Научная тема: «РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. ДСПК работников образования представляет собой применение совокупности ДОТ, в рамках педагогического сопровождения, направленного на обновление теоретических и практических знаний работников образования в связи с повышением требований к уровню их квалификации, при котором целенаправленное опосредованное или частично опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя (тьютора) осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных ИКТ и опирается на традиционные дидактические принципы образования, трансформированные, дополненные и адаптированные применительно к условиям региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды.
  2. В основу построения модели ДСПК работников образования положена концепция дистанционного сопровождения освоения образовательной программы, включающая сетевую методическую поддержку в межкурсовой период в условиях региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды.
  3. Разработанная на основе концепции региональная модель ДСПК работников образования характеризуется тем, что:
    • региональная модель ДСПК представляет собой целостное единство взаимосвязанных и дополняющих друг друга целевого, содержательного, процессуального, организационно-педагогического, интерактивного и оценочно-результативного компонентов, опирающихся на особенности региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды.
    • в основу проектирования модели ДСПК и условий еѐ реализации положено единство системного, личностно ориентированного и андрагогиче-ского подходов;
    • отбор содержания в рамках ДСПК работников образования в условиях региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды осуществляется в соответствии с его признаками (полезность, информативность и мно-гоаспектность отражаемого социального опыта), а также с учетом запросов самих слушателей;
    • региональная система ДПО как элемент региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды, является системообразующим фактором и интегративным ресурсом ДСПК;
    • региональность модели ДСПК работников образования обеспечивается за счет реализации следующих условий, важнейшими из которых выступают: социально-экономическое развитие региона, большая территориальная протяженность Челябинской области; присутствие в области «закрытых» городов; наличие в области большого количества металлургических, машиностроительных и других наукоемких производств; реализации в Челябинской области Проекта ИСО, разработка и реализация региональной образовательной политики.
  4. Эффективность реализации региональной модели ДСПК работников образования обеспечивается совокупностью выявленных организационно- педагогических условий:
    • учет возрастного и образовательного статуса контингента обучаемых при освоении образовательной программы повышения квалификации с использованием ДОТ;
    • проектирование адаптированных образовательных программ повышения квалификации с использованием ДОТ;
    • актуализация ИКТ-компетентности работников образования как фактора успешности профессионально-личностного развития работника образования в процессе ДСПК.
  5. Разработанная и апробированная региональная модель ДСПК является одним из эффективных и перспективных способов осуществления повышения квалификации работников образования и представляет собой основу для дальнейшего развития системы ДПО в условиях информатизации.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Осипова, О.П. Педагогическое содействие в условиях дистанционного сопровождения повышения квалификации [Текст] / О.П. Осипова. – Монография. – М.: АПКиППРО, 2011. – 294 с. (18,4 п.л.).

2.Осипова, О.П. Особенности проектирования и реализации образовательных программ повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий Дополнительное профессиональное образование: традиции и инновации: монография [Текст] / О.П. Осипова - коллектив авторов; под ред. Проф. В.В. Огурцова. – Красноярск: СибГТУ, 2010. – 218с. (13,62 п.л., из них автор. 1,0 п.л.).

3. Осипова, О.П. Организация повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях до полнительного профессионально-педагогического образования: моногр. [Текст] / О.П. Осипова. – Челябинск: Изд-во ИИММЦ «Образование», 2009. – 196 с. (12,25 п.л.).

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

4.Осипова, О.П. Особенности построения и использования региональной ИКТ-насыщенной образовательной среды в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования [Текст] / О.П. Осипова/ Преподаватель ХХI век. – 2011. – №4. – С.45 – 59. (0,94 п.л.).

5.Осипова, О.П. Направленность педагогического содействия в условиях дистанционного сопровождения повышения квалификации [Текст] / О.П. Осипова, С.А. Смирнов // Школа будущего. – 2011. – №4. – С.94 – 97. (0,25 п.л., из них авторских 0,125 п.л.).

6.Осипова, О.П. Апробация повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст] / О.П. Осипова // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2010. N 2 (38). С. 12-19. (0,5 п.л.).

