Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2012
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Развит терминологический аппарат институциональной теории, в частности: уточнено определение институционального механизма, выявлены его свойства, факторы формирования в зависимости от выбора способа минимизации трансакционных издержек; предложено, обосновано и сущностно интерпретировано определение институционального механизма многоуровневого высшего образования.
  2. Введено и теоретически обосновано понятие пучка ориентиров как совокупности ориентиров, отражающих содержание деятельности институтов и закрепляющих его процедур в рамках каждого компонента институционального механизма для основных стейкхолдеров отрасли.
  3. Определены и интерпретированы основные компоненты институционального механизма многоуровневого высшего образования, его структурные уровни и институционализирующие процедуры, способствующие минимизации трансакционных издержек в ходе его становления в рамках Болонского процесса.
  4. На основе анализа эволюции нормативно-правового обеспечения многоуровневого высшего образования в Российской Федерации как внешней институциональной среды академической деятельности вузов предложен перечень мероприятий по ее совершенствованию, в частности:
    • четкое определение последовательности уровней высшего образования во всех федеральных законах: бакалавриат и специалитет как первый уровень высшего образования, освоение которых дает право поступать только в магистратуру, магистратура как второй уровень высшего образования, успешное освоение которой дает право поступать в аспирантуру; аспирантура как третий уровень высшего образования;
    • установление зависимости контрольных цифр приема в магистратуру от деятельности аспирантур и диссертационных советов вузов;
    • стимулирование создания межвузовских магистерских и аспирантских ООП, в т.ч. в рамках консорциумов между вузами и НИИ и др.
  5. Разработаны методологические основы межстранового и внутри-российского университетского бенчмаркинга как базиса повышения конкурентоспособности лидеров российского научно-образовательного пространства и обоснована возможность их использования при формировании системы целей академической политики, разработке и реализации программ развития ведущих российских университетов, а также при оценке эффективности реализации ими государственной политики в рамках средств, выделяемых из государственного бюджета.
  6. В ходе изучения академических приоритетов ведущих российских университетов обосновано, что одним из факторов их конъюнктурной ориентации на завышенный рентоориентированный спрос является возможность дублирования одноименных направлений и специальностей гуманитарных и экономико-управленческих укрупненных групп, порождающая неэффективное использование бюджетных и внебюджетных средств ведущих университетов России.
  7. На основе сравнительного анализа транспарентности финансовой деятельности вузов России и ведущих университетов мира автором предложены направления совершенствования внутривузовской финансовой статистики и повышения ее прозрачности, что позволит сделать российские университеты и их бизнес-процессы более открытыми основным стейкхолдерам.
  8. На основе исследования деформаций внутривузовских механизмов управления академической деятельностью в условиях неопределенности внешней институциональной среды и информационной непрозрачности с позиций минимизации трансакционных издержек предложены мероприятия по совершенствованию структуры управления вузом в ходе внедрения многоуровневых ООП, в частности, методика оптимизации топ-менеджмента в ведущих университетах России.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Шендерова СВ. Институциональный механизм многоуровневого высшего образования в Российской Федерации: формирование и развитие: Монография. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2011. - 211 с. - 13,25 п.л.

Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК России

2. Шендерова СВ. Внутривузовские механизмы управления академи ческой деятельностью в ведущих университетах России // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 4. - С. 87 - 95. - 0,6 п.л.

3. Шендерова СВ. Институциональный механизм многоуровневого высшего образования и пути его формирования в России // Экономическая наука современной России. - 2011. - № 2. - С. 123-134. - 1 п.л.

4. Шендерова СВ. Структура доходов ведущих мировых и российских университетов: сравнительный анализ по открытым источникам // Университетское управление: практика и анализ. -2011.-№1.-С. 12-19. - 0,6 п.л.

5. Шендерова СВ. Академическая политика ведущих российских университетов как показатель внедрения многоуровневой системы квалификаций // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. -2011.-№3.-С 63-72.-0,6п.л.

6. Шендерова СВ. Многоуровневое высшее образование: институциональный механизм и российские реалии // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. - 2011. - № 2. - С. 135 - 145. - 0,8 п.л.

7. Шендерова СВ., Карлик А.Е. Формирование группы университетов-лидеров в ходе реструктуризации российской высшей школы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия «Экономические науки». - 2011. - № 1. - С. 298 - 303. - 0,5 п.л. (вклад автора-0,4 п.л.)

8. Шендерова СВ. Модернизация экономики и академические приоритеты ведущих российских университетов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Серия «Экономические науки». - 2011. - № 1. - С. 317 - 323. - 0,5 п.л.

