Научная тема: «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МНОГОЭТНИЧНЫХ СООБЩЕСТВ»
Специальность: 22.00.06
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социокультурные отношения целесообразно классифицировать посредством сложных (интегральных) критериев: объединения-разъединения и конфликта-неконфликта. В результате выделяются четыре блока отношений: неконфликтно-объединительный (добровольная ассимиляция, консолидация), конфликтно-объединительный (принудительная ассимиляция, аккомодация), конфликтно-разъединительный (геноцид, криминализированная сегрегация, геттоизация), неконфликтно-разъединительный (сегрегация (куль турный изоляционизм), культурная маргинальность). Установленные формы межкультурного контакта не могут рассматриваться как приемлемые, поскольку предполагают либо культурное или физическое насилие, либо со циокультурную изоляцию или культурный нигилизм. Социокультурная интеграция является особой неконфликтной объединительно-разъединительной формой межэтнического взаимодействия, изучение которой позволяет выработать новую концепцию его организации. Интеграция выражается в диалектическом единстве дифференциации и сближения этнокультурных групп общества. Вместо культурного поглощения интеграция предлагает культурный обмен, который может происходить только при условии сохранения и развития самобытности групп этнически-разнородного социума.
  2. Большинство современных культурно разнородных обществ, не смотря на рост противоречий и этнических конфликтов, сохраняют социокультурный баланс. Он достигается за счет взаимоуравновешивания двух оппозиционных тенденций: глобализации, в которой по примеру наций-государств на общемировом уровне используются унифицирующие культурно-манипулятивные методы, и постмодерна, предполагающего культурную свободу. Такой баланс может рассматриваться как основа социокультурной интеграции.
  3. Согражданственность, ставшая основой социокультурного взаимодействия в современных демократиях, предполагает наличие одной из двух основных моделей мультикультурной политики: 1) либерализм, основанный на индивидуализме и, поэтому, не способствующий культурному воспроизводству, возможному только на коллективном уровне; 2) коммунитаризм, поощряющий неообщинное устройство, способствующий сохранению этнокультурной самобытности, но при этом в ряде случаев ведущий к изоляции общинных образований друг от друга, поскольку он не предусматривает активные формы межкультурного обмена. В контексте развития гражданского общества наиболее приемлемым следует считать новый концепт - социальный федерализм, поскольку в нем в сбалансированной мере присутствуют индивидуалистские и коммунитарные начала. Социальный федерализм имеет экстерриториальный характер и полностью соответствует идее социокультурной интеграции.
  4. Процессы социокультурной интеграции и дезинтеграции детерминированы такими факторами как право и политика, экономика, повседневность, культурная идентичность и язык. Выраженность и уровни активности различных факторов неодинаковы на разных этапах вхождения группы в поли-этничный социум. Если речь идет об иммигрантских группах, то на начальных этапах интегрирования группы в новую социокультурную общность доминируют инструментальные факторы (политический и экономический), в дальнейшем активизируются влияние лингвокультурной идентичности на процесс интеграции. В среде коренного населения ситуация противоположна: по мере полиэтнизации общества ценностные факторы интеграции и дезинтеграции уступают место инструментальным.
  5. Культурная идентичность как фактор социокультурной динамики включает в себя ценностные и инструментальные компоненты. Лингвокультурная конкуренция, свойственная полиэтничным сообществам, в которых каждый культурный сегмент имеет ярко выраженную и развивающуюся культурную идентичность, не препятствует интеграции, а, напротив, соответствует ее диалектической объединительно-разъединительной природе.
  6. Фактор повседневности одинаково значим на всех этапах социокультурной интеграции. Именно этот фактор обеспечивает взаимосвязь инструментальных и ценностных составляющих интегративно-дезинтегративного процесса, их комплексность и системный характер проявления. Маркером повседневных стратегий выживания и продвижения в полиэтничном обществе является противопоставленность двух стратегий: адаптационной и контрмаргинальной, которая согласуется с дихотомным характером социокультурной интеграции.
  7. Основанием интегративно-дезинтегративных процессов в полиэтничном сообществе является межкультурная коммуникация, механизм функционирования которой состоит во взаимовлиянии коммуникативных действий, имеющих социокультурное содержание и формирующих относительно автономную систему. Такое рассмотрение межкультурной коммуникации возможно благодаря использованию ряда положений теории социального действия и системного подхода Т. Парсонса, неофункционализма и структурной герменевтики Дж. Александера, теории коммуникативного действия и консенсуса Ю. Хабермаса, системного подхода Н. Лумана, представлявшего коммуникацию как аутопойетичную и самодостаточную sui generous. Интеграционный потенциал межкультурной коммуникации реализуется при ведущей роли посредника (деньги, власть и влияние (Т. Парсонс), медиа как универсальный посредник (Н. Луман), посреднические мероприятия, стимулирующие коммуникативный обмен). Коммуникативный диссонанс как явление, альтернативное консенсусу не должен однозначно квалифицироваться как барьер социокультурной интеграции, поскольку поиск причин смысловой дисгармонии способен привести к пониманию, сближению и эмпатии. Интеграционное движение в межкультурной коммуникации, как правило, протекает синхронно процессу взаимного постижения культурных различий.
  8. Система образования, базирующаяся на современных научных и социально-гуманитаных концепциях, позволяет направить социокультурный процесс в русло интеграционных тенденций. В частности, более четко развести концепты национализма и патриотизма, не допуская их отождествления, и отказаться от использования национализма (в том числе гражданского) в качестве ориентира научно-образовательного воздействия на интеграционный процесс. С этой точки зрения кросскультурная педагогика должна быть высокопрофессиональной деятельностью, для которой неприемлемы культурный универсализм и компенсаторный подход.
  9. Подчеркивается, что в настоящее время в отдельных полиэтничных сообществах и в мире в целом имеет место баланс интегративных и дезинтегра-тивных тенденций, основой которого является дихотомия глобализационной практики и постмодернистской идеологии. Полиэтничные сообщества находятся в состоянии поиска путей, которые бы сделали интеграционную концепцию ведущей в их развитии. Одним из таких путей является социальный федерализм, соответствующий дихотомной природе социокультурной интеграции. Описываются механизмы координации социокультурного интеграционного процесса, одним из каналов реализации которых автор считает науку и образование.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Савченко, И.А. Интеграция и дезинтеграция в полиэтничных сообществах: Монография / И.А. Савченко. – М.: Макс Пресс, 2010. – 367 с. ISBN: 978-5-317-03496-2 23 п.л.

