Научная тема: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2012
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. В условиях рыночной экономики и глобализации устойчивое развитие государства, его экономическая безопасность напрямую зависит от влияния человеческого капитала на национальную экономику, в формировании которого роль высшего образования, не потребляющего ресурсы общества, а создающей его главный ресурс - кадры высшей квалификации - неуклонно возрастает. По мнению автора, именно государственное управление в области высшего образования, создающего этот самый важный ресурс экономического и социального развития общества следует рассматривать как стратегическое направление государства, облекаемое в правовую форму и позволяющее достичь значимого влияния в мировой экономике. К материально-вещественному проявлению высшего образования в виде человеческих ресурсов высшей квалификации - человеческому капиталу высшего качества - необходимо подходить как к части национального богатства страны, определяющего не только ее образовательный, но и экономический суверенитет.

2. Проведенное исследование развития высшего образования позволило обосновать следующие выводы о роли административного права в управлении национальной системой высшего образования в условиях мирового рынка высшего образования:

  • стабильность развития национальной системы подготовки кадров высшей квалификации в целом связаны с повышением эффективности административно-правового воздействия на регламентацию деятельности учреждений высшего образования и рынка высшего образования, осуществляемого, в первую очередь, для сохранения высшего образования как общественного достояния. Административно-правовое регулирование отношений в области высшего образования должна осуществляться с учетом влияния глобализации на динамичное развитие национальной системы высшего образования и отражать происходящие в связи с этим изменения в образовательной деятельности;
  • именно административно-правовые регуляторы деятельности в области высшего образования в условиях глобализации призваны обеспечить как образовательный суверенитет России в этой области, так развитие и сохранение отечественной высшей школы в ее лучших традициях и преподавательских кадров как составной части национальной безопасности страны;
  • именно посредством права, и, прежде всего, административного права, государство призвано разработать механизм защищенности национальной системы высшего образования в условиях глобализации, который бы способствовал не только стабильности и устойчивости функционирования национальной системы подготовки кадров высшей квалификации, но и сохранению национальной образовательной политики.

3. Сформулированы и раскрыты принципы глобального административно- правового регулирования мирового рынка высшего образования:

  • международная стандартизации нормативных требований к деятельности учреждений высшего образования для сопоставимости национальных данных о высшем образовании;
  • учет международных тенденций в административно-правовом регулировании отношений в области высшего образования для формирования национального законодательства в области высшего образования;
  • международная стандартизация нормативных требований к качеству системы управления в области высшего образования;
  • гармонизация административно-правового регулирования национальных систем высшего образования.

4. Комплексно проанализированы системы и принципы административно- правового регулирования национальных систем высшего образования развитых стран в условиях мирового образовательного рынка, что позволило обосновать следующие выводы:

  • степень и формы административно-правового регулирования отношений в области высшего образования, структура органов управления, принципы построения, формы и методы их функционирования, приоритеты в совершенствовании законодательства в области высшего образования определяются как общими основами экономики страны, так и задачами ее экономического развития;
  • с повышением конкуренции государств на мировом образовательном рынке усиливается роль государственных органов управления в области высшего образования в координации усилий и ресурсов, необходимых для успешного функционирования на мировом рынке высшего образования учреждений высшего образования;
  • с целью повышения конкурентоспособности национальных учреждений высшего образования на образовательном рынке совершенствование законодательства в области высшего образования проводится в опережающем темпе по сравнению с другими составляющими управления в области высшего образования;

Делается вывод о необходимости и возможности использования зарубежного опыта административно-правового регулятивного воздействия со стороны государства в области высшего образования в условиях мирового рынка высшего образования.

5. Необходимость повышения конкурентоспособности учреждений высшего образования предопределяет и основные тенденции, касающиеся изменений в административно-правовом регулировании национальных систем высшего образования и включающие в себя:

  • расширение академических свобод и автономии учреждений высшего образования с одновременным усилением их подотчетности перед государством;
  • четкое разграничение на законодательном уровне компетенций различных уровней управления высшим образованием: общегосударственного, регионального, муниципального;
  • переход от оценки качества ресурсов учреждения высшего образования к оценке качества результата обучения, и в первую очередь - оценке социальной успешности выпускников;
  • переход в управленческом процессе от планирования на основе статичных институциональных моделей к стратегическому планированию на основе динамических рыночных моделей;
  • обязательную авторизацию деятельности в области высшего образования;
  • консолидированный надзор за деятельностью учреждений высшего образования;
  • административно-правовое регулирование информационной составляющей деятельности в области высшего образования.

