- Показано, что одной из отличительных черт услуг в социальной сфере является отсутствие явно выраженного индикатора качества, связанное с недостаточной развитостью рынка и конкуренции между поставщиками услуг в указанных сферах, административными ограничениями, регулированием тарифов и т.п.
- Научно обосновано для услуг в социальной сфере приоритетное значение показателейвосприятия качества услуги со стороны потребителей. Показано, что модель комплексного оценивания должна учитывать показатели, характеризующие соответствие организации-поставщика услуг установленным для данной отрасли нормативам и требованиям.
- Установлено, что применяемые в настоящее время методы оценивания и управления качеством услуг в социальной сфере практически неучитывают квалиметрическую специфику исходных данных и как правило носят узкоотраслевой характер. Обоснована необходимость разработки математических моделей, ориентированных на описание и обработку данных о качестве услуг в социальной сфере и допускающих совместную обработку данных как числовой, так и нечисловой природы.
- Разработана методика построения и оценивания комплексного показателя качества, основанная на линейной свертке показателей с рандомизированными весовыми коэффициентами, опирающаяся на свойства стохастических процессов Дирихле и их дискретных аналогов на целочисленных решетках.
- Решена в явном виде задача о достоверности стохастического доминирования одного из сравниваемых объектов над другим по уровню их комплексного показателя качества, построенного с использованием модели, основанной на рандомизации весов.
- Разработан метод обработки данных о нечисловых показателях качества услуг, использующий рандомизацию числовых меток, сопоставляемых пунктам порядковой квалиметрической шкалы, по которой оцениваются эти показатели.
- Обоснована необходимость учета международной составляющей во всех видах деятельности вуза при комплексной оценке качества предоставляемых им образовательных услуг. Произведен сравнительный анализ номенклатуры показателей, используемых для этих целей в образовательных системах ряда стран Европы.
- Предложена методика совершенствования модели комплексной самооценки, используемой на сегодня вузами РФ, основанная на разработанных в работе моделях рандомизации. Методика позволяет учитывать различного рода дополнительные ограничения относительно приоритетов отдельных критериев самооценки, выраженные в нечеткой и в нечисловой форме.
- Предложен набор индикаторов для оценки качества международной составляющей при оказании образовательных услуг, разработанный с учетом анализа опыта систем образования ряда зарубежных стран.
- Разработана методика формализации и учета особенности выбранной вузом стратегии развития международной деятельностив модели комплексной оценки качества.
- Предложены критерии, позволяющие осуществлять перевод оценок качества результатов обучения между квалиметрическими шкалами, применяемыми в различных национальных системах образования. Показаны сходства, различия, а также преимущества предложенного метода относительно применяемого в рамках Болонского процесса метода, основанного на шкале ECTS.
- Разработан метод построения балльно-рейтинговой системы оценивания, опирающийся на имеющийся в различных вузах практический опыт и использующийпри этом модель рандомизации, что позволяет более гибко учитывать специфику осваиваемых образовательных программ и набор формируемых у обучающихся компетенций.
- Предложена модель построения и оценки итогового показателя качества медицинских услуг, включающего как оценку субъективно воспринимаемого качества со стороны потребителя (пациента), так и степень соответствия поставщика услуг установленным требованиям и нормам.
- Разработан метод комплексной проверки соблюдения норм медико-экономических стандартов (МЭС), имеющий практическое значение при взаимодействии медицинских учреждений и страховых компаний. Предложен критерий сравнения уровня качества однотипных медицинских услуг, оказываемых различными лечебно-профилактическими учреждениями, базирующийся на включаемых в МЭС показателях качества.
- Разработан и апробирован метод оценки субъективно воспринимаемого пациентами качества услуг, оказываемых в процессе лечения в условиях медицинского стационара.
1. Рожков, Н. Н. Основы технических измерений и метрологическое обеспечение испытаний для подтверждения соответствия / Н. Н. Рожков, М. Н. Иванов, А. Е. Рудин // СПб.: СПГУТД, 2004. – 152 с.
