Научная тема: «РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ И ПОЛИТИЗАЦИЯ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2012
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. В зарубежной политической науке разработан ряд теорий, описывающих и объясняющих взаимодействие религии и политических процессов в обществе. При этом отмечается, что политизация религии в современном мире сопровождается трансформацией ее духовно-нравственного потенциала, связанной с релятивизацией традиционных религиозных ценностей. В то же время, приспосабливаясь к процессам  демократизации в современном обществе, религия оказывает позитивное влияние на демократические процессы. В обществе, где политические демократические институты менее развиты (восточный мир), государство всегда было более слабым институтом, чем такие социальные институты, как религия и семья. В таком обществе религия оказывает существенное влияние на политику. Отечественная политическая мысль особое внимание уделяла теоретическому обоснованию религиозной специфики политических процессов в российском обществе; политической роли России в религиозной сфере и мессианской роли русского народа в политике, стремящегося в настоящее время к преодолению разногласий между различными политическими и религиозными системами.

2. В ХХI веке формируется такое новое направление в научных  исследованиях, как конфессиональная политология. Она призвана исследовать многообразие способов и форм взаимодействия религии и политики в современном мире на теоретическом и прикладном уровнях. В рамках этого направления в диссертационном исследовании был разработан методологический конструкт, дающий возможность рассматривать религиозную экспансию в качестве фактора формирования социально-политической жизни общества, а религиозное пространство как одну из ее форм; политизацию религии как стадиальный процесс, завершающийся формированием религиозных политических партий и государственно-религиозных моделей институциализации общества; конфессиональные деструкции как следствие формирования политических религий. В рамках этого методологического конструкта дается инструментальное определение таких понятий, как религиозная экспансия, религиозное пространство, политизация религии, религиозные политические партии, государственно-религиозные модели институционализации общества, конфессиональные деструкции, политико-религиозные конфликты, политико-религиозный терроризм.

3. Религиозная экспансия как атрибут политизации религии представляет собой сложный поливариантный процесс, в который по мере его развития включаются как новые субъекты, так и объекты регулирования, что приводит к формированию религиозного пространства. Религиозная экспансия как фактор формирования социально-политической жизни общества носит циклически-волновой характер и существует в трех формах: цивилизационно-религиозной, государственно-конфессиональной и регионально-конфессиональной.

Осуществляя открытую экспансию, акторы религии формируют религиозное пространство и моделируют политическую реальность, используя свои властные ресурсы в системе государство - общество. В случае скрытой экспансии акторы политического процесса используют институт религии для достижения своих целей. В этом случае акторы религии выступают в качестве объекта политического процесса и действуют в рамках «дозволенного» государством, выполняя «государственный заказ» в системе государство - общество. Жизненный цикл религиозной экспансии состоит из последовательно сменяющих друг друга фаз: утверждение в процессе борьбы новой системы религиозных ценностей; их активная трансляция на территории полиэтничных сообществ; закрепление системы религиозных ценностей посредством политических, экономических и социокультурных механизмов; формирование новой государственно-религиозной модели; угасание религиозной экспансии.

4. Религиозная экспансия сопровождается складыванием религиозного пространства как формы социально-политической жизни общества. Религиозное пространство представляет собой порядок взаиморасположения и взаимодействия религиозно ориентированных цивилизаций, государств, регионов (с традиционно существующими системами религиозных норм, правил поведения, ценностей и религиозным культом), границы которых определяются социокультурными, религиозными и политическими факторами. Ядро религиозного пространства составляет религиозная доминанта, выступающая как регулятор религиозно-политической активности, акторами которой являются харизматические политические, религиозные лидеры. Переход религиозной доминанты из одной религиозной модели в другую, детерминированный политическим процессом, вызывает изменения в структуре религиозного пространства. Индивиды являются носителями индивидуальной религиозной доминанты, а этносы обладают коллективной религиозной доминантой, которая служит для сохранения культурного генофонда народа, но экстраполируется в рамках политики. В современном мире взаимосвязь политического и религиозного пространств прослеживается по следующим позициям: институциональность, электорат, конфликт и консенсус. Формирование религиозного пространства сопровождается экзистенциальной политизацией религии, в рамках которой  формируется ее конструктивный и деструктивный потенциал .

