2. Заключение о том, что понятие "несовершеннолетний" близко к понятию "ребенок", которое может выступать в двух значениях: как возрастная характеристика и как социальная связь. В первом значении это понятие полностью отождествляется с понятием несовершеннолетний и применительно к российской системе права означает лицо, не достигшее возраста 18 лет, а во втором - служит не целям указания на возраст субъекта, а для обозначения юридически признаваемой связи лица с родителями.
3. Вывод о том, что правовой статус несовершеннолетнего - совокупность признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов лица, не достигшего возраста 18 лет. Правовой статус несовершеннолетнего является одним из специальных (родовых) статусов, существующих в российской правовой системе, отражающим особенности возраста индивидуумов.
4. Заключение о том, что для формирования специального правового статуса несовершеннолетних законодателем используются следующие методы: -ограничение прав несовершеннолетних, в том числе, введение специальных запретов на доступ несовершеннолетних к факторам, негативно влияющим на их здоровье, психологическое и социальное развитие; - освобождение несовершеннолетних от гражданских обязанностей и ответственности; -предоставление несовершеннолетним специальных прав, обусловленных возрастом; - введение льготных режимов пользования правами либо несения обязанностей; - введение специальных механизмов защиты прав несовершеннолетних.
5. Защита прав ребенка (несовершеннолетнего) - это охрана лиц до достижения возраста 18 лет от посягательств со стороны граждан, должностных лиц, государственных органов, а также собственной семьи; гарантированное государством предоставление им указанного в законе перечня прав и свобод, включая и охрану от вовлечения в преступную или иную антиобщественную деятельность, путем основанного на нормах российского и международного права, судебного и административного контроля, организации приема и рассмотрения жалоб, прокурорского надзора, контроля со стороны правоохранительных органов и представительных органов государственной власти, а также предупреждение этих нарушений и ограничений и возмещение ущерба, причиненного правам и свободам ребенка, если не удалось предупредить или отразить нарушения, устранить ограничения.
6. Цель защиты прав несовершеннолетних: - нивелирование разницы в возможностях реализации прав несовершеннолетними по сравнению с лицами, достигшими возраста совершеннолетия; - обеспечение учета возраста несовершеннолетних лиц при возложении государством обязанностей на граждан; - ограждение несовершеннолетних от негативных факторов социальной среды.
7. Заключение о том, что внутриутробное развитие человека следует признать объектом уголовно-правовой охраны.
8. Вывод о том, что анализ норм уголовного законодательства о защите прав несовершеннолетних в рамках дореволюционного периода позволил представить его периодизацию, отразившую специфику каждого временного отрезка. Так, были выделены три исторических этапа: - VI - конец XVII в. - период становления отдельных элементов защиты прав несовершеннолетних в рамках феодального права; - XVIII - 60-е гг. XIX в. - становление государственной функции охраны детей и проведение первых целенаправленных реформ в данной сфере; - 60-е гг. XIX в. - 1917 г. - период буржуазных реформ и внедрения системы ювенальной юстиции, в рамках каждого из которых были приняты конкретные нормативные акты либо проведены реформы, приведшие к качественным изменениям в сфере защиты прав несовершеннолетних, что последовательно рассмотрено в настоящем исследовании.
9. Вывод о том, что можно выделить четыре этапа развития уголовного законодательства, направленного на защиту прав несовершеннолетних в постреволюционный период: 1) начальный этап (1917-1922 г.г.), 2) период первых кодификаций (1922-1961 г.г.), 3) период действия УК РСФСР 1961 г. (1961-1996 г.г.), 4) современный этап (с 1996 г.).
10. Вывод о том, что преступления против прав несовершеннолетних необходимо дифференцировать по характеру и степени их общественной опасности на четыре основные категории: а) преступления, связанные с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) иных антиобщественных действий; б) преступления против личности несовершеннолетних; в) преступления против физического и психического развития несовершеннолетних; г) преступления, связанные с нарушением интересов и имущественных прав несовершеннолетних.
