2. Соискателем выдвигается тезис о наличии такой сущностной характеристики государственной службы, как этико-гуманистическая. Анализ государственной службы как этико-гуманистической категории имеет важное значение для проведенного исследования, так как социальная защита государственных служащих в том числе базируется на таких человеческих ценностях, как гуманизм, моральная ответственность, нравственность. Государственная служба - это служение, прежде всего обществу, от имени государства, которое не может существовать само для себя, изолированно от гражданского общества. С другой стороны, выступая представителями государства, реализовывая его функции в интересах общества, государственные служащие, во-первых, наделены особым правовым статусом, а во-вторых, сами являются представителями этого же общества и, соответственно, нуждаются в защите в процессе выполнения государственно-служебных обязанностей, по завершении служебной деятельности и выходе на пенсию, при наступлении страховых случаев.
3. Представлена авторская дефиниция механизма социальной защиты как системы нормативно установленных, а также реально функционирующих в обществе институтов, направленных на обеспечение достойного уровня жизни всех членов общества. По мнению автора, современная концепция социальной защиты населения основывается на предоставлении материальной и нематериальной поддержки населению при наступлении неблагоприятных социальных факторов с целью стабилизации определенного уровня жизни, а также предотвращения социальных конфликтов.
4. На основе анализа нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус государственных служащих по трем видам государственной службы, сформулирован вывод о полисемантическом характере термина «социальная защита». Множественный характер толкования термина «социальная защита» приводит к применению наряду с этим термином таких, как «социальная защита», «правовая защита», «социальная поддержка», «социальная помощь». Это в конечном итоге, отражается на содержании конкретных мер, форм, способов и средств социальной защиты государственных служащих. Так, в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ понятия «правовая защита» и «социальная поддержка» разделены по разным статьям. Статья 18 названного закона в качестве мер социальной поддержки предусматривает: порядок исчисления стажа для назначения пенсии; случаи льготного исчисления стажа (выслуги); право проезда на попутном транспорте сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и другие. В тексте Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» термин «социальная поддержка» относится только к членам семей сотрудников, погибших (умерших), пропавших без вести при выполнении служебных обязанностей, и представляет собой совершенно иные меры, чем предусмотрены для сотрудников ФСБ. В связи с этим предлагается унифицировать терминологию в отношении мер социальной защиты в текстах нормативных актов, что позволит качественно повысить уровень законодательной техники.
5. Конкретизировано понятие «социальная защита государственных служащих» в широком и узком смысле. В широком понимании социальную защиту государственных служащих можно рассматривать как непрерывный процесс, обеспечивающий нормальное и эффективное функционирование государственного аппарата. В узком смысле социальная защита государственных служащих и членов их семей на современном этапе представляет собой комплекс государственных мероприятий, направленных на обеспечение государственно-служебного иммунитета государственных служащих, охрану от социальных рисков и социальных конфликтов в процессе государственной службы, а также систему государственного обеспечения и обслуживания служащих и членов их семей после оставления службы в силу государственных обязательств.
6. Определены феноменологические признаки социальной защиты государственных служащих, к числу которых относятся:
- специфические субъекты защиты - государственные служащие и члены их семей;
- государственный характер социальной защиты государственных служащих, в силу которого субъекты защиты ограничены по закону в некоторых правах и не имеют достаточно широких возможностей самозащиты, которыми наделены работники в соответствии с трудовым законодательством;
- исключительная роль государства в деле социальной защиты государственных служащих;
- охрана государственно-служебного иммунитета в процессе государственной службы;
- охрана от социальных рисков и социальных конфликтов, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная поддержка государственных служащих и членов их семей;
- отсутствие системного характера социальной защиты государственных служащих.
7. Предлагается следующая характеристика состояния социальной защиты государственных служащих:
- социальная защита - это многоплановый, комплексный, фундаментальный институт;
- данный институт является непосредственным детерминантом правового, социального государства;
- социальная защита теснейшим образом связана и определяется: политикой, экономическими возможностями государства, культурой, включающей законодательство, традиции, обычаи общества;
- определение социальной защиты как комплексного социального института, ее содержания отсутствует в современном законодательстве;
- однозначно на законодательном уровне не определены цели и задачи социальной защиты;
- в теории права отсутствует единое понимание содержания социальной защиты;
- нормативное регулирование современной системы социальной защиты населения основано на принципах единства и дифференциации предоставляемых форм, способов, методов защиты населения в целом и отдельных категорий;
- кадровое обеспечение штата чиновников на ранних этапах развития государства носило исключительно сословный характер, с перерастанием в последующем в систему формирования государственного аппарата на профессиональной основе с привлечением наиболее интеллектуально развитых членов общества;
- на протяжении истории человеческого общества политика государств разных типов и исторических эпох характеризовалась константой отношения к государственным служащим, созданием и совершенствованием системы льгот и привилегий;
- одним из необходимых факторов повышения эффективности функционирования государственного аппарата должна стать новая социальная политика государства в отношении государственных служащих, целью которой станет главный принцип взаимодействия государства и служащих - полной и всесторонней защиты последних как в период службы, так и после нее.