6. Мировые тенденции (на примере Евросоюза) совершенствования административного законодательства в области высшего образования в связи с формированием мирового рынка высшего образования и необходимостью аккомодации национальных систем высшего образования к условиям мирового рынка высшего образования, когда на первое место выдвигается многопрофильность преподаваемых дисциплин и, как следствие, получение знаний, отвечающим потребностям мирового рынка труда, связаны с гармонизацией законодательства в области высшего образования во все более расширяющемся масштабе, включая, прежде всего, гармонизацию норм, регулирующих: систему академических квалификаций; систему подготовки выпускников учреждений высшего образования; систему оценок и контроля качества обучения; систему сопоставимости дипломов, выдаваемых учреждениями высшего образования; систему информационного обеспечения образовательного процесса.

7. При исследовании проблем, связанных с развитием законодательства, регулирующего деятельность в области высшего образования в условиях мирового рынка высшего образования установлено:

  • стимулирующая роль наднационального (глобального) административного права проявляется: в развитии внутригосударственного законодательства в связи с применением норм, принятых в международной практике правового регулирования отношений, в том числе и административных, в области высшего образования; возрастании актуальности системного построения законодательства в области высшего образования в связи с определением приоритета и условий применения международных норм-принципов и норм национального (внутригосударственного) права, регулирующих отношения, в том числе и административные, в области высшего образования;
  • основное число стран - членов ВТО исходят из курса на сохранение государственного контроля над национальной системой высшего образования, полностью открытых внутригосударственных образовательных сегментов в мире не существует. Это достигается путем административно-правовых ограничений работы иностранных учреждений высшего образования на территории национальных государств.

8. Изучение особенностей эволюции государственного управления в области высшего образования в условиях развития мирового рынка высшего образования позволяет обосновать позицию о необходимости изменений в административно-правовом регулировании в области высшего образования с учетом не только конституционно закрепленной концепции социального государства, но и с учетом современных тенденций развития российского государства в условиях глобализации, взаимозависимости и взаимосвязанности России с другими странами в области высшего образования, функционирования мирового рынка высшего образования, решения задачи вступления России во Всемирную торговую организацию, усиления роли России как равноправного партнера в системе международной образовательной интеграции.

9. Изменения в национальном административно-правовом регулировании в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка должны учитывать:

  • опережающий характер эволюции системы государственного управления в области высшего образования к развитию экономики;
  • регионализацию высшего образования и cовершенствование региональных систем управления высшим образованием в России;
  • разграничение законодательно компетенций Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений высшего образования, предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области высшего образования;
  • использование административно-правового законодательства для формирования развитой инфраструктуры мониторинга в области высшего образования и рынка труда, контроля качества высшего образования, включая и систему прогнозов о запросах (потребностях) в кадрах различных специальностей на мировом и национальном рынке труда.

10. Исследование во взаимосвязи и взаимодействии административно- правовых актов национального и международного характера в сфере государственного управления высшим образованием в условиях глобализации в области высшего образования позволило сделать следующие выводы: -Болонский процесс направлен на гармонизацию законодательства в области высшего образования, а не на его "унификацию". Он призван способствовать росту качества европейского высшего образования для повышения конкурентоспособности на мировом образовательном рынке европейских учреждений высшего образования и взаимному признанию дипломов стран - участниц Болонского процесса;

  • необходимо последовательно и разграничить сферу компетенции исполнительного органа, уполномоченного принимать подзаконные акты, и учреждения высшего образования, принимающего локальные акты. При этом наиболее важные аспекты административно-правового регулирования отношений на национальном рынке высшего образования, регламентируемые на данный момент ведомственными актами, должны быть закреплены на законодательном уровне, чтобы создать стабильную правовую основу для локального нормотворчества;
  • современный этап административно-правового регулирования рынка высшего образования характеризуется углублением взаимосвязи и взаимодействия наднационального (глобального) административного права с национальным правом, все более широким проникновением норм международного права (через признание государствами международно-правовых стандартов, общепризнанных норм-принципов, правовых прецедентов и т. п.) в систему национального административного права в области управления высшим образованием.

