Научная тема: «ОНТОГЕНЕЗ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ХХ ВЕКА»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. Онтогенез системы подготовки специалистов творческих профессий в условиях отечественной высшей школы следует рассматривать как феномен, изучение которого позволяет сформулировать концептуальные положения совершенствования современной системы высшего образования в области данного вида профессиональной подготовки, ориентированные на преемственность образовательных программ различных уровней и расширяющих спектр предоставляемых ими образовательных услуг.

2. Процесс становления и развития системы подготовки специалистов творческих профессий в России ХХ века сопряжен с систематическим возникновением новых социокультурных и педагогических предпосылок, тенденций и условий, что позволяет выделить и обосновать этапы развития системы подготовки специалистов в соответствии с общественными запросами.

3. Модель системы подготовки специалистов творческих профессий позволяет раскрыть структуру, содержание и взаимосвязи структурных элементов, переосмыслить функции высшего образования в современных условиях и конкретизировать содержание педагогических условий совершенствования системы. Авторская концепция способна обеспечить совершенствование содержания и технологии обучения студентов - будущих специалистов творческих профессий путем создания условий обновления структуры, технологий и содержания образования на принципах развития преемственности, фундаментальности и практической направленности соответствующих образовательных программ.

4. Подготовка специалистов творческих профессий, направленная на их личностное и профессиональное становление, требует развития эмоциональной сферы, что возможно достичь в процессе активизации как организационно-педагогических ресурсов (деятельность всего профессорско-преподавательского коллектива вуза), так и реализации комплекса образовательных технологий, использовании средств педагогической коррекции.

5. Теоретико-методологическое обоснование авторской концепции построено на интеграции идей социального конструкционизма, теории деятельности, контекстного обучения, аксиологического, личностного и функционального подходов, раскрывающих возможности использования исторического опыта в совершенствовании современной системы подготовки специалистов творческих профессий в условиях вузовской профессиональной подготовки. Данный подход позволил разработать структурно-функциональную модель системы подготовки специалистов творческих профессий в условиях вуза, позволяющую выявить и пересмотреть функциональные особенности и функциональные взаимосвязи компонентов данной системы.

6. Эффективность организации учебно-воспитательной работы со студентами - будущими специалистами творческих профессий значительно возрастет, если:

  • на всех этапах обучения организовывать психолого-педагогическую диагностику уровня сформированности специальных компетенций, эмпатии как основы личностного и профессионального развития специалиста;
  • спроектировать систему учебной деятельности студента, предусматривающей реализацию межпредметных и междисциплинарных связей в рамках целостного учебно-воспитательного процесса, направленного на согласование деятельности преподавателей различных дисциплин в рамках формирования целостного профессионального мировоззрения;
  • на всех этапах организации образовательного процесса способствовать реализации студентами технологий самоконтроля, самокоррекции, самоуправления с целью активизации процесса личностного и профессионального развития;
  • предусмотреть проведение обучающих семинаров для всех преподавателей вузов по развитию эмпатии у студентов - будущих специалистов творческих профессий.

7. Учитывая, что важным элементом профессионализма специалистов творческих профессий является уровень развития эмпатийной культуры, целесообразно в рамках реализации требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по данному направлению подготовки специалистов заложить требование воспитания профессиональной нравственности как основы формирования компетенций будущего специалиста.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Елеференко И.О. Образ специалиста творческой профессии в педагогике XX столетия: Монография. – СПб.: Лема, 2008. – 214 с. – 13 п.л.

2.Елеференко И.О. Формирование эмпатийности у студентов творческих специальностей (на примере подготовки теле-, радиожурналистов, режиссеров кино и телевидения, мультимедиа-программ): Монография. – СПб.: Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата. 2006. - 154с. – 10 п.л.

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

3.Елеференко И.О. Синергетическая составляющая эмпатии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. Вып.28(63). – 2008. – С.74-77. – 0,5 п.л.

4.Елеференко И.О. Эмпатийное взаимодействие субъектов образовательного процесса // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2007. – С.45-49. - 0,6 п.л.