8. Сформулированы задачи социальной защиты государственных служащих, к числу которых отнесены:
- компенсация ограничений, объективно обусловленных характером деятельности служащих;
- реализация социальных ожиданий служащих, которые легли в основу их профессионального выбора;
- нейтрализация объективных и субъективных факторов, препятствующих эффективной служебной деятельности;
- материальное и моральное стимулирование служебной деятельности;
- обеспечение государственных гарантий в области социальной защиты государственных служащих и членов их семей.
9. Рассмотрена социальная защита государственных служащих и членов их семей с позиции легитимной оценки со стороны гражданского общества. Высказана необходимость обосновывать социальную политику государства в отношении государственных служащих и членов их семей исходя из исторически сложившихся принципов социального обеспечения и социальной поддержки населения, а также из существа и правовой природы самой государственной службы. Важным моментом при этом отмечается целесообразность прозрачности и открытости всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих для гражданского общества.
10. Исследование форм воздействия права на общественное сознание показало, что именно комплексное воздействие права на соответствующих субъектов позволяет сформировать благоприятную общественную среду, которой может быть присуще позитивное правопонимание, а также необходимый уровень легитимности в оценке правовой политики государства. Соответственно, не достигнув необходимого уровня восприятия гражданским обществом действия права, невозможно проводить мероприятия, направленные на модернизацию государственного аппарата, совершенствование института государственной службы, укрепление правового статуса государственных служащих, развитие института их социальной защиты. Отсюда возрастает роль культуроформирующего воздействия права, которое осуществляется на основе реализации образовательных ресурсов права, то есть восприятия его информационной части. Процесс познания права формирует у членов общества идеи о неразрывности делинквентного поведения и возможного наказания, что должно оказывать превентивное воспитательное воздействие, удерживать от желания нарушить закон. В исследовании показано, что делинквентно-превентивное воздействие права имеет значение с точки зрения восприятия гражданским обществом и отдельными его членами правовой политики государства и возможности формирования позитивного, лояльного отношения к этой политике и деятельности государственного аппарата, а также защиты его служащих.
11. В связи с рассмотрением вопроса о принципах государственной службы изложена следующая дефиниция: принципы государственной службы - это формально закрепленные основополагающие идеи, правовые убеждения, выражающие политику и идеологию государства, направленные на формирование нормативной базы, устанавливающие юридические рамки организации и функционирования государственного аппарата. Обоснована необходимость закрепления в законодательстве о государственной службе принципа социальной защиты государственных служащих и членов их семей. В связи с этим рекомендовано в статье 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ зафиксировать принцип социальной защиты государственных служащих и членов их семей.
12. Рассматривая правовое регулирование как необходимую форму воздействия права на общественные отношения, автор исходит из следующего его понимания - это форма действия права посредством реализации функции государства, направленная на установление формальных границ дозволенного поведения участников общественных отношений. Соответственно, правовое регулирование социальной защиты государственных служащих - это воздействие государства с помощью норм права на общественные отношения, участниками которых выступают либо могут выступать государственные служащие, с целью оптимизации их правового статуса в области гарантирования социальных прав.
13. По мнению соискателя, правоприменение понимается:
- как особая форма реализации права, специфика которой определяется субъектным составом, а также осуществляемыми в процессе применения права процессуально регламентированными юридически значимыми действиями, выполняемыми при наличии конфликта по поводу соблюдения, исполнения, использования норм права, сопряженного с нарушением субъективных прав и юридических обязанностей;
- как функциональная деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц, целью которой является восстановление нарушенных прав и исполнение юридических обязанностей;
- как возможность применения государственного принуждения в случаях деструктивного поведения участников отношения по применению права. Это позволяет сделать вывод о том, что субъектами правоприменительной деятельности выступают государственные служащие, чей труд представляет собой специфический вид деятельности, регулируется в особом порядке, носит обеспечительный характер применительно к функционированию государства и, соответственно, должен находиться под особой охраной государства.
