- Выдвинута и научно обоснована новая концепция бюджетирования, в основе которой идея универсальности бюджетирования как технологии управления в сфере централизованных и децентрализованных финансов, а также системное видение бюджетирования как сложной системы, интегрируемой со стратегией, и включающей определенные компоненты.
- Систематизированы и уточнены функции и принципы бюджетирования. Система принципов бюджетирования включает 4 подсистемы: общенаучные принципы, которые характеризуют бюджетирование с позиции теории управления, кибернетики и других наук; общие принципы, отражающие общие черты бюджетирования и финансов; специфические принципы, присущие исключительно бюджетированию как особой технологии и частные принципы, которые характерны бюджетированию в группах аналогичных объектов (например, в муниципалитетах, проектно-ориентированном бизнесе и т.д.).
- Разработана логическая модель бюджетирования как единой универсальной технологии управления централизованными и децентрализованными финансами, отражающая интеграцию системы бюджетирования со стратегией развития, конкретизированной для среднесрочной перспективы и бюджетного периода.
- Разработаны предложения по развитию методологии бюджетирования, основанному на унификации основных компонентов бюджетирования в сфере централизованных и децентрализованных финансов (финансовой структуры, бюджетной модели, этапов процесса реализации бюджетирования, а также ряда универсальных механизмов системы бюджетирования).
- Разработана модель интеграции бюджетирования предприятия и сбалансированной системы показателей на основе ключевых показателей эффективности и стратегического бюджета и аналогичная ей модель интеграции БОР субъекта (муниципалитета) с инструментами стратегического менеджмента.
- Сформулированы предложения по распространению лучшей практики реализации бюджетирования, ориентированного на результат, в России на основе обобщения данных проведенного анализа опыта США и других стран-членов ОЭСР, а также нормативной базы и практики внедрения БОР в субъектах и муниципалитетах РФ: для повышения результативности государственных расходов необходимо встроить БОР в бюджетный процесс, а не использовать его наряду с действующим бюджетным процессом; инструментарий БОР следует развивать с учетом теории и методологии управления финансами в коммерческих структурах (это формулировка миссии и стратегий, интеграция сбалансированной системы показателей с бюджетами, использование индикаторов социальной и экономической эффективности как аналогов результатов хозяйственной деятельности, оценка рисков, учет расходов методом начислений и т.д.), в связи с этим внедрение БОР требует переход в государственном секторе от административных методов управления к развитию инициативы на местах в сочетании с большей ответственностью за результаты, совершенствование финансового менеджмента государственных и муниципальных структур (в частности, стандартизацию правил и процедур, расширение аналитики для принятия управленческих решений, интеграцию информационных потоков, выработку общих принципов отражения управленческих и иных косвенных расходов в бюджетной классификации, согласование бюджетной классификации и процедур представления отчетности в соответствии с организационной структурой программ и т.д.).
- Систематизированы методологические и организационные проблемы внедрения и развития бюджетирования на предприятиях и в группах компаний Российской Федерации. В составе методологических проблем выделены группы проблем, связанных с формированием финансовой структуры, бюджетной модели, с разработкой и применением методики формирования планируемых и фактических версий бюджетов. Организационные проблемы классифицированы по этапам реализации бюджетирования: планирование, исполнение бюджетов, формирование отчетности и контроль.
- Основываясь на опыте коммерческих структур, разработаны методические подходы к решению важной проблемы развития БОР - обоснованию бюджетных ассигнований на государственные (муниципальные) услуги, в том числе:
- разработан алгоритм формирования стандарта государственной (муниципальной) услуги,
- обоснована типовая структура Стандарта услуг,
- разработан алгоритм расчета стоимости государственной (муниципальной) услуги, в котором адаптирован маржинальный подход.
- Разработана модель социально-ориентированной системы бюджетирования ЖКХ муниципалитета, которая позволяет решать ряд выявленных в ходе анализа проблем: усилить контроль за экономической обоснованностью потоков бюджетных средств на субсидирование населения, выпадающих доходов организаций от предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг; проводить превентивный контроль финансового состояния управляющих компаний, предотвращать их банкротство; предоставлять населению информацию для контроля управляющих компаний (ЖК, ТСЖ) и ресурсоснабжающих организаций; осуществлять контроль выполнения в полном объеме услуг в соответствии с утвержденным перечнем и принятыми тарифами и стандартами.
- Дальнейшее развитие получила методология бюджетирования на предприятиях производственной сферы и в группах компаний, в частности, разработаны:
- методология бюджетирования холдинговой структуры, создаваемой при акционировании государственной собственности;
- инструментарий управления денежным потоком в системе бюджетирования групп компаний на основе адаптации идей казначейского исполнения бюджета государства;
- алгоритм контроля достаточности источников финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, согласованный с механизмом реализации БДДС на основе Заявок на платеж.