2.Савченко, И.А. Интеграция и коммуникация как векторы социокультурной динамики: Монография – М.: РИОР; ИНФРА-М, 2011. – 214 с. ISBN: 978-5-369-00973-4 (РИОР); ISBN: 978-5-16-005093-5 (ИНФРА-М) 11 п.л.

3.Савченко, И.А. Многоэтничное сообщество в поисках маршрута интеграции: Монография – М.: РИОР, 2011. – 185 с. ISBN: 978-5-369-009750-8 (РИОР); ISBN: 978-5-16-005092-8 (ИНФРА-М) 11 п.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

4.Савченко, И.А. Трансформации культурной идентичности в мультикуль-турном сообществе / И.А. Савченко // Личность. Культура. Общество. 2009. Т.11. Вып. 3 (50). – С. 430-439. 0,8 п.л.

5.Савченко, И.А. Мировоззренческие ориентиры в межкультурной коммуникации: интегративно-дезинтегративный аспект / И.А. Савченко // Гуманизация образования. 2010, №7. – С. 45-53. 0,5 п.л.

6.Савченко, И.А. Лингвоидентичность и социокультурные условия развития этнообщностей / И.А. Савченко // Вестник Ленинградского госуниверситета, 2010, № 2. – С. 281-296. 1 п.л.

7.Савченко, И.А. Этнические стереотипы в студенческом сообществе / И.А. Савченко // В мире научных открытий. №3.1(15), 2011. – С. 658-666. 0,5 п.л.

8.Савченко, И.А. Интеграционный потенциал межкультурных коммуникаций: диагностика и экспериментальное стимулирование / И.А. Савченко // Вестник экономики, права и социологии. 2011, №1. – С. 231-236. 0,6 п.л.

