серия «Философия». 2005. Т.3. Вып. 1. С. 130-135. 0,5 п.л.

3.Вольф М. Н. О трех базовых антитезах онтологии Гераклита // Гуманитарные науки в Сибири. 2006. №1. С. 22-26. 0,5 п. л.

4.Вольф М. Н. Гносеологическая позиция Гераклита как средство реконструкции его доктрины начала // Вестник НГУ. Серия «Философия». 2006. Т. 4. Вып. 1. С. 104-112. 1 п.л.

5.Вольф М. Н. Гносеология и онтология ионийской философии с позиций проблемного подхода // Вестник НГУ. Серия «Философия». 2006. Т. 4. Вып. 2. С. 111-116. 0,6 п.л.

6.Вольф М. Н. Рецензия на книгу: Dancy R.M. Plato’s introduction of forms (Cambridge University Press, 2004. P. XXI, 348) // Вестник НГУ. Серия «Философия». 2006. Т. 4. Вып. 2. С. 160-163. 0,3 п.л.

7.Вольф М. Н. О связи понятий noov и xunesiv у Гераклита // Вестник НГУ. Серия «Философия». 2007. Т. 5. Вып. 2. С. 118-123. 0,5 п.л.

8.Вольф М. Н. О связи понятий noov и maqhesiv у Гераклита // Вестник НГУ. Серия «Философия». 2008. Т. 6. Вып. 1. С. 106-111. 0,5 п.л.

9.Вольф М. Н. Стандартная англоязычная интерпретация учения Парменида // Вестник НГУ. Серия «Философия». 2009. Т. 7. Вып. 2. С. 96-105. 1 п.л.

10.Вольф М. Н. Рецензия на книгу: Mourelatos, Alexander P.D. The Route of Parmenides: revised and expanded edition; with new introduction, three supplemental essays, and an essay by Gregory Vlastos (originally published 1970). Las Vegas: Parmenides Pub., 2008. lix, 408 p. // Гуманитарные науки в Сибири.

2009. №1. С. 110-112. 0,5 п.л.

11.Вольф М. Н. Принципы аргументации в раннегреческой философии: постановка вопроса // Вестник НГУ. Серия: «Философия». 2010. Т.8. Вып. 3. С. 118-122. 0,5 п.л.

12.Вольф М. Н. Основания аргументации в раннегреческой философии: полярность как тип аргументации // Вестник НГУ. Серия: «Философия». 2010. Т. 8. Вып. 4. С. 112-18. 0,7 п.л.

13.Вольф М. Н. Становление философского поиска в Архаической Греции: знаки и их истолкование // Вестник НГУ. Серия: «Философия». 2011. Т. 9. Вып. 2. С. 96-104. 1 п.л.

14.Вольф М. Н. Становление философского поиска и дискуссия об идее прогресса: Ксенофан В 18 DK // Вестник НГУ. Серия: Философия. 2011. Т. 9. Вып. 3. С. 128-135. 1 п.л.

15.Вольф М. Н. К вопросу интерпретации доксы у Парменида: в поисках космологии // Историко-философский ежегодник’2010 / Ин-т философии РАН. Москва: Центр гуманитарных инициатив, 2011. 512 с. С. 5-32. 1,5 п.л.

16. Вольф М. Н. Эпистемический поиск в диалоге Платона «Менон» // Вестник Томского государственного университета. Серия: Философия. Со циология. Политология. 2011. № 4 (В печати) (1 п. л.).

в) статьи и материалы докладов, опубликованные в других российских и иностранных изданиях:

17.Volf M. N. Review on Patricia Curd, The Legacy of Parmenides. Elea-tic monism and later presocratic thought. Las Vegas: Parmenides Publishing (distributed by the University of Chicago Press), 2004. Pp. xxix, 280. ISBN 1-930972-15-6. $22.00 [Электронный документ] // Bryn Mawr Classical Review 2005.06.05. URL: http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr/2005/2005-06-05.html (дата обращения: 4.08.2011)

18.Volf M. N. Review on R.M. Dancy, Plato´s Introduction of Forms. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. Pp. xii, 348. ISBN 0-521-83801-0. $75.00 [Электронный документ] // Bryn Mawr Classical Review 2006.08.29. URL: http://ccat.sas.upenn.edu/bmcr/2006/2006-08-29.html (дата обращения: 4.08.2011).

19.Volf M. N. Review on Mourelatos, Alexander P.D. The Route of Par-menides: revised and expanded edition; with new introduction, three supplemental essays, and an essay by Gregory Vlastos (originally published 1970). Las Vegas: Parmenides Pub., 2008. lix, 408 p. [Электронный документ] // Bryn Mawr Classical Review 2009.01.07 URL: http://bmcr.brynmawr.edu/2009/2009-01-07.html (дата обращения: 4.08.2011).

20.Вольф М. Н., Берестов И. В. Проблемный подход к исследованию древнегреческой философии // SCOLH. Философское антиковедение и классическая традиция. Том 1. Вып. 2. 2007. С. 203-276. 2,5 п.л. / Автора 1,25 п.л.

21.Вольф М. Н. «Исследование» и «открытие» у Гераклита: рождение философского метода // SCOLH. Философское антиковедение и классическая традиция. 2011. Том 5. Вып. 1. С. 53-73. 1,5 п.л.

22.Вольф М. Н. Формирование гносеологической проблематики в учении Гераклита // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). Т.2. М.: Современные тетради, 2005. С. 11-12. 0,15 п.л.

23.Вольф М. Н. Проблема «явного и неявного» Гераклита и ее трансформация в учении Платона // «Универсум платоновской мысли. Платоновская и аристотелевская традиция в античности и в европейской философии». Санкт-Петербург, 23-24 июня 2005. Изд-во С.-Петербургского университета, 2005. С. 15-20 (0,25 п. л.).

24.Вольф М. Н., Берестов И. В. Проблемный подход как историко-философская методология // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук / Новосиб. гос. ун-т. 2006. С. 89-95. 0,25 п.л. / Автора 0,12 п.л.

25.Вольф М. Н., Берестов И. В. Предпосылки введения проблемного подхода к истории философии // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований. Материалы V региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук / Новосиб. Гос. ун-т. 2007. 264 c. С. 103-105. 0,25 п.л. / Автора 0,12 п.л.

26.Вольф М. Н. Понятия voos и xynesis в эпистемологии Гераклита Эфесского // Днi науки фiлософського факультету – 2008: Мiижнародна нау-кова конференцiя (16-17 квiтня 2008 року): Матерiали доповiдей та виступiв. – Київ: Видавнично-полiграфiчний центр «Київський унiверситет», 2008. Ч. 1. 119 с. C. 12-14. 0,25 п.л.

27.Вольф М. Н. Путь отыскания истины: Гераклит и Парменид // Наука. Философия. Общество. Материалы V Российского философского конгресса. Новосибирск: Параллель, 2009. Т. II. 544 с. С. 14. 0,2 п.л.

28.Вольф М. Н. Философский поиск как прототип научного исследования в Античности // Интеллектуальные ценности в современной России: Философия. Наука. Инновации: Материалы Первой Всероссийской научной конференции «Сибирский философский семинар» - 2011 / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2011. 208 с. С. 148-152. 0,25 п.л.