2.Рожков, Н. Н. Обеспечение качества измерений / Н. Н. Рожков, М. Н. Иванов, А. Е. Рудин // СПб.: СПГУТД, 2004. – 53 с.
3.Рожков, Н. Н. Статистические методы контроля качества / Н. Н. Рожков // СПб.: СПГУТД, 2005. – 145 с.
4.Рожков, Н. Н. Квалиметрия и управление качеством. Математические методы и модели. / Н. Н. Рожков // СПб.: СПГУТД, 2007. – 185 с.
5.Рожков, Н. Н. Квалиметрические методы и модели в задачах управления качеством в сфере образования / Н. Н. Рожков // СПб.: СПГУТД, 2011 –218с.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах:
6. Рожков, Н. Н. Стохастические процессы с равновероятными монотонными реализациями, моделирующие дефицит информации / О. Н. Колесникова, В. В. Корников, Н. Н. Рожков, Н. В. Хованов // Вестник ЛГУ. Сер. Математ., механ. – 1987. – №1. – С. 21-26.
7.Рожков, Н. Н. Непараметрическая модель оценивания случайного спроса на изделия массового потребления / Н. Н. Рожков // Известия вузов. Технология легкой промышленности / 1989. – № 6. – С. 8-11.
8.Рожков, Н. Н. Рандомизированный критерий сравнения качества сложных объектов / Н. Н. Рожков // Экономика и математические методы. – М.: АН СССР, 1991. –Том 26. –Вып.3. – С. 597 –600.
9.Рожков, Н. Н. Система перезачета оценок успеваемости – инструмент поддержки академической мобильности / Н. Н. Рожков // Университетское управление: практика и анализ. – 2006. –№ 5(45). – С. 104 – 113.
10.Рожков, Н. Н. О путях дальнейшего совершенствования моделей самооценки систем /Н. Н. Рожков, В. С. Соболев, И В. Кононова, Е. С. Юркина // Качество, инновации, образование. –2008. – № 2 (33) – С. 2–7.
11.Рожков, Н. Н. Квалиметрический подход к задаче комплексного оценивания качества государственных услуг / Н. Н. Рожков // Управленческое консультирование. – 2011. – № 3. – С. 26-32.
12.Рожков, Н. Н. Профессиональное признание как инструмент оценки качества образовательных услуг / В. Я Дмитриев, В. П. Пилявский, Н. Н. Рожков // Вестник Национальной академии туризма. – 2011– № 3.– С.53-55.
13.Рожков, Н. Н. Балльно-рейтинговая система оценивания, основанная на нечисловых данных о значимости отдельных видов учебной деятельности студентов / А. В. Демидов, Н. Н. Рожков // Дизайн. Материалы. Технология. -2011. - № 5.– С. 8-11.
14.Рожков, Н. Н. Оценка качества образования со стороны работодателя – элемент обратной связи в системе управления качеством вуза /А. В. Демидов, Н. Н. Рожков // Известия вузов. Технология легкой промышленности. -2011.- № 4.– С. 33-36.
15.Рожков, Н. Н. Построение балльно-рейтинговой системы оценивания на основе нечетких и нечисловых приоритетов / Н. Н. Рожков // Вестник Национальной академии туризма.– (в печати).
16.Рожков, Н. Н. Оценка качества медицинских услуг на основе статистических критериев соблюдения норм медико-экономических стандартов / Н. Н. Рожков // Информационно-управляющие системы. – (в печати).
Статьи, опубликованные в профессиональных журналах, научных сборниках и других научных изданиях:
17. Рожков, Н. Н. Байесовский метод обработки статистических данных, из меряемых по ординальной шкале / Н. Н. Рожков // Приложения асимптоти ческих методов в математич. физике и статистике. –Л.: ЛГУ, 1985. – С. 43-52.