14. Определены признаки, определяющие сущность правового обеспечения социальной защиты государственных служащих:
- это динамический процесс, основанный на активных действиях его субъектов;
- правовой основой такого процесса выступают нормы различных отраслей права, вследствие чего он имеет комплексный характер;
- представляет собой систему средств, способов, мер, носящих обеспечительный характер;
- обеспечительные меры носят юридический характер;
- они защищены возможностью применения юридической ответственности;
- данные меры носят высокомотивированный характер, обусловленный значимостью цели правового обеспечения для государства, публичного управления и гражданского общества.
Обобщение приведенных выше признаков позволило сформулировать определение правового обеспечения социальной защиты государственных служащих - это комплексная система мероприятий, включающая: нормотворческий процесс, в области социальной защиты государственных служащих; формирование и повышение правовой культуры граждан, имеющее своим результатом позитивное осознание государственной правовой и социальной политики; правоприменительную деятельность государственных органов и должностных лиц.
15. Согласно распространенной точке зрения, социальная защита представляет собой сочетание трех элементов: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная поддержка. Автор полагает, в отношении государственных служащих необходимо добавить четвертое направление - организационно-правовую поддержку. Организационно-правовая поддержка основана на действии комплексного механизма, включающего различные меры обеспечительного характера, направленные на создание благоприятного делового климата в процессе функционирования государственной службы, обеспечение справедливой оплаты труда государственных служащих, адекватной значимости самой службы в обществе. Важным элементом организационно-правовой поддержки государственных служащих выступает также процесс совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей государственную службу, особенно такие ее институты, как: институт оплаты труда; заключения и прекращения действия служебного контракта; дисциплинарной и материальной ответственности; стимулирования служебной деятельности.
16. Анализ порядка замещения должностей государственной гражданской службы, предусмотренного частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», показал, что конкурсное замещение должностей призвано, во-первых, оценить профессиональный уровень претендентов на занятие должности, во-вторых, выявить наилучших из них. Принцип конкурентности, присущий конкурсной системе отбора претендентов, стимулирует повышение мотивационных свойств личности. Вместе с тем закон, в целом ряде случаев, предусматривает возможность замещения должностей государственной службы на бесконкурсной основе. В частности, конкурс не проводится при назначении на должности «руководитель», «помощник (советник)», а также при заключении срочного служебного контракта. По мнению автора, подобный подход к замещению должностей государственной службы представляется далеким от совершенства по следующим причинам: во-первых, занятие одних должностей на основе конкурса, а других на бесконкурсной основе не укладывается в концепцию принципа о равенстве возможностей в осуществлении доступа к государственной службе; во-вторых, сам факт бесконкурсной основы замещения должностей на государственной службе свидетельствует о низком престиже такой службы, невысокой ее значимости для государства и общества и, соответственно, низкой оплате труда на ней.
17. Сформулировано суждение о чрезмерной диспозитивности норм института служебного контракта о государственной службе, заключаемого с гражданскими служащими. Так, диспозитивный характер норм статей: 22, в части возможности, а не обязанности проведения конкурса при назначении на отдельные гражданские должности; 27, регламентирующей право устанавливать испытание при поступлении на службу; 32, в части возможности отстранения от гражданской службы гражданского служащего в период урегулирования конфликта интересов; 35, допускающей возможность назначения на ранее занимаемую должность по истечении срока полномочий, и иных статей, с одной стороны, позволяет учитывать специфику и характер отношений на государственной службе в отдельных государственных органах, службах, регионах. Однако, с другой стороны, диспозитивный характер рассматриваемых норм не позволяет избежать субъективистского подхода в отношениях между представителем нанимателя и государственными служащими. Установленные в данном случае пределы усмотрения правоприменителя могут негативно отражаться на состоянии социальной защищенности последних. Автор предлагает изменить редакцию текста статей 22, 27, 32, 35 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с целью уменьшения пределов усмотрений правоприменителя.
