Научная тема: «КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Главной стратегической задачей современного вуза по модернизации образовательной деятельности является сочетание конкуренции и сотрудничества с мировыми образовательными центрами в форме совместных международных дуальных образовательных программ, что требует коренных системных структурных изменений в модели управления высшего образовательного учреждения.
  2. В условиях модернизации высшего профессионального образования широкое участие высших учебных заведений в ассоциациях и объединениях, в том числе международных, стало основным механизмом выживания, успешного функционирования, обмена инновационным педагогическим опытом и повышения собственной конкурентоспособности.
  3. Эффективной формой кооперации бизнеса и образования являются образовательно-промышленные группы, способные реализовывать инновационные проекты и программы, направленные на повышение качества образовательных услуг, способствующие оптимальному балансу компетенций специалистов, заложенных в процессе обучения, и требований предприятий к работникам интеллектуального труда.
  4. Значительное повышение конкурентоспособности будущего специалиста может быть достигнуто с помощью «личностной» диверсификации получаемого образования путём внедрения в образовательную деятельность вуза международных дуальных программ подготовки, способствующих значительному расширению набора индивидуальных образовательных траекторий.
  5. Конкурентоспособность будущего специалиста есть основная ключевая компетенция и интегративное имманентное свойство его личности, определяющее успешность вхождения в среду социально-профессионального взаимодействия и степень востребованности глобальным рынком труда личностно-профессиональных качеств специалиста, находящее отражение в когнитивном, мотивационном, предметно-деятельностном, эмоционально-волевом и ценностно-смысловом компонентах, включающее в себя владение способами и методами решения широкого класса профессиональных задач; способность успешно справляться с различными социальными и профессиональными проблемами; высокую общую культуру, определяющую способность к саморазвитию, самораскрытию, самовыражению и самообучению;  уверенность в себе, ответственность за порученное дело; ориентацию на успех, гибкость, креативность и адаптационную мобильность.
  6. В современном конкурентном образовательном пространстве будет жизнеспособной организационно-административная модель вуза, базирующаяся на корпоративной идентичности, предпринимательском типе властных отношений, предполагающая в качестве своих основных системных качеств открытость и многоступенчатость организационной структуры, децентрализацию с делегированием ряда полномочий структурным подразделениям и значительным расширением участия коллектива в управлении с учётом принципа разделения совещательных функций, функций принятия решений и контроля, что позволит соединить компетентность в принятии решений и персональную ответственность за их последствия.
Список опубликованных работ
Монография

1.Алтунина В.В. Управление образовательной деятельностью в новых социально-экономических условиях: монография. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. – 183 с. (11,5 п.л.)

Статьи в изданиях, определенных ВАК для публикаций результатов научных исследований

2.Алтунина В.В. Анализ рынка образовательных услуг и особенности стратегии развития образования в США // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный журнал. - Калининград: РИО БГА РФ, 2010. - № 3-4 (13-14). – С. 50-55 (0,5 п.л.)

3.Алтунина В.В., Подрейко А.М. Анализ образовательных реформ в современной Японии // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный журнал. - Калининград: РИО БГА РФ, 2010. - № 3-4 (13-14).– С.130-132(0,2 п.л.)(лично автором 0,1 п.л.)

4.Алтунина В.В. Опыт реализации совместных образовательных программ и программ двойного диплома в Калининградской области // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 18-21 (0,5 п.л.)

5.Алтунина В.В. Мировой опыт реализации двухступенчатой (многоуровневой ) системы образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный журнал. - Калининград: РИО БГА РФ, 2011. - № 1 (15). – С. 87-91 (0,3 п.л.)

6.Алтунина В.В. Государственное и частное образование: мировой опыт и российские реалии // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 4. – С. 8-10 (0,4 п.л.)

7.Алтунина В.В. Образовательная деятельность Калининградской бизнес-школы как следствие мировых образовательных тенденций // Вестник высшей школы «Альма Матер». – 2011. – № 3. – С.28-30 (0,3 п.л.)

8.Алтунина В.В. Диверсификация образования, личностный подход // Образование и общество. – 2011. – № 3(68). – С.32-35 (0,2 п.л.)

9. Алтунина В.В. Подготовка конкурентоспособных специалистов // Профессиональное образование. – 2011. – № 7. – С.34-35 (0,2 п.л.)

10.Алтунина В.В. Рыночные отношения в образовательной деятельности // Вестник высшей школы «Альма Матер».–2011.–№ 7.– С.48-50 (0,2 п.л.)

11.Алтунина В.В. Формирование миссии как часть брендинга в условиях стратегического развития вуза//Теория и практика общественного развития.-Краснодар: Издат. дом«ХОРС»-2011.-№4.-С.145-148(0,2 п.л.)

12.Алтунина В.В. Особенности компетентностно-ориентированного обучения в Европе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: Психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования): научный журнал. - Калининград: РИО БГА РФ, 2011. - № 1 (16). –С. 12-15 (0,3 п.л.)