9. Шендерова СВ. «Премьер-лига» ведущих российских университетов: методика сопоставления вузов // Креативная экономика. - 2011. - № 1. _ С44-48.-0,5п.л.

10.Шендерова СВ., Горбашко Е.А. Обеспечение качества высшего образования: перспективы развития // Стандарты и качество. - 2008. - №11.-С. 68 - 72. -0,5 п.л. (вклад автора-0,4 п.л.)

11. Шендерова СВ. Проблемы преподавания экономических дисциплин в технических и естественных вузах // Вопросы экономики. - 2002. -№8.- С.102-114.-1 п.л.

Публикации в сборниках научных трудов

12.Шендерова СВ., Овсепян Л.М. Эволюция организационных форм интеграции бизнеса, образования и науки в условиях формирования в России информационного общества // Экономические институты информационного общества: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. Б.В. Корнейчука. - СПб: Изд-во Политехнического университета, 2007. - С. 111 - 116.-0,5 п.л. (вклад автора-0,45 п.л.)

13.Шендерова СВ. Формирование механизма признания квалификаций в общеевропейском пространстве высшего образования и исследований // Образование и управление: Альманах по философии образования, эвристике, методологии и методике преподавания социогуманитарных дисциплин. (Методические записки. Вып. 3). - СПб, 2007. - С. 31 - 46. - 1 п.л.

14.Шендерова СВ., Василькова В.В., Горлинский И.А., Кулакова Т.А., Курочкин А.В., Минина В.Н., Сморгунов Л.В., Волкова А.В., Харазова А.Д. (руководитель авт. колл. Вербицкая Л.А.) Перспективы модернизации современного российского университета: болонское измерение. Инновационный потенциал сетевых структур в образовании и науке // Российский университет в европейском научно-образовательном пространстве: Болонская перспектива: Материалы научного отчета / Под ред. И.Д. Демидовой, В.Н. Мининой, В.В. Васильковой. - СПб: Борей Арт, 2006. - 240 с. -15 п.л. (вклад автора- 3 п.л. - С. 7 - 66; 105 - 164).

15.Шендерова СВ., Овсепян Л.М. Влияние профессиональных и бизнес-сообществ на характер и содержание современного высшего образования // Становление информационной экономики: теория и практика: Сб. науч. тр. / Под ред. д.э.н. Б.В. Корнейчука. - СПб: Нестор, 2006. - С.71 - 76. -0,5 п.л. (вклад автора-0,45 п.л.)

16.Шендерова СВ., Овсепян Л.М. Значение негосударственных механизмов обеспечения качества в образовательной политике объединяющейся Европы // Экономический рост и социальное развитие: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. Б.В. Корнейчука. - СПб: Нестор, 2004. - С. 142 -156.-1 п.л. (вклад автора-0,95 п.л.)

17.Шендерова СВ. К вопросу об экономическом образовании в технических и естественных вузах // Инновационный экономический рост: российские возможности и их реализация: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Л.Г. Симки-на. - СПб.: СПбГИЭУ, 2002. - С. 184 - 201. - 1 п.л.

18.Шендерова СВ. Междисциплинарные проблемы экономического образования в технических и естественных вузах // Междисциплинарность в науке и образовании: Труды Всероссийской научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 11-13 октября 2001. - СПб, 2001. - С. 116 - 129. -0,8 п.л.

19.Шендерова СВ. Пути повышения эффективности преподавания эколого-экономических дисциплин в зависимости от специфики вуза // Труды первого семинара по экологическому менеджменту и экономике природопользования / Под научной редакцией Н.В. Пахомовой, А. Эндреса, К. Рихтера. - Europa-Universitat Viadrina, Frankfurt (Oder), 2001. - P. 30 - 36. -0,5 п.л.

Доклады на международных и всероссийских научно-практических конференциях

20.Шендерова СВ. Формирование группы университетов-лидеров как центров развития инновационного потенциала промышленных кластеров // Модернизация экономики и формирование технологических платформ (ИНПРОМ-2011): труды международной научно-практической конференции. 2-5 июня 2011 года / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. -СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2011. - С. 557 - 560. - 0,15 п.л.

21.Шендерова СВ. Проблемы реструктуризации академических приоритетов в соответствии с требованиями модернизации // Актуальные проблемы менеджмента в России на современном этапе: проблемы управления модернизацией экономики: Материалы международной научно-практической конференции. Часть I. - СПб.: ОЦЭиМ, 2011. - С. 209 — 211. — 0,2 п.л.

