Научная тема: «ИНФОРМАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2012
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Научное обоснование непрерывного личностно-профессионального саморазвития учителя, отражающего современные требования к подготовке педагогов.

Интегральным показателем и одновременно внутренним механизмом, обеспечивающим еще в период вузовского обучения педагогов пропедевтику непрерывного личностно-профессионального саморазвития, выступает культура саморазвития учителя. Основными признаками ее вызревания являются: грамотность в данной области знания; личностно-профессиональная компетентность; становление культуры саморазвития как механизма личностно-профессионального самоосуществления.

2. Теоретико-методологическое обоснование создания информационно-дидактического пространства саморазвития учителя.

Информационно-дидактическое пространство позволяет на основе современных информационных технологий создать для педагога, находящегося на различных этапах профессионального становления, новую альтернативную форму организации повышения квалификации и обучения, обеспечивающую непрерывный, инициируемый самим учителем процесс саморазвития. Для информационно-дидактического пространства характерны амбивалентность, многомерность, полиструктурность, целостность и полисистемность. Первоосновой воспитательной, образовательной и развивающей функции пространства является среда, которая наполняет его единством смысла саморазвития учителя, обеспечивает соблюдение государственных стандартов в педагогическом образовании, учитывает права студентов и учителей-практиков, их интересы и возможности для личностно-профессионального саморазвития.

Средством саморазвития учителя в проектируемом пространстве является специально созданная профессионально-динамическая система.

3. Концепция профессионально-динамической системы саморазвития учителя (ПДССУ) как смысловое поле информационно-дидактического пространства.

Концептуальные основы ПДССУ определены из совокупности подходов: системно-синергетического, гуманистического, акмеологического, андрагогического, информационного, а также из нашедших в них свои начала принципов непрерывного саморазвития учителя: самостоятельного обучения, осознанности, совместной деятельности, опоры на опыт обучающихся, индивидуализации обучения, системности, контекстности, социально-личностной актуальности, вариативности содержания обучения, диалогичности, оперативности педагогического взаимодействия и знаний, педагогической поддержки.

Концепция ПДССУ базируется на самоуправлении учителем своим саморазвитием на основе целостного трехстороннего плана, обусловленного стратегией образования, общественно-историческими, экономическими и культурными преобразованиями в обществе и личностно-профессиональными притязаниями. Доминирование одной из сторон плана неизбежно приведёт к профессиональным деформациям.

4. Дидактическая модель профессионально-динамической системы, обеспечивающая обучение и непрерывное саморазвитие будущих учителей и педагогов-практиков в информационно-дидактическом пространстве.

Профессионально-динамическая система - это открытая, самоорганизующаяся педагогическая система, посредством которой создаются педагогические условия для взаимообогащающего взаимодействия будущих педагогов с учителями-практиками, саморегулирование, консультирование, повышение квалификации, обеспечивается поддержка и мониторинг процессов становления, развития и саморазвития будущих и действующих педагогов.

Дидактическая основа педагогической технологии характеризуется поддержкой на основе самоуправления процессов саморазвития, созданием факторов педагогического процесса: социально-одобряемой среды; информационно-педагогической и культурно-рефлексивной сред педагогического общения и взаимодействия; психологических механизмов обратной связи, рефлексии, культуры саморазвития и фасилитации; вызреванием внутренних и внешних предпосылок; выделением педагогических критериев, имеющих личностные и профессиональные составляющие.

Комплекс педагогических условий: информационно-педагогическая поддержка; создание Интернет-сообщества «Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя»; методическое обеспечение соответствующих процессов, - позволяет повысить эффективность саморазвития посредством индивидуализации обучения при повышении квалификации, удовлетворении потребности в актуальном знании, профессиональном «он-лайн»-консультировании, организации практико-ориентированного взаимообогащающего взаимодействия студентов и учителей, пропедевтики непрерывного саморазвития учителя.

5. Мониторинг, соответствующий современным требованиям, позволяющий наблюдать и поддерживать непрерывное саморазвитие будущих учителей и педагогов-практиков.

Модульно-рейтинговая и «e-learning» технологии составляют основу для разработки аппарата самодиагностики и самоуправления. Личностные показатели (удовлетворенность деятельностью, творческий потенциал, непрерывное саморазвитие, интеллигентность и непрерывный профессиональный рост) и профессиональные (аутодиагностика, повышение квалификации, активность в различных видах взаимодействий, методическая подготовка, научно-исследовательская работа, распространение и обмен опытом) составляющие педагогических критериев; степень их выраженности, выделение на их основе четырех уровней саморазвития учителя - информативного, техничного, мастерского, творческого - позволяют создать аппарат наблюдения, анализировать результативность и эффективность исследуемого процесса в проектируемом пространстве, определять уровни самоуправления саморазвитием, их содержание и пр.