13.Алтунина В.В. Перспективы развития сотрудничества России и стран Европейского Союза в области разработки совместных образовательных программ высшего профессионального образования // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского: общественные науки: научный журнал. –Пенза: РИО ПГПУ им. В.Г. Белинского,2011.-№24.-С. 519-524 (0,5 п.л.)

14.Алтунина В.В. Высшее образование – модернизация через интернационализацию // Казанская наука.-Казань: Казанский Издательский Дом, 2011.-№8.- С.217-219 (0,2 п.л.)

Публикации в других изданиях

15.Алтунина В.В. Развитие образовательной деятельности в новых социально-экономических условиях // Сборник статей международной научно-практической конференции: «Воспитание в 21 веке: новые подход, преемственность традиций, перспективы». Оренбург: ОГПУ, 2004. –С. 11-15 (0,3 п.л.)

16.Алтунина В.В. Анализ и оценка инновационного потенциала высшей школы в ходе реализации Болонского процесса // Труды 4-ой международной научно-практической конференции: «Формирование профессиональной культуры специалистов 21 века в техническом университете». – Санкт – Петербург: СПбГПУ, 2004.- С.152-156 (0,3 п.л.)

17.Алтунина В.В. Стратегическое управление вузом // Материалы международной научной конференции: «Инновации в науке и образовании-2004» – Калининград: КГТУ,2004.-С.265-267 (0,1 п.л.)

18.Алтунина В.В. Проблемы интеграции высшей школы и промышленности // Материалы 20-х юбилейных международных чтений «Великие преобразователи естествознания: Жорес Алфёров». – Минск: БГУИР; 2004.- С.314-317 (0,2 п.л.)

19.Алтунина В.В. Перспективы высшего образования России в условиях перехода на двухступенчатую систему // Сборник научных трудов «Институт ЕБШ-Калининград»,- Калининград: Институт ЕБШ - 2008.- С.8-11 (0,25 п.л.)

20.Алтунина В.В. Высшее образование России в условиях перехода на двухступенчатую систему // Сборник статей по материалам 10-й Международной научно-практической конференции: «Реальность Этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности». – Санкт-Петербург: РГПУ им. Герцена, 2008. – С.72-74 (0,2п.л.)

21.Алтунина В.В. Высшее профессиональное образование России в контексте Болонского процесса // Сборник материалов международной научно-практической конференции:«Современные научные и научно-педагогические исследования».–Уфа:РИЦБашГУ,2010.– С.14-19(0,3п.л.)

22.Алтунина В.В. Образование в современной России и его положение на международном рынке образовательных услуг // Сборник материалов 14-ой международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. – С.340-344 (0,3 п.л.)

23.Алтунина В.В. Основные направления развития рынка образовательных услуг в глобальной экономике // Труды 8-ой международной научной конференции «Инновации в науке и образовании – 2010». – Калининград. Издательство КГТУ,2010.– С.270-272 (0,2 п.л.)

24.Алтунина В.В. Масштабы и направления развития рынка образовательных услуг в глобальной экономике // Сборник материалов международной научной конференции: «Наука и образование: фундаментальные основы, технологии, инновации».–Оренбург:ОГУ,2010.–С.6-10 (0,3 п.л.)

25. Алтунина В.В. Современная российская система взаимодействия вуза и промышленного предприятия при подготовке специалистов 21 века // Труды международной научно-практической конференции «Инновационная экономика и промышленная политика региона (ЭКОПРОМ-2010)». – Санкт-Петербург: Изд-во политехнического университета, 2010. – С.368-373 (0,4 п.л.)

26. Алтунина В.В. Сравнительный анализ систем высшего профессионального образования в различных странах // Казанская наука. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010, №8. – С. 220-222 (0,3 п.л.)

27.Алтунина В.В. Мировые лидеры рынка образования и особенности их конкурентных стратегий // Сборник трудов научно-практического семинара. Выпуск седьмой. Перспективы развития международного сотрудничества в области образования и инноваций (опыт Швейцарии, Германии и России). – Москва: МГУ, 2010. – С. 36-41 (0,3 п.л.)

28.Алтунина В.В. Анализ конкурентных преимуществ и существующих недостатков вузов России на мировом рынке образовательных услуг // Материалы международной конференции: «Социально-технологическая культура специалиста: проблемы формирования и развития». – Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2010. – С. 5-9 (0,3 п.л.)

29. Алтунина В.В. Мировой рынок образовательных услуг: современное состояние и перспективы развития // Материалы международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы развития современного общества». – Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2010. – С.25-29 (0,2 п.л.)

30. Алтунина В.В. Организационно-экономические проблемы интеграции российского и общеевропейского образовательного пространства // Сборник научных трудов «Проблемы и перспективы развития экономики Калининградской области в условиях трансграничного сотрудничества». – Калининград: ФГОУ ВПО «КГТУ», 2010. – С.12-17 (0,4п.л.)

31.Алтунина В.В. Проблемы и особенности практикоориентированного взаимодействия в системе отношений ВУЗа и предприятия // Сборник статей всероссийской научно-практической конференции «Психология отношений и человеческие ресурсы в современном российском обществе: тенденции, проблемы и перспективы. – Волгоград: ООО «Планета», 2010. – С.151-155 (0,3 п.л.)