7.Осипова, О.П. Информатизация и модернизация. Как развивать систему, применяя компьютер? [Текст] / О.П. Осипова, В.Н. Кеспиков // Народное образование. 2010. № 1. С 145-152. (0,5 п.л., из них автор. 0,25 п.л.).

8.Осипова, О.П. Проект «Телешкола»: как обеспечить качественное и доступное образование каждому? [Текст] / О.П. Осипова, И.М. Никитина и др.//Народное образование. 2010. № 6. С. 169-176. (0,5 п.л., из них авторских 0,13 п.л.).

9.Осипова, О.П. Понятие самообразования учителя как объект внешнего управления / О.П. Осипова, Е.В. Тарасенко // Вестник ЮжноУральского Государственного Университета № 23 (199) 2010. Серия «Образование. Педагогические науки» выпуск 9. С. 28-32. (0,31 п.л., из них авторских 0,15 п.л.).

10.Осипова, О.П. Сетевая методическая поддержка педагога в системе повышения квалификации [Текст] / О.П. Осипова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – №1. – С.69 – 72. (0,25 п.л.).

11.Осипова, О.П. Создание модульного курса для дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования [Текст] / О.П. Осипова // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2010. N 4 (40). С. 11-19. (0,56 п.л.).

12.Осипова, О.П. Нормативно-правовое и организационное обеспечение повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст] / О.П. Осипова // Открытое и дистанционное образование. Томск, 2009. N 4 (36). С. 9-15. (0,43 п.л.).

13.Осипова, О.П. Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников [Текст] / О.П. Осипова, З.С. Ишмуратова // Начальная школа. – 2009. – №1. – С.51 – 56. (0,37 п.л., из них автор. 0,2 п.л.).

14.Осипова, О.П. Руководители осваивают дистанционные технологии обучения [Текст] /О.П. Осипова // Народное образование. – 2009. – №1. – С.116 – 122. (0,43 п.л.).

15.Осипова, О.П. Формирование ИКТ-компетентности учителя начальной школы [Текст] / О.П. Осипова // Народное образование. – 2008. – №1. – С.116 – 122. (0,43 п.л.).

16.Осипова, О.П. Информатизация – действия и последствия [Текст] / О.П. Осипова, В.Н. Кеспиков // Народное образование. – 2008. – №9. – С.148 – 154. (0,43 п.л., из них авторских 0,21 п.л.).

17.Осипова, О.П. О некоторых аспектах формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе дополнительного профессионального образования [Текст] / О.П. Осипова // Открытое образование. – 2007. – №6. – С.31 – 39. (0,56 п.л.).

18.Осипова, О.П. Организация контроля и оценивания выпускной работы слушателей курсов повышения ИКТ-компетентности [Текст] / О.П. Осипова // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – №6. – С.53 – 59. (0,43 п.л.).

19.Осипова, О.П. Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов [Текст] / О.П. Осипова // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – №6. – С.34 – 39. (0,37 п.л.).

Учебные пособия, методические рекомендации, учебно-методические материалы

20.Осипова, О.П. Дистанционное сопровождение повышения квалификации работников образования: учебное пособие [Текст] / О. П. Осипова, Л.И. Могилова и др. МОиН Челябинской области, ЧИППКРО; – Челябинск: Изд-во УМЦ «Образование», - 2010.–293 с. (18,3 п.л., из них автор. 8,68 п.л.).

21.Осипова, О.П. Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе. Учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки [Текст] / – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – 133 с. (8,31 п.л.).

22.Осипова, О.П. Электронные средства обучения: от теории до практического применения. Учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки [Текст] / О.П. Осипова, О.В. Мигунова и др.; науч.рук. О.П. Осипова; Министерство образования и науки Челябинской области, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. – 116 с. (7,25 п.л. из них авторских 2,6 п.л.).

23. Осипова, О.П. Использование Microsoft Office педагогами дошкольно го образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие для слуша телей курсов повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / МОиН Челябинской области, ЧИППКРО; [О.П. Осипова]. – Челябинск: [б.и.], 2008. – 168. (10,1 п.л.).