9.Савченко, И.А. Зависимое развитие: печальная правда современности / И.А. Савченко // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008, №3 (27). – С. 99-104. 0,5 п.л.

10. Савченко, И.А. Культурная интеграция иностранного студента в российскую социальную действительность: опыт исследования / И.А. Савченко // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Социальные науки. №4 (2009), 2009. – С. 111-117. 0,5 п.л.

11.Савченко, И.А. Интегральные критерии классификации социокультурных отношений / И.А. Савченко // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010, №2 (4). – С. 57-62. 0,8 п.л.

12.Савченко, И.А. Иностранный студент в России: условия и барьеры интеграции / И.А. Савченко // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010, №1. – С. 25-31. 0,7 п.л.

13.Савченко, И.А. Интегративные и дезинтегративные тенденции в мульти-культурной молодежной среде / И.А. Савченко // Известия Уральского государственного экономического университета. 2010, №3(29). – С. 98-105. 0,8 п.л.

14.Савченко, И.А. Онтология лидерства в зарубежной науке: концепции и подходы / И.А. Савченко, О.А. Худякова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010, №2 (4). – С. 62-67. 0,8 / 0,6 п.л.

15.Зайцева, Е.А., Савченко И.А. Марксмодернизм, или Свободные рассуждения о влиянии марксизма на концепции модернизации / Е.А. Зайцева, И.А. Савченко // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009, №1 (1). – С. 25-32. 0,8 / 0,7 п.л.

16.Зайцева, Е.А., Савченко, И.А. Парадоксы взаимообусловленности процессов социокультурной интеграции / Е.А. Зайцева, И.А. Савченко // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, №4, 2009. – С. 237-242. 0,6 / 0,5 п.л.

17.Зайцева, Е.А., Савченко, И.А. Экономический интерес и социокультурная интеграция / Е.А. Зайцева, И.А. Савченко // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2010, № 2. – С. 332-339. 0,8 / 0,7 п.л.

18.Савченко, И.А. Импульсы повседневности в интегративно-дезинтегративных пульсациях / И.А. Савченко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Философия. Социология. Право. 2011, № 2 (97). Вып. 15. – С. 98-113. 1,2 п.л.

19.Савченко, И.А. Культурная идентичность как индикатор маргинальных тенденций / И.А. Савченко // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. № 2(90), 2011. – С. 209-223 (208-222). 0,8 п.л.

20.Савченко, И.А. Политико-правовые факторы в социокультурном интеграционном процессе / И.А. Савченко // Вестник Челябинского государственного университета. №18 (233), 2011, Вып. 21. – С. 73-88. 1,3 п.л.

Статьи в научных сборниках и журналах:

21.Агеева (Савченко), И.А. Культурные факторы социально-интеграционного процесса в регионе / И.А. Агеева // Современность в творчестве вузовской молодежи: сб. науч. тр. молодых ученых. Вып. 3. Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2001. – С. 117-126. 0,6 п.л.

22.Агеева (Савченко), И.А. Лингвистические основы идентификации: региональный аспект / И.А. Агеева // Studium III: мат. ежегодн. науч.-практ. конф. студентов и соискателей. – Иркутск: ИГУ, 2002. – С. 35- 38. 0,3 п.л.

23.Агеева (Савченко), И.А. О приоритетах региональной интеграции / И.А. Агеева // Studium II: мат. ежегодн. науч.-практ. конф. студентов и соискателей. Часть II. – Иркутск: ИГУ, 2001. – С. 121-125. 0,3 п.л.

24.Агеева (Савченко), И.А. Полилингвизм как категория культурного многообразия в контексте глобально-интеграционных процессов / И.А. Агеева // Лингвистические парадигмы и лингводидактика: мат. VII междунар. науч.-практ. конф. – Иркутск: ИГЭА, 2001. – С. 113-116. 0,3 п.л.

25.Агеева (Савченко), И.А. Социальная интеграция в регионе: проблема приоритетов / И.А. Агеева // Вестник ВСИ МВД РФ. 2001, № 3 (18). – С. 55-60. 0,4 п.л.