11. Заключение о том, что под вовлечением несовершеннолетнего в преступление необходимо понимать активные умышленные действия совершеннолетнего лица, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, но не достигшего восемнадцатилетнего возраста, желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений либо антиобщественных действий, сопряженные с применением физического или психического воздействия (побои, уговоры, уверения в безнаказанности, лесть, угрозы и запугивание, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача совета о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и другие).
12. Вывод о том, что широкое распространение преступлений против нормального физического и психического развития несовершеннолетних связано с рядом обстоятельств, среди которых можно выделить в качестве основного отсутствие механизмов контроля над реализацией принципа нормального социального обслуживания несовершеннолетних. В этой области следует законодательно закрепить механизм активного контроля над безопасностью личности в семье и за условиями семейного воспитания несовершеннолетних.
13. Заключение о том, для признания повышенной общественной опасности преступлений, направленных против нормального психического и физического развития следует исходить не из возраста потерпевшего, а из его уровня развития, т.е. при назначении наказания учитывать, какие были нарушены фактически общественные отношения, каким способом процессу развития подростка был причинен реальный вред или создана угроза реального причинения вреда. Для этого необходимо выяснить не только уровень, но и тенденцию развития несовершеннолетнего.
14. Вывод о том, что интересы несовершеннолетних являются самостоятельным объектом защиты наряду с субъективными правами. Расширительное толкование нормы, установленной в ч.1 ст. 2 УК РФ, позволяет говорить о том, что интересы личности подлежат защите со стороны государства как неотъемлемый элемент ее правового положения, что в свою очередь свидетельствует о необходимости четкого законодательного определения данной категории, применяемой в рассматриваемом контексте, для более четкого и однообразного понимания данного объекта уголовно-правовой охраны, и соответственно для целей квалификации конкретных преступлений, посягающих на последний.
II. 15. Заключение о том, что дифференциация уголовной ответственности за преступные посягательства на несовершеннолетних представляет собой установление различных уголовно-правовых последствий для виновных в зависимости от степени общественной опасности совершенного ими деяния. В действующем уголовном законодательстве дифференциация уголовной ответственности осуществляется в форме усиления ответственности за преступления в зависимости от того, взрослый или несовершеннолетний стал потерпевшим, а также от возраста несовершеннолетнего потерпевшего.
16. Вывод о том, что назначение наказания в каждом конкретном случае осуществляется с учетом критериев индивидуализации - характера и степени общественной опасности совершенного деяния и личности виновного. При этом, учитывается не общественная опасность любого подобного посягательства, а особенности совершенного деяния и лица, его совершившего, повышающие или снижающие степень общественной опасности данного преступления, и влекущие назначение более строгого или менее строгого наказания по отношению к типовой мере наказания.
17. Заключение о том, что в настоящее время эффективность уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних весьма низка. Уровень рецидива в преступных посягательствах на права и интересы несовершеннолетних находится на уровне общерецидивной преступности, который составляет около трети от общего количества осужденных, что позволяет говорить о кризисе действующей системы наказаний как средства частного предупреждения преступлений.
18. Заключение о том, что одним из необходимых и наиболее значимых средств правовой защиты интересов семьи и ребенка является расширение и систематизация круга преступных деяний и соответствующих им мер уголовной ответственности за посягательства на общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие и воспитание несовершеннолетних, соблюдение их личных и имущественных прав. Именно данный вид ответственности призван стоять на страже важнейших для общества и государства ценностей, обладая при этом широким комплексом карательных мер, эффективное определение баланса которых при назначении наказания за отдельные виды преступлений может способствовать снижению динамики подобных явлений, достижению превентивной, восстановительной и воспитательной целей уголовного законодательства.