- Разработана концепция проектного и процессного бюджетирования:
- уточнены понятие и принципы проектного и процессного бюджетирования;
- разработана принципиальная схема финансовой структуры для системы процессно-ориентированного и проектно-ориентированного бюджетирования;
- разработаны бюджетная модель процессно-ориентированного бюджетирования и методические подходы к ее формированию, в частности, с применением Нормативного бюджета проекта.
1.Траченко М.Б. Специфика управленческого учета и бюджетирования в управляющих компаниях по управлению многоквартирными домами // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, №9, 2008. – 0,4 п. л.
2.Траченко М.Б. Система бюджетирования компаний бизнес-образования в России // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, №10, 2008. – 0,4 п. л.
3.Траченко М.Б. Маркетинговая служба в системе бюджетирования предприятия // Маркетинг, №6, 2008 – 0,5 п. л.
4.Траченко М.Б. Система бюджетирования строительной компании // Экономика и учет в строительстве. №11, 2008. – 0,6 п. л.
5.Траченко М.Б. Вигилева О.О. Превентивный контроль финансовой устойчивости в системе бюджетирования предприятия // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, №10, 2008. – 0,5 п. л., из них 0,3 п. л. лично автора.
6.Траченко М.Б. Цена контрольного пакета акций // Мясная промышленность. 1994 г. №1. - 0,5 п. л.
7.Траченко М.Б. Взгляд в будущее: инвестиции и инвестиционные проекты // Мясная промышленность. 1995 г. №3. - 0,5 п. л.
8.Траченко М.Б. Роль бюджетирования в реформировании Федерального агентства водных ресурсов // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, №9, 2009. – 0,8 п. л.
9.Траченко М.Б. Расходы на персонал и бюджет службы персонала в бюджетной модели предприятия // Кадровик. Кадровое делопроизводство. №12, 2010. – 0,7 п. л.
10.Траченко М.Б. Принципы бюджетирования в системе централизованных и децентрализованных финансов // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, №21, 2011. – 0,5 п. л.
11.Траченко М.Б. Целевые программы в системе бюджетирования, ориентированного на результат // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, №22, 2011. – 0,5 п. л.
12.Траченко М.Б. Специфика компонентов финансового менеджмента при реализации бюджетирования // Вестник университета (Государственный университет управления) - М.: ГУУ, №23, 2011. – 0,5 п. л.
13.Траченко М.Б. Развитие методологии процессно-ориентированного и проектно-ориентированного бюджетирования //Вестник МарГТУ. Серия «Экономика и управление», №3, 2011. – 0,5 п. л.
14. Траченко М.Б. Развитие методологии бюджетирования в системе общественных финансов // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. №1, 2012. – 0,9 п. л.
Монографии, справочники, учебники и учебные пособия для вузов с грифами Минобрнауки РФ и УМО
15.Траченко М.Б. Бюджетирование в системе управления финансами. Монография. – М.:ГУУ, 2011. – 168 с. – 10,5 п. л.
16.Траченко М.Б. Актуальные проблемы бюджетирования. В книге: Актуальные проблемы финансового менеджмента. /Под общей редакцией проф., Н. Ф. Самсонова. Монография. Государственный Университет Управления, Институт финансового менеджмента ГУУ. – М.: ГУУ, 2009. – 220с. – 13,75 п. л., из них 1,2 п. л. лично автора.
17.Траченко М.Б. Генезис и развитие методологии бюджетирования. В книге: Управление финансами в современной России: теория и методология. /Под общей редакцией проф. Н. Ф. Самсонова. Монография. М.: Издательский дом СИНЕРГИЯ, 2009. – 332 с. - 20,75 п. л., из них 3, 1 п. л. лично автора.
18.Траченко М.Б. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н. Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001.-448 с. – 28 п. л., из них 1,6 п. л., лично автора.
19.Траченко М.Б. Оборотные средства предприятия. В книге: Управление организацией: энциклопедический словарь. - М.: Инфра - М, - 2001. – 822с. – 87,36 п. л., из них 0,1 п. л., лично автора.
20.Траченко М.Б. Справочник финансиста предприятия: Учебное пособие. -3-е изд. доп. и перераб. - М.: Инфра – М., 2001. – 493с., - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: Инфра – М., 2002, 576с. – 68 п. л. в 2-х изданиях, из них 4,5 п. л. лично автора.
21.Траченко М.Б. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./Под ред. д.э.н., проф. Н. Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2002.-302 с. - 19 п. л., из них 0,9 п. л. лично автора.
22.Траченко М.Б. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. А. М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 284с., 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2009. – 336 с. - (Серия «Высшее образование»), 39 п. л. в 2-х изданиях, из них 2,5 п. л. лично автора.
23.Траченко М.Б. Финансы: учебник / Под ред. Н. Ф. Самсонова. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. – 591 с. – (Основы наук). – 33,3 п. л., из них 1,7 п. л. лично автора.
