- предложена авторская классификация теорий и методологических подходов к исследованию взглядов ученых-экономистов постсоветского пространства по актуальным институциональным вопросам экономической науки; определена их принадлежность к тем или иным современным течениям институционализма; выявлены истинные мотивы перехода многих сторонников неоклассической школы, и в частности, монетаристского учения на позиции неоинститционализма, доказано, что в условиях России и других постсоветских стран общих теоретических и методологических позиций между неоклассиками и неоинституционалистами оказывается больше по сравнению с классическими институционалистами и неоинституционалистами;
- дано авторское определение институтов и институциональных факторов и различия между ними, выявлены причины отсталости институтов в странах постсоветского пространства, показаны пути повышения способностей институтов и укрепления их потенциала в особенных условиях республики Таджикистан, выявлена роль глобализации в институциональном строительстве в республике и повышении эффективности институциональных реформ;
- показана органическая связь между формальными и неформальными институтами и присутствия элементов неформальных институтов в «действиях» формальных институтов. Обоснованы отдельные элементы неформальных институтов (нормы, правила, поведение) и возможные их трансформации в элементы формальных институтов. Даны концептуальные признаки тех представителей институционализма, которые представляют институты как образа поведения или правил игры. Доказано, что нормы, правила, поведения индивидов объединенных в группах или людских ассоциациях выступают в форме социальных ограничений;
- доказана ущербность практики институциональной трансплантации, которая была развернута в постсоветском пространстве авторами экономических и институциональных реформ, которые преимущественно были выпускниками западных вузов и не имели достаточных представлений об особенностях развития соответствующих стран. Обоснован индивидуальный характер формирования институциональной структуры в каждой стране в зависимости от совокупности особенностей политического, социального, культурного, демографического и экономического развития;
- выявлены особенности действия институциональных факторов экономического развития в Таджикистане, к которым, в частности, относятся: неудачная трансплантированность государственных институтов в соответствии с привлеченными извне схемами, отсталость неформальных институтов и недостаточная их ориентированность на экономическое развитие, диспропорции между самыми институциональными факторами и пр. Даны причины возникновения или существования особенностей, к которым относятся чрезмерное, но не достаточно квалифицированное содействие посредников - международных организаций в осуществлении экономических и институциональных реформ, неподготовленность властей и населения к таким реформам, выявлены положительные и отрицательные последствия воздействия специфических факторов институционального характера на инвестиционные процессы;
- дана детальная классификация институциональных факторов инвестиционного развития, присущих переходным обществам с обоснованием роли формальных и неформальных институтов в инвестиционном обеспечении экономики и повышении эффективности использования инвестиций. При этом выявлена отрицательная роль некоторых неформальных институтов;
- обоснована ведущая роль государства в ряду формальных институтов в качестве существенного фактора инвестиционного обеспечения экономики. При этом на основе обобщения богатого теоретического и практического материала аргументирована идея о том, что в странах постсоветского пространства в целом и в отстающих странах этого пространства, в частности, ведущая роль государства, как институционального фактора в инвестиционном развитии экономики, сохранится еще в течение довольно продолжительного периода времени;
- выявлены пути повышения роли кредитных учреждений в инвестиционном обеспечении страны; обоснована необходимость расширения сферы государственных кредитных учреждений, в частности, государственного инвестиционного банка как фактора повышения уровня инвестиционной обеспеченности экономики, ускоренного развития института микрофинансирования в качестве фактора развития и расширения микропредпринимательства с последующей трансформацией в малое предпринимательство;
- обоснована возрастающая роль домохозяйств в повышении уровня инвестиционной обеспеченности экономики; аргументировано доказано, что инвестиционные ресурсы домохозяйств растут более высокими темпами по сравнению с инвестиционным потенциалом государства и кредитных учреждений. Показано, что более быстрые темпы роста инвестиционного потенциала домохозяйств являются результатом все увеличивающихся масштабов внешней трудовой миграции и увеличения средних размеров денежных переводов мигрантов своим семьям;
- выявлена роль неформальных институтов (религии, традиций, обрядов, образа жизни, кланово-родственных отношений, коррупции, теневой экономики) в привлечении внутренних инвестиций. Вескими аргументами обосновываются особенности воздействия неформальных институтов на инвестиционную обеспеченность экономики в условиях Таджикистана. Показаны глубокие исторические и генетические нормы многих неформальных институтов в стране и их пагубное воздействие на формирование благоприятной инвестиционной среды. Отсюда делается вывод о том, что наряду с демократизацией общества требуется разработка необходимых норм регулирования целого ряда неформальных институтов.
