Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Концепция формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, обусловленная социально-экономическими процессами в обществе, тенденциями развития автомобильной отрасли, основанная на следующих идеях: компетентностно-ориентированное профессиональное образование, его  непрерывность и многоуровневость, интеграция научно-образовательной среды, производства и бизнеса автомобильной отрасли являются определяющими факторами стратегического развития автомобильной отрасли; информационная компетенция, как одна из обязательных составляющих профессиональной компетентности специалистов, формируется последовательно и непрерывно  в ходе информационно-технологической подготовки.
  2. Педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, отражающая положенные в ее основу идеи, принципы, включающая основные структурные компоненты (требования внешней среды, целевой, организационно-структурный, содержательный, технологический, результативно-диагностический), обеспечивающая подготовку специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования. Ее направленность определяется тенденциями социального развития и потребностями региона, образовательными потребностями обучающихся, возможностями вуза.
  3. Стержневым в педагогической системе является компонент, отражающий социальное взаимодействие высшего учебного заведения, предприятий отрасли и общеобразовательных школ,  реализуемое в различных формах: профессиональная ориентация, профильное обучение, учебно-методическая, научно-исследовательская работа, целевая подготовка, повышение квалификации и переподготовка.
  4. Структура и содержание информационно-технологической подготовки  специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования, осуществляемой непрерывно и последовательно (компьютерная грамотность → информационная грамотность → информационная компетенция → информационная культура), связанной с решением задач обеспечения жизненного цикла автомобильной техники (исследование рынка, разработка дизайна, конструкторские разработки, прочностные расчеты, разработка технологий и производство, организация продаж и сервиса, эксплуатация и перевозки, реновация и утилизация) и основанной  на преемственности содержания дисциплин информационно-технологической подготовки, их интеграции с дисциплинами общепрофессионального и специального циклов.
  5. Доказательство того, что разработанная на основе выделенных подходов и принципов теоретическая модель педагогической системы формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования может быть успешно реализована и позволяет сформировать профессиональную компетентность, необходимую для научной, производственной и инновационной деятельности с ориентацией на потребности современного общества и автомобильной отрасли.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Ахметзянова Г.Н. Теория и практика непрерывного профессионально-ориентированного обучения информационным технологиям студентов экономических специальностей / Г.Н.Ахметзянова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2010. – 128 с.

2.Ахметзянова Г.Н. Формирование системы непрерывного образования для подготовки персонала автомобильного профиля на основе проблемно-целевого подхода / В.Г.Шибаков, Г.В.Маврин, Р.Г.Хабибуллин, И.В.Макарова, Г.Н.Ахметзянова, А.Х.Ахметшин // Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект: коллективная монография. В 2 т. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2010. – Т1. – С.282-308.

3.Ахметзянова Г.Н. Теоретико-методологические основы педагогической системы формирования профессиональной компетентности в процессе непрерывного образования работников автомобильного профиля / Г.Н.Ахметзянова. – Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2011. – 200 с. Научные статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации основных научных результатов на соискание ученой степени доктора наук

4.Ахметзянова Г.Н. Информационная система как средство управления образовательным пространством образовательного учреждения / И.В.Макарова, Р.Г.Хабибуллин, Г.Н.Ахметзянова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2006. – №6. – С.136-138.

5.Ахметзянова Г.Н. Профильные инженерные классы / Г.В.Маврин, Р.Г.Хабибуллин, И.В.Макарова, Г.Н.Ахметзянова // Высшее образование в России. – 2008. – №8. – С.82-87.

6.Ахметзянова Г.Н. Теоретические основы проектирования и реализации педагогической системы непрерывного профессионального образования для подготовки персонала автомобильного профиля / Г.Н.Ахметзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2008. – №5. – С. 235-238.

7.Ахметзянова Г.Н. Роль социального партнерства в формировании системы непрерывного образования для подготовки персонала для автомобильной отрасли / Р.Г.Хабибуллин, И.В.Макарова, Г.В.Маврин, Г.Н.Ахметзянова, А.Х.Ахметшин // Вестник Казанского технологического университета. – 2008. – №5. – С. 239-245.

8.Ахметзянова Г.Н. Формирование информационной компетентности при подготовке специалистов автомобильного профиля / Р.Г.Хабибуллин, И.В.Макарова, Г.Н.Ахметзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – №3. – С. 159-163.

9.Ахметзянова Г.Н. Компетентностный подход к системе непрерывного профессионального образования при подготовке работников для автомобильной отрасли / Г.Н.Ахметзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – №4. – С. 349-355.

10.Ахметзянова Г.Н. Инструментально-технологические средства реализации непрерывной педагогической системы подготовки персонала автомобильного профиля / Г.Н.Ахметзянова // Образование и общество. – 2010. – №1(60). – С.44-48.

11.Ахметзянова Г.Н. Влияние социально-экономических процессов на систему непрерывного профессионального образования работников автомобильной отрасли / Г.Н.Ахметзянова // Казанский педагогический журнал. – 2010. – №2(80). – С.11-17.

12.Ахметзянова Г.Н. Модель педагогической системы непрерывного профессионального образования работников для автомобильной отрасли / Г.Н.Ахметзянова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2010. – №1(3). – С.49-52.