26.Агеева (Савченко), И.А. Социальная интеграция в регионе: точки отсчета / И.А. Агеева // Вестник ВСИ МВД РФ. 2001, № 2 (17). – С. 50-55. 0,5 п.л.

27.Агеева (Савченко), И.А. Цивилизационный разлом и проблема идентично-стей в контексте интеграции регионального сообщества в Восточной Сибири / И.А. Агеева // Современность в творчестве вузовской молодежи: сб. науч. тр. молодых ученых. Вып. 3. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2001. – С. 126-135. 0,6 п.л.

28.Агеева (Савченко), И.А. Этнодемографическая ситуация в российских регионах и возможности социальной интеграции / И.А. Агеева // Совершенствование деятельности органов внутренних дел и государственной противопожарной службы: Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2001. 0,2 п.л.

29.Агеева (Савченко), И.А. Интеграция в России: этничность или сограждан-ственность? / И.А. Агеева // Силовые структуры как социокультурное явление: история и современность: мат. междунар. науч.-практ. конф. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2001. – С. 96-99. 0,4 п.л.

30.Агеева (Савченко), И.А. Стратегии этносоциальной интеграции в образовательном процессе / И.А. Агеева // Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел: тез. VII межвуз. науч.-методич. конф. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2002. – С. 52-55. 0,1 п.л.

31.Агеева (Савченко), И.А. Глобализация и посмодерн: асимметричная основа современного мира / И.А. Агеева // Человек и асимметрия социальных изменений: сб. науч. тр. межвуз. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: Нижегородский филиал МГЭИ, 2002. – С. 12-15. 0,2 п.л.

32.Агеева (Савченко), И.А. Гражданственные и этнические ориентации в национально-интеграционном процессе / И.А. Агеева // Личность в российской ретро-и перспективе: мат. региональн. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2002. – С. 12-14. 0,2 п.л.

33.Агеева (Савченко), И.А. Исторические закономерности лингвокультурной адаптации иммигрантов в иноязычной среде / Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы. Проблемы и перспективы развития: тез. докл. Всеросс. науч.-практ. конф. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2002. – С. 272-274. 0,3 п.л.

34.Агеева (Савченко), И.А. Культурно-лингвистическое многообразие в свете глобальной интеграции / И.А. Агеева // Толерантность и проблема идентичности: мат. междунар. науч.-практ. конф. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9. Вып. 4. – Ижевск: 2002. – С. 185-189. 0,2 п.л.

35.Агеева (Савченко), И.А. Проблема изучения иностранных языков на фоне мировых интеграционных тенденций / И.А. Агеева // Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел: тез. VII межвуз. науч.-методич. конф. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2002. – С. 99-101. 0,1 п.л.

36.Агеева (Савченко), И.А. Проблемы преподавания иностранных языков в полиэтничном учебном коллективе / И.А. Агеева // Современность в творчестве вузовской молодежи: сб. науч. тр. молодых ученых. Вып. 3. – Иркутск: ВСИ МВД РФ, 2002. 0,5 п.л.

37.Агеева (Савченко), И.А. Система этносоциальных отношений и место интеграции в ней / И.А. Агеева // Вестник ВСИ МВД РФ. 2001, №4 (19). – С. 67-72. 0,5 п.л.

38.Агеева (Савченко), И.А. PR в гетерогенном социокультурном пространстве / И.А. Агеева, Н.И. Барсукова // Российское лицо PR: мат. Всеросс. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2003. 0,6 / 0,5 п.л.

39.Агеева (Савченко), И.А. Кросскультурные стратегии в PR-образовании / И.А. Агеева // Российское лицо PR: мат. Всеросс. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2003. 0,5 п.л.

40.Агеева (Савченко), И.А. Культурная ассимиляция в контексте демократии и самоуправления / И.А. Агеева // Демократия и самоуправление в России: мат. региональной науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2004. – С. 12-13. 0,1 п.л.