5. Модель устойчивого состояния религиозного пространства, основанием которой выступает доминанта этнотолерантности, постулирует переход от деструктивной политизации религии к ее конструктивной практике. В качестве ориентиров такой модели устойчивого состояния религиозного пространства, имеющей особое значение для современного российского общества, выступают четыре блока практик: нормативно-правовой блок, основу которого составляет реализация системы международного и государственного права, а также субъектов права Российской Федерации в сфере политико-религиозного кроссинга; социально-экономический блок, ориентированный на формирование в стране среднего класса и развитие инновационных технологий; превентивный образовательный блок, акцентирующий внимание на становлении и развитии толерантного политического сознания в поликонфессиональной и многоэтничной среде; политико-психологический блок, действие которого направлено на трансформацию конфессиональных деструкций и развитие конструктивных процессов в контексте политизации религии.

6. Политизация религии проявляется во включенности религии в политический процесс и предполагает влияние политического процесса на религию;  связывается с соперничеством религиозных организаций и партий за ресурсы власти; понимается как реализация стратегий и совокупность поведенческих акций акторов религии в политической жизни общества. Основной чертой политизации религии выступают изменения, происходящие в политическом религиозном пространстве.

Можно выделить три современных стадии политизации религии. Первая стадия связана с институциализацией политическими религиозными организациями архаических племенных общностей. Здесь на процесс политизации религии оказывают влияние ценности малой этнической группы или племени. Основной формой политизации религии на этой стадии выступает эффективная система государственной власти на основе религиозно-политической диктатуры, предполагающая запрет на существование политических религиозных партий. Вторая стадия политизации религии обусловлена активной деятельностью самих акторов социального института религии, политической деятельностью священников в социально-политической жизни общества. Основной формой политизации религии становится интеграция церкви в политический процесс. Третья стадия политизации религии связана с образованием и активной деятельностью политических религиозных партий - как легальных, так и нелегальных. Процесс конфессионального партогенеза свидетельствует о завершении формирования в обществе политической религии.

7. Политическая религия - это одно из динамических трансформированных состояний религии, формирующееся в ходе ее вторжения в политическую жизнь общества по поводу захвата территории, формирования государственности, использования политической власти в религиозных и светских государственных целях, обусловленное существованием религиозных партий как доминирующего фактора политической жизни.

Политическая религия характеризуется следующими признаками: 1) создание политической религиозной партии, как легального или нелегального образования, но длительно существующей политической организации, которая ставит конкретную политическую цель, 2) наличие иррациональных (вера, догматы) и рациональных (политическая идеология, стратегия и тактика) компонентов, 3) существование бивекторного потенциала: первый вектор направлен на трансляцию духовных императивов в обществе; второй на реализацию политических целей, 4) политическая религия существует только в политическом процессе. Ее местонахождение - это точка пересечения двух миров: религиозного и политического. В первом политическая религия обнаруживает себя в политической мифологии, теологии и политической символике, имеющей религиозный оттенок. Во втором она проявляется в деятельности политических религиозных партий.

8. Государственно-религиозные модели институционализации общества - это практические социально-политические формы (политизация религии, секуляризация религии или запрет на существование религии), в которых в течение длительного периода времени сосуществуют государственные и религиозные структуры (сосуществование как взаимодействие, сосуществование как компромисс, сосуществование как взаимоотрицание), обладающие властными полномочиями, реализация которых осуществляется в духовной, нравственно-этической и социально-политической жизни общества.