18. Анализ норм законодательства о государственной службе свидетельствует о наличии проблемы субъектного состава в государственно-служебных отношениях, связанной с различным подходом в определении сторон таких правоотношений по различным видам государственной службы. В частности, по закону «О системе государственной службы в Российской Федерации» одним из видов государственной службы является служба правоохранительная. Несмотря на то, что названным законом государственной службе был придан системный характер, правовой статус сотрудников органов внутренних дел до принятия Федерального закона «О полиции» не был четко определен. В названном законе статус сотрудника полиции как государственного служащего обозначен достаточно четко, однако не регламентирован вопрос о сторонах государственно-служебного отношения по поводу службы в полиции. Разъяснения на этот счет имеются в Положении о службе в органах внутренних дел, в котором указано, что контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином оссийской ФФедерациии Р Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации. Дословное толкование приведенной выше нормы позволяет сделать вывод о том, что сотрудник органов внутренних дел служит не государству, а конкретному министерству. Аналогичным образом сформулирована статья 10 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»: «Контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника». Своя трактовка сторон контракта о прохождении военной службы дана в Приложении к Указу Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы». Статья 4 названного Указа устанавливает, что контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и - от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. На основании вышеизложенного соискателем сформулированы выводы:
- по трем видам государственной службы законодатель использует неодинаковое толкование сторон служебных контрактов;
- подобное разнообразие законодательной техники не способствует реализации принципа системности, присущего организации государственной службы;
- стабильность и комплексный характер государственной службы требуют унитарного подхода законодателя в определении субъектного состава государственно-служебных отношений по всем видам государственной службы. Единство конечной цели в процессе государственной службы - служение государству - должно обуславливать типологию правовой терминологии по видам государственной службы. Такое решение вопроса будет способствовать достижению большей унитарности нормативного регулирования государственной службы, в том числе и в области социальной защиты государственных служащих по трем видам государственной службы.
19. В целях усиления социальной защиты государственных гражданских служащих рекомендовано в тексте Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотреть механизм продления срочного служебного контракта для замещения должностей государственной гражданской службы с лицами, достигшими предельного возраста пребывания на службе.
20. Обоснованы предложения о внесении изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
- дополнить часть 3 статьи 27 пунктом следующего содержания: «для замещения должностей гражданской службы гражданским служащим, назначенным на должность гражданской службы в порядке внутреннего перевода»;
- пункт 1 статьи 30 дополнить трактовкой понятия «служебная необходимость», а также уточнением, что временное замещение на срок до одного месяца в указанных случаях производится без согласия гражданского служащего;
- дополнить пункт 3 статьи 45 перечнем должностей, по которым устанавливается ненормированный служебный день, а также механизмом исчисления сверхурочного служебного времени при установленном режиме ненормированного служебного дня;
- дополнить пункт 13 статьи 46 нормой о том, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, включая суммы единовременных выплат в размере двух месячных окладов денежного содержания, полагающиеся при предоставлении федеральному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска.
21. Часть 11 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает ежегодное индексирование размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом о Федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Однако действие названной нормы в настоящий момент приостановлено на основании Федерального закона от 13 декабря 2010 года №358-ФЗ «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Таким образом, до 2014 года размеры окладов государственных служащих не будут индексироваться с учетом роста потребительских цен. Это означает «замораживание» не только роста заработной платы, но и размеров пенсии за выслугу лет государственным служащим, так как она рассчитывается из заработной платы (но не свыше 2,8 должностного оклада). Следовательно, налицо факт социального неравенства пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости, которая хоть и незначительно, но регулярно увеличивается, и пенсионеров из числа государственных служащих, имеющих низкий уровень обеспечения. При этом действие ч. 12 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регламентирующей ежегодное индексирование размера окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации, не приостанавливается и производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Такое положение вещей свидетельствует о явных диспропорциях в уровнях оплаты труда служащих, принадлежащих к одному виду государственной службы, и требует, по мнению соискателя, законодательного разрешения.
22. Предложено в основе системы материального стимулирования государственных служащих учитывать следующие принципы:
- справедливое вознаграждение, учитывающее значимость для общества и государства деятельности государственного служащего, а также уровень ее опасности и степень риска для жизни;
- недопустимость ухудшения материального положения государственного служащего;
- оптимизация структуры денежного содержания государственного служащего с учетом особенностей вида государственной службы в целях повышения доли оклада денежного содержания в общем объеме оплаты труда;
- совершенствование механизма регулярной индексации денежного содержания и социальных выплат государственным служащим, исходя из уровня инфляции с учетом социально-экономических показателей развития государства;
- обеспечение заинтересованности государственных служащих в повышении результативности служебной деятельности, достижении установленных целей;
- эффективное сочетание материального и нематериального стимулирования государственных служащих с учетом результатов их профессиональной служебной деятельности.