5.Елеференко И.О. Попечительские советы // Вестник университета Государственный Университет Управления. Социология и управление персоналом. – 2008.– № 9(47). – С. 59-61. – 0,5 п.л.

6.Елеференко И.О. Социальная политика на Руси в досоветский период // Вестник университета. Государственный Университет Управления. Социология и управление персоналом. – 2008. – № 10(48). – С. 62-65. - 0,5 п.л

7.Елеференко И.О. Профессиональная компетенция педагога – эмпатийность // Вестник университета. Государственный Университет Управления. Социология и управление персоналом. – 2008. – №7 (45). – С. 69-72. - 0,5 п.л

8.Елеференко И.О. К проблеме исследования идеала учителя в педагогической науке// Вестник Государственного Университета Управления. Государственный Университет Управления. Социология и управление персоналом. – 2009. – Вып. 19. – С. 247-252. - 0,5 п.л

9.Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Вестник МГГУ имени М.А. Шолохова. – 2009. – Вып. 1. – С. 27-40. - 0,5 п.л

10.Елеференко И.О. Дети и современное общество // Мир образования – Образование в мире: Научно-методический журнал. – 2009. – Вып. 4(36). – С.3-6. - 0,3 п.л.

11.Елеференко И.О. Рациональное в эмпатии // Новое в психолого-педагогических исследованиях. Научно-методический журнал. – 2009. – Вып. 4(16). – С.106-115. - 0,7 п.л.

12.Елеференко И.О. Профессиональные составляющие компетенций социометрических профессий (на примере эмпатии) // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2010. – Вып. 3(19). – С.136-142. - 0,5 п.л

13.Елеференко И.О. Эмпатия как основание коммуникации // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2010. – Вып. №4(20). - С.116-124. - 0,6 п.л.

14.Елеференко И.О. Нравственность как условие понимания синергетического подхода эмпатии // Мир образования – Образование в мире. – 2010. – Вып. 1(37). – С. 92-101. - 0,6 п.л.

15.Елеференко И.О. Условия формирования эмпатийных способностей студентов // Мир образования – Образование в мире. – 2010. – Вып. 2(38). – С. 113-122. - 0,6 п.л.

16.Елеференко И.О. Некоторые аспекты развития интереса к педагогической профессии // Мир образования – Образование в мире. – 2010. – Вып. 3(39). – С. 34-43. - 0,7 п.л.

17.Елеференко И.О. Эмпатия как основание коммуникации // Культурная жизнь Юга России: Региональный научный журнал. – 2010. – Вып.№4(38). – С.33-37. - 0,3 п.л.

18.Елеференко И.О. Теоретико-методологическое осмысление роли и качеств учителя на первых этапах развития советской школы // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2010. – Вып. № 6(85). –Часть 1. – С. 120-126 - 0,4 п.л.

19.Елеференко И.О. Теоретико-методологическое осмысление образа учителя в научно-педагогических трудах послевоенного периода // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. –2010. – Вып. № 6(85). – Часть 2. – С.27-37. - 0,8 п.л.

20.Елеференко И.О. Эмпатия как основание коммуникации // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2010. – Вып. №4(20). - С.116-124. - 0,6 п.л.

21.Елеференко И.О. Эмпатия как интегрирующее качество специалиста творческой профессии //Вестник Тверского Государственного Университета. Серия Педагогика и психология. – 2010. – Вып. № 35. – С.113-117. -0,5 п.л.

Научные статьи и материалы конференций

22.Елеференко И.О. Значение конгруэнтной эмпатии в педагогическом мастерстве преподавателя // Проблемы военного образования: Сборник научно-педагогических трудов. Вып. 2. – СПб.: ВАС, 2005. – С.307-312. - 0.3 п.л.

23.Елеференко И.О. Эмпатия как фактор деятельности преподавателя // Проблемы модернизации высшего образования в коммуникационном обществе: Материалы научно-практической конференции. – СПб.: ИТиД, 2005. – С.10-21. - 0.8 п.л.

