- Изучение природы этнополитических конфликтов в полиэтнических федерациях служит теоретической базой для понимания этноконфликтной ситуации и ее предупреждения на современном этапе. В контексте этнополитической проблематики рассматривается влияние глобализации на интеграционные, региональные, этнические, этнолингвистические процессы, подчеркивается их недостаточное теоретическое и методологическое осмысление.
- Исследование этнополитических конфликтов в полиэтнических федерациях тесно связано с характером общественно-политических изменений и идеологией. С учетом этого определяется их классификация и типология. Демократизация общественных отношений в Российской Федерации поставила перед наукой и политической практикой задачу определения путей развития федеративных отношений, сглаживания этнокультурных противоречий, профилактики и предупреждения конфликтов.
- Исключение идеологических стереотипов из практики внутригосударственных и международных отношений (СССР, Югославия) не привели к исчезновению противоречий между этническими и региональными сообществами. Более того, в процессе переориентации политики с биполярной идеологизированной на глобальную, резче обозначаются цивилизационные разломы, обусловленные этнорегиональными и конфессиональными различиями.
- Международный опыт федеративной демократии в урегулировании этнорегиональных проблем основывается на принципе автономности, самоуправлении, децентрализации. Этнокультурная и региональная идентичность - одна из главных политических проблем федерализма на современном этапе, требующая определения политико-правовых механизмов сохранения полиэтнических государств, совершенствования в них федеративных отношений, что обеспечит предупреждение этнополитических конфликтов.
- Основываясь на этнополитическом опыте становления и развития полиэтнических федераций, автор утверждает, что в зависимости от конкретной внутриполитической ситуации децентрализация может содействовать снижению конфликтного потенциала и предотвращать сепаратистские тенденции. Однако в ряде случаев децентрализация способна спровоцировать не только внутриполитические проблемы на местах (борьбу за власть и перераспределение ресурсов, коррупцию), но и стать условием для возникновения крупных этнополитических конфликтов. Этнополитические реалии Северокавказского региона свидетельствуют в пользу такого утверждения.
- Этнические особенности российского федерализма отчетливо выражены в полиэтническом регионе Северного Кавказа. Однако на сегодняшний день пока не исследованы эффективные механизмы осуществления этнической правосубъектности. Федерализм в этом регионе объединяет в себе способ обустройства народов и территорий в едином государстве и обеспечивает политико-правовую природу регулирования межнациональных отношений.
- Федеративные отношения в России являются органической частью государственной национальной политики. Национальная политика призвана выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации национальных, этнических, языковых, религиозных прав народов России. Реализация этих прав может осуществляться на основе многовариантных форм самоопределения, в том числе, в форме национально-культурного самоопределения народов.
- Федерализм как важнейший способ решения этнополитических проблем, позволяет сделать вывод, что реализация его принципов способствует преодолению этнокультурной фрагментации полиэтнического социума, обеспечивает административно-территориальную целостность государства через легитимацию этнического разнообразия.
- Эскалация негативных этнополитических процессов актуализировала проблему права народов на самоопределение. Международно-правовые документы о праве наций (народов) на самоопределение декларируют это право, но не выявляют механизмов его реализации.
- Приоритетность федерализма, как формы государственного устройства и фактора деэскалации этнополитических конфликтов для России, заключается в возможности политического консенсуса и социально-культурного многообразия. Федералистское решение межнациональных проблем может стать реальностью не только при условии признания этнокультурного разнообразия, а прежде всего, при условии культивирования общенациональных ценностей, обеспечивая при этом защиту не столько этносов, сколько граждан своей страны. Только с таких позиций федерализм в полиэтничной России может быть использован как эффективный способ управления этнополитическими противоречиями и конфликтами.
- Опыт миротворческих операций показывает, что вмешательство ООН зачастую осуществлялось в радикальной форме. Сегодня грань между миротворческими действиями и мерами принуждения, в известной степени, условная и может привести к навязыванию воли целым народам. Это актуализирует необходимость выработки системы контроля за использованием силовых методов при урегулировании этнополитических конфликтов, поскольку ряд операций, проходивших под мандатом миротворчества, можно квалифицировать как военные действия.
1.Карсанова Е.С. Политические конфликты: проблемы и опыт социально-управленческого регулирования. - Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2006 – (10 п.л.).
2.Карсанова Е.С. Этнополитические конфликты: проблемы и опыт политико-правового регулирования. – М.: Изд-во Международного юридического института при Минюсте РФ, 2008 – (9,5 п.л.).
