- Установлено, что философия Джалолуддина Руми является синтезом всего суфийского теоретического опыта, сочетанием различных воззрений, ставшим базой развития концепции «вахдати вуджуд»-единства единения.
- Предложен новый подход в понимании предтеч и истоков, среды и места религиозно-философской концепции мыслителя в системе интеллектуального наследия таджикского народа.
- На основе оригиналов произведений мыслителя, аргументировано и наиболее полно определены особенности понимания Мавлоно Руми теории «вахдати вуджуд» и оригинальной ее трактовки, в которой вопрос о существовании определяется с использованием элементов теории света.
- Аргументируется существенное влияние доисламских интеллектуальных традиций на религиозно-философскую концепцию Джалолуддина Руми, выявлена степень влияния на суфизм различных религиозно-философских течений и традиций, подробно рассматриваются степень взаимовлияния существовавших в ХШ веке суфийских течений.
- Обосновываются оригинальные подходы Мавлоно в онтологии, выраженные в особой трактовке миросоздания, сущности Бога и души, иерархии творения, места и роли Бога и человека в этом ряду. Бог, по представлениям Мавлоно, является сущностью и содержанием мира по формуле «все-он»-(хама уст), важнейшим свойством которого является творение. Бог создал по своему образу и подобию человека, которого на ряды с другими божественными атрибутами, наделил творческим началом.
- Наиболее системно анализируется соотношения разума и сердца в гносеологии Джалолуддина Руми, где обосновывается, что главным средством познания Бога и мира супранатуральных сущностей он считает сердце, а роль разума и чувств оставляет ограниченным материальным миром.
- Даётся систематическое изложение, аргументируются сходства и различия теории познания Мавлоно Руми, его представлений о познаваемости мира, Абсолютном и индивидуальном разуме, границ рационального и иррационального, средств познания-разума и сердца.
- Проанализированы онтологические и гносеологические аспекты учения о совершенном человеке Джалолуддина Руми, которое, развиваясь в рамках исламских представлений о человеке, определяет внешне его как микро, а его сердце, способное вобрать в себя беспредельного Бога - макрокосмос.
- Произведена попытка реконструкции социально-этического учения Джалолуддина Руми, расширены границы изучения суфийской теории ненасилия, имевшей огромное значение в дальнейшей социализации данного течения.
- Диссертант обратил внимание на вклад Мавлоно Руми в развитие понятий толерантность, религиозная терпимость, непротивление злу насилием, а также разработанное им универсальное понятие «Человечество».
1.Этические взгляды Джалолуддина Руми. Душанбе, Деваштич, 2001.-175 стр.
2.Философия Джалолуддина Руми. Душанбе, Дониш, 2007.-290 стр.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах:
1.Некоторые размышления об этике Джалолуддина Руми.// Известия АНРТ. -Серия: философия и право, № 1,2, Душанбе 1992, -с.24-32 (на тадж.яз)
2.Концепция «совершенного человека» в воззрениях Джалолуддина Руми// Из-вестия АНРТ, -серия: философия и право, Душанбе,1995, -1п.л. (на тадж. яз.)
Ибн Араби и Джалолуддин Руми Душанбе, Известия АНРТ, -серия: философия и право, №3 2007, 1,5
Статьи в прочих изданиях:
1.К характеристике суфийской этики//Доклады научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Республики Таджикистан. Курган-Тюбе, 1991.
2.Проблема «совершенного человека» в этике суфизма//ж. Точикистон, 1994, № 1-2 (на тадж.яз)
3.Этические аспекты «фано» и «бако»// ж. Адаб. 1995, № 7-9. (на тадж.яз.)
4.Место женщины в «Джами ас-сахих» ал Бухари.// Материалы международной конферен-ции «Имам ил Бухари и его вклад в мировую культуру», Самарканд, 1998г.-С.217-219.
5.Роль исторического опыта в урегулировании межэтнических процессов в Таджикистане// Влияние общественного мнения на реализацию прав человека и развитие демократии в со-временном мире. Душанбе, 1997,-С.221-224.(на тадж.яз)
6.The plase of woman in “al Jami as-sahih” by al- Bukhari// Transactions the International Scien-tific Conference “Imam al-Bukhari and his contribution to the world culture” Samarkand, 1998, -P.144-145.(на англ. яз.)
7.Ал Бухорий «Сахих»ларида аёлнинг урни// Имом ал Бухорий ва унинг Дуне маданиятида тутган урни мавзуидаги халкаро конференсиялари материаллари. Самарканд. 1998,-с. 39-41.(на узб.яз.)
8.Гуманистическая культура суфизма эпохи Саманидов//Философия в эпоху Саманидов, Душанбе 1999-с. 215-225;(на тадж.яз)
9.Этические принципы в «Найнамэ» Халилулоха Халили// г. Нури Худжанд, № 14, 1999.(на тадж.яз.).
10.Абуали Ибн Сино о социальных различиях полов.// Здоровье и народонаселение. Ежегод-ный научно-популярный журнал, выпуск 2.2001, -С.56-58.
11.Зороастризм и мистицизм Мавлоно Руми// Авесто и мировая цивилизация. Душанбе, 2001.-С. 51-54. (на тадж. яз.)
12.Проблема человека в рубаи Умара Хайяма// Умар Хайям. Мыслитель, ученый, поэт, 2002, 0,5 п.л.(на тадж.яз)
13.О социальном образе таджикской женщины (исторический анализ) // Современные про-блемы гендерных исследований в Таджикистане. Душанбе, 2002.-С.159-165.
14.Джалолуддин Руми и его вклад в развитие религиозно-философской мысли Центральной Азии.//Вклад таджиков и персоязычных народов в мировую цивилизацию: история и со-временность. Душанбе, 2002,-С.71-73.
15.Jaloluddin Rumi and Contribution to Development of Religious-Philosophical Idea of Central Asia/ Contribution of Tajik and Persian Speakers in the world civilization: Past and Present, Dushanbe, 2002, -C. 74-78.(на англ.яз)
16.Rechenschaftsberict Uber die Teilnahme am Seminar, Temabereich: Islamisch-Europaischer Dialog zwichen Kulturen//Europaisch-Islamischer Kulturdialog, 2003–P.55-57 (на немец.яз)
17.Концептуальный указатель Проекта человековедения Фонда Ага Хана, год 4., Душанбе, 2003.
18.История становления представлений о социальных ролях человека-таджикские просвети-тели.// Гендерная система:состояние и тенденции развития. Душанбе, 2004,-С.160-175.
19.Символизм в воззрениях Носира Хусрава и Джалолуддина Руми Худжанд, // Носири Хус-рав. Дирўз, имрўз, фардо. 2005-с.181-188
20.Теория «вуджудизма» в воззрениях Мавлоно Руми //Народная газета 2007 1,5 п.л.