11. Авторская оценка государственного управления финансами системы высшего образования в условиях мирового рынка высшего образования, основной целью которого является повышения конкурентоспособности российских учреждений высшего образования на мировом образовательном рынке, позволила обосновать следующие особенности административно- правового регулирования отношений в сфере финансов, требующих отличных от бюджетного финансирования жесткого административно-правового регулятивного воздействия в связи с:

  • привлечением внебюджетных источников финансирования, которые, по мнению автора, следует рассматривать не только как абсолютно рыночную категорию, но и как дополнение к государственному недофинансированию деятельности учреждений высшего образования;
  • созданием действенного механизма управления собственностью учреждений высшего образования;
  • финансовой поддержкой учреждений высшего образования, находящихся в сравнительно неблагоприятных условиях деятельности, но являющихся социально-значимыми.

12. Проведенное исследование особенностей административно-правового регулирования деятельности в сфере образовательного кредитования как фактора развития национального рынка высшего образования позволил сделать следующие выводы:

  • именно государство императивно, посредством норм административного права должно обеспечить создание системы образовательного кредитования, которая давала бы возможность личностного роста для самых широких слоев населения, стремящихся повысить свой образовательный уровень, вне зависимости от их текущего финансового положения за счет системы образовательного кредитования;
  • риски отрицательных социально-экономических последствий, в частности для граждан, связанные с переходом на систему платного высшего образования, а для кредитных организаций - с опасениями невозврата кредитов, могут быть компенсированы административно-правовым регулированием процесса образовательного кредитования: предоставлением государственных гарантий, субсидиарной ответственностью государства, императивным законодательно льготированием процентных ставок, закреплением предельного размера процента по кредиту, который должен быть ниже ставки рефинансирования, предоставлением заемщику отсрочки возврата кредита до начала трудовой деятельности и его погашение в рассрочку.

13. Сделан вывод о том, что в условиях мирового рынка высшего образования корректное определение цены платы за обучение в учреждении высшего образования посредством проведения гибкой ценовой политики в виде надбавок, скидок и льгот и т.п., не подверженной "рыночным провалам", императивно регулируемой государством посредством норм административного права с учетом всех рыночных факторов, является не только одним из методов управления стратегическим развитием учреждения высшего образования, а также выступает одним из определяющих факторов конкурентоспособности российских учреждений высшего образования на мировом образовательном рынке.

14. При разработке концептуальных основ формирования новой государственной политики в области управления высшего образования в условиях становления мирового рынка высшего образования, исследованы важнейшие проблемы управления в области высшего образования, требующие новых современных форм административно-правового регулирования в связи c:

  • перераспределением управленческих функций между центром, регионами и муниципальными образованиями;
  • формированием государственно-общественного управления в области высшего образования;
  • развитием автономии учреждений высшего образования и академических свобод;
  • появлением новых типов учреждений высшего образования;
  • многоканальным финансированием деятельности учреждений высшего образования;
  • обеспечением единства и последовательности образовательных программ и качества обучения через все уровни высшего образования для поддержания конкурентоспособности учреждений высшего образования на мировом рынке высшего образования, и, как следствие, востребованности выпускников российских учреждений высшего образования на рынке труда.

На этой основе делается вывод о необходимости разработки новой по концептуальному и правовому содержанию Национальной доктрины высшего образования.

15. Авторская оценка стратегической значимости высшего образования для развития государства и обеспечения его национальной безопасности позволила обосновать, что государственное управление в области высшего образования в рыночных условиях должно опираться на многосоставной субъектный состав, куда помимо органов государственной власти должно быть включены и общественные институты. Исследованы перспективы участия общественных институтов в виде социального партнерства в качестве современного управленческого механизма высшим образованием в условиях формирования и развития как национального, так и мирового рынка высшего образования в правовом обеспечении управления в области высшего образования.

16. Особую значимость в условиях интеграционных процессов в области высшего образования приобретают вопросы совершенствования законодательства в данной сфере, включая четкое и корректное административно-правового опосредование компетенции органов государственной власти в области управления высшим образованием на федеральном, региональном и местном уровнях, по следующим направлениям:

  • принятие нормативных правовых актов о высшем образовании в новой редакции, а не бессистемных изменений и дополнений, приводящих к порождению массы правовых коллизий и трудностей в правоприменительной практике;
  • разработка образовательных стандартов на основе профессиональных стандартов посредством принятия соответствующих административно-правовых актов;
  • законодательное закреплением административных функций таких, как прогнозирование и планирование в управлении в области высшего образования;
  • ограничение отсылочных норм в законодательстве;
  • не механическая имплементация норм-принципов Болонского процесса в национальное законодательство в области высшего образования, а учет в законодательстве особенностей национальной системы высшего образования, что в свою очередь будет способствовать сохранению и развитию достижений и традиций российской высшей школы, привнося их в мировую систему высшего образования.