Можно выделить четыре модели: 1) теократическо-экспансивная модель (страны исламского мира), действующий принцип которой основывается на подчинении государства религии; 2) национально-традиционная модель (страны Западной и Восточной Европы), в которой государство на законодательном уровне утверждает статус «господствующей» конфессии в обществе, а церковь принимает активное участие в политической и гражданской жизни страны, выполняя по отношению к государству определенные обязанности; 3) светская полиэтноконфессиональная модель (страны Западной Европы, США, Россия), основу которой составляют следующие принципы: отделение церкви от государства; равенство конфессий перед законом; право граждан на свободу вероисповедания и свободу совести; 4) государственно-атеистическая модель (СССР), утверждающая отделение религиозных организаций от государства, но практически запрещающая их деятельность. Каждая из моделей поливариантна и детерминирована политическими, этническими, социокультурными факторами. Динамика функционирования государственно-религиозных моделей обусловлена субъект-объектной взаимозависимостью политического процесса и религии. Государственно-религиозные модели, существующие в поле социального и политического пространства, включают в себя символические формы топосы политизации религии.

9. Глобализация приводит к трансформации старых и формированию новых локальных топосов политизации религии. В современном обществе доминируют следующие топосы: 1) топос детерриторизации религии - распространение религии в тех местах, где исторически она не присутствовала; 2) топос политического религиозного фундаментализма, имеющий как страновой характер (православный и индуистский фундаментализм), так и надгосударственный характер (исламский фундаментализм); 3) топос трансформации социального института религии - разделение церкви на традиционную и политикоориентированную; 4) топос «расколотого государства» - существует в Турции и России; 5) топос мультикультурализма, характерной чертой которого выступает поиск политического компромисса и точек соприкосновения между культурными сообществами различной этноконфессиональной принадлежности; 6) ультрарадикальный национально-христианский топос, представленный в странах Западной Европы ультрарадикальными молодежными национально-религиозными сообществами, организациями и партиями, которые ставят своей задачей сохранение самобытности своей страны и депортацию мигрантов исламского вероисповедания; 7) ультрарадикальный исламский топос - место подготовки террористов-смертников.

10. Политизация религии сопровождается конфессиональными  деструкциями, которые перманентно вводят религиозное пространство в состояние коллапса, выход из которого сопровождается его радикальной трансформацией. Конфессиональные деструкции универсальны, они имеют место практически во всех религиях. Основополагающими причинами конфессиональных деструкций в современном мире являются: политические, экономические, теологические, социокультурные и этнические. Исторически конфессиональные деструкции представлены религиозными войнами, политико-религиозными конфликтами, политическим религиозным терроризмом. В современном мире политические формы конфессиональных деструкций обусловлены глобализацией и в большинстве случаев синдромом фундаментализма. Основными свойствами фундаментализма выступают: а) ощущение угрозы своей религиозной идентичности со стороны  современного мира и, как следствие, возникновение стремления найти и обезвредить врагов этой угрозы; б) ностальгия по священному прошлому, мессианские настроения и желание построить будущее государство на религиозно-политическом основании. Фундаментализм имеет место во всех монотеистических религиях, но его радикальный характер обусловлен политическим процессом.

11. Политико-религиозный конфликт, как форма конфессиональных деструкций, представляет важный элемент современного политического противоборства, который характеризуется следующими признаками: 1) существование исторических корней конфликта, уходящих вглубь веков, в силу чего конфликт имеет длительный затяжной характер, 2) присутствие в массовом сознании панидей (панисламизм, паниндуизм, панпротестантизм и т. д.), выступающих установкой к политическому действию; всплеск идей национализма усиливает религиозную составляющую конфликта и придает ему выраженный деструктивный характер, 3) активная деятельность политических религиозных движений и партий по реализации своих целей в процессе конфликта; наличие этого признака свидетельствует о нежелании акторов конфликта идти на компромисс.

Специфика политико-религиозного конфликта проявляется в том, что  существует корреляция между религиозными верованиями и политическим поведением - ортодоксы более склонны к религиозному конфликту, чем обычные верующие; существует взаимосвязь между уровнем религиозных верований и политическим поведением - уровень религиозности субъекта определяет его политическое поведение и его формы, в том числе склонность к насилию и убийству.