6. Научный анализ, выполненный на основе современных статистических методов, и на его основе выявление трех групп факторов, активно влияющих на эффективность саморазвития учителя в информационно-дидактическом пространстве: профессионально-деятельностного, творческой включенности в процесс саморазвития и культуры саморазвития.

Список опубликованных работ
Научные статьи в рекомендованных ВАК РФ изданиях:

1.Калнинш, Л.М. Информационно-педагогическое сопровождение личностно-профессионального саморазвития учителя / Л.М. Калнинш // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 5. – С. 99-103. – 0,5 у.п.л.

2.Калнинш, Л.М. Теоретические основы профессионально-динамической сис¬темы саморазвития учителя / Л.М. Калнинш // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 8. – С. 25-29. – 0,5 у.п.л.

3.Калнинш, Л.М. Педагогическая поддержка личностно-профессионального становления будущего учителя в профессионально-динамической системе / Л.М. Калнинш // Человек и образование. – 2009. – № 3. – С. 53-58. – 0,5 у.п.л.

4.Калнинш, Л.М. Дистанционная форма педагогического взаимодействия как условие профессионального саморазвития учителя / Л.М. Калнинш // Человек и образование. – 2009. – № 4. – С. 85-99. – 0,5 у.п.л.

5.Калнинш, Л.М. Сущность и основные характеристики педагогической среды информационно-дидактического пространства саморазвития учителя (Теоретический аспект) / Л.М. Калнинш // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3 (22). – С. 135-138. – 0,6 у.п.л.

6.Калнинш, Л.М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессио¬нально-динамической системе / Л.М. Калнинш // Мир науки, культуры, образо¬вания. – 2010. – № 3 (22). – С. 248-251. – 0,6 у.п.л.

7.Калнинш, Л.М. Психологические механизмы саморазвития учителя в профессионально-динамической системе / Л.М. Калнинш // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 4. – С.31-36. – 0,5 у.п.л.

8.Калнинш, Л.М. Характеристики, признаки и закономерности функционирования профессионально-динамической системы саморазвития учителя / Л.М. Калнинш // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 5. – С. 73-78. – 0,5 у.п.л.

9.Калнинш, Л.М. Обоснование эффективности профессионально-динамиче-ской системы саморазвития учителя / Л.М. Калнинш // Вестник НовГУ. Серия «Педагогика и психология». – № 58. – 2010. – С.23-26. – 0,5 у.п.л.

10.Калнинш, Л.М. Проектирование структуры и содержания профессионально-динамической системы саморазвития учителя / Л.М. Калнинш // Человек и образование. – 2011. – № 2. – С. 23-26. – 0,5 у.п.л.

Монографии, патенты, учебные пособия, методические рекомендации:

11.Калнинш, Л.М. Личностно-профессиональное становление будущего учи-теля: Монография / Л.М. Калнинш. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – 229 с. – 13,3 у.п.л.

12.Калнинш, Л.М. Информационно-дидактическое пространство личностно-профессионального саморазвития учителя: Монография / Л.М. Калнинш. – Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 287 с. – 16,7 у.п.л.

13.Калнинш, Л.М. ИДП саморазвития учителя. Профессиональное саморазвитие учителя: теория и практика: Монография / Л.М. Калнинш. – LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. – 344 с. – 20,6 у.п.л.

14.Калнинш, Л.М. Патент на промышленный образец «Кресло бескаркасное заяц» / Л.М. Калнинш, О.В. Краснокуцкая. – Вестник ФИПС. – 2007. – № 10. – С. 56. – 0,06 у.п.л.

15.Калнинш, Л.М. Патент на промышленный образец «Платье женское» / Л.М. Калнинш, В.С. Иванова. - Вестник ФИПС. – 2007. – № 2. – С. 83. – 0,06 у.п.л.

16.Калнинш, Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебное пособие / Л.М. Калнинш. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – 84 с. – 4,9 у.п.л.

17.Калнинш, Л.М. Технология и методика преподавания технологии: Программа государственного экзамена для студентов БГПУ по специальности 050502 – «Технология и предпринимательство» (Обслуживающий труд) / Л.М. Калнинш, [и др.]. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – 41 с. – 2,4 у.п.л.

18.Калнинш, Л.М. Устранение дефектов при пошиве одежды: Методические рекомендации / Л.М. Калнинш, [и др.]. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. – 68 с. – 4 у.п.л.

19.Калнинш, Л.М. Методика личностно-профессионального становления учителя технологии (на основе русских народных традиций): Учебная программа спецкурса для студентов БГПУ по специальности – «Технология и предпринимательство» / Л.М. Калнинш. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – 18 с. – 1,04 у.п.л.

20.Калнинш, Л.М. Теория и методика преподавания технологии: Учебная программа для студентов БГПУ по специальности «Технология и предпринимательство» / Л.М. Калнинш. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – 30 с. – 1,7 у.п.л.