32.Алтунина В.В. Особенности развития системы высшего образования в США //Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое образование: новое время – новые решения».- Саранск: издательство МГПИ,2010.- С.12-15 (0,2 п.л.)

33. Алтунина В.В. Особенности формирования критериев качества реализации совместных образовательных программ // Сборник статей второй всероссийской научно-практической конференции – Тверь: ЦЭИ, 2011. – С.21-25 (0,2 п.л.)

34. Алтунина В.В. Анализ качества реализации совместных образовательных программ в системе высшего профессионального образования России // Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития современного общества». – Курск: ЮЗГУ, 2011. – С.38-41 (0,2п.л.)

35. Алтунина В.В. Организация многоуровневой системы образования в странах-лидерах мирового образовательного пространства // Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции «Экономика и эффективность организации производства». – Брянск: БГИТ, 2011. – С. 81-84 (0,2 п.л.)

36. Алтунина В.В. Стратегия развития высшего профессионального образования России в условиях единого европейского образовательного пространства // Spoleczenstwo sieci. Gospodarka sieciowa w europie srodkowej I wschodnie. – Lublin:Katolicki uniwersytet lubelski Jana PawlaII, 2011. – С.189-192 (0,2 п.л.)

37. Алтунина В.В. Теоретические аспекты управления и менеджмента качества в современном ВУЗе//Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Теоретические и практические аспекты развития современного образования». – Чебоксары: АУ ЧР ДПО «Учебно-методический центр», 2011.–С.8-12 (0,3п.л.)

38.Алтунина В.В. Развитие мировой системы высшего образования в условиях глобализации // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Человек в системе образования:тенденции и перспективы».-Сибай:Издательство ГУП РБ «СГТ»,2011.- С. 29-34 (0,2 п.л.)

39.Алтунина В.В. Влияние единого европейского образовательного пространства на процесс функционирования российского вуза // Материалы международной научно-практической конференции «Экономика XXI века:перспективы,проблемы, решения». – Саратов:Издательство ЦПМ «Академия бизнеса»,2011.-С.11-15 (0,3 п.л.)

40.Алтунина В.В. Образовательная деятельность вуза в условиях глобализации//Материалы международной научной конференции «Актуальные проблемы и современное состояние общественных наук в условиях глобализации».–Изд-во «Общественные науки»,2011.- С.164-177 (0,3 п.л.)

41.Алтунина В.В. Деятельность российских негосударственных вузов в условиях мировых образовательных тенденций // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы инновационности, конкурентоспособности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования». – Казань: Издательство КФУ, 2011.- С.16-19 (0,2 п.л.)

42.Altunina V. Features of the organization of training under programs of double diplomas in the conditions of globalization// Education, research and development. – Bulgaria: International Scientific Publications Journals. 2011.-С.117-123 (0,5 п.л.)

43.Алтунина В.В. Особенности реализации совместных программ в современном вузе // Сборник научных трудов ННОУ ВПО «Институт ЕБШ – Калининград».-Калининград: ННОУ ВПО «Институт ЕБШ - Калининград»-2010.- С.4-7 (0,25 п.л.)

44.Алтунина В.В. Перспективы развития вуза в рамках единого образовательного пространства // Сборник научных трудов ФГОУ ВПО «КГТУ» «Проблемы и перспективы развития экономики Калининградской области в условиях модернизации российской экономики».-Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ»-2011.- С.11-15 (0,3 п.л.)

45.Алтунина В.В. Реализация совместных программ как перспективное направление инновационно-образовательной деятельности вуза // Вестник международной академии информатизации.-Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ»-2011.-С.14-19 (0,4 п.л.)

46.Алтунина В.В. Анализ европейского опыта формирования компетенций будущего специалиста // Труды 9-ой международной научной конференции «Инновации в науке и образовании-2011».- Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «КГТУ»-2011. – С. 322-324 (0,3 п.л.)

Учебные пособия

47.Алтунина В.В. Организация производства на предприятиях отрасли. Методические указания по выполнению курсового проекта – Калининград: Изд-во КГТУ, 2002. – 13 с. (0,8 п.л.)

48.Алтунина В.В. Практикум по управлению предприятиями. Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности 311800 – Промышленное рыболовство (специализация Менеджмент рыболовства) / В.В. Алтунина, Т.А.Гусарова, А.А.Долгая, Т.П. Заглада, В.М. Кафидов, С.Д. Трифонова – Калининград: Изд-во КГТУ, 2003. – 148 с. (9,2 п.л.) (лично автором 0,4 п.л.)

49.Алтунина В.В. Методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ (дипломных работ) по специальности 080102.65- Мировая экономика – Калининград: Изд-во НОУ «Институт ЕБШ-Калининград», 2008. – 13 с. (0,8 п.л.) (лично автором 0,5 п.л.)

50.Алтунина В.В. Учебное пособие для самостоятельной и индивидуальной работы студентов экономических направлений и специальностей по курсу «Организация производства на предприятиях». - Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО « КГТУ», 2011.- 168 с.(10,5 п.л.)