- Уточнены особенности рынка банковских услуг, как сферы формирования спроса и предложения на банковские продукты и услуги. Основные из этих особенностей состоят в том, что на нём: используются привлеченные, а не собственные средства, отношения власти и подчинения носят исключительно денежный характер, ответственность и иные обременительные обязанности, связанные с осуществлением права собственности, остаются на подконтрольном (зависимом) юридическом лице.
- Конкретизирована сущность понятий банковская деятельность, банковская операция, банковская продукция и банковская услуга, банковский товар, банковская операция. Выполнена классификация банковских продуктов и услуг в зависимости от организации денежно-кредитной деятельности банка. Выделены характерные черты банковских услуг, определяющие специфику банковской деятельности, как в области исследования рынка, так и разработки мероприятий по обеспечению его устойчивого развития на конкретном рынке. Определены и классифицированы функции банковского менеджмента в зависимости от комплекса видов, оказываемых банком услуг.
- Выявлены закономерности, определяющие развитие современного российского рынка банковских услуг, основные из которых: усиление конкуренции в области привлечения средств и предоставления кредитных услуг; отсутствие входных барьеров и патентных ограничений; усиление государственного регулирования, развитие информационных технологий и коммуникационных средств; диверсификация банковской деятельности на основе расширения спектра услуг и применения небанковских методов заимствования денежных средств. Перечисленные закономерности квалифицируются как элементы внешней среды, в рамках которой функционируют российские банки и доказано, что без учёта их невозможно обеспечить снижение степени риска банковских операций и повышение конкурентоспособности банка.
- Определена специфика конкуренции на рынке банковских услуг, обусловленная ролью банков как могущественных контролеров и регуляторов общественной жизни: выраженный социальный характер конкурентных отношений, возникновение специфической формы банковской конкурентной борьбы - участие в ФПГ, нормативно-правовая ограниченность сферы банковской деятельности как исключительного вида, не допускающего совмещения с другой производственной, торговой и страховой деятельностью, беспрецедентно широкое и жесткое, по сравнению с иными финансовыми рынками, государственное регулирование.
- Выполнены анализ и оценка региональной структуры активов банковской системы России, на основе чего установлено: кредитные организации и банковские капиталы сконцентрированы в России крайне неравномерно. В Центральном Федеральном округе сосредоточено 30% кредитных организаций страны и свыше 65% всех кредитов; более 85% банковских активов сосредоточено в Москве и Московской области. Сложившаяся серьезная диспропорция в структуре вкладов и депозитов юридических и физических лиц является результатом устойчиво действующего неравенства в доступе к наиболее привлекательным ресурсам банковской системы: в Московском регионе сконцентрировано 70% наиболее привлекательных ресурсов и 40% - дорогих и наименее стабильных. В диссертации эта структура квалифицируется как результат неоправданно высокого уровня дифференциации условий банковской деятельности и как одно из основных препятствий эффективного развития региональных банков и обеспечения их конкурентоспособности.
- Охарактеризованы особенности банковской системы республики Дагестан, как типичного представителя депрессивных районов России. К основным из них, сдерживающим, наряду с общероссийскими факторами, развитие конкуренции на республиканском рынке банковских услуг, относятся: зависимость от бюджета республики, преобладание банков с небольшим уставным капиталом; слабая концентрация активов; недостаток ресурсов для долгосрочного кредитования реального сектора экономики; преобладание в деятельности расчетно-кассового обслуживания, кредитования, привлечения вкладов населения, высокие процентные ставки по кредитам и низкие депозитные ставки.
- Охарактеризована роль различных организационно-правовых форм объединения финансово-кредитных институтов: некоммерческих союзов и ассоциаций; совместных финансово-кредитных учреждений; банковских консорциумов; финансово-промышленных групп; холдинговых компаний в развитии групповой и индивидуальной конкуренции на региональном рынке банковских услуг. Установлено, что в основе объединения участников банковского рынка может лежать как профессиональный, так и территориальный признак и что наиболее распространенной формой объединения предпринимательских усилий банкиров в России являются некоммерческие союзы и ассоциации. Выполнена систематизация последних и конкретизированы их функции.
- Разработан и апробирован на примере банковской системы республики Дагестан методический подход к диагностике уровня конкурентоспособности региональных банков на рынке банковских услуг. В рамках этого подхода конкретизирован круг соответствующих показателей: объём ёмкости рынка , рентабельность, индекс рыночной концентрации, индексы Херфиндаля- Хиршмана и др., уточнены способы их расчёта и источники необходимой информации.
- Использование этого подхода позволяет проанализировать структуру рынка банковских услуг, определить имеющиеся резервы, дать оценку конкурентной среде, сложившейся на финансовом рынке.
- Обоснованы направления совершенствования сервисного банковского обслуживания, способствующие повышению степени конкурентоспособности региональных банков. Конкретизирован перечень услуг, расширяющих это направление деятельности банков: трастовые услуги, андеррайтинг ценных бумаг, продажа страховых полисов, финансовое консультирование и др. Определены условия, обеспечивающие эффективность их реализации: учёт возможности интеграции новых услуг с уже функционирующими системами; предложение не стандартного набора банковских продуктов и услуг, а специальных их систем, рассчитанных на конкретные группы клиентов и ориентированных на отдельные участки и сегменты клиентского рынка; использование современных электронных технологий.
