- Социальная стратификация - это междисциплинарное понятие, с педагогической точки зрения означающее расслоение семей на основе неравного доступа к ценимым в обществе благам, при котором учащиеся оказываются в неравнозначных условиях для физического и личностного развития. Педагогическое исследование социальной стратификации актуально и перспективно по ряду причин: наличию особенностей отношений и деятельности субъектов педагогического процесса, обусловленных положением в социальной структуре; объективности влияния социального статуса, присущего всем субъектам педагогического процесса; обусловленности качества социокультурного капитала родителей; детерминации социального самочувствия и субъективных отношений учащихся. В процессе социализации и воспитания учащихся могут проявляться различные свойства и функции социальной стратификации.
- Социальная стратификация, пронизывая все сферы жизни общества, в том числе сферу образования, определяет положение субъектов образовательного пространства в системе социального расслоения и выступает атрибутом образовательного пространства. Критериями для анализа социальной стратификации в качестве атрибута образовательного пространства являются дифференциация его субъектов и детерминация их отношений и деятельности. Социальная стратификация выступает детерминантой педагогического процесса, обусловливая изменения в его целевом (дифференциация образовательных интересов и потребностей, трансформация и прагматизация целей), содержательном (дифференциация содержания, действие «скрытой программы»), организационно-деятельностном (дифференциация условий и средств обучения и воспитания, подходов к учащимся из различных социальных слоев) и результативном (дифференциация результатов, дезинтеграция, атомизация) компонентах.
- Социальная стратификация, будучи качественной характеристикой социальной среды как многомерного явления, обусловливает характеристики макросреды социализации учащихся в целом. Выражаясь в социальном статусе, уровне жизни и качестве социального капитала конкретной семьи, влияет на микросреду социализации каждого учащегося в отдельности. Отражая иерархию социальных слоев, социальная стратификация охватывает подрастающее поколение как большую социальную группу и представляет собой макрофактор социализации. Обусловленный позицией семьи в системе социальной стратификации социальный статус может рассматриваться как микрофактор социализации. Социальный статус родителей - это педагогически значимый социальный феномен, определяющий качество среды воспитания и служащий критерием социальной самоидентификации учащихся. Структуру социального статуса составляют финансово-экономический (уровень доходов, имущественные и жилищные ресурсы), профессионально-должностной (профессия, уровень квалификации, должностные полномочия), культурно-образовательный (уровень образования, ценностные ориентации) и жилищно-бытовой (жилищные условия, качество предметно-вещной среды, бытовые традиции) компоненты.
- Методологическими основами педагогического исследования социальной стратификации выступают сравнительно-исторический (развитие идей и изменение отношения к проблеме социального неравенства в исторической ретроспективе), социально-критический (выявление рисков и противоречий в социализации и воспитании в условиях социальной стратификации) и социально-стратификационный (анализ и учет особенностей отношений и деятельности учащихся из различных социальных слоев) подходы. Социально-стратификационный подход может рассматриваться как самостоятельное направление теоретического изучения особенностей отношений и деятельности учащихся из различных социальных слоев с целью предупреждения рисков и разрешения противоречий в их социализации и воспитании.
- Социальная стратификация может выступать причиной рисков и противоречий в социализации и воспитании учащихся, провоцировать возникновение угроз для адаптации и автономизации учащихся в социуме, формирования их личности и деятельности. Риски в социализации и воспитании в условиях социальной стратификации - это возможные угрозы благополучию учащихся, дегуманизирующие ход и деформирующие результаты их социализации и воспитания. Рисками в процессе социализации являются: неравенство в шансах на образование и самореализацию; закрепление культуры бедности; отсутствие перспектив улучшения социально-экономического положения; рост настроений зависти и пессимизма; консервирование образовательной отсталости; попадание в непрестижную, лишенную преимуществ образовательную среду; формирование психологии потребителя и рантье. В процессе воспитания могут обнаруживаться такие риски, как атомизация педагогического сообщества; дезинтеграция ученических коллективов; нарушение целостности педагогического процесса; неготовность педагогов к работе в условиях социальной стратификации; проявление интолерантности, зависти и буллинга в ученической среде; формирование мотивации избегания неудач; гипертрофия индивидуалистических и прагматических ориентаций. Проявление рисков обусловлено рядом противоречий - взаимодействием разнонаправленных факторов, обостряющих угрозы благополучию социализации и воспитания учащихся.