21.Калнинш, Л.М. Поддержка личностно-профессионального саморазвития учителя: Учебная программа курса по выбору студентов для специальностей 050500.13 – «Профессиональное обучение»; 050502.65 – «Технология и предпринимательство» / Л.М. Калнинш. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. – 15 с. – 0,87 у.п.л.

22.Калнинш, Л.М. Программа авторского элективного курса «Организация собственного дела»: Учебная программа / Л.М. Калнинш, И.С. Кияшко. – Благовещенск, 2008. – 13 с. – 0,75 у.п.л.

23.Калнинш, Л.М. Проектирование изделий: Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта для студентов специальности 050502.65 – «Технология и предпринимательство» (специализация «Технический труд») / Л.М. Калнинш, [и др.]; Под ред. Л.М. Калнинш. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. – 59 с. – 3,43 у.п.л.

24.Калнинш, Л.М. Технология и методика преподавания технологии: Программа государственной аттестации выпускников специальности 050502.65 – «Технология и предпринимательство» (специализация «Технический труд») / Л.М. Калнинш, [и др.]; Под ред. Л.М. Калнинш. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2011. – 35 с. – 2,03 у.п.л.

25.Калнинш, Л.М. Методические материалы по контролю остаточных знаний по охране труда для педагогических специальностей [Электронный ресурс] / Л.М. Калнинш. – Электронный адрес: URL: http:// www.bgpu.ru/plpsu /Аутодиагностика/Тест-контроль остаточных знаний по охране труда и ТБ в образовательных учреждениях различных типов.

26.Калнинш, Л.М. Методические материалы текущего тест-контроля знаний для специальностей подготовки 050500.13 – «Профессиональное обучение» [Электронный ресурс] / Л.М. Калнинш. – Электронный адрес: URL:

http:// www.bgpu.ru/plpsu /Аутодиагностика /Текущий тест-контроль по дисциплине теория и методика профессионального обучения, часть 1, 2.

Статьи и сборники конференций:

27.Калнинш, Л.М. Народная культура в педагогическом пространстве как фак¬тор становления саморазвивающейся личности // Проблемы саморазвития лич¬ности студентов и учащихся в образовательном пространстве: Материалы меж¬вузовской научно-практической конференции / Л.М. Калнинш. – Благовещенск: БГПУ, 2001. – С. 116-120. – 0,3 у.п.л.

28.Калнинш, Л.М. Проблемы интеграции культуры и педагогики как синергетический феномен / Л.М. Калнинш // Психосинергетика и образование: Сборник статей ЗабГПУ. – Чита: ЗабГПУ, 2001. – С. 124-128. – 0,3 у.п.л.

29.Калнинш, Л.М. Новые технологии в личностно-профессиональном становлении будущего учителя технологии // Современные технологии образования и воспитания в высшей школе: Материалы международной научно-методической конференции / Л.М. Калнинш. – Благовещенск: БГПУ, 2002. – С. 161-166. – 0,3 у.п.л.

30.Калнинш, Л.М. Интерактивные методы в подготовке учителя технологии / Л.М. Калнинш // Интерактивные методы в образовании: личностносозидающие смыслы: Сборник научных статей ХГПУ. – Хабаровск: ХГПУ, 2003. – С. 147-152. – 0,3 у.п.л.

31.Калнинш, Л.М. Рефлексия как условие становления профессиональной компетентности будущего учителя технологии / Л.М. Калнинш // Становление профессиональной компетентности специалиста в учебно-воспитательном процессе: Материалы межвузовской научно-методической конференции (Благовещенск, 5 февраля 2004г). – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – С. 36-42. – 0,35 у.п.л.

32.Калнинш, Л.М. Организация эффективного образовательного процесса при подготовке учителя технологии как условие его саморазвития / Л.М. Калнинш; Под ред. Н.В. Карнаух // Мониторинг качества профессионального образования в деятельности вуза: Материалы межвузовской научно-методической конференции (Благовещенск, 2 февраля 2006г.). – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. – С. 38-43. – 0,35 у.п.л.

33.Калнинш, Л.М. Учет особенностей развития репрезентативных систем школьников при организации учебного процесса / Л.М. Калнинш, Н.Б. Приходько // Материалы 58-й научно-практической конференции преподавателей и студентов БГПУ: В 3-х ч.– Благовещенск: Изд-во БГПУ 2006. – Ч. III. – С. 100-103. – 0,17 у.п.л.

34.Калнинш, Л.М. Преемственность технологической подготовки школьников в реализации профильного обучения / Автор сост. и ред. Л.М. Калнинш // Материалы 1-й научно-практической конференции ИПФ БГПУ, 29 марта 2007 г. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007. – 61 с. – 3,5 у.п.л.