41.Агеева (Савченко), И.А. Футурологический прогноз как инструмент формирования общественного мнения / И.А. Агеева // Труды НГТУ. Т.58. Перспектива развития: история, PR, менеджмиент, образование в высшей школе, социология, экономика, философия. – Н.Новгород: НГТУ, 2004. – С. 63-66. 0,6 п.л.

42.Савченко, И.А. Теория действия и коммуникация в постмодернистском дискурсе / И.А. Савченко // Труды НГТУ. Т.58. Теоретические и прикладные вопросы вузовской науки. – Н.Новгород: НГТУ, 2006. – С. 63-66. 0,5 п.л.

43.Савченко, И.А. Культурный плюрализм и социально-коммуникативная практика / И.А.Савченко // Труды НГТУ. Сер. «Управление в социальных систе-мах.Коммуникативные технологии». – Н.Новгород: НГТУ, 2008. – С. 39-44. 0,5 п.л.

44.Савченко, И.А. Опыт социально-психологического исследования проблем адаптации иностранных студентов в российском вузе / И.А. Савченко, М.В. Свирина, О.И. Морозова, Н.С. Борисова // Методология обучения и повышения эффективности академической, социально-культурной и психологической адаптации иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты: мат. всерос. семинара. – Томск: ТПУ, 2008. – С. 113-124. 0,6 п.л./0,4 п.л.

45.Савченко, И.А. Социокультурные аспекты внешнеполитического имиджа России / И.А. Савченко, И.А. Белобородова, Ю.В. Винокурова // Мат. IV всерос. форума молодых PR-специалистов «Сфера». – М.: МГУ, 2008. – С. 79-84. 0,4 / 0,3 п.л.

46.Савченко, И.А. Студенческая молодежь в системе социокультурных отношений / И.А. Савченко, И.А. Белобородова, Ю.В. Винокурова // Механизмы взаимодействия общества, государства и бизнеса: социальное партнерство в действии: мат. всерос. науч.-практ. конф. – Саратов: 2008. – С. 266-269. 0,4 / 0,3 п.л.

47.Савченко, И.А. PR в режиме кросскультурного диалога / И.А. Савченко // Труды НГТУ. Т.72. Сер. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2009, № 1. – С. 37–46. 1 п.л.

48.Савченко, И.А. PR в культурно-мозаичном социуме / И.А. Савченко // Актуальные проблемы РR-oбразования в современной России: мат. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: ННГУ, 2010. – С. 31-39. 0,4 п.л.

49.Савченко, И.А. PR-профессия в условиях мультикультурализма / И.А. Савченко // PR-образование в регионах России: актуальные вопросы и тренды: мат. всерос. науч.-практ. конф. – Челябинск: УралГУФК, 2009. – С. 202-206. 0,2 п.л.

50.Савченко, И.А. Public relations как инструмент управления процессом адаптации иностранного студента в техническом вузе / И.А. Савченко, М.В. Свирина, О.И. Морозова, Н.С. Борисова // Будущее технической науки: тез. докл. VIII междунар. молодеж. научно-техн. конф.– Н.Новгород: НГТУ, 2009. – C. 533-534. 0,2 / 0,1 п.л.

51.Савченко, И.А. Использование интегральных критериев в этносоциологии в контексте взаимодействия методов точных и гуманитарных наук / И.А. Савченко // Будущее технической науки: тез. докл. VIII междунар. молодеж. научно-техн. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2009. – 505-506. 0,1 п.л.

52.Савченко, И.А. Культурный бренд российского региона глазами иностранцев / И.А. Савченко // Продвижение территории через культурные бренды: использование новых коммуникационных технологий: мат. I междунар. науч.-практ. конф. – Омск: Образование Информ, 2009 – 371-380. 0,4 п.л.

53.Савченко, И.А. Межкультурное взаимодействие в студенческом коллективе: опыт реализации организационно-исследовательской программы / И.А. Савченко, И.А. Белобородова, Ю.В. Винокурова // Российский студент – гражданин, личность, исследователь: мат. региональн. студенч. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2009. – С. 139-140. 0,2 / 0,1 п.л.