18. Рожков, Н. Н. Оценка параметров сложных систем методом рандомизированных воздействий / Л. М. Мачевариани, Г. В. Новоселова, Н. Н. Рожков, Н. Н. Хромов-Борисов // Математические модели сложных систем. Надежность и обработка информации. – Л.: ЛГУ, 1986. –С. 155-160 .
19. Рожков, Н. Н. Методы арифметизации порядковых шкал измерения ка чества продукции / Н. Н. Рожков // Методология и практика оценки качества продукции на ленинградских предприятиях. –Л.: ЛДНТП, 1988. – С. 61-64.
20. Рожков, Н. Н. Эффективность международного сотрудничества – важный элемент стратегии университета / Н.Н. Рожков // Вестник СПГУТД, 2001. – N 4. – С. 30-35.
21. Рожков, Н. Н. Моделирование неопределенности измерений в неметрических шкалах с помощью распределений Дирихле / Н. Н. Рожков // Вестник СПГУТД, 2003. – N 8. – С. 30-34.
22. Рожков, Н. Н. Квалиметрическая оценка комплексных показателей обес печенности и качества жилищно-коммунальных услуг / Н. Н. Рожков, В. П. Пилявский, В. П. Головачук // Экономика сервиса. – 2007 – № 1 – С. 137-144.
23. Рожков Н. Н. Комплексная оценка показателя обеспеченности жилищно-коммунальными услугами с помощью методов квалиметрии / В. П. Пилявский, Н. Н. Рожков // Управление общественными и экономическими системами, ОГУ: Орел, 2007. – №1(9), Электронное издание. – № гос. рег. 0420700014/0019. – сетевой адрес: http://bali.ostu.ru/umc/zj2007_1.php .
24. Рожков, Н. Н. Болонский процесс: квалиметрический метод сопоставления шкал оценок успеваемости / Н. Н. Рожков // Вестник СПГУТД. – 2007. – N 13. – С. 3-7.
25. Рожков, Н.Н. Разработка индикаторов качества участия вуза в мероприятиях Болонского процесса(Раздел I.6. – 42 с.) / Н. Н. Рожков // Разработка индикаторов и методики оценки деятельности вузов по внедрению рекомендаций Болонского процесса в части признания документов об образовании. – отчёт о НИР (заключ.) // Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Задача II: «Развитие системы обеспечения качества образовательных услуг». Государственный контракт от 06.09.07 г. № П607. – Невский ин-т языка и культуры; рук. М.И. Диброва; исп. Н.Н. Рожков [и др.]. – СПб., 2007. – 1424 с.
26. Рожков, Н. Н. Квалиметрическая оценка качества услуг с помощью рандомизированных весовых коэффициентов / Н.Н. Рожков // Известия меж дународной академии наук высшей школы. – 2008. – № 4(42). – С.166 –175.
27. Рожков Н. Н. Качество медицинских услуг как предмет квалиметрического оценивания / А. Я. Голышев, Н. Н. Рожков // Менеджер здравоохранения. –2008. – №7. – С. 40-44.
28. Рожков, Н. Н. Применение ранговых методов при сравнительной оценке качества технических тканей / Н. Н. Рожков, М. И. Голубев, Ю. В. Мачицкая, Е. Я. Сурженко // В мире оборудования. – Изд-во «Легпромбизнес». – 2008. – N 7 (82). – С. 16-19.
29. Рожков, Н. Н. Модель описания нечисловых показателей при комплексной оценке качества объектов / Н. Н. Рожков // Вестник СПГУТД, сер 1: «Естественные и технические науки», 2010. –N 1.– С. 52-55.
30. Рожков, Н. Н. Статистические методы контроля качества медицинских услуг на основе критериев соблюдения медико-экономических стандартов / Н. Н. Рожков, Д. Н. Суслов, О. А. Карамышева-Пигнатти // Вестник СПГУТД, сер 1: «Естественные и технические науки», 2012. –N 1.– С. 34-37.