23. Исследование методологии социальной защиты служащих правоохранительных органов, а именно сотрудников органов внутренних дел в процессе служебной деятельности позволило сформулировать следующие выводы, подтвержденные анкетированием трех тысяч сотрудников органов внутренних дел Воронежской и Липецкой области:
- современная модернизация государственной правоохранительной службы невозможна без усиления гарантий социальной защиты сотрудников органов внутренних дел;
- одним из элементов социальной защиты сотрудников органов внутренних дел является процесс создания эффективных механизмов повышения результативности профессиональной служебной деятельности сотрудников, стимулирования их карьерного роста с учетом профессионализма и показателей качества и результативности деятельности;
- материальное стимулирование в виде индексации денежного довольствия сотрудникам требует учета следующих факторов: динамики номинальных и реальных доходов в стране; изменения стоимости жизни различных категорий населения; особенностей деятельности сотрудников; особых экономических факторов, определяемых требованиями экономического развития страны (в частности изменения уровня цен, инфляции); социальных и политических факторов, связанных с необходимостью охраны правопорядка в государстве и в отдельных регионах.
24. Рекомендовано в единой системе нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти в сфере внутренних дел и их сотрудников, принять административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по исполнению государственной функции «Стимулирование на государственной службе, создание условий для карьерного роста сотрудников органов исполнительной власти в сфере внутренних дел с учетом их профессионализма и показателей результативности деятельности». Использование указанного регламента позволит, с одной стороны, повысить мотивацию сотрудников к высоким результатам служебной деятельности, с другой - улучшить уровень их социальной защиты в процессе государственной службы.
25. Определено, что правовой механизм юридической ответственности (в данном случае дисциплинарной и материальной) государственных служащих непосредственным образом влияет на гарантии их социальной защиты. Защитный характер специальной дисциплинарной ответственности государственных служащих проявляется:
- в отношении государственного порядка управления;
- в отношении государственного служащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, как правовое ее ограничение;
- в отношении государственных служащих, правомерная деятельность которых может быть нарушена в результате дисциплинарного проступка их коллеги.
Защитная функция дисциплинарной ответственности государственных служащих в полной мере может быть реализована только при соответствующем правовом регулировании, основанном на высоком уровне законодательной техники.
26. Аргументирована необходимость регулирования материальной ответственности государственных служащих на основе формирования соответствующего правового института в рамках административного права. Реализация этой задачи возможна на основе принятия специального нормативного акта, предметом регулирования которого станет материальная ответственность государственных служащих по всем видам государственной службы.
27. Рекомендовано в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ предусмотреть главу о социальной защите государственных служащих, в которой, во-первых, определить стандарты государственной социальной защиты, гарантированные для всех государственных служащих независимо от вида службы (гражданской, военной, правоохранительной), ее уровня (в федеральных органах или органах субъектов федерации), во-вторых, дифференцировать меры социальной защиты в зависимости от степени сложности, риска, опасности службы.
В Федеральном законе от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предложено, во-первых, в статье 1 уточнить статус супруги (супруга) при повторной регистрации брака; во-вторых, уменьшить в относительно небольшом тексте закона бланкетные нормы, которых насчитывается более пятидесяти.
1. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих : теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы правового регулирования : монография / С. П. Матвеев ; науч. ред. Ю.Н. Старилов. – Воронеж : Воронеж. ин–т МВД России. – 214 с. (12,32 п.л.).
2. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих : основные направления модернизации и перспективы развития / С.П. Матвеев ; науч. ред. Ю.Н. Старилов. – Воронеж : Воронеж. ин–т МВД России. – 171 с. (10 п.л.).
II. Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации
3. Матвеев С.П. Служебно-трудовые отношения как объект правовой защиты (уголовно-правовые аспекты) / С.П. Матвеев, Ю.В. Вакулин // Общество и право : Всерос. науч. –практ. журнал Краснодар. ун–та МВД России. – 2008. – № 3 (21). – С. 144–148 (0,5 п.л., авт. – 0,35 п.л.).
4. Матвеев С.П. Легитимность социальной защиты государственных служащих в Российской Федерации / С.П.Матвеев //Общество и право : Всеросс. науч. –практ. журнал Краснодар. ун–та МВД России. – 2009. – № 3 (25). – С. 284–290 (0,75 п.л.).
5. Матвеев С.П. Задачи и функции социальной защиты государственных служащих / С.П. Матвеев // Общество и право : Всеросс. науч. –практ. журнал Краснодар. ун–та МВД России. – 2009. – № 4 (26). – С. 258–264 (0,75 п.л).
6. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих : исторический аспект / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. гос. ун–та. – 2009. – № 2(7). – С. 167–177(1,25 п.л.).
7. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих – важнейший институт современного публичного служебного права Российской Федерации / С.П. Матвеев// Вестник Моск. ун–та МВД России. – 2009. – № 10. – С. 122–127 (0,6 п.л.).
8. Матвеев С.П. Понятие, сущность и содержание современного нормативного правового обеспечения социальной защиты государственных служащих / С.П.Матвеев // Вестник Моск. ун–та МВД России. – 2009. – № 10. – С. 108–114 (0,75 п.л.).
9. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих –важнейший принцип построения и функционирования системы государственной службы / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. гос. ун–та. Серия «Право». – 2009. – № 2(7). — С. 313–323 (1,25 п.л.).
10. Матвеев С.П. Становление и развитие института социальной защиты государственных служащих / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. гос. ун–та Серия «Право». — 2010. — № 1. — С. 31–37 (0,75 п.л.).
11. Матвеев С.П. Основные проблемы нормативного правового регулирования социальной защиты государственных служащих / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. ин—та МВД России. — 2010. — № 4. — С. 156–163 (0,87 п.л.).
12. Матвеев С.П. Государственная гражданская служба : проблемы социальной защиты государственных гражданских служащих / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. гос. ун–та Серия «Право». — 2011. — № 1(10). — С. 25–34. (1,12 п.л.).
13. Матвеев С.П. Социальная защита государственных гражданских служащих как необходимое условие развития Российского государства/ С.П.Матвеев // Вестник Воронеж. гос. ун–та Серия «Право». – 2011. – № 1(10). – С. 305–316 (1,3 п.л.).
14. Матвеев С.П. Обеспечение социальной защиты государственных служащих в процессе применения дисциплинарной ответственности / С.П.Матвеев // Вестник Воронеж. ин—та МВД России. — 2011. — № 2. — С. 140–147 (0,8 п.л.).
15. Матвеев С.П. Материальная ответственность государственных служащих как элемент социальной защиты / С.П.Матвеев // Вестник Воронеж. ин—та МВД России. — 2011. — № 3. — С. 26–34 (1 п.л.).
16. Матвеев С.П. Административные регламенты как правовая форма обеспечения социальной защиты государственных служащих / С.П.Матвеев // Административное право и процесс. – 2011. – № 12. – С. 34–41 (0,87 п.л.).
17. Матвеев С.П. Структура государственного обеспечения социальной защиты государственных служащих / С.П. Матвеев // Общество и право : Всерос. науч.-практ. журнал Краснодар. ун–та МВД России. – 2011. – № 4. – С. 101–117 (2 п.л.).
18. Матвеев С.П. Совершенствование законодательства о государственной службе как фактор укрепления гарантий социальной защиты государственных служащих / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. ин—та МВД России. —2011. — № 4. — С. 40–52 (1,5 п.л.).
III. Научные статьи, опубликованные в иных изданиях
19. Матвеев С.П. Некоторые вопросы правового регулирования пенсионного обеспечения работников науки / С.П.Матвеев // Вопросы социального обеспечения : сб. науч. тр. ЦИЭТИН. – Москва, 1982. – Вып. 13. – С.31–35 (0,5 п.л.).
20. Матвеев С.П. Развитие законодательства о пенсионном обеспечении работников науки / С.П.Матвеев// Вопросы социального обеспечения: сб. науч. тр. ЦИЭТИН. – Москва, 1983. – Вып. 14. – С.40–46 (0,75 п.л.).
21. Матвеев С.П. История развития законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение работников науки/ С.П.Матвеев// Вопросы социального обеспечения: сб. науч. тр. ЦИЭТИН. – Москва, 1985. – Вып. 16. – С.34–39 (0,62 п.л.).
22. Матвеев С.П. Правовое регулирование пенсионного обеспечения работников науки : автореф. дис. …канд. юрид. наук / С.П.Матвеев. – М., 1988. – 19 с. (1,2 п.л.).
23. Матвеев С.П. Правовые проблемы защиты социально-экономических прав трудящихся в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике / С.П.Матвеев // Сборник научных статей ВЮТ. – Воронеж, 1992. – Вып. 1.– С.14–18 (0,5 п.л.).
24. Матвеев С.П. О некоторых проблемах становления областного законодательства / С.П. Матвеев, Т.А. Матвеева // Сборник научных трудов ВГУ.– Воронеж, 1996. – Вып. 5 – С. 60–68 (0,5 п.л., авт. – 0,25 п.л.).