54.Савченко, И.А. Образование перед риском этнического конфликта / И.А. Савченко // Наука и образование в обществе риска: Сб. науч. статей всерос. науч.-практ. конф. – Саратов: Саратовский источник, 2009. – С. 38-44. 0,3 п.л.

55.Савченко, И.А. Опыт реализации социально-коммуникативного проекта «Иностранный студент» / И.А. Савченко, М.В. Свирина, О.И. Морозова, Н.С. Борисова // Российский студент – гражданин, личность, исследователь: мат. региональн. студенч. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2009. – С. 157-158. 0,2 / 0,1 п.л.

56.Савченко, И.А. Сложный критерий как инструмент классификации социо-культуных отношений / И.А. Савченко // Человек: Наука, Техника и Время: мат. II междунар. науч.-практ. конф. Т.2. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – С. 50-62. 0,5 п.л.

57.Савченко, И.А. Этнический биологизм, условия и причины возникновения / И.А. Савченко // Труды НГТУ. Т.79. Сер. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2009, № 4. – C. 52-69. 2 п.л.

58.Савченко, И.А. Дискурсы межкультурной коммуникации: от ясности к невероятности через незавершенный проект / И.А. Савченко // Труды НГТУ. Т.79. Сер. «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». 2010, №3. – C. 52-69. 1 п.л.

59.Савченко, И.А. Интеграция женских типов в концепте героид: социокультурные контексты и динамика / И.А. Савченко // Современные исследования социальных проблем. 2010, №3. – С. 156-162. 0,8 п.л.

60.Савченко, И.А. Кросскультурные перспективы российского образования / И.А. Савченко // Российский студент – гражданин, личность, исследователь: мат. региональн. студенч. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2010. – С. 159-160. 0,2 п.л.

61.Савченко, И.А. Медиа в борьбе за маргинала / И.А. Савченко // Актуальные проблемы социальной коммуникации: мат. I междунар. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2010. – С. 54-57. 0,3 п.л.

62.Савченко, И.А. Кросскультурные ориентиры современного физического воспитания / И.А. Савченко // Организационно-содержательное обеспечение физического воспитания студентов вуза: мат. всерос. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2010. – С. 124-129. 0,3 п.л.

63.Савченко, И.А. Многонациональный студенческий коллектив технического вуза в контексте управления общественными отношениями / И.А. Савченко, Ю.В. Винокурова, И.А. Белобородова // Будущее технической науки: тез. докл. VIII междунар. молодеж. научно-техн. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2009. – С. 510-511. 0,2 / 0,1 п.л.

64.Савченко, И.А., Морозова О.И. На перекрестке мировоззрений: из опыта исследования ценностных установок русских и иностранных студентов / И.А. Савченко, О.И. Морозова // Мировоззренческие основания культуры современной России: Сб. мат. всерос. науч.-теор. конф. – Магнитогорск: МГТУ, 2010. – С. 179-185. 0,6 / 0, 5 п.л.

65.Савченко, И.А. Проблемы формирования культурного бренда региона / И.А. Савченко // Будущее технической науки: тез. докл. IX междунар. молодеж. науч.-техн. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2010. – С. 439-440. 0,2 п.л.

66.Савченко, И.А. Современность как незавершенный социокультурный проект / И.А. Савченко // Актуальные проблемы социальной коммуникации: Мат. I междунар. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2010. – С. 148-150. 0,4 п.л.

67.Савченко, И.А. Специфика этнорегиональных процессов в современном мире / И.А. Савченко // Будущее технической науки: сб. мат. Х междунар. научно-техн. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2011. – С. 466-467. 0,2 п.л.

68.Савченко, И.А. Характеристика и перспективы этнокультурных процессов в Нижегородской области / И.А. Савченко // Актуальные проблемы социальной коммуникации: мат. II междунар. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2011. – С. 54-56. 0,3 п.л.

69.Савченко, И.А. Концепции социокультурного развития обществ: критический анализ и поиск новых путей / И.А. Савченко // Актуальные проблемы социальной коммуникации: мат. II междунар. науч.-практ. конф. – Н.Новгород: НГТУ, 2011. – С. 89-93. 0,4 п.л.