24.Осипова, О.П. Подготовка рукописи к изданию: справочное пособие в помощь автору учебного издания [Текст] / МОиН Челябинской области, ЧИППКРО; [сост. Л.И. Могилова, О.П. Осипова]. – Челябинск: [б.и.], 2007. – 52с. (3,25 п.л. из них авторских 1,62 п.л.).

25.ИКТ-компетентность учителя начальных классов в системе повышения квалификации [Текст] / О.П. Осипова // Учеб.-метод. пособие; науч. ред. С.Г. Молчанов. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. – С. 160. (10,0 п.л.).

Сборники статей, статьи в научных журналах

26.Осипова, О.П. Защита персональных данных в образовательном учреждении [Текст] / О.П. Осипова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2011. – № 4. С. 68 – 84. (0,93 п.л.).

27.Осипова, О.П. Защита персональных данных в образовательном учреждении [Текст] / О.П. Осипова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2011. – № 5. С. 52 – 66. (1,00 п.л.).

28. Осипова, О.П. Разработка документации по защите персональных данных в образовательном учреждении [Текст] / О.П. Осипова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2011. – № 5. С. 75 – 91. (1,00 п.л.).

29.Осипова, О.П. Создание и сопровождение официального сайта учреждения дополнительного профессионального педагогического образования в рамках единого информационного образовательного пространства [Текст] / О.П. Осипова // Методист.- 2011.- № 1.- С.12-17. (0,375 п.л.).

30.Осипова, О.П. Разработка документации по защите персональных данных в образовательном учреждении [Текст] / О.П. Осипова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2011. – № 6. С. 33 – 48. (1,06 п.л.).

31.Осипова, О.П. Формирование и развитие ИКТ-компетентности работника образования. Опыт Челябинской области [Текст] / О.П. Осипова //Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2010. – № 11. С. 91 – 96. (0,37 п.л.).

32.Осипова, О.П. Создание школьного сайта на основе свободного программного обеспечения [Текст] / О.П. Осипова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2010. – № 3. С. 62 – 69. (0,5 п.л.).

33.Осипова, О.П. О некоторых итогах повышения квалификации работников образования с использованием дистанционных образовательных технологий [Текст] / О.П. Осипова // Методист. – 2010. – №10. С.7-11. (0,31 п.л.).

34.Осипова, О.П. Психологическое обеспечение повышения квалификации слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий [Текст] / О.П. Осипова, Е.В. Рябышева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал 2(4)2010. С.11 – 20. (0,62 п.л. из них авторских 0,31 п.л.).

35.Осипова, О.П. Внедрение дистанционных образовательных технологий как одна из задач системы повышения квалификации [Текст] / О.П. Осипова // Методист. – 2009. – №3. – С.12 – 16. (0,31 п.л.).

36.Осипова, О.П. Психолого-педагогические особенности создания и сопровождения официального сайта школы [Текст] / О.П. Осипова О.А. Семи-здралова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – №6. – С.29 – 36. (0,5 п.л. из них авторских 0,25 п.л.).

37.Осипова, О.П. Сайт – важное звено в едином информационном образовательном пространстве муниципальной образовательной системы [Текст] / О.П. Осипова // Методист. – 2008. – №2. – С.18 – 25. (0,5 п.л.).

38.Осипова, О.П. Повышение квалификации работников образования в сфере ИКТ в рамках проекта информатизации системы образования [Текст] / О.П. Осипова, В.Н. Кеспиков // Методист. – 2009. – №2. – С.7 – 11. (0,31 п.л. из них авторских 0,16 п.л.).

39.Осипова, О.П. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе / О.П. Осипова // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. Openclass .ru/io/11/osipova. (0,31п.л.).

40.Осипова, О.П. Деятельность муниципальной методической службы по созданию единого информационного пространства муниципальной образовательной системы [Текст] / О.П. Осипова. Методист. – 2007. – №8. – С.148 – 154. (0,43 п.л.).

41.Осипова, О.П. ИКТ-компетентность учителя начальных классов [Текст] / О.П. Осипова // Педагогическая информатика. – 2007. – № 2. – С. 6–10. (0,31 п.л.).