12. Политический религиозный терроризм - это ультрарадикальная форма конфессиональных деструкций, раскрывающаяся в контексте политизации религии, имеющая перманентный характер в современном мировом политическом процессе конца ХХ - начала ХХI вв. Экзистенциональное основание политического религиозного терроризма составляют деструктивные паттерны религиозной доминанты, внедренные посредством политических и психологических установок в политическое сознание субъекта-террориста. Деструктивные паттерны религиозной доминанты индуцируют в политическом поведении субъекта агрессивный, разрушительный потенциал.

Внутренняя рефлексия субъекта, как исполнителя террористического акта, обусловленная его рациональными и иррациональными деструктивными действиями, определяется политико-религиозной стратегией акторов политизации религии и служит установкой к действию. Внутренняя рефлексия, обусловленная рациональным характером политической деятельности, предполагает подготовку и проведение религиозного террористического акта с целью устрашения мирных граждан тех государств, которые выступают в качестве непримиримого врага, которого надо уничтожить. Внутренняя рефлексия, детерминированная иррациональным характером религии, предполагает сознательное самопожертвование  террориста в силу того, что его бытие-к-смерти есть для него бытие-к-вечной жизни.

Список опубликованных работ
I. Монографии:

1. Дринова, Е. М. Онтологические основания этноконфессионального пространства: монография / Е. М. Дринова. – Волгоград: Изд-во Волг. гос. ун-та, 2006. – 224 с. – 13 п. л.

2. Дринова, Е. М. Конфессиональная геополитика: политические процессы в религии: монография / Е. М. Дринова. – Волгоград: Изд-во Волг. гос. ун-та, 2010. – 338 с. – 21,1 п. л.

II. Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Дринова, Е. М Конфессиональная геополитика о разрешении этноконфессиональных конфликтов / Е. М. Дринова // Известия ВГПУ. – 2007. – № 3. – 0,4 п. л.

2. Дринова, Е. М. Конфессиональная геополитика: предмет и анализ структуры / Е. М. Дринова // Философия права. – 2008. – № 1. – 0,5 п. л.

3. Дринова, Е. М. Практические аспекты конфессиональной геополитики/ Е. М. Дринова // Философия права. – 2008. – № 5. – 0,5 п. л.

4. Дринова, Е. М. Конфессиональная геополитика и процессы политизации религии / Е. М. Дринова // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2008. – № 2. – 0,4 п. л.

5. Дринова, Е. М. Религиозная экспансия: социально-философский аспект / Е. М. Дринова // Философия и общество. – 2009. – № 4. – 0,4 п. л.

6. Дринова, Е. М. Конфессиональные деструкции в социокультурных формах глобализации / Е. М. Дринова // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2010. – Том 10. – 0,5 п. л.

7. Дринова, Е. М. Религиозная структура как предмет политологического анализа / Е. М. Дринова // Социально–гуманитарные знания. – 2010. –№ 2. – 0,4 п. л.

8. Дринова, Е. М. Русская политическая мысль о геополитике религиозного фактора / Е. М. Дринова // Философия права. – 2010. – № 1. – 0,5 п. л.

9. Дринова, Е. М. Религиозный терроризм как атрибут политической религии / Е. М. Дринова // Философия права. – 2010. – № 3. – 0,5 п. л.

10. Дринова, Е. М. Религия в политических процессах: методологический и практический аспекты / Е. М. Дринова // Вестник РГТЭУ. – 2010. – № 11. – 0,5 п. л.

11. Дринова, Е. М. Современные политические процессы в религии / Е. М. Дринова // Вестник РГТЭУ. – 2011. – № 2. – 0,5 п. л.

12. Дринова, Е. М. Исследование форм политико-религиозного взаимодействия в контексте модернизации и глобализации /Е. М. Дринова// Вестник Волгоградского государственного университета. – 2011. – № 1 . – 0,4 п. л.