III. 19. Вывод о том, что государственную политику в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних следует рассматривать как целенаправленную систематичную специально организованную деятельность как государственных органов и органов местного самоуправления, так и общественных организаций, образовательных учреждений, различных институтов гражданского общества, направленную на совершенствование механизма реализации прав несовершеннолетних и обеспечение эффективной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, включающую в себя на данном этапе:
- необходимость принятия пакета федеральных законов по ювенальной юстиции, федеральных законов, сопровождающих создание системы ювенальной юстиции и регламентирующих деятельность неотъемлемых составляющих системы ювенальной юстиции, также касающиеся части процессуального и иного правового регулирования вопросов создания в России системы ювенальной юстиции;
- создание Межведомственной Федеральной службы по развитию человеческого потенциала, поддержке семьи и детства (МФСРЧП) со структурами в субъектах Российской Федерации;
- разработку минимальных государственных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей во избежание территориальной дискриминации;
- составление перечня мероприятий (с привлечением СМИ), направленных на привлечение граждан к приему детей в семью и оказание добровольной помощи детям и семьям с детьми в кризисной ситуации;
- создание условий оказания медицинских услуг любому ребенку, независимо от дохода его родителей и региона проживания, а также независимо от наличия полиса обязательного медицинского страхования;
- необходимость упрощения системы обращения несовершеннолетних за помощью, например, необходимо организовать в школах и иных детских учреждениях детских юристов-психологов, подотчетных Уполномоченным по правам ребенка в соответствующем регионе;
- необходимость обязать учителей и психологов в учреждениях образования наблюдать за детьми и предупреждать негативные тенденции неблагоприятных семей, например, жестокость родителей. Ребенок должен видеть в наставнике помощника и друга. Все практические мероприятия, проводимые с детьми, должны осуществляться только совместно с детскими психологами;
- необходимость освещать в образовательном процессе вопрос заражения ВИЧ/СПИДом, способы предохранения и возможность лечения, а не замалчивать эти вопросы. Необходимо обеспечить профилактику заболеваемости;
- необходимость повысить уровень правосознания граждан РФ в области соблюдения прав несовершеннолетних, ввести в школах обязательную дисциплину об их правах, например, "Права детей", которая бы освещала права и обязанности несовершеннолетних, гарантии их прав, способы защиты, организации, оказывающие помощь и т.д.;
- необходимость законодательно закрепить ежегодное увеличение или хотя бы сохранение на нынешнем уровне бюджетных мест в высших образовательных учреждениях, так как профессиональный спад в России налицо;
- необходимость несовершеннолетним, в целях профилактики нетрудоустройства в связи с отсутствием опыта работы, включать в трудовой стаж и опыт работы практику. По ряду специальностей надо вернуть практику распределения;
- необходимость для выпускников интернатных учреждений обеспечить выделение средств в необходимом размере на строительство жилья или (как вариант решения проблемы) при предоставлении муниципальных земельных участков под строительство частным фирмам по инвестиционным договорам в последний включать условие о предоставлении строителем части построенного жилья таким выпускникам.
20. Заключение о том, что проблемами государственной политики в отношении детей являются в основном, отсутствие комплексного подхода и недостаточность финансовых ресурсов, направляемых на осуществление государственной поддержки детства. Немаловажным и во многом определяющим фактором является ослабление роли семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей и в целом как социального института, влияющего на процессы воспитания и социализации подрастающего поколения. Поэтому особенно важно проблему защиты прав и интересов несовершеннолетних ставить как приоритетное направление государственной политики Российской Федерации.
21. Вывод о том, что целесообразно выделить следующие стадии виктимологической профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних:
- первичная виктимологическая профилактика, проводимая специализированными субъектами по отношению к неспециализированным, которые, в свою очередь, при совершении преступления, могут стать жертвами наряду с самим несовершеннолетним;
- вторичная виктимологическая профилактика, объектом которой являются уже несовершеннолетние и их группы. Проводится вторичная профилактика как специализированными субъектами, так и неспециализированными на основе знаний и навыков, полученных ими на первой стадии.
22. Вывод о том, что под социально-правовой защитой прав несовершеннолетних следует понимать многогранную деятельность, охватывающую экономические, организационные, психологические, педагогические, юридические и другие аспекты. В функциональном плане эту деятельность следует рассматривать при анализе механизма правовой защиты прав и законных интересов детей, что позволит раскрыть его содержание как действующего правового организма.