42.Осипова, О.П. Форма организации контроля и критерии оценивания выпускной работы слушателей курсов повышения квалификации ИКТ-компетентности в системе дополнительного профессионально-педагогического образования / О.П. Осипова // Вопросы Интернет образования – 2007. – №44. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vio.fio.ru/. (0,5 п.л. из них авторских 0,25 п.л.).

Материалы конференций

43. Осипова, О.П. Организационно-педагогические условия реализации модели повышения квалификации с использованием дистанционных образо вательных технологий в условиях дополнительного профессионально- педагогического образования [Текст] / О.П. Осипова // ИТ в обеспечении но вого качества высшего образования. / Труды Всероссийской научно- практической конференции с международным участием «Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования Москва, НИТУ «МИСиС»)», - М,: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 264с., С. 188-194. (0,375 п.л.).

44.Осипова, О.П. Сетевая методическая поддержка работников образования в межкурсовой период с использованием дистанционных образовательных технологий [Текст] / О.П. Осипова // Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения: Сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием. – М., 2010. – 408с., С. 69 – 73. (0,31 п.л.).

45.Осипова, О.П. Использование сети Интернет в рамках дистанционного сопровождения повышения квалификации работников образования [Текст] / О.П. Осипова // Материалы XXI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», г. Троицк, 2010. – 470с., С. 290 – 293. (0,25 п.л.).

46.Осипова, О.П. Основные принципы моделирования процесса повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст] / О.П. Осипова // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики: материалы II региональной науч.-практ. конференции. – Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. Ч.1 – С. 20-23. (0,25 п.л.).

47.Осипова, О.П. Непрерывное профессионально-педагогическое образование с использованием информационных образовательных технологий [Текст] / О.П. Осипова // Актуальные направления модернизации дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной модели образования, ориентированной на инновационное развитие экономики: Материалы региональной науч.-практ. конференции. – Челябинск: Изд-во УМЦ «Образование», 2009. Ч.1 – С. 43-48. (0,31 п.л.).

48.Осипова, О.П. Система формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях дополнительного профессионального образования / О.П. Осипова // [Электронный ресурс] // Повышение квалификации педагогических кадров в XXI веке: традиции и инновации: материалы Международной науч.-практ. интернет-конференции. – М.: АПКиППРО, 2009. (0,25 п.л.).

49.Осипова, О.П. ИКТ-компетентность учителя начальных классов как объект воздействия системы дополнительного профессионального образования в рамках проекта ИСО [Текст] / О.П. Осипова // Начальное образование Южного Урала: Сборник научно-методических статей / – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. – с. 58-61. (0,2 п.л.).

50.Осипова, О.П. Индикативные показатели эффективности процесса информатизации образовательного учреждения [Текст] / О.П. Осипова, О.В. Мигунова и др. // Тенденции дополнительного профессионально-педагогического образования в контексте современной образовательной политики [Текст]: материалы региональной науч.-практ. конференции. – Челябинск: Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2008. Ч.1 – 11-15 с. (0,31 п.л., из них авторских 0,2 п.л.).

51.Осипова, О.П. Создание системы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий [Текст] / О.П. Осипова // Информационные технологии в образовании. XVIII Международная конференция-выставка по направлению «Внедрение современных образовательных технологий» приоритетного национального проекта «Образование». Сборник трудов участников конференции. Ч.V. – М., МИФИ, 2008. – 108с. С 38-40. (0,35 п.л.).

52.Осипова, О.П. Цифровые образовательные ресурсы в процессе обучения младших школьников [Текст] / О.П. Осипова, З.С. Ишмуратова // Начальное образование Южного Урала: Сборник научно-методических статей / – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2008. – 110 с. С. 61 – 65. (0,2 п.л., из них авторских 0,1 п.л.).

53.Осипова, О.П. Профессиональная деятельность учителя начальных классов в условиях ИКТ-насыщенной среды [Текст] / О.П. Осипова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы VIII Всероссийской науч.-практ. конф.: В 5 ч. Ч.5 / – Челябинск: Изд-во «Образование», 2007. –– С. 92 –96. (0,31 п.л.).

