- Разработаны новые теоретические подходы к управлению в сфере образовательных услуг в части совершенствования методов образования и определения роли образования в формировании трудового потенциала и рабочей силы.
- Обоснована фундаментальная роль правовых, экономических и организационных форм в создании нового экономического механизма управления в сфере образовательных услуг.
- Формальные и неформальные нормы управления ВУЗами дополнены условно-формальными, носящими экспериментальный характер (единый государственный экзамен, государственные именные финансовые обязательства, федеральный интернет-экзамен и др.).
- Сформулирована концепция образования, которая включает управление образованием, коммуникации в образовании, систему образования, педагогику и технологии образования.
- Установлены закономерности воспроизводства человеческого потенциала, включающие восемь последовательно сменяющих друг друга стадий его функционального кругооборота. Предложено категорию «человеческий потенциал» дополнить признаками:
- совокупность уже имеющихся способностей человека;
- совокупность не только наличных, но и вновь приобретаемых способностей (в перспективе - творческий рост);
- возможности (механизм) для поддержания таких способностей и выработки новых.
- Разработана модель нового экономического механизма управления ВУЗом в условиях рынка, включающая четыре основных блока: доходов, расходов, финансового результата, управленческих решений.
- Предложена математическая модель прогноза спроса на различные категории образовательных учреждений, которая может быть использована при разработке планов формирования мест в учебных учреждениях; позволяет провести интегральную оценку удовлетворения спроса на образовательные услуги, провести оценку оперативного прогноза потенциально востребованного платёжеспособного спроса на образовательные услуги (апробирована на примере ВУЗов Самарской области).
1.Михалёнок, Н.О. Институционализация управления экономикой России: содержание, формы, возможности системных изменений [Текст]: монография/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. Носкова В.А. – Самара: СНЦ РАН, СамГАПС, 2006. – 235с.
2.Михалёнок, Н.О. Проблемы управления развитием формальных и неформальных институтов в системе образования: [Текст]: монография/ Н.О. Михалёнок, В.А. Носков. – Самара: СНЦ РАН, 2007. – 234с.
3.Михалёнок, Н.О. Теория и методология управления рынком образовательных услуг [Текст]: монография / Н.О. Михалёнок. – М. : NOTA BENE, Самара, СамГУПС, 2010. – 286c.
4. Михалёнок, Н.О. Управление человеческими ресурсами в компании [Текст]: монография/ А. Качанакова, Н. Михалёнок.– Трнава, 2011. – 118с.
В изданиях, рекомендованных ВАК РФ
5.Михалёнок, Н.О. Теоретические аспекты институциональных изменений в экономике России [Текст] Н.О. Михаленок,// Известия Самарского научного центра РАН. – Том. 8. - 2006. – специальный выпуск. –– 0,93 п.л.
6.Михалёнок, Н.О. Институциональная матрица и совершенствование управления экономикой [Текст] Н.О. Михаленок, // Известия Самарского научного центра РАН. – Том. 8. - 2006. - №3. –– 0,87 п.л.
7.Михалёнок, Н.О. К вопросу о методологии институциональных изменений [Текст] Н.О. Михаленок,// Вестник СГЭУ. – 2006. - №7. – 0,37 п.л.
8.Михалёнок, Н.О. Теоретические аспекты институционального развития экономики [Текст] Н.О. Михаленок,// Известия Самарского научного центра РАН. – 2006.– 0,31 п.л.
9.Михалёнок, Н.О. Формальные институты и «ловушки» институционального развития [Текст] Н.О. Михаленок, // Известия Самарского научного центра РАН. – Том. 8. – 2006. - №4.– 1,12 п.л.
10.Михалёнок, Н.О. Проблемы управления развитием формальных институтов [Текст] Н.О. Михаленок,// Известия Самарского научного центра РАН. – Том. 8. – 2006. - №4.– 1,0 п.л.
11.Михалёнок, Н.О. К вопросу о новой региональной политике в отношении высшей школы[Текст] Н.О. Михаленок, // Вестник СГЭУ. – 2007. - №1. – 0,62 п.л.
12.Михалёнок, Н.О. Влияние теневых экономических отношений на развитие рынка образовательных услуг [Текст] Н.О. Михаленок, // Вестник СГЭУ. – 2007. - №2. – 0,9 п.л.