24.Траченко М.Б. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / Под ред. проф. А.А. Володина. – М.: ИНФРА-М, 2012.- 504 с. – (Серия «Высшее образование»). - 64 п. л. в 2-х изданиях, из них 9,8 п. л. лично автора.
Статьи, тезисы научных докладов на конференциях, учебные и учебно-методические пособия
25.Траченко М.Б., Агафонов В.А., Грачева М.В., Кочергин А.В. и др. Экономические задачи и их программное обеспечение: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1986 – 55 с. – 3,5 п.л., из них 1 п. л. лично автора.
26.Траченко М.Б. Экономика производства. Анализ инвестиционных проектов: Учебное пособие. - М.: МГАПБ,1996. – 62 с. – 4 п. л.
27.Траченко М.Б. Формирование рациональной структуры финансирования предприятия / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2001». Выпуск 2. – М.: ГУУ, 2001. – 0,2 п. л.
28.Траченко М.Б., Барабанов А.В. Совершенствование налогообложения внешнеэкономической деятельности нефтяного сектора / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2002». Выпуск 2. М.: ГУУ, 2002. – 0,3 п. л., из них 0,2 п. л. лично автора.
29.Траченко М.Б. Налоговое планирование в системе бюджетирования. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2004». Выпуск 2. М.: ГУУ, 2004. – 0,2 п. л.
30.Траченко М.Б. Ключевые показатели эффективности в системе бюджетирования холдинга / Материалы 10-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2005». Выпуск 2. М.: ГУУ, 2005. – 0,2 п. л.
31.Траченко М.Б. «Тюнинг» для бюджетирования / Консультант, , М.: Издательство "Бератор-Пресс", №1, 2006. – 0,3 п. л.
32.Траченко М.Б. Ошибок бюджетирования можно избежать / Консультант, , М.: Издательство "Бератор-Пресс", №11, 2006. – 0,3 п. л.
33.Траченко М.Б. Советы бывалых путешественников / Консультант, М.: Издательство "Бератор-Пресс", №7, 2007. – 0,1 п. л.
34.Траченко М.Б. Интеграция проектного управления и системы бюджетирования / Материалы 12-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2007». Выпуск 2. М.: ГУУ, 2007. – 0,2 п. л.
35.Траченко М.Б., Вигилева О.О. Превентивный контроль финансовой устойчивости в системе бюджетирования предприятия / Материалы 13-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2008». Выпуск 2. М.: ГУУ, 2008. – 0,2 п. л., из них 0,1 п. л. лично автора.
36.Траченко М.Б. Контроль финансирования НИОКР в системе бюджетирования / Материалы 14-ой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – 2009». М.: ГУУ, 2009. – 0,3 п. л.
37.Траченко М.Б. Принципы бюджетирования в системе управления общественными и децентрализованными финансами / Материалы 15-ой Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления – модернизация и инновации в экономике». М.: ГУУ, 2010. – 0,4 п. л.
38.Траченко М.Б. Проблемы применения инструментария БОР в субъектах Российской Федерации / Материалы X Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения)». С-Пб, 2011. – 0,2 п. л.
39.Траченко М.Б. Теоретические основы процессно-ориентированного и проектно-ориентированного бюджетирования / Материалы 16-ой Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления». – М.: ГУУ, 2011. – 0,3 п. л.
40.Траченко М.Б. Модернизация управления финансами научно-исследовательских институтов на основе системы бюджетирования / Материалы Международной научно-практической конференции «Модернизация финансово-кредитных отношений в условиях инновационной экономики» – М.: ГУУ, 2011. – 0,2 п. л.
41.Траченко М.Б. Инвестиционная политика предприятия. Финансовая несостоятельность (банкротство) предприятия. В книге: Финансовый менеджмент /Под ред. д.э.н., проф. Самсонова Н.Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 269с. - 14,28 п. л., из них 1,6 п. л., лично автора.
42.Траченко М.Б. Рабочая тетрадь к учебнику «Управление организацией». Раздел 6 «Финансовый менеджмент»: Учебное пособие / Под редакцией Ковалевой А.М. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 112 с. – 6,86 п. л., из них 0,6 п. л., лично автора.
43.Траченко М.Б. Экономика и организация производства: Учебное пособие / Под ред. В.Г.Ларионова. - М.:МГУПБ, 2000. – 148 с. – 9,25 п. л., из них 3,8 п. л., лично автора.
44.Траченко М.Б. Менеджер по системам качества субъекта хозяйственной деятельности: Учебное пособие. - М.: Изд-во «МАРТИТ», 2001.- 285 с. – 10,7 п. л., из них 0,6 п. л., лично автора.
45.Траченко М.Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для слушателей e-MBI.-М.: Академия АйТи, 2006. – 220 с. – 14 п. л.