54.Осипова, О.П. Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях ИКТ-насыщенной среды [Текст] / О.П. Осипова // Организация информационной образовательной среды, доступа к средствам ИКТ и их использования в деятельности субъектов образования: материалы науч.-практ. конференции педколлектива МОУ СОШ № 44 КПО / – Челябинск, 2007. – 312 с. С. 20-27. (0,43 п.л.).

55.Осипова, О.П. Основы формирования ИКТ-компетентности работников образования [Текст] / О.П. Осипова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы VII Всероссийской науч.-практ. конф.: В 6 ч. / – Челябинск: Изд-во «Образование», 2006. – Ч.1 – С. 141 –145. (0,31 п.л.).

56.Осипова, О.П. Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов средством повышения квалификации [Текст] / О.П. Осипова // Начальное образование: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации: материалы межрегиональной науч.-практ. конф. / ИИУМЦ «Образование», 2005.– Ч.II. – С. 67–70. (0,25 п.л.).

57.Осипова, О.П. О некоторых результатах исследования на тему «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе начальной школы [Текст] / О.П. Осипова // Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: В 6 ч. / Изд-во «Образование», 2005. – Ч.1. – С. 241-245. (0,31п.л.).

58.Осипова, О.П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя начальных классов в системе повышения квалификации [Текст] / О.П. Осипова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы VI Всероссийской науч.-практ. конф.: В 6 ч. / – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005.– Ч.2. – С. 16–19. (0,25 п.л.).

59.Осипова, О.П. ИКТ-компетентность учителя начальных классов в системе повышения квалификации [Текст] / О.П. Осипова // Совершенствование структуры и содержания начального общего образования. Межрегиональная науч.-практ. конф.: сборник материалов. – Пермь, 2005 – С. 68 – 71. (0,25 п.л.).

60.Осипова, О.П. Организационно-педагогические условия формирования ИКТ-компетентности учителей начальной школы [Текст] / О.П. Осипова // Материалы IV Всероссийской науч.-практ. конференции: В 6 ч. / Южно-Уральск. гос.ун-т; – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005.– Ч.1.– С. 230-234. (0,25 п.л.).

61.Осипова, О.П. Принципы формирования содержания повышения квалификации учителя начальных классов по информатике [Текст] / О.П. Оси-пова // Инновационные процессы в образовании: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. Ч. 1. – С. 244-247. (0,25 п.л.).

62.Осипова, О.П. Понятие ИКТ – компетентности учителя начальных классов [Текст] / О.П. Осипова // Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всероссийской науч.-практ. конф.: В 5 ч. / Изд-во «Образование», 2004. – Ч.1. – С. 236-239. (0,25 п.л.).

63.Осипова, О.П. Новые информационные технологии в системе повышения квалификации педагогических кадров и специалистов органов образования [Текст] / О.П. Осипова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы V Всероссийской науч.-практ. конф.: В 4 ч./ - Челябинск: Изд-во «Образование», 2004. – Ч.3. – С. 138-141. (0,25 п.л.).

64.Осипова, О.П. Новые информационные технологии в процессе повышения квалификации работников образования [Текст] / О.П. Осипова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сб. науч. тр. / – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004.– Вып.7 – С. 129-140. (0,75 п.л.).

65.Осипова, О.П. О некоторых проблемах модернизации системы российского образования в области ИКТ [Текст] / О.П. Осипова // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: В 5 ч. / Южно-Уральск. гос.ун-т; – Челябинск: Изд-во «Образование», 2004.– Ч.1. – С. 197-201. (0,31 п.л.).

66.Осипова, О.П. Компьютерные технологии в образовательном процессе [Текст] / О.П. Осипова // Актуальные проблемы технологической подготовки и профессиональной ориентации учащихся: материалы IV обл. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы технологической подготовки и профессиональной ориентации учащихся», Челябинск, 2004 г., ИДППО.- Изд-во «Образование», 2004. – С. 71-75. (0,31 п.л.).