13.Михалёнок, Н.О. Конкуренция государственных институтов и её роль в создании механизма устойчивого развития экономики [Текст] Н.О. Михаленок, // Вестник СГЭУ. – 2007. - №12. – 1,0 п.л.
14.Михалёнок, Н.О. Институционализация формирования человеческого потенциала [Текст] Н.О. Михаленок,//Вестник СГЭУ.-2008.- №8. - 0,9 п.л.
15. Михалёнок, Н.О. Формирование интеграционного подхода к управлению рынком образовательных услуг [Текст] Н.О. Михаленок,// Вестник СГЭУ. – 2010. - №1. – 0,6 п.л.
16. Михалёнок, Н.О. Математические аспекты интеграционных методов управления [Текст] Н.О. Михаленок,// Экономические науки. – 2010. - №2 (63). – 384с. - 0,7 п.л.
17. Михалёнок, Н.О. Методологические подходы к исследованию проблем совершенствования управления рынком образовательных услуг [Текст] Н.О. Михаленок,// Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция II. - М.: ИТКОР, 2010.- 0,5 п.л.
18. Михалёнок, Н.О. Теоретические аспекты управления функционированием и развитием рынка образовательных услуг [Текст] Н.О. Михаленок,//Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция IV (2)// - М.: ИТКОР, 2010.- 0,5 п.л.
19. Михалёнок, Н.О. Институциональные основы реорганизации сферы образовательных услуг [Текст] Н.О. Михаленок,//Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция IV(2). – М.: ИТКОР, 2010.- 1,0 п.л.
20. Михалёнок, Н.О. Совершенствование управления рынком образовательных услуг [Текст] Н.О. Михаленок,//Вектор науки №4 (14).- Тольятти, 2010.- 0,81 п.л.
21.Михалёнок, Н.О. Рыночные стратегии российских ВУЗов в условиях реформирования системы образования [Текст] Н.О. Михаленок,// Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. – Самара : Самарский гос. ун-т путей сообщения, 2011. – Вып. 4 (14). - 0,6 п. л.
22. Михалёнок, Н.О. Особенности функционирования системы образования в условиях информационной цивилизации: смена парадигмы [Текст] Н.О. Михаленок,// Экономический анализ. Теория и практика. №39(246).- Москва, 2011.- 64с.- 0,8 п.л.
В других научных изданиях
23.Михалёнок, Н.О. Трансформационные переходы и виды оборота воспроизводственного движения человеческого капитала [Текст] Н.О. Михаленок,// Материалы научно-практической конференции «Управление, экономика, логистика». – 2006. – 0,19 п.л.
24.Михалёнок, Н.О. Проблемы определения понятия «человеческий капитал» в контексте инновационной парадигмы [Текст] Н.О. Михаленок,// Материалы научно-практической конференции «Управление, экономика, логистика». – 2006. – 0,19 п.л.
25.Михалёнок, Н.О. Структура рынка образовательных услуг [Текст] Н.О. Михаленок,// Управление качеством образования в современной России: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2008. – 0,12 п.л.
26.Михалёнок, Н.О. Сегментация рынка образовательных услуг высшей школы [Текст] Н.О. Михаленок,// Управление качеством образования в современной России: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза, 2008. – 0,12 п.л.
27.Михалёнок, Н.О. Роль непрерывного образования в современном производстве [Текст] Н.О. Михаленок, // Материалы международной научно-практической конференции «Роль учетных практик в обеспечении устойчивого развития российских предприятий». -2008.-0,6 п.л.
28.Михалёнок, Н.О. Основные научные подходы к исследованию проблем совершенствования управления рынком образовательных услуг [Текст] Н.О. Михаленок,// Сборник статей III международной научно-практической конференции «Управленческие аспекты учета и анализа в условиях мирового финансово-экономического кризиса».- 2009. – 0,75 п.л.
29.Михалёнок, Н.О. Основные тенденции развития образовательных услуг на микро-, мезо- и макроуровнях рынка [Текст] Н.О. Михаленок,// Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование в условиях реформирования: инновации и перспективы».- 2010.- 0,7 п.л.
30.Михалёнок, Н.О. Проблемы экономики и качества образования в России [Текст] Н.О. Михаленок,// Сборник статей: IX Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономического и управленческого потенциала России в XXI веке». – 2010.- 0,5 п.л.