23. Заключение о том, что задачами совершенствования социально- правовой защиты прав несовершеннолетних следует назвать следующие:
- замена "карательной" модели стратегии противодействия преступности несовершеннолетних" на "восстановительную" модель;
- создание в Российской Федерации единой системы противодействия преступности несовершеннолетних, включающей в себя две подсистемы: профилактику и ювенальную юстицию;
- определение места ювенального суда в уже существующей судебной системе РФ.
Решение данных задач осложнено рядом проблем, преодоление которых должно стать одной из основных задач совершенствования социально-правовой защиты прав несовершеннолетних.
IV. 24. Предложения о внесении следующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ:
а. В структуре Особенной части необходимо выделить главу 20 в новый раздел, который следует поместить после раздела о преступлениях против личности.
б. Особенно важным представляется введение в главу 20 статей, направленных на защиту личных и имущественных интересов несовершеннолетних с установлением соответствующих квалифицированных составов в зависимости от последствий и объема ущерба, а также адекватных наказаний виновным (например, неправомерное завладение собственностью, принадлежащей несовершеннолетнему, нарушение жилищных прав несовершеннолетнего, растрата имущества, принадлежащего несовершеннолетнему и т.п.).
в. Необходимо сохранить в УК РФ 1996 г., выведенные ранее, три состава преступления: 1) доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения; 2) заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста, 3) злоупотребление опекунскими обязанностями, которые признавались уголовно наказуемыми по УК РСФСР 1960 г.
г. Закрепить в самостоятельной статье понятие потерпевшего: "Потерпевшим является человек или социальная группа, которым преступлением либо общественно опасным деянием причинен физический, имущественный, моральный или иной вред".
д. Внести изменения в ч.1 ст. 2 УК РФ, в частности:
- дополнить задачей признания охраны общественных отношений, обеспечивающих безопасность несовершеннолетних, в качестве приоритетного объекта уголовной охраны;
- внести категорию "интересы" в число объектов уголовно-правовой охраны, обозначенных в ч.1 ст. 2 УК РФ, наравне с правами и свободами человека и гражданина.
е. Дополнить ст. 47 УК РФ ч.1.1. следующего содержания: "В случае совершения преступления, посягающего на права и законные интересы несовершеннолетних, родителем лишение права заниматься определенной деятельностью заключается в лишении родительских прав. Лишение родительских прав назначается только в качестве дополнительного вида наказания. В случае рецидива преступлений либо совершения родителем тяжкого или особо тяжкого преступления, посягающего на права и законные интересы несовершеннолетних, суд может назначить пожизненное лишение родительских прав".
ж. В связи с необходимостью при привлечении лица к уголовной ответственности обращать внимание на его роль в правильном воспитании его собственных детей и их материальное обеспечение изложить п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ в следующей редакции: "наличие у виновного на воспитании или иждивении малолетнего ребенка, если совершенное преступление не было сопряжено с причинением вреда несовершеннолетнему". Такая законодательная формулировка позволит избежать необоснованного смягчения наказания в силу формального наличия указанного признака лицу, которое своими преступными действиями уже причинило физический либо моральный вред одному или нескольким несовершеннолетним.
з. Измененить п. "з" ч. 1 ст. 63 УК РФ путем замены в нем термина "малолетний" на "несовершеннолетний".
и. В случае назначения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, как и в случае применения условного осуждения, ввести в качестве обязательного условия лечение от алкоголизма и наркомании, восстановив при этом в ст. 97 УК РФ указание на подтвержденную медицинским заключением необходимость лечения от алкоголизма или наркомании как основание для применения принудительных мер медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. к. Внести изменения в ст. 105, в частности:
- изложить диспозицию п. "в" ч. 2 в следующей редакции: "лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, несовершеннолетнего, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника";
- дополнить ст. 105 УК РФ частью 3, изложив ее в следующей редакции: "3. Убийство несовершеннолетней, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности,
- наказывается пожизненным лишением свободы". л. Диспозицию ч.3 ст.109 УК РФ изложить в следующей редакции:
"Причинение смерти по неосторожности двум и более лицам, или несовершеннолетнему вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей". Размер санкции оставить прежним.