17. Делается вывод о необходимости внесения изменений в действующее законодательство, направленных на совершенствование публично-правовых основ государственного управления в области высшего образования в условиях мирового рынка высшего образования, включая:

  • принятие Кодекса об образовании РФ, который четко закрепил бы комплекс административно-правовых регулятивов в области государственного управления высшим образованием в условиях мирового образовательного рынка;
  • до принятия Кодекса внести изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты:

а) в Федеральном законе от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" изложить в следующей редакции:

  • пп.2 п. 3 ст.11: "расширения доступа граждан Российской Федерации ко всем уровням высшего профессионального образования";
  • пп.5 п . 3 ст. 11: "создания условий для равной доступности высшего (на всех уровнях) и послевузовского профессионального образования";
  • п.4 ст.11: "Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего (всех уровней) и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые";
  • дополнить статью 24 нормативно закрепленными полномочиями Президента Российской Федерации в области высшего образования;
  • внести нормативные дополнения, регулирующие общественное участие в управлении в области высшего образования;

б) в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 года № 164 "Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования" изложить в следующей редакции:

  • п.11.1.: "В проверке могут участвовать представители общественных организаций сферы образования. С целью участия в проверке они должны направить заявление в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) не позднее, чем за 3 дня до даты предполагаемой проверки.

В ходе проведения проверки представитель общественной организации имеет статус лица, уполномоченного на проведение проверки";

в) в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" внести нормативные дополнения, регулирующие компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления в области высшего образования, компетенцию и ответственность учреждения высшего образования, предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в связи с управлением в области высшего образования;

г) в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внести нормативные дополнения, регулирующие полномочия органов местного самоуправления в управлении в области высшего образования;

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Щербак Е.Н. Государственное управление в области высшего образования в условиях мирового образовательного рынка: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование. Монография – М.: Изд-во МГОУ, 2011. 410с. (22,5 п/л).

2.Щербак Е.Н. Высшее образование как объект государственного регулирования в условиях глобализации: административно-правовой аспект. Монография. – М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. 250с. (14 п/л).

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации

3.Щербак Е.Н. Высшее профессиональное образование как базисный элемент развития национальной экономической системы России в условиях глобализации//Представительная власть. 2011. №5,6. С.47-50. (0,5 п/л).

4.Щербак Е.Н. Административно-правовое регулирование на наднациональном уровне мирового рынка высшего образования// Право и государство: теория и практика. 2011. N 10(82). С.103-108. (0,6 п/л).

5.Щербак Е.Н. Вопросы совершенствования государственной политики и законодательства в области управления высшим образованием в условиях российской рыночной экономики // Современное право. 2011. №11 С.36-42. (0,8 п/л).

6.Щербак Е.Н.Высшее образование как элемент инновационного развития России в условиях глобализации// Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность.2011. №10. С. 57-62. (0,5 п/л).

7.Щербак Е.Н. Правовые особенности платных образовательных услуг вузов Болонского соглашения// Экономика Предпринимательство Окружающая Среда «ЭПОС» 2007г. №4(32). С. 85-93. (0,8 п/л).

8.Щербак Е.Н. Особенности управления системами высшего образования в ведущих развитых странах в условиях мирового рынка высшего образования // Закон и Право. 2011. №12 С.110-114 (0,5 п/л).

9.Щербак Е.Н. Условия образовательного кредитования в России//Экономика образования. 2008. №5 С. 21-31. (0,8 п/л).

10.Щербак Е.Н. Правовая характеристика и существенные условия оказания платных образовательных услуг в сфере высшего образования // Современное право. 2010. №2(1) С. 62-69. (0,8 п/л).

11.Щербак Е.Н. Основные приоритеты совершенствования национального законодательства в области высшего образования в развитых странах // Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 4 С.134-139 (0,5 п/л).

12.Щербак Е.Н. Развитие высшего образования – базис экономического суверенитета государства в условиях рыночной экономики и глобализации// Право и государство: теория и практика.2011. N 11(83). С.109-113.(0,6п/л).

13.Щербак Е.Н. Тенденции и особенности глобализации высшего образования // Юрист. 2011. №19 С.5-10. (0,5 п/л).

14.Щербак Е.Н. Административно-правовое регулирование развития высшего образования за рубежом// Административное и муниципальное право. 2011. №10 С.29-32 (0,3 п/л).

15.Щербак Е.Н. Модернизация административного законодательства в области управления высшим образованием в условиях функционирования рынка высшего образования// Экономические и гуманитарные исследования регионов 2011 № 6. С.130-138 (0,5 п/л).