22.Шендерова СВ. Государственное управление в высшем образовании и переход на многоуровневую систему квалификаций: социальное измерение // Социальные технологии в государственном управлении и бизнесе: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург: УрФУ, 2011. - С. 31 - 33. - 0,2 п.л.

23.Шендерова СВ. Экономическая стратегия вуза и мотивация управленческих решений университетского топ-менеджмента по интеграции образования и науки // Десятая юбилейная международная научно научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития». 24-26 ноября 2010 г.: Материалы конференцию Часть П. Под научной редакцией засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика, канд. экон. наук Э.Х. Локшиной. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - С. 277 - 281. - 0,3 п.л.

24.Шендерова СВ. Основные показатели развития университетов: ориентиры мирового научно-образовательного рынка // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской науч.-метод. конф.: в 2 ч. Ч. 2. / отв. ред. СА. Подлесный. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2010. - С. 7 - 11. - 0,5 п.л.

25.Шендерова СВ. Факторы сдвига структуры подготовки кадров в ведущих российских университетах и приоритеты модернизации экономики // Модернизация экономики: проблемы и перспективы: материалы Международной научной конференции, посвященной 70-летию со дня основания экономического факультета СПбГУ, 14-15 октября. Секции 1-6. - СПб: ЭФ СПбГУ, 2010. - С. 238 - 239. - 0,15 п.л.

26.Шендерова СВ. Рейтинги как инструмент бенчмаркинга на международных рынках образования и исследований: возможности для российских вузов // Повышение качества высшего профессионального образования: материалы Всероссийской науч.-метод, конф. В 3 ч. Ч. 2. / отв. ред. СА. Подлесный. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009. - С. 235 - 239. - 0,5 п.л.

27.Шендерова СВ. Причины формирования негосударственного механизма обеспечения качества высшего образования в странах Болонского процесса // Международный научно-практический симпозиум молодых ученых и специалистов «Экономическая политика современной России». 23 декабря 2008 года: Материалы симпозиума. - СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2008. - С. 237 - 239. - 0,5 п.л.

28.Шендерова СВ. Сетевые структуры внешнего и внутреннего обеспечения качества высшего образования // Международная научно-практическая конференция «Повышение качества в условиях формирования инновационной экономики». 26-27 сентября 2008 г.: Материалы конференции. Ч. П. - СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ СПб», 2008. - С. 331 - 337. - 0,5 п.л.

29.Шендерова СВ. Независимая аккредитация как фактор интеграции вуза в образовательное пространство Европы // Россия и Европа на пути интеграции в единое образовательное пространство: опыт международных образовательных программ: Сборник материалов межвузовского семинара, Санкт-Петербург, 5 ноября 2004 г. / Под ред. И.Д. Демидовой, В.Н. Мининой. - СПб.: Борей Арт, 2007. - С.60 - 69. - 0,8 п.л.

ЗО.Шендерова СВ., Овсепян Л.М. Роль российских независимых ассоциаций в построении национального механизма обеспечения качества высшего образования. // Международное сотрудничество в образовании и науке: Материалы Международной конференции. СПб, 21-25 июня 2006 г. - СПб: Изд-во Политехи, ун-та, 2006. - С. 138 - 144. - 0,5 п.л (вклад автора - 0,45 п.л.)

31.Шендерова СВ. Влияние классического университета на качество преподавания экономической теории в вузах // Экономическая наука: проблемы теории и методологии: материалы международной научной конференции. 16-18 мая 2002 г. - СПб, 2002. - С.40 - 41. - 0,15 п.л.

32.Шендерова СВ. Реорганизация обучения вузовских преподавателей экономических дисциплин в классическом университете // Активные методы обучения экономическим дисциплинам: Доклады и тезисы совещания. Санкт-Петербург, 7-8 февраля 2002 г. / Под общ.ред. Ф.-Й. Кайзера, Г.Г. Бо-гомазова, З.А. Сабова. - СПб, НПО «Мир и семья», 2002. - С. 120 - 125. - 0,5 п.л.

ЗЗ.Шендерова СВ. Пути повышения эффективности преподавания эколого-экономических дисциплин в зависимости от специфики вуза // Труды первого семинара по экологическому менеджменту и экономике природопользования / Под научной редакцией Н.В. Пахомовой, А. Эндреса, К. Рихтера. - Europa-Universitat Viadrina, Frankfurt (Oder), 2001. - P. 30 - 36. -0,5 п.л.

34.Шендерова СВ. Специфика подготовки экологических менеджеров в современных условиях. // Экология XXI века: наука, образование, средства массовой информации// Материалы международной научно-практической конференции. - СПб, 2000. - С. 118 - 119. - 0,2 п.л.