м. Разделить квалифицированные составы торговли людьми и использование рабского труда на: 1) совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего ("п. "б" ч. 2 статей 127.1 и 127.2 УК РФ), 2) особо квалифицированный состав совершения деяния в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста, предусмотрев последний в ч.ч.3 названных статей. Кроме того, целесообразно дополнить ч.2 ст.127.2 УК РФ пунктом "в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности".
н. Внести следующие изменения в ст. 150 УК РФ:
- изменить название статьи, изложив ее следующим образом: "Вовлечение несовершеннолетнего, достигшего возраста уголовной ответственности, в совершение преступления";
- изменить диспозицию ч. 1, изложив ее в следующей редакции: "Вовлечение несовершеннолетнего, достигшего возраста уголовной ответственности, в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста";
- изменить диспозицию ч. 3, изложив ее в следующей редакции: "Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные: с применением насилия или с угрозой его применения по отношению как к несовершеннолетнему, так и к близким ему лицам; с целью систематического извлечения доходов; в отношении двух или более лиц";
- дополнить статью примечанием следующего содержания: "Под вовлечением несовершеннолетнего в статьях настоящего Кодекса понимаются активные умышленные действия совершеннолетнего лица, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего, достигшего четырехлетнего возраста, но не достигшего восемнадцатилетнего возраста, желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений либо антиобщественных действий, сопряженные с применением физического или психического воздействия (побои, уговоры, уверения в безнаказанности, лесть, угрозы и запугивание, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача совета о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и другие)".
о. Дополнить УК РФ статьей 150.1 "Вовлечение несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, в совершение преступления", изложив ее в следующей редакции:
"1. Вовлечение несовершеннолетнего, не достигшего возраста уголовной ответственности, в целях совершения преступления, равно использование ребенка в тех же целях, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, -
2. То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, -
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения по отношению как к несовершеннолетнему, так и к близким ему лицам;
б) с целью систематического извлечения доходов;
в) в отношении двух или более лиц, -
Примечание: Под использованием несовершеннолетнего в статьях настоящего Кодекса понимаются активные умышленные действия совершеннолетнего лица, направленные на совершение преступления, посредством несовершеннолетнего, используя его малолетний возраст".
п. Внести следующие изменения в ст. 151 УК РФ:
- изменить название статьи, изложив ее следующим образом: "Вовлечение (использование) несовершеннолетнего в совершение некоторых антиобщественных действий";
- изменить диспозицию ч. 1, изложив ее в следующей редакции: "Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, а равно использование ребенка в этих целях, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста";
- изменить диспозицию ч. 3, изложив ее в следующей редакции: "Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные: с применением насилия или с угрозой его применения по отношению как к несовершеннолетнему, так и к близким ему лицам; с целью систематического извлечения доходов; в отношении двух или более лиц";
- дополнить примечаниями 2, 3, 4, присвоив имеющемуся номер 1: "2. Под систематичностью в статьях настоящего Кодекса понимаются действия совершенные более двух раз в конкретный промежуток времени (месяц, год и т.д.).
3. Под бродяжничеством в статьях настоящего Кодекса понимается систематическое изменение места своего нахождения при отсутствии постоянного проживания по конкретному адресу, социально полезной деятельности, связанное с неимением в законном порядке приобретаемых в законном порядке средств для существования.
4. Под попрошайничеством в статьях настоящего Кодекса понимается систематическое выпрашивание у посторонних лиц (под различными предлогами и без них) денег, продуктов питания, одежды, других предметов, из которых можно извлечь материальную выгоду".
р. Следует ввести в УК РФ ст. 151.2, изложив ее в следующей редакции: "Попустительство общественно опасному поведению несовершеннолетних со стороны родителей или иных лиц, ответственных за их воспитание, повлекшее совершение несовершеннолетним предусмотренного настоящим Кодексом деяния, покушению на его совершение либо приготовлению к предусмотренным настоящим Кодексом тяжким или особо тяжким преступлениям,- наказывается лишением свободы на срок до 5 лет".