16.Щербак Е.Н. Мировой образовательный рынок // Ученые труды РААН 2011. №4 С.83-89 (0,3 п/л).

17.Щербак Е.Н. Развитие образовательного рынка в России: формы участия общества в управлении высшим образованием // Право и государство: проблемы теории и практики. 2011. N 12(84). С. 65-68. (0,5 п/л).

18.Щербак Е.Н. Региональные особенности государственного управления в области высшего образования в рыночной экономике // Право и политика. 2011. №12 С.1815-1824 (0,5 п/л).

19.Щербак Е.Н. Некоторые аспекты совершенствования государственной политики в области регулирования высшего образования // Право и государство: проблемы теории и практики. 2011. N 12(84). С. 129-132. (0,5 п/л).

Опубликованные выступления на международных и всероссийских научно-практических конференциях:

20.Щербак Е.Н. Законодательные новации финансирования высшего профессионального образования в России. // Сборник трудов научно-практического семинара «Российское образование в общеевропейском образовательном пространстве». Перспективы развития инновационной деятельности университетов (опыт России и США). -М 2011. С.61-66. (0,3 п/л).

21.Щербак Е.Н. Особенности правового регулирования кредитования образовательных услуг в современных условиях. // Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции Тамбов 2008. С.127-128. (0,3 п/л).

22.Щербак Е.Н. Особенности нормативного регулирования образовательного кредитования в Российской Федерации. // Материалы научно-практической конференции, посвященной 15- летию юридического факультета Московского государственного открытого университета. Издательство МГОУ. 2008. С.11-16. (0,5 п/л).

23.Щербак Е.Н. Условия и обеспечение образовательного кредитования. // Сборник статей IV Международной научно-практической конференции . Пенза 2008. С.326- 328. (0,3 п/л).

24.Щербак Е.Н. Совершенствование оплаты образовательных услуг в условиях реализации Болонских принципов//Сборник трудов научно-практического семинара «Российское образование в общеевропейском образовательном пространстве. Методические вопросы формирования эффективных взаимосвязей образования, науки и бизнеса. Москва -Берн – Лозанна – Женева». -М 2008. С. 58-63. (0,3 п/л).

25.Щербак Е.Н. Правовые основы участия работодателей в предоставлении вузами образовательных услуг. // Сборник статей VI Международной научно-практической конференции «Совершенствование управления научно-техническим прогрессом в современных условиях». Пенза 2008. С.202-205. (0,3 п/л).

26.Щербак Е.Н. Особенности нормативного регулирования образовательного кредитования в Российской Федерации. //Сборник трудов научно-практического семинара «Российское образование в общеевропейском образовательном пространстве». Роль высшей школы в формировании национальной инновационной системы. Москва – Рим – Милан». -М 2008. С.61-66. (0,3 п/л).

27.Щербак Е.Н. Правовая классификация системы платных образовательных услуг в сфере высшего образования в России. //Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования». Тамбов 2009г. С.252-257. (0,5 п/л).

28.Щербак Е.Н. Особенности нормативного регулирования образовательного кредитования в Российской Федерации. // Сборник трудов научно-практического семинара «Российское образование в общеевропейском образовательном пространстве. Перспективы развития международного сотрудничества в области образования и инноваций. Москва – Гренобль – Париж». -М 2009. С.88-93. (0,3 п/л).

29.Щербак Е.Н. Проблемы формирования нормативных актов, регулирующих образовательное кредитование в России. //Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации» Ульяновск. 2009. С.325-329. (0,5 п/л).

30.Щербак Е.Н. Проблемы государственного регулирования платных образовательных услуг в современных условиях.//Материалы II-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования». Тамбов. 2010. С.52-57. (0,5 п/л).

31.Щербак Е.Н. Государственное регулирование рынка платных образовательных услуг в системе высшего профессионального образования.//Материалы III-й международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования». Тамбов. 2011. С.52-57. (0,5 п/л).

32.Щербак Е.Н. Правовая классификация системы платных образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в России. //Сборник научных трудов 16-го международного семинара «Российское образование в общеевропейском образовательном пространстве» (5-й выпуск). «Интеграция образования, науки и бизнеса – основа инновационного развития экономики (опыт России, Нидерландов, Бельгии и стран СНГ)». - М 2009.С.79-85. (0,3 п/л).

33.Щербак Е.Н. Образовательный кредит как форма инвестиций в будущее поколение. //Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза 2006г. С.135-138. (0,5 п/л).