13.Ахметзянова Г.Н. Формирование компетентностной модели выпускника профильного инженерного класса / Г.Н.Ахметзянова // Перспективы науки. – 2010. – №5 (07). – С. 51-53.

14.Ахметзянова Г.Н. К вопросу о формировании интегрированной инновационной системы непрерывного профессионального образования для подготовки и переподготовки конкурентоспособных специалистов автомобильного профиля / Г.В.Маврин, Р.Г.Хабибуллин, И.В.Макарова, Г.Н.Ахметзянова // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №5. – С. 278-285.

15.Ахметзянова Г.Н. Компетентностная модель работника автомобильного профиля в системе непрерывного образования / Г.Н.Ахметзянова // Перспективы науки. – 2011. – №2 (17). – С.12-15.

16. Ахметзянова Г.Н. Информационная подготовка в системе непрерывного образования автомобильного профиля / Г.Н.Ахметзянова // Перспективы науки. – 2011. – №3 (18). – С.5-7.

17.Ахметзянова, Г.Н. Целевая подготовка специалистов для автомобильной отрасли // Р.Г.Хабибуллин, И.В.Макарова, Г.Н.Ахметзянова // Мир транспорта. – 2011. – № 2. – С.172-174.

18.Ахметзянова Г.Н. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности педагогической системы формирования профессиональной компетентности в процессе непрерывного образования работников автомобильного профиля / Г.Н.Ахметзянова, Р.Г.Хабибуллин, И.В.Макарова // Перспективы науки. – 2011. – №7 (22). – С.23-28.

Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

19.Akhmetzyanova G.N. Information competence formation characteristics while preparation of specialists of the automobile profile / Makarova I.V., Habibullin R.G., Mavrin G.V., Akhmetzyanova G.N., Ahmetschin A.H. // Conference Materials I International Scientific Conference «Transport problems 2009». Under the honorary patronage the Silesian Governor and Mayor of Katowice City. Silesian University of Technology Publication Faculty of Transport. Transport Problems International Scientific Journal. – Katowice, Poland, 2009. – P. 246-254.

20.Ахметзянова Г.Н. Компетентностный подход как основа инноваций в сфере профессионального образования / Г.Н.Ахметзянова // Вестник развития образования и науки. – Москва, 2009. – №6. – С. 68-70.

21.Ахметзянова Г.Н. Принципы и основные компоненты педагогической системы формирования профессиональных компетенций персонала автомобильного профиля / Г.Н.Ахметзянова // Научная жизнь. – Москва, 2009. – №6. – С. 110-113.

22.Ахметзянова Г.Н. Формирование профессиональных компетенций в системе непрерывного образования в зарубежных и отечественных вузах автомобильного профиля / Г.Н.Ахметзянова // Мир транспорта и технологических машин. – Орел, 2010. – №2(29). – С. 103-113.

23.Akhmetzyanova G. Information competence formation characteristics while target preparation of specialists of the automobile profile / Makarova I., Akhmetzyanova G., Mavrin G., Habibullin R. // VIII International Scientific Conference «New Information Technologies and Quality Management» (NIT&QM 2011): Materials of the International Scientific Conference. Turkey. – Moscow: CO LTD «Art-Flash», 2011. – P. 138-141.

Учебные пособия, методические разработки

24.Ахметзянова Г.Н. Разработка базы данных средствами СУБД Access: методические указания к лабораторным занятиям. Часть 1 / Г.Н.Ахметзянова. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2007. – 34 с.

25.Ахметзянова Г.Н. Разработка базы данных средствами СУБД Access: методические указания к лабораторным занятиям. Часть 2 / Г.Н.Ахметзянова. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2007. – 29 с.

26.Ахметзянова Г.Н. Информационные технологии: методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии» / Г.Н.Ахметзянова. – Казань: Познание, 2009. – 45 с.

27.Ахметзянова Г.Н. Информационные технологии: учебно-методический комплекс / Г.Н.Ахметзянова. – Казань: Познание, 2009. – 31 с.

28.Ахметзянова Г.Н. Информационные системы: учебно-методический комплекс / Г.Н.Ахметзянова. – Казань: Познание, 2008. – 40 с.

29.Ахметзянова Г.Н. Информационные системы: методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные системы» / Г.Н.Ахметзянова. – Казань: Познание, 2008. – 58 с.

30.Ахметзянова Г.Н. Информационные технологии управления: учебно-методический комплекс / Г.Н.Ахметзянова. – Казань: Познание, 2008. – 30 с.

31.Ахметзянова Г.Н. Информационные технологии на транспорте: методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии на транспорте». Часть 1. / Г.Н.Ахметзянова. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2009. – 26 с.

32.Ахметзянова Г.Н. Информационные технологии на транспорте: методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Информационные технологии на транспорте». Часть 2. / Г.Н.Ахметзянова, А.О.Багатеева. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2009. – 28 с. (авторских – 80%)

33.Ахметзянова Г.Н. Корпоративная информационная система «Галактика». Управление автотранспортом: учебное пособие / Г.Н.Ахметзянова, Э.И.Беляев. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2010. – 61 с. (авторских – 85%)

34.Ахметзянова Г.Н. Базы данных: учебно-методический комплекс / Г.Н.Ахметзянова. – Казань: Познание, 2010. – 34 с.