с. Дополнить составы преступлений, предусмотренные статьями 154 и 155 УК РФ (незаконное усыновление (удочерение) и разглашение тайны усыновления (удочерения)), квалифицирующим признаком "с использованием лицом своего служебного положения".
т. Исключить из ст.156 УК РФ указание на жестокое обращение с несовершеннолетним, изложив ст. 156 в следующей редакции:
"1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, повлекшее совершение несовершеннолетним антиобщественного деяния либо предусмотренного настоящим Кодексом преступления, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные с применением насилия, - наказываются лишением свободы на срок до пяти лет". у. Ввести в УК РФ самостоятельную норму об ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними следующего содержания: "Статья 156.1 Жестокое обращение с несовершеннолетним
1. Жестокое обращение с несовершеннолетним, то есть совершение в отношении несовершеннолетнего деяния, носящего характер истязания либо мучения, причинившего физическую боль, вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, либо выразившегося в унижении человеческого достоинства несовершеннолетнего, - наказывается арестом на срок до шести месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные
а) в присутствии других несовершеннолетних;
б) в отношении двух и более несовершеннолетних, - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть, самоубийство или иные тяжкие последствия для несовершеннолетнего, - наказываются лишением свободы от пяти до десяти лет".
ф. Внести изменения в ч.1 ст. 157 УК РФ и дополнить эту статью примечанием, изложив то и другое в следующей редакции:
"1. Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, -
наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, а также лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечание. Под злостным уклонением от уплаты средств на содержание понимается сокрытие плательщиком дохода или имущества от обращения взыскания по исполнительному производству, в том числе возбужденному на основании предъявленного к исполнению нотариально заверенного соглашения об уплате алиментов, несообщение должником судебному приставу-исполнителю о перемене своего места жительства, а также совершение иных умышленных действий, влекущих невозможность взыскания алиментов или задержку их взыскания."
х. Исключить признак заведомости как условие, необходимое для привлечения виновного к ответственности по ч.2 ст. 202 УК РФ.
ц. Внести изменения в ст. 206 УК РФ, ужесточив ответственность за захват заложника и приравняв ее к ответственности за особо тяжкие преступления, включив в её санкцию наказание в виде пожизненного лишения свободы, если потерпевший несовершеннолетний. В примечании к указанной статье следует сделать оговорку, что освобождение от уголовной ответственности не применяется к захвату заложника, совершенного в отношении несовершеннолетнего.
ч. Дополнить ст. 210 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) квалифицирующим признаком "из числа заведомо несовершеннолетних детей".
ш. Внести следующие изменения в ст. 230 УК РФ:
а) название статьи изложить в следующей редакции: «Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов».
б) диспозицию ч. 1 ст. 230 УК РФ изложить в следующей редакции: "1. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов".
в) дополнить часть 3 пунктом "в" и изложить его в следующей редакции: "Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с целью организации постоянного источника доходов"
щ. Диспозицию ч.2 ст. 240 УК РФ дополнить следующим пунктом: "г) в отношении двух и более лиц."
1. Николаева Ю.В. Комментарий к статьям 150-157 Уголовного кодекса Российской Федерации / Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации. - М.: Проспект, 1997. 1 п.л. Коллектив авторов.
2.Николаева Ю.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общей редакцией д.ю.н., профессора Н.Г. Кадникова. — М.: Книжный мир, 2004. 34 п.л. / 1,5 п.л. Коллектив авторов.
3.Николаева Ю.В. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: Учебник: Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», специальностям «Юриспруденция»,
«Правоохранительная деятельность» /Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. - 3-е изд., испр. и доп – М.: Юриспруденция, 2005. 32 п.л. / 1 п.л. Коллектив авторов.
4. Николаева Ю.В. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под общей редакцией д.ю.н., профессора Н.Г. Кадникова. - М.: Книжный мир, 2006. 35 п.л. / 6 п.л. Коллектив авторов.
5.Николаева Ю.В. Уголовное право. Общая часть: Конспект лекций. – М.: МИЭМП. 2005. 6,2 п.л. (соавт. Батюкова В.Е.)