- Педагогические средства оптимизации воспитания - это совокупность обстоятельств, объектов, субъектов, смыслов и действий, которые могут способствовать предупреждению рисков и разрешению противоречий в социализации и воспитании учащихся. Оптимизации воспитания в условиях социальной стратификации способствуют средства: содержательные, направленные на осознание и принятие новых смыслов воспитательной работы в условиях социальной стратификации; организационные, направленные на поиск путей и способов предупреждения рисков и противоречий в воспитании; нормативные, направленные на освоение новой системы ценностей и формирование продуктивной культуры жизнедеятельности.
- Социально-интегративный подход - это практическая ориентация в педагогической деятельности, направленная на объединение учащихся из различных социальных слоев и преодоление рисков и противоречий в их воспитании. Подход опирается на принципы: запрета на социальную селекцию; равного старта; социальной перспективы для всех и каждого; сочетания прагматизма и альтруизма; добросовестности и справедливости; открытости и прозрачности намерений; сверхнормативной активности; солидарности и кооперации. Усиление неравенства в образовании обусловливает необходимость обращения к социально ориентированной парадигме, дополняющей личностно ориентированную с целью уравновешивания индивидуалистических устремлений и интеграции учащихся из различных социальных слоев.
- Направлениями совершенствования подготовки педагога к профессиональной деятельности в условиях социальной стратификации являются: расширение содержания специальных дисциплин за счет вопросов о сущности, свойствах, функциях социальной стратификации; разработка специальных курсов по проблеме исследования; осознание и принятие новых смыслов воспитательной работы в условиях социальной стратификации; введение в понятийный аппарат учебных пособий понятий о социальной стратификации как междисциплинарной категории, атрибуте образовательного пространства, детерминанте педагогического процесса, факторе социализации и причине рисков и противоречий в социализации и воспитании учащихся.
1.Башманова Е.Л. Влияние социоэкономического статуса родителей на отношение школьников к учению и школе: поиск путей оптимизации Курск: Изд-во КГУ, 2008. 225 с. 14,0 п.л.
2.Башманова Е.Л., Дюмина С.В. (в соавторстве) Фигура учителя в современном обществе. Курск: Изд-во «Учитель», 2010. 162 с. 10,3 п.л.
б) рецензируемых научных журналах, включенных в список ВАК:
3.Башманова Е.Л. Социальная стратификация как атрибут пространства воспитания и фактор социализации учащихся // Образование и наука. 2011. № 7. С. 86-106. 1,5 п.л.
4.Башманова Е.Л. Социализация учащихся в условиях резкого социального расслоения // Наука и школа. 2011. № 2. С. 113-116. 0,6 п.л.
5.Башманова Е.Л. Учитель: трудная судьба великой профессии // Воспитание школьников. 2011. № 1. С. 3-11. 0,6 п.л.
6.Башманова Е.Л. Сквернословие как социально-педагогическая катастрофа // Воспитание школьников. 2010. № 6. 0,5 п.л.
7.Башманова Е.Л. Социокультурная интеграция субъектов образовательного пространства в условиях социоэкономического расслоения // Перспективы науки. 2010. № 3. С. 23-29. 0,4 п.л.
8.Башманова Е.Л. Социальный статус семьи школьника как педагогический феномен // Среднее профессиональное образование. 2010. № 5. С. 6-8. 0,3 п.л.
9.Башманова Е.Л. Социоинтегративный подход в обучении и воспитании // Человек и образование. 2010. № 2. 0,3 п.л.
10.Башманова Е.Л. К вопросу о реализации социально-интегративной функции образования в условиях резкого социального расслоения учащихся // Философия образования. 2010. № 1. С. 80-88. 0,5 п.л.
11.Башманова Е.Л. Причины и факторы распространения сквернословия среди учащейся молодежи // Ученые записки КГУ: электрон. науч. журнал. Курск: КГУ, 2010. №2(14). Режим доступа: http://scientific-notes.ru/pdf/014-22.pdf Регистрационный номер 0421000068/0039. 0,12 Мб
12.Башманова Е.Л. Социально-стратификационный подход в педагогике: предпосылки формирования, содержание и принципы // Психолого-педагогический поиск. 2009. № 3 (11). С. 95-104. 0,6 п.л.
13.Башманова Е.Л. Воспитание в условиях социального неравенства: анализ зарубежного опыта и возможностей его применения в отечественной образовательной практике // Ученые записки КГУ: электрон. науч. журн. 2009. №2(10). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/010-16.pdf. Регистрационный номер 0420900068/0034. 0,18 Мб
14.Башманова Е.Л. Разработка модели отношения школьников к учению и школе: типология, структура, динамика и качественный анализ // Ученые записки КГУ: электрон. науч. журн. 2009. №3(11). URL: http://scientific-notes.ru/pdf/011-13.pdf. Регистрационный номер 0420900068/0052. 0,25 Мб
15.Башманова Е.Л. Социально-стратификационный подход к воспитанию школьников // Педагогика. 2007. № 7. С. 121-124. 0,3 п.л.