- Обоснован алгоритм организации и проведения мониторинга регионального рынка банковских услуг и, с участием национального банка Республики Дагестан, разработана соответствующая программа. В результате проведенного исследования уровень банковского обслуживания в регионе был оценён по следующим составляющим: характер обслуживания клиентов, качество оказываемых услуг, процедуры оформления документов, оперативность обслуживания клиентов, вежливость персонала и т.п. По данным мониторинга, были определены факторы, как способствующие, так и препятствующие развитию конкуренции на рынке банковских услуг республики.
1.Магомедов Г.И., Османов М.Н., Османова М.М. Проблема использования инвестиционного потенциала российских регионов / МАКС Пресс. – М., 2001 г. 4,55/2,0 п.л.
2.Магомедов Г.И. Инвестиции и реформирование отношений собственности / ИПЦ ДГУ. – Махачкала, 2003 г. 5,4 п.л.
3.Магомедов Г.И. Формирование и развитие рынка банковских продуктов и услуг / Финансы и статистика. – М., 2007 г. 8,82 п.л.
4.Магомедов Г.И. Рынок банковских продуктов и услуг / Креативная экономика. – М., 2008 г. 7,5 п.л.
5.Магомедов Г.И. Конкуренция и конкурентные отношения на региональном рынке банковских услуг / Финансы и кредит. – М., 2008 г. 8,5 п.л.
6.Магомедов Г.И. Кардаильская Т.Г., Набиев Р.А., Эфендиев М.К. Стратегия развития конкуренции на региональном рынке банковских услуг: теория практика 19,2 п.л.
2. Статьи, изданные в журналах, рекомендованных ВАК
1.Магомедов Г.И., Сулейманова А.Н. О некоторых вопросах развития конкурентных отношений в банковской сфере / Российское предпринимательство. – М., 2/2008 г.
2.Магомедов Г.И. Развитие конкуренции на рынке кредитных услуг / Государственная служба. – М., 1/2008 г.
3.Магомедов Г.И., Гаджиев А.А., Ильясов С.М. Качество кредитного портфеля и кредитные риски / Банковское дело. – М., 3/2008 г.
4.Магомедов Г.И. Анализ современного состояния и перспективы развития кредитования в РФ / Финансы и кредит. – М., 8/2008 г.
5.Магомедов Г.И. Организационные структуры управления кредитными рисками в коммерческих банках / Финансы и кредит. – М., 40/2008 г.
6.Магомедов Г.И. Становление и развитие банковских технологий работы с чековыми и кредитными карточками / Финансы и кредит. – М., 9/2008 г.
7.Магомедов Г.И. Проблемы качества регионального рынка кредитных услуг / Региональная экономика. – М., 9/2008 г.
8.Магомедов Г.И., Гаджиев А.А., Ильясов С.М. Шанавазова М.С. О конкуренции на банковском рынке / Деньги и кредит. – М., 7/2008 г.
9.Магомедов Г. И., Кардаильская Т.Г. К вопросу о проблемах долгосрочного кредитования предприятий агропромышленного комплекса как основному направлению инвестиционной деятельности банков на региональном уровне // Вестник Волгоградского института бизнеса, №11. – Волгоград, 2010. – 0,25 п.л./0,15 п.л.
3. Статьи в других изданиях
1.Магомедов Г.И. Аджигайтканов Р.Н. Структура формирования инвестиций и финансовые вложения предприятий и отраслей экономики региона // Обзорно-аналитический материал, ДЦНТИ. – Махачкала, 2000 г. 1,0 п.л. /0,7 п.л.
2.Магомедов Г.И. Основные направления совершенствования организации инвестиционного процесса. //Сб. статей и тезисов всероссийской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов “Стабилизация и перспективы развития экономики России” / ДГУ. – Махачкала, 2001 г.
3.Магомедов Г.И. Совершенствование механизма управления инвестициями в непроизводственную сферу // Государственное регулирование экономики в условиях рынка, ч.5. Проблемы теории и практики управления развитием предприятий и организаций отраслей народно-хозяйственного комплекса региона в условиях инновационных преобразований. Сборник научных трудов НИЛРЭП при правительстве РД, ДГТУ. – Махачкала, 2002 г. 0,4 п.л.
4.Магомедов Г.И. Государственное регулирование конкурентных отношений в деятельности банков // Банки и бизнес (региональный аспект). - Махачкала, 2008 г. 0,4 п.л.
5.Магомедов Г.И., Гаджиев А.А. Место и роль банковской услуги в деятельности современных коммерческих банков // Банки и бизнес (региональный аспект). – Махачкала, 2008 г. 0,4 п.л/0,3 п.л.
6.Магомедов Г.И., Гаджиев А.А. О формах конкуренции и тенденциях развития конкурентоспособности национальной банковской системы // Банки и бизнес (региональный аспект). – Махачкала, 2008 г. 0,4 п.л./0,2 п.л.
7.Магомедов Г.И., Сулейманова А.М. О некоторых вопросах развития конкурентных отношений в банковской сфере // Банки и бизнес (региональный аспект). – Махачкала, 2008 г. 0,4 п.л./0,2 п.л.
8.Магомедов Г.И. Основные аспекты инвестиционной политики государства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» / Т.Г. Кардаильская, Г.И. Магомедов / Материалы международной научно-практической конференции «Учетно-аналитические инструменты развития инновационной экономики» - Астрахань. 2009 г. – 0,3 п.л./0,15 п.л.
9.Магомедов Г.И. Направления государственного регулирования банковской системы России в условиях современного финансового кризиса / Т.Г. Кардаильская, Г.И. Магомедов / Вестник АГТУ. – Экономика Астрахань: АГТУ. 2011 г. Магомедов Г.И. – 0,44 п.л./0,3 п.л.