34.Щербак Е.Н. Законодательные новации участия работодателей в предоставлении вузами образовательных услуг //Сборник статей IV Международной научно-практической конференции «Философия отечественного образования: история и современность». Пенза. 2008г. С.328-330. (0,3 п/л).

35.Щербак Е.Н. Правовое регулирование расчетов. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы государственно-правового регулирования экономических отношений». Пенза 2003.С.168-171. (0,3 п/л).

36.Щербак Е.Н. Законодательные новации участия работодателей в предоставлении вузами образовательных услуг //Сборник статей VIII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы реструктуризации российских предприятий». Пенза. 2008г. С.195-198. (0,5 п/л).

37.Щербак Е.Н. Особенности получения платного образования в условиях реализации болонских принципов. //Сборник статей Международной научно-практической конференции «Человек в российской повседневности: история и современность». Пенза. 2008г. С.328-332. (0,5 п/л).

38.Щербак Е.Н. Инновационные аспекты участия работодателей в образовательной деятельности университетов. // Сборник трудов научно-практического семинара «Российское образование в общеевропейском образовательном пространстве». Перспективы развития инновационной деятельности университетов (опыт России и Норвегии). -М 2010. С.47-55. (0,5 п/л).

39.Щербак Е.Н. К вопросу о государственном регулировании рынка образовательных услуг в России //Материалы 2-й научно-практической конференции посвященной 75-летию В.И. Пирогова. Ульяновск . 2011. С.568-571. (0,5 п/л).

Научные статьи, опубликованные в иных открытых источниках:

40.Щербак Е.Н. Роль государства в реформировании системы высшего профессионального образования в Российской Федерации // Право и жизнь. 2009. № 138(12).С.18-27. (0,6 п/л).

41.Щербак Е.Н. Модернизация системы профессионального образования в Российской Федерации // Образование и право. 2010. № 1(5). С.65-71. (0,6 п/л).

42.Щербак Е.Н. Система и структура органов государственной власти в сфере образовательной деятельности высших учебных заведений // Право и жизнь. 2010. № 140(2). С.133- 169. (2,1 п/л).

43.Щербак Е.Н. Становление и развитие управления высшим профессиональным образованием в России // Образование и право. 2010. №4(8). С.6-22. (0,9 п/л).

44.Щербак Е.Н. Платные образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования в системе финансово-экономических отношений высшей школы России // Право и жизнь. 2009. № 137(11). С.202-218. (0,8 п/л).

45.Щербак Е.Н. Административно-правовой механизм обеспечения права на высшее образование в системе платных образовательных услуг // Образование и право. 2010. № 2(6). С.117-129. (0,7 п/л).

46.Щербак Е.Н. Правовое регулирование и особенности образовательного кредитования // Образование и право. 2010. № 2(6). С.41-61. (0,9 п/л).

47.Щербак Е.Н. Участники обязательств в сфере платного высшего профессионального образования // Образование и право. 2010. № 3(7). С.76- 94. (0,9 п/л).

48.Щербак Е.Н. Основные направления государственной политики формирования и развития системы платных образовательных услуг // Право и жизнь. 2010. № 141(3). С.5-34. (1,6 п/л).

49.Щербак Е.Н. Совершенствование законодательства о платном образовании в высших учебных заведениях России Право и жизнь. 2010. № 150(12).С.42-58. (0,8 п/л).

50.Щербак Е.Н. Понятие и система образовательного кредитования в современном мире// Образование и право. 2010. № 6(10).С.18-25. (0,5 п/л).

51.Щербак Е.Н. Условия формирования системы образовательного кредитования в России: социальные и финансовые гарантии // Образование и право. 2010. № 7(11). С.38-48. (0,6 п/л).

52.Щербак Е.Н. Модели и организационные механизмы образовательного кредитования// Образование и право. 2011. № 8(24). С.177-184. (0,5 п/л).

53.Щербак Е.Н. Правосудие: правовые аспекты системы платных образовательных услуг в сфере высшего образования в России // Российский судья. 2010. № 6 С.4-5. (0,5 п/л).

54. Щербак Е.Н. Государственный механизм повышения спроса на образовательные кредиты в России// Образование и право. 2011. № 9(25). С.52-70. (1,0 п/л).

Комментарии к законодательству:

55. Щербак Е.Н. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (постатейный) / Под редакцией академика РАО В.Е. Усанова (коллектив авторов). — М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. 33,5 п.л. / 4,5 п.л.