3.Карсанова Е.С. Этнополитические конфликты в многонациональных государствах: компаративный анализ. - Одинцово: АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт», 2010 – (19 п.л.).
II.Статьи в рецензируемых научных журналах:
4.Карсанова Е.С. К вопросу о взаимодействии государственных и общественных институтов. Материалы секционных заседаний III международной научно-практической конференции в 2-х т. 15-16 октября 2009 г. «Устойчивое развитие муниципальных образований: вопросы теории, методологии и практики». Одинцово, АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт». Т. 1. 2009. – (0,3 п.л.).
5.Карсанова Е.С. Федерализация государства как метод предупреждения этнополитических конфликтов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология» № 5, 2010.- ( 0,5п.л.).
6.Карсанова Е.С. Регулирование трудовой миграции как фактор этнополитической стабильности в регионе. Управление мегаполисом. № 4, 2010. – (0,4 п.л.).
7.Карсанова Е.С. Этноконфликтные факторы в современных этнополитических процессах Северокавказского региона. Управление мегаполисом. № 1, 2011. – (0.75 п.л.)
8.Карсанова Е.С. Федерализация государства как способ управления этнополитическими конфликтами. Материалы IV международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие муниципальных образований: вопросы теории, методологии и практики. г.Одинцово Московская обл., 14-15 октября 2010 Т. 1. АНОО ВПО «ОГИ» 2010. – (0.5 п.л).
9.Карсанова Е.С. Политико-правовые формы осуществления права народов на самоопределение в многонациональном государстве Материалы IV международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие муниципальных образований: вопросы теории, методологии и практики. г. Одинцово, Московская обл., 14-15 октября 2010 Т. 2. АНОО ВПО «ОГИ» 2010. – (0.5 п.л.).
10.Карсанова Е.С. Этнополитический фактор в современных социально-политических процессах Юга России Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология» № 2, 2011. – (0,78 п.л.).
11.Карсанова Е.С. Право наций на самоопределение в федеративном государстве: современные правовые аспекты. XIII International scientific conference “Management and sustainable development” 25-27 March 2011, Yundola, Bulgaria.- (0,31 п.л).
12.Карсанова Е.С. Управление этнолингвистическими противоречиями в Бельгии: опыт и проблемы Доклады Казахской Академии образования. // Журнал Общественного объединения ученых и педагогов Республики Казахстан. Астана. №1, 2011 г. Раздел Политология, История. – (0,3 п.л.).
13.Карсанова Е.С. Современная практика федерализма и право наций на самоопределение. Вестник. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева. – Астана, №3 (82), 2011 г. Раздел Саясаттану (Политология) - (0,33 п.л.).
14.Карсанова Е.С. Социально-экономические и политические основы регулирования этнополитических процессов в Северокавказском регионе. Социология власти. № 2. 2011. – (0,5п.л.).
15.Карсанова Е.С. Социально-экономические и политические основы регулирования этнополитических процессов в Северокавказском регионе. Социология власти. № 3. 2011. – (0,5 п.л.).
16.Карсанова Е.С. Этнополитический фактор в современных социально – политических процессах Юга России. Этносоциум. № 4. 2011. - 1 п.л.
17.Карсанова Е.С. Совершенствование федеративных как способ регулирования этнополитических конфликтов в многонациональных государствах. Этносоциум. №5. 2011 – (1.5 п.л.).
III. Статьи в иных изданиях:
18.Карсанова Е.С. Методологические вопросы исследования этнополитических конфликтов. Вестник Международного юридического института при Минюсте РФ. Научно-информационный журнал. № 2 (26), 2008. – (0,5 п.л.).
19.Карсанова Е.С. Этнополитические противоречия в Российской федерации и поиск новых форм реализации федеративного единства. Материал V научно-практической конференции «Апрельские чтения» ОГИ. «Роль вузовской науки в повышении эффективности муниципального самоуправления: междисциплинарный подход», «Москва - Оргсервис- 2000», Одинцово 2009.- (0,5 п.л.).
20.Карсанова Е.С. Этнополитический фактор в современных социально-политических процессах юга России. Вестник ОГИ «Исследования и инновации» № 1. 2011 – (1 п.л.).
IV. Брошюры:
21.Карсанова Е.С. Осетино-ингушский конфликт: проблемы постконфликтного строительства. М.: «Готика», 2002. – (1.5 п. л.).