13. Дринова, Е. М. Акторы и механизмы политической религии / Е. М. Дринова // Вестник РГТЭУ. – 2011. – № 6. – 0,5 п. л.

14. Дринова, Е. М. Проблемы формирования концепции устойчивого состояния религиозного пространства в России / Е. М. Дринова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2011. – № 3 – 0,5 п. л.

15. Дринова, Е. М. Политизация религии и ее динамические характеристики в современном мире / Е. М. Дринова // Философия права. – 2011. – № 5. – 0,5 п. л.

III. Научные статьи и разделы монографий:

1. Дринова, Е. М. Парадигмы кризиса культуры: монография / Е. М. Дринова, В. Л. Лившиц. – Волгоград: Изд-во Волг. гос. ун-та, 2006. – 17п. л. (авторский объем – 1 п. л.).

2. Дринова, Е. М. Этноконфессиональный конфликт как форма социального взаимодействия в обществе / Е. М. Дринова // Философия социальных коммуникаций. – 2006. – № 2. – 1,1 п. л.

3. Дринова, Е. М. Этноконфессиональные аспекты коммуникаций в функционировании современных партий / Е. М. Дринова // Философия социальных коммуникаций. – 2007. – № 3. – 1,7 п. л.

4. Дринова, Е. М. Феномен религиозного терроризма и закон / Е. М. Дринова // Научные труды Российской академии юридических наук. М., 2008. 0,3 п. л.

5. Дринова, Е. М. Политизация религии в современном мире и феномен «политическая религия» / Е. М. Дринова // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Сер. Политология и социология. – 2010. – № 1. – 0,45 п. л.

6. Дринова, Е. М. Политическая религия и феномен религиозной экспансии / Е. М. Дринова // Новая правовая мысль. – 2011. – № 1 – 0,4 п. л.

IV. Публикации в сборниках материалов научных конференций:

1. Дринова Е. М. Возможно ли возрождение «Русской идеи»? /Е. М. Дринова // Тезисы докладов Межвузовской научной практической конференции. – Волгоград, 1999. – 0,3 п. л.

2. Дринова, Е. М. Религиозная доминанта – как фундаментальная основа религиозной модели / Е. М. Дринова // Человек в информационном пространстве цивилизации: культура, религия, образование: тез. докл. Междунар. науч. конф. – Краснодар – Новороссийск: Изд-во КГУКИ, 2000. – 0,2 п. л.

3. Дринова, Е. М. Государственная информационная политика и гармонизация личности или изменение информационного метаболизма / Е. М. Дринова // Информационная свобода и информационная безопасность: материалы Междунар. науч. конф. – Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2001. – 0,2 п. л.

4. Дринова, Е. М. Русская философия в контексте конфессиональной геополитики / Е. М. Дринова // Актуальные проблемы подготовки менеджеров (специалистов) к управленческой деятельности в области физического воспитания и спорта, адаптивной и оздоровительной физической культуры: материалы Междунар. науч. конф. – Волгоград: Изд-во ВГАФК, 2002. – 0,2 п. л.

5. Дринова, Е. М. Конфессиональная геополитика: сущность, генезис / Е. М. Дринова // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: материалы III Рос. философ. конгресса. В 3-х т. Т. 3. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. – 0,2 п. л.

6. Дринова, Е. М. Проблемы этноконфессионального взаимодействия на юге России / Е. М. Дринова // Общественные отношения и права человека на юге России: история, современность и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 0,2 п. л.

7. Дринова, Е. М. К вопросу о необходимости конфессиональной геополитики / Е. М. Дринова // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы. Материалы Междунар. научн. конгресса. – М. – 2007. – 0,3 п. л.

8. Дринова, Е. М. Оппозиция «глобализация – экзистенция» в рамках конфессиональной геополитики / Е. М. Дринова // Человек в современных философских концепциях: материалы IV Междунар. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГу, 2007. – 0,4 п. л.