6.Николаева Ю.В. Уголовное право России: Общая и Особенная части: Учебник для высших учебных заведений: Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под общей редакцией Н.Г.Кадникова. - М.: Книжный мир, 2006. 2 п.л. Коллектив авторов.
7.Николаева Ю.В. Государственная политика в сфере обеспечения интересов несовершеннолетних (историко-правовые и теоретические проблемы): Монография. – М.: РАЕН. 2007 – 11,6 п.л.
8.Николаева Ю.В. Уголовное право. Часть общая. Часть особенная :Учебник / Под ред. Н. И. Ветрова, Ю. И. Ляпунова. - 4-е изд., испр. и доп., учеб. - М. : Юриспруденция, 2007 - 32 п.л. / 2 п.л. Коллектив авторов.
9.Николаева Ю.В. Национальная безопасность России (историко-теоретическое и прикладное исследование): Монография. - М.: МИЭМП. 2007 (Коллектив авторов). 30 п.л. / 1 п.л.
10.Николаева Ю.В. Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций. – М.: МИЭМП. 2008 – 16,3 п.л.
11. Николаева Ю.В. Дифференциация преступлений против несовершеннолетних в России. Монография. – М.: ЮРКОМПАНИ, 2011. – 16,75 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях по перечню ВАК:
12. Николаева Ю.В. Виктимологические аспекты профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних // Адвокат. 2007. № 7 -1 п.л.
13. Николаева Ю.В. Виктимологическая профилактика преступлений: объект, субъект правоотношения // Административное и муниципальное право. 2008. № 6. - 0,6 п.л.
14. Николаева Ю.В. Уголовно-правовая охрана физического и психического развития несовершеннолетних от преступных посягательств // Право и политика. 2008. № 2. – 0,5 п.л.
15. Николаева Ю.В. Охрана имущественных прав несовершеннолетних уголовно-правовыми средствами // Право и политика. 2008. № 12. – 0,6 п.л.
16. Николаева Ю.В. Теоретические основы правового статуса несовершеннолетних // Право и политика. 2009. № 1 - 0,6 п.л.
17. Николаева Ю.В. О государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Адвокат. 2009. № 6 - 1 п.л.
18.Николаева Ю.В. Проблемы дифференциации ответственности за преступления против несовершеннолетних // Адвокат. 2009. № 8 - 1 п.л.
19.Николаева Ю.В. Проблемы охраны физического и психического развития несовершеннолетних уголовно-правовыми средствами в современной России // Современное право. 2010. № 8 (1) – 0,8 п.л.
20.Николаева Ю.В. Механизм уголовно-правовой защиты интересов несовершеннолетних требует системного подхода // Современное право. 2010. № 10 (1) – 0,7 п.л.
21.Николаева Ю.В. Защищает ли уголовный закон имущественные права несовершеннолетних? // Современное право. 2010. № 12 (1) – 1 п.л.
22.Николаева Ю.В. Основы уголовной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2011. № 3 – 0,7 п.л.
23.Николаева Ю.В. Правовая защита несовершеннолетних в России // Современное право. 2011. № 6(1) – 1 п.л.
24.Николаева Ю.В. К вопросу о стратегии и видах государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних // Адвокат. 2011. № 5 – 0,8 п.л.
25. Николаева Ю.В. Виктимологические аспекты профилактики преступлений в отношении несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2011. июль. № 7 (43) – 1 п.л.
26. Николаева Ю.В. Перспективы совершенствования правовой защиты прав несовершеннолетних в России // Адвокат. 2011. № 7 – 0,7 п.л.
27. Николаева Ю.В. Вопросы правовой защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации // Государство и право. 2011. № 9 (81) – 1 п.л.
Статьи в иных рецензируемых научных изданиях:
28. Николаева Ю.В. Социально-правовая сущность семьи и ее место в государстве // Актуальные вопросы борьбы с преступностью и проблемы их преподавания: Сборник научных трудов. – М.: Юридический институт МВД РФ, 1996 – 0,5 п.л.