25. Матвеев С.П. Некоторые проблемы защиты трудовых прав граждан / С.П.Матвеев // Межвузовская научно-практическая конференция ВГУ / Воронежский институт МВД России. – Воронеж : Изд–во. Воронеж. ин–та МВД России, 1997.– С.26–30 (0,25 п.л.).
26. Матвеев С.П. Проблемы применения трудового законодательства при прохождении службы в органах внутренних дел / С.П.Матвеев // Межвузовская научно-практическая конференция ВГУ / Воронежский институт МВД России. – Воронеж : Изд–во. Воронеж. ин–та МВД России, 1998.– С.18–23 (0,3 п.л.).
27. Матвеев С.П. Проблемы регулирования служебных отношений сотрудников органов внутренних дел / С.П.Матвеев // Межвузовская научно-практическая конференция. – Воронеж: Изд–во. Воронеж. ин–та МВД России, 1999.– С.61–66 (0,3 п.л.).
28. Матвеев С.П. Некоторые проблемы регулирования служебных отношений сотрудников органов внутренних дел / С.П.Матвеев // Вестник Воронеж. ин–та МВД России. – 2000.– № 1 (6). – С.74–78 (0,5 п.л.).
29. Матвеев С.П. Проблемы регулирования служебных отношений сотрудников органов внутренних дел / С.П.Матвеев // Вестник Воронеж. ин–та МВД России. – 2002.– № 1. – С.93–98 (0,3 п.л.).
30. Матвеев С.П. Проблемы регулирования отношений в области использования наемного труда / С.П. Матвеев, А.Н. Стукалов // Сборник научных трудов ВГУ.– Воронеж, 2002. – Вып. 5. – С. 45–50 (0,3 п.л., авт. 0,2 п.л.).
31. Матвеев С.П. Служебно-трудовые отношения в системе органов внутренних дел / С.П.Матвеев // Российское правовое государство : итоги формирования и перспективы развития : материалы Всерос. науч.- практ. конф. Воронеж, 14–15 ноября 2003 / под. ред. Ю.Н. Старилова . – Воронеж : Изд –во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – Ч. 3 : Административное, муниципальное, экологическое, земельное и трудовое право. – С. 358–372 (0,5 п.л.).
32. Матвеев С.П. Правовая природа служебно-трудовых отношений / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. ин–та МВД России. – 2004. – № 2(17). – С.98–104 (0,75 п.л.).
33. Матвеев С.П. Правовые проблемы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. ин–та МВД России. – 2005. – № 1(20). – С.64–71(0,6 п.л.).
34. Матвеев С.П. Трудовые отношения вольнонаемных работников в системе органов внутренних дел /С.П. Матвеев// Вестник Воронежского института МВД России. – 2005. – № 4(24). – С.111–115(0,5 п.л.).
35. Матвеев С.П. Некоторые проблемы правового регулирования правоохранительной деятельности / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. ин–та МВД России. – 2006. – № 1(25). – С.39–42(0,3 п.л.).
36. Матвеев С.П. Трудовые права граждан как объект уголовно-правовой защиты / С.П. Матвеев, Ю.В. Вакулин // Проблемы борьбы с преступностью в Центральном федеральном округе Российской Федерации : материалы науч.-практ. конф. – Воронеж : Воронеж. экономико-правовой ин–т, 2006. – С. 64–68 (0,25 п.л., авт. – 0,18 п.л.).
37. Матвеев С.П. К вопросу о правовой природе контракта в сфере ОРД / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. ин–та МВД России. – 2007. – № 1. – С.82–87(0,75 п.л.).
38. Матвеев С.П. Некоторые проблемы регулирования служебно-трудовых отношений в системе органов внутренних дел / С.П. Матвеев // Правовые реформы в современной России : значение, результаты, перспективы : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 50-летнему юбилею юридического факультета Воронеж. гос. ун–та (Воронеж, 20–21 ноября 2008 г.). – Воронеж : Изд–во Воронеж. гос. ун–та, 2009. – Вып. 5, Ч. 2 : Административное и муниципальное право. Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. – С.309–320 (0,68 п.л.).
39. Матвеев С.П. Особенности задач социальной защиты государственных служащих в новых экономических условиях / С.П. Матвеев //Сборник материалов международной научно-практической конференции / Воронежский институт МВД России. – Воронеж, 2009. – С.40–46 (0,43 п.л.).
40. Матвеев С.П. Социальный статус государственных служащих / С.П. Матвеев // Вестник Воронеж. ин–та МВД России. – 2009. – № 2. – С.64–70 (0,75 п.л.).