24.Елеференко И.О. Эмпатия как базисный компонент общения // Гуманитарное знание: Сб. научных Трудов. – Вып. 3. – СПб.: Астерион, 2006. С. 73- 84.

25.Елеференко И.О. Эмпатия как основа становления специалистов творческих профессий // Детство в глобальном информационном пространстве: Материалы XIV международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации». – СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2007. - 0.3 п.л.

26.Елеференко И.О. Эмпатия как рациональное звено при подготовке специалистов творческих профессий: Рациональность и коммуникация. Сб. VII науч. конф. – СПб.:СПбГУ, 2007. - 0.4 п.л.

27.Елеференко И.О. Синергизм эмпатии // Общество. Среда. Развитие: Научно-теоретический журнал. – 2007. – №3. – 0.7 п.л.

28.Елеференко И.О. Условия нравственного воспитания подготовки специалистов социометрических профессий // Духовно-нравственное воспитание как фактор безопасности Российского государства. VIII Покровские чтения.– СПб.: РГПУ. – 0,4 п.л.

29.Елеференко И.О.Эмпатия как профессиональная компетенция специалистов социометрических профессии // XXI век: Человек. Общество. Наука: Сб. научных статей. Вып. 1 / Под общ. ред. О.Е. Ефремова. – СПб.: АСТЕРИОН, 2007. – 104 с. – С.26-29. - 0.3 п.л.

30.Елеференко И.О.Условия нравственного воспитания специалистов социометрических профессий // XXI век: Человек. Общество. Наука: Сб. научных статей. Вып. 2 / Под общ. ред. О.Е. Ефремова. – СПб.: АСТЕРИОН, 2007. – 106 с. – С.38-42. - 0.3 п.л.

31.Елеференко И.О.Возможности эмпатии в коммуникациях // XXI век: Человек. Общество. Наука: Сб. научных статей. Вып. 3 (1)´08 / Под общ. ред. О.Е. Ефремова. – СПб.: АСТЕРИОН, 2008. – 110 с. – С.28-35. - 0.3 п.л.

32.Елеференко И.О.Эмпатийность педагога как фактор творчества // XXI век: Человек. Общество. Наука: Сб. научных статей. Вып. 4 (2)´08 / Под общ. ред. О.Е. Ефремова. – СПб.: АСТЕРИОН, 2008. – 114 с. – С.66-70. - 0.3 п.л.

33.Елеференко И.О.Проблемы исследования идеала учителя в педагогической науке // XXI век: Человек. Общество. Наука: Сб. научных статей. Вып. 5 (3)´08 / Под общ. ред. О.Е. Ефремова. – СПб.: АСТЕРИОН, 2008. – 144 с. – С.42-51. - 0.3 п.л.

34.Елеференко И.О. Некоторые аспекты социальной политики в России в досоветский период // Гуманитарные знания: сб. науч. ст. / Под общ. ред. В.Г. Егоркина. – Вып. 9. – СПб.: Астерион, 2008. – С. 67-80. - 0.3 п.л.

35.Елеференко И.О. Научные исследования становления идеала педагога // XXI век: Человек. Общество. Наука: Сб. научных статей. Вып. 6 (4) / Под общ. ред. О.Е. Ефремова. – СПб.: АСТЕРИОН, 2008. – С.47-54. - 0.3 п.л.

36.Елеференко И.О. -Эмпатия как рациональное зерно при подготовке специалистов творческих профессий // Образовательные стратегии переходного периода: Материалы I Международной научно-практической конференции) / Под ред. В.И. Стрельченко. – СПб.: Астерион, 2008. – С.125-133. - 0.3 п.л.

37.Елеференко И.О. Возрастно-нормативные модели развития и специфика их психического проявления при изучении эмпатии // Труды Пограничной академии ФСБ РФ. – 2008. – №53. – С. 158-172. - 0.3 п.л.

38.Елеференко И.О.К проблеме соотношения нравственности и эмпатии// Труды Пограничной академии ФСБ РФ. – 2008. – №49. – С. 190-198. - 0.3 п.л.