29. Николаева Ю.В. Проблемы уголовно-правовой охраны несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения (по материалам толкования ст.154 УК России) // Известия методического центра профессионального образования и координации научных исследований МВД РФ. 1998. № 1 – 0,7 п.л.
30. Николаева Ю.В. Уголовная ответственность за незаконное усыновление (удочерение): проблемы квалификации // Сборник научных трудов. М.: Академия права и управления. 2002 – 0,8 п.л.
31. Николаева Ю.В. Юридическая природа освобождения от уголовной ответственности // Российская юридическая наука на этапе формирования правового государства (Межвузовский сборник научных статей) / Под общ.ред. д.ю.н., проф. В.Н.Зырянова и д.ю.н., проф. Т.Н.Радько. – М.: Академия права и управления. 2003 – 0,5 п.л.
32.Николаева Ю.В. Основные направления правового обеспечения выполнения национальных программ России // Сборник научных трудов по итогам международной конференции в г. Тула 14 апреля 2006 г. М.: Тульский филиал МИЭМП. 2006 - 0,6 п.л.
33.Николаева Ю.В. К вопросу об эффективности государственной политики в сфере защиты прав несовершеннолетних в России // Право и жизнь. 2007. № 116 (11) - 0,7 п.л.
34.Николаева Ю.В. Развитие уголовного законодательства о защите прав несовершеннолетних в дореволюционной России // Право и жизнь. 2007. № 114 (9) - 0,8 п.л.
35.Николаева Ю.В. Государственная политика в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Вестник Академии права и управления. 2007. № 8 - 1 п.л.
36. Николаева Ю.В. Виктимологическая профилактика преступлений: объект, субъект, правоотношения // Право и жизнь. 2007. № 114 (9) - 0,8 п.л.
37. Николаева Ю.В. Теоретические основы правового статуса несовершеннолетних // Вестник Академии права и управления. 2008. № 13 – 1 п.л.
38.Николаева Ю.В. К вопросу о государственной политике в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних // Ученые труды Российской Академии адвокатуры. 2008. № 3. – 0,5 п.л.
39.Николаева Ю.В. Уголовно-правовые и социальные проблемы защиты интересов несовершеннолетних // Сборник научных трудов, посвященных 90-летию АТиСО. М.: Академия труда и социальных отношений. 2008 – 1 п.л.
40. Николаева Ю.В. Механизм уголовно-правовой защиты интересов несовершеннолетних нуждается в совершенствовании: по материалам научно- практической конференции, проведенной кафедрой уголовного права и процесса в июне 2008 года. М.: РУДН. 2008 – 0,7 п.л.
41. Николаева Ю.В. Дифференциация преступлений против несовершеннолетних, связанных с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий // Право и жизнь (Независимый научно-правовой журнал). 2009. № 127 – 0,6 п.л.
42.Николаева Ю.В. Защита прав несовершеннолетних в современном российском уголовном законодательстве // Образование и право (научно-правовой журнал). 2009. сентябрь 9(1) – 0,7 п.л.
43.Николаева Ю.В. Государственная политика в сфере защиты прав ребенка в России // Образование и право (научно-правовой журнал). 2010. сентябрь. 9 (13). – 1 п.л.
44.Николаева Ю.В. К вопросу о дифференциации ответственности за преступления против несовершеннолетних // Право и жизнь. 2010. № 147 (9) – 1 п.л.
45.Николаева Ю.В. Преступления, связанные с нарушением интересов и имущественных прав несовершеннолетних // Право и жизнь. 2010. № 148 (10) – 1 п.л.
46.Николаева Ю.В. Преступления против личности несовершеннолетних: теоретико-методологический анализ // Образование и право. 2011. № 1 (17) – 1 п.л.
47.Николаева Ю.В. Преступления против личности несовершеннолетних: теоретико-методологический анализ // Экономика и право. XXI век. 2011. июль-сентябрь. № 3 – 1,5 п.л.
48.Николаева Ю.В. Преступления против физического и психического развития несовершеннолетних // Образование и право (научно-правовой журнал). 2011. август 8 (24) – 0,9 п.л.