- исследована онтологическая природа национального и религиозного феноменов, их взаимосвязь и взаимозависимость;
- раскрыто, что распространение радикальных форм ислама на Северном Кавказе связано главным образом с внутренними факторами: кризисом социально-экономической политики в центре и на местах, приведшим к обнищанию значительной части населения; коррумпированностью местной власти; отсутствием продуманной национальной и религиозной политики государства, неразвитостью реального федерализма;
- сделан вывод, что радикальный ислам был объективно востребован в крайне экстремальных политических условиях - военно-политического конфликта на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан. Что касается внешнего влияния на этнополитические процессы в регионе, то оно представляется явлением вторичного порядка - следствием известных событий, желанием определенных зарубежных сил использовать сложившуюся кризисную ситуацию для достижения своих политических и экономических целей;
- показано, что ваххабизм как идеология и практика сам по себе не представляет опасность для российского общества; опасны его трансформация, радикализация в специфических условиях Северного Кавказа, в основе чего лежит подмена реформаторской сущности этого религиозно-политического движения воинственно-радикальной;
- выявлена ошибочность политических решений в сфере конфессиональных отношений, принятых на местах и негласно поддержанных центром - административный запрет деятельности ваххабизма, приравнивание его джамаатов (общин) к экстремистским организациям и их силовое подавление;
- доказано, что запретами и силовыми методами нельзя устранить экстремизм и терроризм, не устраняя социальные причины, порождающие их;
- раскрыто главное противоречие, приведшее к кровавым столкновениям между так называемым традиционным исламом (суфизмом) и ваххабизмом;
- проанализированы причины отсутствия в современной России постоянно действующего исламо-православного диалога, что негативно сказывается на духовном и политическом единении российского общества
2.Баширов Л.А. Религиозно-политический экстремизм, терроризм: истоки и проблемы преодоления.//Социология образования.- 2008.-№5.- 1 п.л.
3.Баширов Л.А. Исламское измерение российского федерализма// Власть. -2008.-№2. 0,5 п.л.
4.Баширов Л.А.Учение ислама о войне и мире// Власть.-2008.-№10. 0,5 п.л.
5.Баширов Л.А. Взаимосвязь национального и религиозного феноменов как предмет социально-философского анализа //Социология власти.-2008.-№4.- 1 п.л.
6.Баширов Л.А. Будущее ислама в России// Социология власти.-2008.-№5.-0,5 п.л.
7.Баширов Л.А. Православно-исламские взаимоотношения в современной России: проблемы и перспективы диалога// Регионология.-2008.-№3.-0,5 п.л.
Монографии:
8.Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России. Точка зрения. - М., РАГС, 2000.- 6,6 п.л.
9.Баширов Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России. – М., РАГС, 2008.- 15,4. п.л.
Статьи и тезисы докладов:
10.Баширов Л.А.Ислам и межнациональные отношения. М., 1990. 2,94 п.л.
11.Баширов Л.А. Ислам и межнациональные отношения// Государ-ственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние). - М., 1996.- 1 п.л.
12.Баширов Л.А., Трофимчук Н.А. Ислам и этнополитические конфликты в современной России // Религия и культура. М., 2000. -1 п.л. (авт.объем – 0,5 п.л.).
13.Баширов Л.А., Керимов Г.М. Ислам в России // История религий в России: Учебное пособие: В 2-х частях. 2-е изд., доп. и перераб. /Под общей ред. Н.А.Трофимчука). Ч. II. М., 2000. - 3 п.л. (авт.объем – 1,5 п.л.).
14.Баширов Л.А. Онтологическая природа этнического и религиозного феноменов// Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень.№1-2 (36-37) М.: Изд-во РАГС,2006.- 1,5 п. л.
15.Баширов Л.А. Религиозно-политический экстремизм и терроризм как угроза национальной безопасности России // Мир и согласие: Ежеквартальный научно-информационный журнал. №1(22). М.,2005.- 0,7 п.л.
16. Баширов Л.А. Джихад: теория и практика // Мир и согласие. Ежеквартальный научно-информационный журнал. №4 (25). М., 2005. - 1 п.л.
17.Баширов Л.А. Учение ислама о войне и мире // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. № 3 (38). М.: Изд-во РАГС, 2006. -1,5 п. л.
18.Баширов Л.А. Ваххабизм в России: истоки, особенности вероучения и причины распространения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. №1-2 (38-39). М.: Изд-во РАГС,2007. -2,5 п.л.
19.Баширов Л.А. Исламо-православный диалог: состояние и перспективы развития// Мир и согласие: Ежеквартальный научно-информационный журнал. №1(34). М., 2008. -1 п.л.
20.Баширов Л.А. Причины возникновения и меры противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму // Международный миротворческий форум «Ислам – религия мира и созидания»: Материалы ММФ 22-23 августа 2007 года. г. Гудермес, Чеченская Республика, август 2007.- 1 п.л.
21.Баширов Л.А. Исламо-православный диалог: состояние и перспективы развития // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года / Под общ. ред. В.К.Егорова. М.: Изд-во РАГС, 2008.- 0,3 п.л.