Материалы международных и всероссийских научных конференций:
31. Рожков, Н. Н. Системы оценки и академического признания на примере СПГУТД и европейских вузов-партнеров по программе ТЕМПУС / Н. Н. Рожков, А. Л. Мазина // Докл. междунар. конф. «Интернационализация высшего образования и научных исследований в XXI веке. Роль технических университетов». – СПб.: «Нестор», 1999. – С. 178-180.
32. Рожков, Н. Н. Международное сотрудничество и новый подход к созданию учебного плана подготовки специалистов / Н. Н. Рожков, И. Б. Караулова // Докл. междунар. конф. «Интернационализация высшего образования и научных исследований в XXI веке. Роль технических университетов». – СПб.: «Нестор», 1999. – С. 57-60.
33. Рожков, Н. Н. Проблемы результативности систем высшего технического образования на примере СПГУТД и университета г. Лидс (Великобритания) / Ашнин Н. М., Ветрова Ю. Н., Новоселов Г. А., Рожков Н. Н.// Докл. Междунар. конф. «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки», СПб: СПГТУ, 1999. – С. 204-205.
34. Рожков Н. Н. О приоритетных направлениях международных образовательных проектов в русле Болонского процесса / Н. Н. Рожков // Проблемы и перспективы интеграции российской и европейской систем образования. Материалы междунар. конф. СПб.: СПбГУАП, 2004.– С.71-72
35.Рожков, Н. Н. Учет и обработка нечетких и нечисловых показателей качества в моделях комплексной самооценки вузов / М. В. Воронов, Н. Н. Рожков // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения) / Материалы VII международной научно-практической конференции. Т.1. – СПб.: Изд-во МБИ. – 2008. – с. 27– 29.
36.Рожков, Н. Н. Повышение объективности самооценки вуза на основе рандомизации весовых коэффициентов критериев и составляющих модели / Н. Н. Рожков, В. С. Соболев, И. В. Кононова, Е. С. Юркина // Менеджмент качества в образовании. Тез. окл. Всероссийской научно-практической конференции; под ред. С. Степанова. – СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2008. – С.169 –171.
37.Рожков Н. Н. Квалиметрическая оценка качества международной деятельности вуза и участия в мероприятиях Болонского процесса / М.И. Диброва, Н. Н. Рожков // Менеджмент качества в образовании. Тез.докл. Всероссийской научно-практической конференции; под ред. С.А. Степанова / СПбГЭТУ ЛЭТИ. – СПб, 2008. – С. 91–95.
38.Рожков, Н. Н. Специфика номенклатуры показателей при оценке качества образовательных услуг и образовательных учреждений / Н. Н. Рожков, В. Ф. Черномазова // Государство и бизнес. Вопросы теории и практики: моделирование, менеджмент, финансы. Материалы I Межрегиональной конференции. под ред. В.А. Волкова, В.А. Курзенева. – СПб.: СЗАГС, 2009. – С. 211 –216.
39. Рожков, Н. Н. Метод рандомизации комплексной оценки СМК вуза / Н. Н. Рожков // Государство и бизнес. Вопросы теории и практики: моделиро вание, менеджмент, финансы: Материалы I Межрегиональной конференции. / под ред. В.А. Волкова, В.А. Курзенева. – СПб.: СЗАГС, 2009. – С. 204 –210.
40.Рожков Н. Н. Унифицированный метод комплексного оценивания качества государственных услуг и соблюдения административных регламентов / Н. Н. Рожков // Государство и бизнес. Вопросы теории и практики: моделирование, менеджмент, финансы: Материалы II Международной конференции. / под общ. ред. В.А. Волкова, В.А. Курзенева, Н.А Тарасова. – СПб.: СЗАГС, 2010. – С. 230 -233.
41.Рожков, Н. Н. Разработка и внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания / Н. Н. Рожков // Менеджмент качества в образовании. Тезисы докладов 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. С.А. Степанова / Изд-во СПбГЭТУ ЛЭТИ, 2011. – С. 170 –172.