41. Матвеев С.П. Некоторые проблемы регулирования государственной службы / С.П. Матвеев // Правовые аспекты предупреждения правонарушений: материалы круглого стола (29 октября 2010 года). – Липецк : Липецкий филиал Воронежского института МВД России. – Воронеж, 2010. – С. 18–21 (0,1 п.л.).
42. Матвеев С.П. Принципы построения и функционирования государственной службы : проблемы социальной защиты государственных служащих / С.П. Матвеев // Общество, право, правосудие : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф / ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», Центральный филиал. – Воронеж: ООО Типография «ЛИО», 2010. – Ч.2.– С.152–161 (0,56 п.л.).
43. Матвеев С.П. Социальная защита государственных служащих: проблемы ответственности / С.П. Матвеев //Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : материалы открытой Всерос. науч.-практ. конф. – Воронеж : Воронежский ин–т ФСИН России, 2011. – С.131–136 (0,62 п.л.).
44. Матвеев С.П. Укрепление правового статуса государственных служащих, как способ формирования высококвалифицированного кадрового состава служащих правоохранительной службы / С.П. Матвеев // Укрепление правового статуса государственных служащих как способ формирования высококвалифицированного кадрового состава служащих правоохранительной службы : проблемы совершенствования практики подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России : сб. материалов Всерос. конф. 21–22 мая 2011 года. – Ростов н/Д: ФКГОУ ВПО «Ростовский юридический институт МВД России», 2011. – С.151–158 (0,5 п.л.).
45. Матвеев С.П. Административные регламенты как средство обеспечения социальной защиты государственных служащих / С.П. Матвеев // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии : сб. материалов Междунаро. науч.-практ. конф. (Воронеж, 1–2 июля 2011 г.). – Воронеж : Воронеж. ин–т МВД России, 2011. – Ч.1.:Юридические науки. – С. 201–207 (0,37 п.л.).
46. Матвеев С.П. Проблемы государственной службы : стимулирование служебной деятельности сотрудников полиции / С.П. Матвеев // Вестник кадровой политики МВД России. – 2011. – № 4. – С. 84–93 (1.1 п.л.).
47. Матвеев С.П. Актуальные проблемы практики обеспечения социальной защиты государственных служащих / С.П. Матвеев // Теория и практика административного права и процесса : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (пос. Небуг, 5–7 октября 2011 г.) / отв. ред. В.В. Денисенко, А.Г. Эртель. – Краснодар : Кубанькино, 2011. – С. 80–90 (0,62 п.л.).
48. Матвеев С.П. Мотивационные аспекты в государственно-служебных отношениях / С.П. Матвеев // Актуальные проблемы приема на службу в правоохранительные органы специалистов, минимизация увольнения сотрудников в первые годы службы : материалы «круглого стола» (21 апреля 2011 г.) –Воронеж : Воронеж. ин–т МВД России, 2011.– С. 48–53 (0,3 п.л.).
IV. Комментарии законодательства, учебные, учебно-методические и справочные пособия
49. Матвеев С.П. Основы Конституции Российской Федерации : учеб. пособие / С.П. Матвеев, Н.М. Безрядин, Т.А. Матвеева, А.В. Тямкин. – Воронеж : ВВШ МВД РФ, 1995. – 167с.(10,4 п.л., авт. – 5 п.л.).
50. Матвеев С.П. Служебно-трудовые отношения сотрудников ОВД : учеб.-метод. пособие / С.П. Матвеев. – М. : ИМЦ ГУК МВД России, 2003. – 80 с. (5 п.л.).
51. Матвеев С.П. Служебно-трудовые отношения в системе государственной службы : учеб. пособие / С.П. Матвеев. – Воронеж : Воронеж. ин–т МВД России, 2008. – 207 с.(12,9 п.л.).
52. Матвеев С.П. Актуальные вопросы регулирования рабочего времени и оплаты труда сотрудников органов внутренних дел : учеб. пособие / С.П. Матвеев, О.И. Копытина. – Воронеж : Воронежский ин–т МВД России, 2008. – 82 с.(5,1 п.л., авт. – 3,75п.л.).
53. Матвеев С.П. Методические рекомендации по ведению и хранению трудовых книжек в системе органов внутренних дел / С.П. Матвеев, Н.Н. Грабовых. – Воронеж : Воронеж. ин–т МВД России, 2011. – 46 с.(2,8 п.л., авт. – 1,8 п.л.).