1. Приватизация и возможности привлечения иностранных инвестиций. Душанбе: Ирфон, 2005. 71 с.
2. Приватизация и инвестиция. Душанбе. Ирфон. 2008. 180 с.
II. Статьи в периодических изданиях из перечня ВАК
3. Отсутствие фондового рынка – общеэкономическая проблема // Известия АН РТ. Серия общественных наук. 2008. №1. С. 42-49 (в соавторстве).
4. Коммерческие банки в системе валютного регулирования. // Вестник ТНУ. 2008. № 2(47). С. 70-75. (в соавторстве).
5. Неправильная приватизация и коррупция: стоп в инвестиционной активности // Вестник ТНУ. 2009. №5 (53). С. 49-55.
6. Роль неформальных институтов в антикризисном регулировании инвестиционных процессов// Вестник ТНУ. 2009. №5 (53). С. 79-82.
7. Возможности капитализации личных сбережений в Таджикистане // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2009. №4. С. 129-136.
8. Особенности развития институтов в современных условиях (теоретический аспект). // Известия АН РТ. Отделение общественных наук. 2010. №2. С. 62-70.
9. Освещение институциональных факторов в экономической литературе постсоветских стран. // Известия АН РТ. Отделение общественных наук, 2010 г., №3, С. 90-96.
10. Денежные переводы трудовых мигрантов и их использование в инвестиционной сфере Таджикистана. // Вестник ТНУ. 2010 г., №6 (62). Часть 1. С. 122-126.
11. Роль кредитных ресурсов в инвестировании экономики. // Вестник ТНУ. 2010. №6 (62). Часть 1. С. 84-88.
12. Роль современных институтов в повышении инвестиционного значения доходов населения. // Известия АН РТ. Серия: Экономика. 2010. №1-2. С. 40-47.
13. Исламская концепция инвестирования экономики, // Известия РТСУ, 2010. №4 (30). С. 54-59.
14. Государственный внешний долг – основной источник инвестирования экономики // Известия ТНУ, 2011. №8 (64). С. 38-43.
15. Коррупция сдерживающий фактор инвестирования в национальной экономике // Известия ТНУ. 2011. №8 (64). С. 17-21.
16. Роль микрофинансирования в ускорении инвестиционного развития Таджикистана // Известия РТСУ. 2011. №1(31). С. 54-61.
17. Институциональные инвесторы и привлечение инвестиционных ресурсов. Известия АН РТ. Серия общественных наук. 2011. №2. С. 55-59.
III. Статьи в прочих изданиях
18. Роль инвестиций в экономическом развитии нашей страны (тезисы) // Материалы научной конференции ТНУ. Душанбе, 2008.
19. Правильность организации учета в банках, гарантии перспективы развития их деятельности // Материалы научной конференции ТНУ. Душанбе, 2009. С. 80-89.
20. Некоторые аспекты кредитования рыночного хозяйства // Материалы научно-практической международной конференции «Устойчивая экономика в условиях глобализации». ТНУ. 11-12 июня 2010 г. Душанбе, 2010. С. 223-242.
21. Правильная организация документов, документооборот и внутренний контроль в банках и гарантия их развития // Там же. С. 193-206.
22. Своевременное и правильное формирование уставного капитала банка, обеспечение устойчивого развития его финансовой деятельности // Материалы научно-практической республиканской конференции «Проблемы устойчивой экономики и безопасности Республики Таджикистан в условиях глобализации». ТНУ 29-31 января 2011 г. С.11.
23. Сущность политики банковского кредитования в условиях рынка // Там же. 17 с.
IV. Учебно-методические работы
24. Инвестиции и инвестиционная политика Республики Таджикистан. Учебная программа. Таджикский национальный университет. Душанбе. 2007. 0,4 п.л.
25. Валютная биржа. Учебная программа. Таджикский национальный университет, Душанбе, 2007. 0,4 п.л.