39.Елеференко И.О.Коммуникативные способности эмпатии // Труды Пограничной академии ФСБ РФ. – 2008. – № 50. – С. 165-173. - 0.5 п.л.

40.Елеференко И.О.Условия формирования эмпатийных способностей студентов // Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика: Материалы XVI Международной конференции. – СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. - С. 241-246. - 0.3 п.л.

41.Елеференко И.О.Становление образа педагога в научных исследованиях // Образовательные стратегии переходного общества: антропология и социокультурная идентичность: Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. В.И. Стрельченко. – СПб.: АСТЕРИОН, 2009. – С.12-22. - 0.7 п.л.

42.Елеференко И.О.Рациональность в педагогике современного образования: Тезисы международной научной конференции / Под ред. Б.И. Липского. – СПб., 2009. – С. 34-35. - 0.1 п.л.

43.Елеференко И.О.Социально значимые качества в подготовке специалистов социометрических профессий // Социальная работа: проблемы и перспективы: Материалы III Межвузовской научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. – С.21-23. - 0.2 п.л.

44.Елеференко И.О.Синергизм эмпатии // XXI век: Человек. Общество. Наука: Сб. научных статей. Вып. 7 / Под общ. ред. О.Е. Ефремова. – СПб.: ЛЕМА, 2009. – С.41-45. - 0.3 п.л.

45.Елеференко И.О. Формирование эмпатийности в процессе теоретической подготовки в вузе // XXI век: Человек. Общество. Наука: Сб. научных статей. Вып. 8 / Под общ. ред. О.Е. Ефремова. – СПб.: ЛЕМА, 2009. – С.37-45. - 0.6 п.л.

46.Елеференко И.О.Формирование эмпатийности в процессе теоретической подготовки в вузе как способ обретения духовно-нравственных ориентиров // Культурная идентификация молодежи в условиях глобализации: Материалы Международной конференции. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – С.260-268. - 0.5 п.л.

47.Елеференко И.О.Формирование эмпатийности студентов творческих профессий // Человек. Общество. Наука: Сборник научных статей. Вып. 9. / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: ЛЕМА, 2010. – С. 70-76. - 0.4 п.л.

48.Елеференко И.О.Генезис гуманистических идей в российской педагогике // Практика воспитания в образовательном опыте переходного общества: Материалы III Международной научно-практической конференции / Под ред. В.И. Стрельченко. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – С. 123-127. - 0.3 п.л.

49.Елеференко И.О.Социально значимые профессиональные качества журналистов // Человек. Общество. Наука: Сборник научных статей. Вып. 10. / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: ЛЕМА, 2011. – С. 51-55. - 0.3 п.л.

50.Елеференко И.О.Онтогенетические основания социально значимых профессиональных качеств специалистов творческих профессий // Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - С.189-197. - 0.6 п.л.

51.Елеференко И.О.Эмоциональная составляющая подготовки специалистов МЧС // Человек. Общество. Наука: Сборник научных статей. Вып. 10 / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: ЛЕМА, 2011. – С. 35-42. - 0.6 п.л.

52.Елеференко И.О.Взаимосвязь общего и конкретного, универсального и уникального в подготовке специалиста социометрической профессии // Человек. Общество. Наука: Сборник научных статей. Вып. 10 / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: ЛЕМА, 2011. – С. 42-52. - 0.7 п.л.

53.Учебно-методические пособия

54.Елеференко И.О. Эмпатия. – СПб.: Гаруда, 2003. – 3,5 п.л.

55.Елеференко И.О. Эмпатия: Вы – доверенное лицо для другого. – СПб.: Гаруда, 2004. - 2,3 п.л.

56.Елеференко И.О., Русинова С.А. Основы научных исследований в области педагогики: Учебно-методические материалы по курсу «Ведение в педагогическую науку». – СПб.: ЛЕМА, 2010. – 243 с.

57.Елеференко И.О. Историко-теоретические аспекты становления педагогической науки: Учебно-методические материалы по курсу «Введение в педагогическую науку». – СПб.: ЛЕМА, 2010. – 270 с.