35.Калнинш, Л.М. Педагогические условия личностно-профессионального саморазвития учителя технологии / Л.М. Калнинш // Проблемы технологического образования в школе и вузе: Материалы XIV Международной конференции по технологическому образованию (Москва, МИОО 26-30 ноября 2008г.) / Под ред. Ю.Л. Хотунцева. – Москва: МИОО, 2008. – С. 399-402. – 0,2 у.п.л.

36.Калнинш, Л.М. Проблемы преподавания различных технологий / Автор сост. и ред. Л.М. Калнинш // Материалы 2-й научно-практической конференции (БГПУ ИПФ, 9 ноября 2007г.). – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. – 113 с. – 6,6 у.п.л.

37.Калнинш, Л.М. Профессионально-динамическая система подготовки учи-теля / Л.М. Калнинш; Под общ. ред. Н.В. Карнаух // Профессиональное становление и развитие личности специалиста в современных социально-экономических условиях: Материалы межвузовской научно-методической конференции (Благовещенск, 7 февраля 2008г.). – В 2-х ч. Ч. 1. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. – С. 86-90. – 0,3 у.п.л.

38.Калнинш, Л.М. Особенности преподавания технологии и изобразительного искусства в условиях реализации Национального проекта «Образование» / Автор сост. и ред. Л.М. Калнинш // Материалы 3-й научно-практической конференции (БГПУ ИПФ, 5 ноября 2008 г). – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2008. – 145 с. – 8,4 у.п.л.

39.Калнинш, Л.М. Личностно-профессиональное саморазвитие педагога как условие успешной экономической подготовки школьников / Л.М. Калнинш // Информационные и педагогические технологии в реализации системы социального партнерства образовательных учреждений различных уровней и работодателей для профессионального самоопределения школьников и студентов: 7-я международная научно-практическая конференция. Москва, 22 февраля 2008 г. – М.: МГУЭСИ, 2008. – С. 227-231. – 0,2 у.п.л.

40.Калнинш, Л.М. Инновационный подход к выбору форм и методов обучения / Л.М. Калнинш, Н.Б. Приходько // Молодежь 21-го века: шаг в будущее: материалы 9-й региональной научно-практ. конф., посвященной 150-летию Амурской области (21-22 мая 2008г.). – Благовещенск: Изд-во ДальГАУ, 2008. – С. 65-66. – 0,1 у.п.л.

41.Калнинш, Л.М. Факторы личностно-профессионального саморазвития учи¬теля / Л.М. Калнинш // Педагогическое образование: история, современность, перспективы: Материалы научно-практической конференции (Великий Новго¬род, НовГУ ИНПО 8-9 октября 2009г.).– Великий Новгород: НовГУ, 2009. – С. 94-97. – 0,2 у.п.л.

42.Калнинш, Л.М. Актуальные вопросы технологического и художественного образования в Дальневосточном регионе: Материалы 4-й научно-практической конференции (БГПУ ИПФ, 5 ноября 2009 г.) / Авт. сост. и ред. Л.М. Калнинш, И.С. Кияшко. – Благовещенск, 2010. – 97 с. – 5,64 у.п.л.

43.Калнинш, Л.М. E-learning технологии в подготовке учителя / Л.М. Калнинш // Инновационные технологии в формировании актуальных компетенций педа¬гогов в рамках технологического образования: Материалы научной конферен¬ции (Москва, МПГУ 1-3 февраля 2010г.) / Под ред. А.А. Карачева, доц. Ф.Н. Зименковой. – М.: МПГУ, 2010. – С. 255-258. – 0,2 у.п.л.

44.Калнинш, Л.М. Особенности организации деятельности кружка радиотехнического конструирования / Л.М. Калнинш, П.А. Мищенко // Материалы 60-й конференции преподавателей и студентов БГПУ: В 3-х ч. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. – Ч.3. – С. 61-65. – 0,2 у.п.л.

45.Калнинш, Л.М. Особенности организации деятельности учебно-производственной бригады сельскохозяйственного профиля / Л.М. Калнинш, С.Г. Лобановский // Материалы 60-й конференции преподавателей и студентов БГПУ: В 3-х ч. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. – Ч.3. – С. 57-61. – 0,2 у.п.л.

46.Калнинш, Л.М. Педагогические условия непрерывного саморазвития учителя / Л.М. Калнинш // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте, 2011». Том 19. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2011. – C. 48-51. – 0,3 у.п.л.

47.Калнинш, Л.М. Информационно-дидактическое пространство непрерывного саморазвития учителя / Л.М. Калнинш // Материалы VII международной научно-практической конференции «Динамика научных исследований, 2011). Том 9. Педагогические науки. – Przemysl: Nauka i studia. – C. 77-83. – 0,5 у.п.л.