9. Дринова, Е. М. Этнические процессы и идеи мультикультурализма в современном мире / Е. М. Дринова // Наука и религия в глобализирующемся мире: сб. научн. ст. Казань: Изд-во КГУ, 2007. – 0,3 п. л.

10. Дринова, Е. М. Культурная экспансия: история и современность / Е. М. Дринова // Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: труды Всерос. науч.-практ. конф. – Волгоград: Волгог. науч. изд-во, 2007. – 0,4 п. л.

11. Дринова, Е. М. Методологическое обоснование феномена религиозного терроризма / Е. М. Дринова // Человек и общество в противоречиях и согласии: сб. науч. трудов по материалам VI науч.-практич. конф. (В 2-х ч.) 2007. Под ред. А. И. Аспилова. – Нижний Новгород, – 0,4 п. л.

12. Дринова, Е. М. Информационное воздействие и процессы модификации религиозного пространства / Е. М. Дринова // Интеграция науки и образования. Информационная культура и креативный потенциал общества и личности: сб. научн. ст. Междунар. науч. конф. – Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2008. – 0,2 п. л.

13. Дринова, Е. М. Влияние религиозных детерминант на социально-экономическое развитие общества / Е. М. Дринова // Ученые записки Волгоградского института экономики, социологии и права. – Волгоград: Изд-во ВИЭСП, 2008. – 0,5 п. л.

14. Дринова, Е. М. К вопросу о необходимости формирования конфессиональной геополитики / Е. М. Дринова // Человек, общество, история: методологические инновации и региональный контекст: сб. научн. ст. Всерос. науч. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. – 0,5 п. л.

15. Дринова, Е. М. К вопросу о нормативно–правовом регулировании в конфессиональной сфере / Е. М. Дринова // Воспитание студента-кооператора – активного участника кооперативного движения России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2009. – 0,3 п. л.

16. Дринова, Е. М. Государственно-религиозные модели конституирования общества / Е. М. Дринова // Диалог религий в пространстве современной культуры: материалы Междунар. науч. практич. конф. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009. – 0,45 п. л.

17. Дринова, Е. М. Социально-философские основания политизации религии / Е. М. Дринова // Россия и россияне: особенности цивилизации: материалы Междунар. научн. конференции. – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2009. – 0,4 п. л.

18. Дринова, Е. М. Модернизация и идеология либерализма в социокультурных сообществах / Е. М. Дринова // Сб. научных статей профессорско-преподавательского состава по итогам научно-практической конференции. Волгоград, 2009. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010. – 0,4п. л.

19. Дринова Е. М. Роль муниципальных органов власти в процессах политизации религии в условиях гражданского общества / Е. М. Дринова // Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: правовые и политические аспекты: материалы Междунар. научн. конференции. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010. – 0,45 п. л.

20. Дринова, Е. М. К вопросу о конфессиональном партогенезе в современной России в конце 20-го – начале 21-го века / Е. М. Дринова // Сборник научных статей аспирантов и соискателей. Вып. 9. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2010. – 0,5 п.л .

21. Дринова, Е. М. Молодежный экстремизм и стратегия разрешения межэтнических и религиозных столкновений в поликультурной студенческой среде / Е. М. Дринова // Проблемы социальной работы с молодежью и молодежная политика: история, теория, и практика: материалы Всерос. науч. практ. конференции. – СПб., 2010. – 0,3 п. л.

22. Дринова, Е. М. Политические аспекты религиозного терроризма: критерии и сущность / Е. М. Дринова // Ценности и интересы современного общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М.: РГТЭУ, 2010. – Ч. 2. – 0,45п. л.

23. Дринова, Е. М. Процесс политизации религии: его факторы и механизмы / Е. М. Дринова // Нижнее Поволжье – территория мира и согласия. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Волгоградском регионе: история и современность: материалы науч.- практ. семинара. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 0,3п. л.

24. Дринова, Е. М. Религиозная экспансия как политический процесс / E. М. Дринова // Экономика, государство и общество в ХХI веке: материалы Междунар. науч. конф. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2011. – Ч. 4. – 0,5п. л.