в) в учебно-методических изданиях:
16.Башманова Е.Л. Практика современного образовательного процесса: учеб-метод. пособ. Курск: Изд-во КГУ, 2011. 43 с. 2,3 п.л.
17.Башманова Е.Л. Социальная стратификация как педагогическая проблема: учеб.-метод. пособ. Курск: Изд-во КГУ, 2009. 84 с. 3,0 п.л.
18.Башманова Е.Л. Гуманистическое воспитание в условиях социальной стратификации: метод. реком. Курск: Изд-во КГУ, 2009. 44 с. 2,8 п.л.
19.Башманова Е.Л. Обеспечение развития воспитательных систем в различных социальных пространствах: учеб.-метод. пособ. Курск: Изд-во КГУ, 2009. 65 с. 3,9 п.л.
20.Башманова Е.Л., Барышникова Е.Н., Рассадникова М.В. Профилактика сквернословия среди подростков и молодежи: учеб.-метод. пособ / под ред. Е.Л. Башмановой. Курск: Изд-во «Лоцман», 2009. 68 с. 3,2 п.л. / 3,0 п.л. лич. уч.
21.Башманова Е.Л., Уварова Е.В., Пивоварова Л.Н. и др. Курское студенчество-2009: учеб.-метод. пособ. Курск: Изд-во «Лоцман», 2009. 44 с. 2,8 п.л. / 1 п.л. лич. уч.
22.Башманова Е.Л., Дюмина С.В. Практикум по решению профессиональных задач педагога: учеб.-метод. пособ. Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2008. 96 с. 6,0 п.л. / 4,1 п.л лич. уч.
23.Башманова Е.Л., Кравченко С.А., Уварова Е.В. и др. Формирование этнической и социальной толерантности в современной образовательной среде: учеб.-метод. пособ. Курск: Изд-во РОСИ, 2007. 352 с. 22,0 п.л. / 5,6 п.л. лич. уч.
г) в других изданиях:
24.Башманова Е.Л. Регионализация образования как фактор социально-педагогического риска / Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: матер. II Междунар. конф. (Челябинск, 10 ноября 2011 г.) / редкол. В. Л. Виницкий и др. Челябинск: НОУ ВПО «ЧИЭП им. М.В. Ладошина», 2011. С. 87-88. 0, 2 п.л.
25.Башманова Е.Л. Педагогическое образование в условиях резкого социального расслоения / Социальная стратегия российской системы образования: матер. Междунар. науч.-практ. конф. – III Санкт-Петерб. социол. чт. (СПб., 14-15 апреля 2011 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. С. 369-371. 0,1 п.л.
26.Башманова Е.Л. Психолого-педагогические аспекты системной модернизации и воспитание молодежи / Приоритеты системной модернизации России и ее регионов: матер. Всерос. науч-практ. конф. (Курск, 18-20 ноября 2010 г.). Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2010. С. 511-516. 0,4 п.л.
27.Башманова Е.Л. Системная модернизация как фактор социальной активности современной российской молодежи / Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 14-16 декабря 2010 г.). М.: Изд-во МППГУ, 2010. С. 124-126. 0,3 п.л.
28.Башманова Е.Л. Социально-педагогические эффекты бедности и проблемы формирования социальной активности молодежи / Социальная активность молодежи: векторы развития: сб. матер. II Всерос. соц.-пед. чтен. им. Б.И. Лившица (Екатеринбург, 9-11 ноября 2010 г.). Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2010. С. 90-96. 0,4 п.л.
29.Башманова Е.Л. К вопросу о социальном статусе учителя / Труд учителя и педагогическое образование в условиях реформирования общеобразовательной и высшей школы: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Курск, 7-8 октября 2010 г.) / отв. ред. А.Г. Пашков. Курск: Изд-во КГУ, 2010. С. 8-16. 0,6 п.л.
30.Башманова Е.Л. Социально-стратификационный подход к психолого-педагогическому обеспечению дополнительного образования детей / Качество дополнительного образования детей: психолого-педагогические проблемы: сб. науч. ст. / под ред. Т.А. Антопольской. Курск: ООО «Регион-Пресс», 2008. С. 38-46. 0,6 п.л.
31.Башманова Е.Л. Социально-педагогические аспекты влияния социоэкономического статуса родителей на формирование личности школьников / Теоретические и практические аспекты деятельности специалистов социальной сферы: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 16 апреля 2008 г.) / под общ. ред. Е.А. Загвоздкиной. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2008. С. 29-32. 0,2 п.л.
32.Башманова Е.Л. Интеграция задач общего и дополнительного образования в условиях социального неравенства / Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов: матер. Всерос. науч.-практ. заоч. интернет-конф. (Ярославль, апрель 2008 г.) / под ред. А.В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. С. 15-17. 0,2 п.л.
33.Башманова Е.Л. Формирование социально-активной жизненной позиции подрастающего поколения в условиях социального неравенства / Продуктивное образование: от школьного проекта к профессиональной карьере: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 25-26 марта 2008 г.). Саратов: Изд-во «Научная книга», 2008. С. 185-188. 0,3 п.л.
34.Башманова Е.Л. Формирование мировоззрения учителя в условиях социально-экономического неравенства / Теория и практика формирования учителя как субъекта профессиональной культуры: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Курск, 25-26 октября 2007 г.). Курск: Изд-во КГУ, 2007. С. 24-29. 0,4 п.л.
35.Башманова Е.Л. Учреждения дополнительного образования в борьбе за будущее юных россиян / Организационная культура учреждений дополнительного образования детей: проблемы развития: сб. науч. ст. / под ред. Т.А. Антопольской. Курск: Изд-во КГУ, 2007. С. 11-20. 0,6 п.л.
36.Башманова Е.Л. Воспитание толерантности у молодежи в современных социально-экономических условиях / Образование в России: медицинские, педагогические, психологические аспекты: матер. XI Всерос. науч.-практ. конф. (Калуга, 02 мая 2007 г.) / под ред. Н.П. Щербак. Калуга: Изд-во КГПУ, 2007. С. 45-47. 0,2 п.л.
37.Башманова Е.Л. Социальная стратификация и воспитательная политика вуза: проблемы обусловленности / Современные технологии в российской системе образования: матер. V Всерос. науч.-практ. конф. (Пенза, 02 мая 2007 г.) / под ред. Ф.Е. Удалова. Пенза: РИО ПГСХА, 2007. С. 13-14. 0,2 п.л.
38.Башманова Е.Л. Социально-экономическое расслоение как детерминанта государственной политики в сфере социального воспитания молодежи / Социально-педагогическая помощь детям: межвуз. сб. науч. статей / под ред. А.В. Репринцева. Курск: Изд-во КГУ, 2006. С. 100-107. 0,5 п.л.
39.Башманова Е.Л. Взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи в обеспечении поддержки и социального становления современных подростков / Педагогическая поддержка развития личности ребенка в учреждениях дополнительного образования: межвуз. сб. науч. ст. / под ред. А.В. Репринцева. Курск: Изд-во КГУ, 2006. С. 132-135. 0,3 п.л.
40.Башманова Е.Л. Воспитание в социально-дифференцированном обществе: постановка проблемы и пути ее решения / Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 10-12 марта 2006 г.). Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н», 2006. С. 169-173. 0,3 п.л.
41.Башманова Е.Л. Особенности педагогической деятельности в условиях резкого социального расслоения общества: совершенствование профессиональной подготовки учителя / Профессиональная подготовка учительства: история, теория, практика: труды Всерос. науч.-практ. конф. (Пенза, 26-27 января 2006 г.) / под ред. В.В. Полукарова. Пенза: Изд-во ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2006. С.59-63. 0,3 п.л.
42.Башманова Е.Л. «Принц и нищий» в одном классе: что делать? / Государство и общество: философия, экономика, культура: сб. ст. / под общ. ред. А.В. Бузгалина, А.И. Колганова. М.: ЛЕНАНД, 2005. С. 409-411. 0,6 п.л.
43.Башманова Е.Л. Идеи развивающего обучения в условиях социально-экономического неравенства учащихся: проблема подготовки специалистов / Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: матер. Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 11-12 ноября 2003 г.): в 2 ч. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. Ч.1. С.199-204. 0,4 п.л.
44.Башманова Е.Л. Динамика отношения учащихся из различных социальных слоев к учению в школе: проблемы диагностики / Время и человек в зеркале гуманитарных исследований: матер. V Междунар. летней школы молодых ученых: в 2 т. Курск: Изд-во КГУ, 2003. Т.2. С. 58-69. 0,8 п.л.
45.Башманова Е.Л. Социально-экономическая дифференциация родителей как педагогическая проблема: опыт исследования / INCIPIO = НАЧИНАЮ: сб. науч. труд. Курск: Изд-во КГУ, 2003. Вып. 1. С. 42-48. 0,4 п.л.
46.Башманова Е.Л. Проблемы подготовки будущих педагогов к работе в условиях социально-экономической дифференциации школьников / Воспитательная система педагогического вуза: проблемы становления: межвуз. сб. науч. труд. Курск: Изд-во КГУ, 2002. С. 150-159. 0,6 п.л.